Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 17.11.2015. Последняя правка: 19.11.2015.
Просмотров - 6818

Антимонопольная политика в России

Мальцева Мария Николаевна

нет

Ставропольский Государственный Аграрный Университет

студентка

Научный руководитель Гурнович Татьяна Генриховна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента и банковского дела, СтГАУ


Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие антимонопольной политики, ее проблемы, а так же меры осуществления.


Abstract:
This article discusses the concept of anti-monopoly policy, its problems, as well as the implementation of the measures.


Ключевые слова:
монополия; экономика; Росиия

Keywords:
monopoly; economy; Russia


УДК 330

Как все цивилизации мира, так и общественные системы защищали интересы общества  независимо от того, как было названо данное общество,  какую часть населения оно представляло, и какие средства для его защиты были задействованы.

История показывает, что важнейшим элементом экономической политики можно назвать антимонопольную политику государства. Именно она определяет,  как социальное положение населения государства, так и  уровень экономического развития страны, степень конкурентоспособности рынка.

Свободная конкуренция в обществе является важнейшей предпосылкой экономического, социального и политического развития.  Потребность в  конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но наиболее явно проявилась в 20 веке. Монополия является противоположностью свободной конкуренции,  она  ведет к застою хозяйственного развития, деградации в соц. сфере, политическому  тоталитаризму.   Попытки создания эффективной монополистической системы в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в относительно короткий срок показали свою несостоятельность.

Опыт общественного развития в России и странах зарубежья показал необходимость вмешательства государства в экономические процессы, для того,   чтобы согласовать интересы всех участников и найти наилучшие пути прогресса общества. Ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции  выражается в антимонопольной политике.

 

Антимонопольная политика - это совокупность мер, которые направлены на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий,   уменьшение недобросовестной конкуренции,  снижение административных барьеров и т.д.

Осуществление антимонопольной политики в России до недавнего времени было невозможным:  российская экономика приняла от советской  высокий  уровень  концентрации производства во многих отраслях. Только в 90-х годах 20 века антимонопольная проблема стала одной из главных тем в прениях о переходе экономики России к рынку.

Проведение антимонопольной политики стало необходимостью для экономики страны. Антимонопольное законодательство в России стране  слабо воздействует на все сферы экономики, потому что широкое изучение проблематики антимонопольного регулирования  начинается только сейчас.

К проблемам антимонопольного регулирования можно отнести:

· чрезмерную продолжительность судебных процессов по антимонопольным делам;

· огромные проблемы с определением мер, предотвращающих негативные последствия монополизации;

· большие издержки разграничения слияний, которые увеличивают эффективность использования ресурсов и слияний, ограничивающих конкуренцию;

· трудности, связанные с  осуществлением мер антимонопольного регулирования;

· большое влияние политики на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства;

· узкое поле для антимонопольной политики.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений, к ним относятся: стимулирование предпринимательства, развитие конкуренции, организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

 

Существует 2 основных метода регулирования монополий: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, которые устраняют и предупреждают  монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся в основном финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике страны.

В капиталистических странах монополии появились в то время, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы регулировать конкуренцию, начало создавать определенные  ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и только зарождающихся  рыночных отношениях. Именно поэтому, для России  необходимо как уменьшить уровень монополизации, так и добиться соблюдения правил конкуренции,  осуществлять меры наказания за их нарушения.

 

Специалисты в вопросах антимонопольной политики выявляют следующие причины  невысокого уровня развития конкуренции в России:

 

приватизация не привела к возникновению таких собственников, заботящихся о  развитии своей организации, а не о максимизации прибыли.  

принудительная реорганизация предприятий не была использована в полной мере

малый бизнес не смог получить должного развития.

 

В большинстве стран малый бизнес является одной из основ  формирования конкурентной среды. У малого бизнеса большие возможности маневрирования, низкие  операционные расходы, у служащих высокое чувство  причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях высоких рисков малый бизнес не перестают вовлекать инновации которые  затем  смогут быть отданы на тиражирование более крупному промышленному бизнесу.

Если рассмотреть опыт зарубежных стран, то можно увидеть, что увеличение  доли малых организаций в общем числе хозяйствующих субъектов приводит в уменьшению уровня безработицы и развитию конкуренции.  Но, к сожалению, на сегодняшний день рост числа таких предприятий уменьшился, так как они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

 

 

Меры антимонопольной политики в России определяются спецификой монополистических отношений в экономике. Обычно используются такие правовые средства, как:

а) государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают главные положения на товарном рынке. Если положение фирмы является доминирующим, то устанавливается особый государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности этого хозяйствующего субъекта;

б) принятие определенных мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, если таковые занимают доминирующее положение на товарном рынке. Меры по реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта осуществляются при данных условиях:

- возможности организационного, а так же территориального обособления предприятий, структурных подразделений или единиц;

- отсутствия  технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений, а так же структурных единиц;

в) Государственный контроль как  за реорганизацией, так  и ликвидацией хозяйствующих субъектов.

Подводя итоги, можно назвать антимонопольную политику России  важным атрибутом структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Безусловно, в определенных случаях  существование монополии является  необходимым, но за этими процессами должен осуществляться строгий контроль со стороны государства. Стоит так же отметить, что свободный рынок не способен быстро заменить отраслевую монополию, которая складывалась десятилетиями, так как  утверждение конкурентных отношений -- не единовременная моментальная акция, а сложный и долгий процесс. 

 

Библиографический список:

1. Киселева В.А: Экономическая теория- М:КНОРУС, 2011 56 с.: URL: http://dimon-mdv.narod.ru/univer/Kiseleva.pdf
2. Максаковский В.П. Классификация и типология стран мира // География в школе.–2007-№1.–С.6–10:URL: http://www.studresearsh.ru/gotovie/12130135.html
3. Родионова И.В: История экономических учений: учеб. пособие.- Владивосток: Мор. гос. ун.-т, 2010. – 31 с.: URL: http://www.aup.ru/books/i000.htm
4. Чернышов П. Г. Increasing of the competitiveness of agricultural production as a method to protect the agricultural market / П. Г. Чернышов, Т. Г. Гурнович // Международная научно-практическая конференция «Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития». − г. Ставрополь, 5-7 апреля 2011 г.. В 2-х т. Т.2. – М.: Илекса, 2011. – 0,35/0,15 п. л. 5 Соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами - участниками СНГ 12 марта 1993 г., 6.Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с правительствами иностранных государств.




Рецензии:

17.11.2015, 10:33 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: Нужно в список литературы включить нормативные акты по антимонопольной политике. Учебники и старые источники носят формальный характер. после изменения можно опубликовать в качестве обзора проблемы для молодежи.

17.11.2015 12:12 Ответ на рецензию автора Мальцева Мария Николаевна:
ваши рекомендации учтены, в списке литературы недочеты исправила.

17.11.2015, 15:00 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Статья носит формальный характер. Чем обусловлен выбор темы работы? ее актуальность. по тексту отсутствуют ссылки на авторов. Более конкретно нужно указать черты отличия и сходства антимонопольной политики России и зарубежных государств. После доработки можно публиковать. Д.г.н., проф. Яковенко Н.В.
19.11.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Мальцева Мария Николаевна:
Спасибо за рецензию, недочеты были исправлены и доработаны по мере возможности.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх