Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Политология
Размещена 23.11.2015.
Просмотров - 1856

Потворство религиозности и рождаемости движению за «Исламское государство».

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал в г. Пятигорске

профессор кафедры "Истории и философии права"

Аннотация:
К нынешним событиям в Сирии, как и прежним в Ираке, непосредственно причастно желание политиков США с выгодой для себя управлять исламскими государствами. Скорее непредвиденно, нежели специально оказание военной помощи борцам за «исламское государство» породило потоки беженцев в Европу. И это, и терракты стали влиять на отношение европейцев к политике США. Но вряд ли это уменьшит рождаемость в исламском мире, усилит там производство, станет сдерживать эмиграцию, настрой на более корректное использование положений «Корана».


Abstract:
For the current events in Syria, as well as the same in Iraq, the desire of politicians directly involved in the US profitably manage Islamic states. Rather unexpectedly, rather than specifically military assistance to the fighters for the "Islamic state" has given rise to flows of refugees to Europe. And this, and terrorist attacks began to influence the attitude of Europeans towards the US policy. But it is unlikely to reduce the birth rate in the Islamic world, it will increase production, will restrain emigration mood for a correct use of the provisions «of the Koran».


Ключевые слова:
ислам; халифат; теократия; движение за «исламское государство»; политика США в арабо-исламском мире

Keywords:
islam; caliphate; theocracy; movement «Islamic state»; the US policy in the Arab-Islamic world


УДК 32 

Научное рассмотрение действий по созданию «исламского государства». Важнейшими мировыми событиями текущего времени предстают: активизация военных действий борцов за «исламское государство» в Сирии, Ираке, вытеснение ими больших потоков беженцев в европейские страны, подключение России к сопротивляемости этому движению. Текущий пик – гибель российского пассажирского самолета в небе Египта (31.10.2015 г.) и недавний террористический акт во Франции (13.11.2015 г.). К оценочным и решительным действиям политиков, описательно-разъяснительным журналистов подключились расследования обществоведов. Для анализа непростой ситуации потребен учет достижений по «арабскому Востоку», исламской религии, исламизированной политике, межнациональным отношениям, мировой демографии, эмиграции и иммиграции, Эти вопросы дались Капице С.П. [2], Кошевой [3], Сафарову Б.А. [7], Щербакову Е. [8] и др. Сильна потребность в действиях специалистов по политике США, стран Европейского Союза, взаимоотношениям США и России.

Действия ученых масштабные, сосредоточенные. Они работают в помощь политикам, в позициях которых следует разбираться, но с подсказкой чего-то, полезного. В совокупности немалой численности аспектов рассмотрения сложностей просматриваются: религиозный, демографический, эмиграционный. Насколько эти факторы связаны друг с другом, породили, поддерживают терроро- содержательное исламо-религиозное движение? Вопрос достоин специального рассмотрения, хотя обще приемлемый ответ на него вряд ли достижим.

Социальный вызов религии. Для всех людей ясна важность для жизни человека возможности удовлетворения неустранимых потребностей, начиная с питания. Отсюда учет необходимости труда, преодоления массы трудностей. Но при том усилия по выяснению причин неудач, вытеснения радости горечью. Действия в таком окружении подали первым людям мифы, после чего язычество. На этой стадии прогресса человечества члены родов племен стали объяснять себе: смыслы употребляемой морали, причины горечей, хотя бывала и радость. С этой задачей сравнительно легко стала справляться религия, сложившаяся политеистически, но давшая также и монотеизм. Поначалу иудеи, а после них христиане стали объяснять свои тяжкие ситуации как наказание «всевышнего», «небесно-единственного» за собственное неэтичное поведение, некорректность действий. Другие, окружающие люди при этом не причем, хотя своя «вольность» не всегда им в пользу. В режиме имущественного расслоения общества на удачливых, состоятельных и неудачливых, нуждающихся, а где-то даже на «правообеспеченных» и бесправных возникла система воспитательного возвышения жрецов, священников над рядовыми верующими, прихожанами.

Подключение к религиозности государственного устройства. Наработки религий для самоуправления формирующимся нациям оказалось недостаточно. Пошел дополнительный процесс государственного строительства. У будущих европейских наций, начиная с греков и римлян, определилось разделение власти на религиозно-священническую и государственно-политическую. На севере Африки, северо- западе Азии определилось единство этих средств – халифат (халиф араб. – заместитель, наследник). Если учитывать дополнительно Дальний Восток с индусами и окружающими их нациями, то там далось сочетание политеизма с монотеизмом при жизни в государственном устройстве. В брахманизме (YIII – II вв. до н.э.; брахман – инд. «душа мира») богов не мало, в буддизме тоже, но в последнем случае выделили «творца» мира, каст – Пурушу (др.-инд. Purusa, букв. «человек»).

У арабов. Арабы, не поспешившие с отходом от язычества (622 г.), сделали выработанную исламскую религию национальной, а государства - халифатными. И агитацией, и военными действиями эта религия была подана жителям Месопотамии и Персии, туркменам, жителям Средней Азии, если не выделять афганцев. Ныне мусульман в мире 800 млн. Но христиан больше – 1 млрд.

Польза от освоения религиозного мировоззрения и создания этно- территориальных обществ верующих под управлением священников, имамов предстала в качестве поддержки позитивной морали, удержания людей от преступных действий [1]. Но некорректные действия, вплоть до военных, оказалась поддержанными сосуществованием разных религиозных взглядов, разных представлений позитивности и негативности моральных норм, сущности политической власти [3].

Религия и укрупнение государств. Хотя религиозное единство было в пользу объединения полисов, княжеств, территориально «малогабаритных» государств, у арабов это не сработало. Тогда, когда невообразимое число китайцев (их уже 1.339.450.000 человек) ограничилось использованием лишь одного государства, арабам при 336 миллионах членов этой нации государств досталось целых 20. Почему так много? Ведь если быть всем вместе, в единых границах, то более сильна самозащита, крепче влияние на другие страны! Это важное преимущество оказалось заслоненным настроем на собственное распоряжение государственным бюджетом, поднесением себе исключительно выгодных прав. Единая религия не создала единого национального государства ни у арабов, ни у тюрок, хотя дистанция между политической властью и религиозной была задана нулевой. Почти в 30 странах Азии и Африки ислам объявлен государственной религией [5].

Следует признать, что множественность государств обеспечивала более мягкое отношение к демократии, применению выборов, созданию партий. Но случилась несогласованность, запущенная противостоянием суннитов (Турция) и шиитов (Персия). В первом из этих течений (халифат) преимущество за политическим институтом, во втором случае (имамат) государственная власть – религиозный институт [7]. При всех различиях исламская вера предстала пропитанной теократическим монархизмом, а государственное устройство нации оказалось ослаблением этой силы.

Религиозный экспансионизм. Арабы, сколько могли, территориально расширялись, уверяя себя в важности превращения каждого человека в магометанина, не глядя на его наличную веру. Для кого-то это территориальный экспансионизм под религиозным флагом. Но не согласных с такой позицией не мало. Любви к родной земле, привязанности к народу своей веры оказалось не достаточно, чтобы оставаться в границах своих государств, не эмигрировать туда, где верят в существование не аллаха, а бога.

Причины эмиграций. По совокупности эмигрантских выездов в европейские страны, США, если не брать «буддийский Восток», определились два важных фактора:

- демографический, связанный с видом религии и

- технико- экономический – с уровнем жизни.

Демографический фактор. Если создатели христианства не взяли допущенное в иудаизме многоженство, предпочли парный брак, то в исламе этого не произошло. Мухаммед не смог убедить элиту Мекки, ограничиться парным браком. Там допустили четырехженство, что оказалось в пользу высокой рождаемости. Но это не все отличие от христианства. Созданная религия негативно отнеслась к прерыванию беременности, что тоже было в пользу мночисленности в семье детей. Но содержать много детей труднее. Нынешние аналитики высокую рождаемость в исламском мире объясняют также задержкой освоения пенсионной системы. Чтобы родители могли в старости поддерживаться детьми, их следовало рожать побольше. Но лучше сыновей, чем дочерей, которые, выйдя замуж, отрываются от своих родителей.

Исторически прирост населения в регионах земного шара стал зависеть от вида господствующей религии. Подсчитано, что азиаты составят 57% численности людей мира. Европейцев будет 21%, южных и северных американцев - 14%, а африканцы будут всего лишь с 8%. [4] По другим расчетам, в 2050 году 54,1% населения мира будет проживать в Азии, 25,1% в Африке, 8,2% в Латинской Америке, 7,4% в Европе, 4,7% в Северной Америке, 0,6% в Океании [6]. В данном случае африканцев больше, а европейцев меньше. Стоит добавить, что

«В Северной Америке и Европе, где живет более 1/4 человечества, темпы ежегодного роста населения ниже 1%, и следует ожидать его дальнейшее сокращение. В то же время в странах Африки, Латинской Америки и Азии, где живет около 1/2 населения земного шара, темпы роста составляют 2,5 % и имеют тенденцию к ускорению» [5].

Подсчеты величин учитывают не только рождаемость, удлинение продолжительности жизни людей, но и их эмиграцию из Азии и Африки в Европу [8]. Европа проигрывала бы больше, если бы не прибытие иммигрантов.

Технико-экономический фактор. Как же действуют экономический фактор, технический прогресс, свобода предпринимательства? Арабы поначалу и долго действовали не столько в режиме совершенствования техники, развития прикладных наук, изобретательства, подготовки кадров, сколько в рамках сельско-  хозяйственного производства, осуществления агрессий с захватом людей ради превращения их в рабов. Они не решились на изобретение паровых и бензиновых двигателей, производство автомобилей и самолетов, металлорежущих станков. Нерелигиозное образование получалось в Европе. Но там христианская религия отвергла рабство, хотя в иудаизме это было терпимо. В исламе рабство оценили как практический способ превращения «неверных» в «верных». Но «неверие» здесь не атеизм, лучше было бы противопоставить «иноверие». Сравнительно высокая динамика численности населения при слабом развитии техники сдерживала рост уровня жизни, материальное обеспечение всех членов общества. Отсюда активизация эмиграции при не довольстве жизнью в родной стране.

Поддержка эмиграции. Ход истории на исламизированных территориях слабо поддерживал безработных, нищих, провоцировалось уныние при сложности определения виновных. Кое у кого из них критика охватывала действия властелинов, но в рамках обвинения в слабой приверженности к положениям исламской религии. При расположенности ислама к халифатству проникновение на территорию демократических ценностей порождало настроение на более строгое соблюдение норм этой религии, желание создания действительно «исламского государства».

Отношение европейцев к иммиграции. Европейское христианство, не дало брачности и рождаемости широкий простор. Это при том, что технический прогресс наращивал потребность в рабочей силе, а на их территориях не все безработные соглашались на работу с предлагаемой величиной оплаты труда. Определился интерес предпринимателей к иммигрантам из-за рубежа, даже с готовностью предоставлять им со временем гражданства. Германия в этом деле сильно постаралась. Но эти въезды, уменьшающие долю в численности населения членов коренных наций, не искореняли недовольств населения в исламских странах.

Варианты выхода из сложностей. Со временем в помощь магометанам подошло несколько средств. В Афганистане взялись за выращивание наркотических растений с распространением такой продукции по всему миру. Пренебрежения Россией не случилось, продукция стала приходить через Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Арабам стала даваться добыча и реализация нефти с ее высокой прибыльностью. Европейские предприниматели не стали воздерживаться от привычных, приносящих денежное пополнение действий в Турции, арабских странах. Они даже взялись за создание за рубежом вузов. Но полного улучшения настроения всех лиц исламской веры не произошло.

Зарубежные арабо-исламские и тюрко-исламские диаспоры. Европейские политики, не сильно осуждая привязанность ислама к монархии, радовались демократическим подвижкам в исламских странах. То же было и с политиками США при их решимости, утверждать повсюду в мире «широкую демократию». Отношение в светских странах к росту доли у себя лиц исламской религиозности было терпимым. Но магометане объединялись в территориально-религиозные общества, обживали целые кварталы, строили мечети, укреплялись в качестве диаспор. Участие в религиозных общинах стало дополняться членством в этно-религиозных партиях. Не оказались исключенными случаи прохождения их членов в законодательный орган страны, получения административной должности. Но это нравилось не всем местным жителям, были противники иммиграционной политики.

Старт движения за «исламское государство». Все выше представленное важно для ориентировки в процессах возникновения и распространения в странах движения «за исламское государство». За начало отсчета обычно берется объявление 29.06.2014 г. «всемирного халифата». с штаб-квартирой в сирийском городе Эр-Ракка. Так были объединены группы, которые действовали, кроме как в Сирии, дополнительно в Алжире, Афганистане, Египте, Ираке, Йемене, Ливии, Ливане, Нигерии. По Ираку подсчитано слияние 11 группировок с подразделением «Аль-Каид» (2006 г.).

Причастность США к этим процессам предстает тогда, когда берут Афганистан. Там «исламское движение» возникло в действиях против Талибана (1994 г.; «талиб» – учащийся духовного учебного заведения). Талибы правили страной в 1996 – 2001 гг. Но они нажили оппозиционеров, взявшихся за создание «действительно» «исламского государства». Поскольку отношения власти США с Талибаном, как хотелось, не сложились, инициатором создания указанного сопротивления считают данную страну. Поддержка борьбы недовольных под флагом более корректных толкований положений Корана была рассчитана на свой политический выигрыш. Но когда взор политиков США повернулся в сторону Ирака, борцы за истинно «исламское государство» Афганистана оказались свободными. Привлекательность такого движения оказалась заразительной. Агитаторы по вступлению в общество борцов за «исламское государство» стали появляться везде, где могли быть найдены мусульмане. Привлекали к себе людей молодых, слабо обеспеченных, безработных, послушных, решительных. Недавно россияне узнали, что территория распавшегося СССР подала в места сражений 10.000 магометан. Вооружившихся лиц потеря собственной жизни не пугала. Их сознание полагало, что при борьбе за справедливость все допущенные грехи прощаются, а душа после смерти устраивается в небе с максимальной выгодой, чего в христианстве не оказалось. Это несомненный, более убедительный вариант «чистилища», который достался христианству.

Политический интерес к борцам за «исламское государство» в США. После затраченных усилий в Афганистане властям США понадобилось решающее влияние на правителей арабских стран. Разве плохо прислушиваться к себе, повышать добычу нефти, снижать цену на этот продукт, чтобы Россия, свой враг, предстала перед бюджетным дефицитом? На российской стороне решили, что американцам потребовались «послушные» халифы, «халифоподобные» президенты, но в режиме подозрений о недостатке у них демократии. Политики США не смогла призвать к покорности Сирию по методике, примененной в Ираке. Ведь туда вошли с неподтвержденными до сих пор обвинениями Саддама Хусейна в разработке оружия массового истребления людей. В Сирии же ставка была сделана на помощь нажитых президентом Башаром Асадом оппозиционеров, которым понадобилось более корректное толкование указаний Мухаммеда. Ведь аллах через «Коран» идею демократических выборов президента не подал, не к месту методы, используемые в христианской Европе. Борцов за «исламское государство» пришлось вооружать, а их действия направлять. При пропаганде ценности «широкой демократии» случилась любезность к недемократическому способу движения к власти. Выяснили, что оружие сирийским борцам за «исламское государство» шло и из Украины. Но, разве здешняя власть слабо считается с политиками США?

Дифференциация борцов за «исламское государство». Вряд ли политики США ожидали толпы беженцев из Сирии в Европу с перегрузкой действий властей здешних государств. В этой северо-американской стране уже осознают порождение недовольств собой у множества европейских политиков, сохранение взаимопонимания с которыми весьма важно. Поэтому борцы за «исламское государство» были объявлены двоякими:

- грубыми, осудительными, себе не подвластными и

- «умеренными», послушными, которым нужно лишь свержение президента Асада.

Но это раздвоение было объявлено после вступления России в военные действия при согласованности с президентом Сирии. Зачем потворствовать уничтожению оружия, которое было выдано сирийским оппозиционерам, в целом?

Ставка на террор. Пока политики Европейских государств стали определяться в относительных позициях России и США, «неумеренные» борцы за «исламское государство» взялись за осуществление террористических акций в тех европейских странах, политики которых перестают слепо поддерживать внешнюю политику США в своем регионе. Но это стало делаться не ради объединения европейских стран против себя, присоединения к действиям России Франции, США.

Провоцирование недовольств иммигрантами. Со сведениями о бомбардировках на сирийской территории по важности соперничают сообщения о толпах беженцев у границ европейских государств, перегружающие общественное сознание. Переселения в Европу ранее были, но не такими толпами. Эти потоки и скопления вызвали недовольство тех, кто терпимо относился к въездам арабов, тюрок. Негатив определялся религиозными отличиями. Для европейцев успели предстать неприглядными закрытые лица женщин, их длинные платья, закрытая голова, чем подчеркивается религиозность, если не национальность. Воздержание мужчин от использования шортов, показа голых плеч положение не поправляло. Местные жители все чаще стали выражать недовольство открытостью государственных границ для исламорелигиозных иммигрантов. Но у них не стало спроса к предпринимателям, которые ждут приезжих, чтобы их трудоустроить, использовать со своей выгодой. То же и к властям собственных государств по поводу разрешения на постройку мечетей. Как можно протестовать, если сами церкви строят? Разве могут религии быть неравноправными?

Относительное уменьшение доли в численности населения своей страны лиц своей нации, своей религиозности обеспечивалось не только иммиграцией из-за рубежа, но и большей рождаемостью у приезжающих. Иммиграционный фактор еще можно пресечь, но не родительский. Как же будет через десятки, сотни лет, сказать трудно. Лишь бы не родилось ответное движение «за христианское государство».

Выводы:

- при ценности возникших религий, взявшихся за усиление позиций и действий положительной морали, их разнообразие не дало взаимопонимания, близости, дружбы разнорелигиозным нациям, народностям;

- ислам выделился заказом на слитность религиозного и государственного управления, нерасположенностью к светскому варианту государственного устройства, демократии;

- эта религия не объединила арабов в одном государстве;

- был определен простор для деторождения при слабом развитии науки, техники, росте производства;

- эти следствия породили недовольства мусульман, посчитавших причинами жизненных трудностей, неудач вольные отношения к религиозным нормам;

- средством исправления положения дел стало создание истинно «исламского государства»;

- это движение вписалось в политику США в Средне-Азиатском регионе, но произошел срыв, вызванный толпами беженцев в европейские страны;

- установление мира в Сирии стало важной международной задачей, но несомненная удача в этом деле действий факторов демографического и технико- производственного характера не изменит.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Историческая прогрессивность религии. // Электронный научный периодический журнал «Современные научные исследования и инновации». «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 18 (февраль) 2015. - С. 99 – 105.
2. Капица С.П. Общая теория роста человечества: Сколько людей жило, живёт и будет жить на Земле. - М.: Наука, 1999. – 117 с.
3. Кошева С.В. Мусульманское право о природе власти. Автореф. на соиск. уч. ст. к.ю.н. – Ставрополь, 2001. – 24 с.
4. Население земли, его рост: национальности, языки и проблемы. [Электронный ресурс]. URL. http://www.syl.ru/article/171544/new_naselenie-zemli-ego-rost-natsional nosti-yazyiki-i-problemyi (дата обращения 15.11. 2015).
5. Религиозный состав населения земли [Электронный ресурс]. URL. http:// geographyofrussia.com/religioznyj-sostav-naseleniya-zemli (дата обращения 15.11.2015).
6. Рост населения мира и продовольственная проблема. [Электронный ресурс]. URL. http://big-archive.ru/ biology/world_food_problem/8.php (дата обращения 15.11.2015). (По материалам книги «Мировая продовольственная проблема», 1979 г.»)
7. Сафаров Б.А. Раннее исламское государство и формирование исламских представлений о власти: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. – Душанбе, 2010. -24 с.
8. Щербакова Е. Рост населения мира продолжается [Электронный ресурс]. URL. http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0561/barom02.php. (дата обращения 15.11.2015).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх