студент
Петрозаводский государственный университет, институт педагогики и психологии
студент 4 курса кафедры технологического образования
Горбачёва Светлана Михайловна, учитель математики,кубовская средняя школа пудожского района
УДК 372.862
На данный момент в обществе актуальна проблема отсутствия таких специалистов, которые могли бы находить эффективные решения с учётом сложности и неоднозначности. Для этого, одной из задач, поставленных перед школой, стала подготовить выпускников, которые смогут ориентироваться в ситуации неопределённости и решать поставленные для них задачи. В ФГОС для учебного процесса прописывается, что ученик должен владеть проектно - исследовательской деятельностью, так как это способствует формированию универсальных учебных действий. Самая главная задача обучения – научить ребенка учиться! Проектно-исследовательская деятельность способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
Обратимся к определению. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов[7]. До недавнего времени понятие "проект" использовалось преимущественно в технической сфере. В толковом словаре русского языка слово "проект" означает "выступающий вперед". Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся задач[4, с.251].
Историко-педагогический анализ позволил выделить три этапа становления метода проектов в школьном образовании:
1. Этап доминирования (начало ХХ вв.). Данный метод рассматривался в качестве основной формы и универсального средства обучения ( Дж.Дьюи, У.Килпатрик,С.Левин, Э.Коллингс и др.).
2. Этап переосмысления концепции (70-80-е гг. ХХ вв). Учащиеся выбирали и выполняли проекты под руководством педагога.
3. Этап полифункциональный ориентации представлений о сущности (конец ХХ в). Рассматривается, как новая педагогическая технология, как самостоятельная система обучения и метод познания учащимися социума (Дж.Питт, В.Д.Симоненко, И.А.Сасова и др.) [6, с.44].
Проект на уроке технологии – это творческая задача интеллектуально-практического характера. Начиная работу надо сразу определить, что мы будем исследовать и что должны создать. Если этого мы не сделаем, то проект у нас не состоится. Тогда мы получим реферат или уже готовое изделие[1, с.4].
Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно - трудовой деятельности учащихся. Он представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие наблюдательности и стремление решить поставленные задачи. А также проверять правильность их решения, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Результатом проектов могут быть изделия, услуги, системы[5,с.7].
Учитель предлагает примерный перечень тем, сформированный из потребностей школы, семьи, окружающей среды. Школьники делают самостоятельный выбор темы проекта и проводят исследование. После этого необходимо разработать конструктивно-техническую документацию с учётом экономических и экологических условий проекта. Затем сделать оценку и публичную защиту результата своего труда.
Метод проектов позволяет интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые идеи и материальные ценности. Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующие, так и опережающие.[6,с.70]. С помощью проектов можно создавать стенды, плакаты, учебно-наглядный материал, оформлять интерьер школы и школьные мероприятия.
Поскольку способности у учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Например, весь класс выполняет один проект (по тематике). Одни дети могут провести больше исследований, рассмотреть сложное изделие и полно спланировать работу. Другие обучающиеся острее нуждаются в помощи при выполнении проекта со стороны руководителя. В этом случае, можно ограничить объём исследования, рассмотреть меньшее число идей (до двух) или упростить изделие. Преподаватель решает это на собеседовании с учащимися. Если проект выполняется быстрее, чем планировалось, его можно углубить[6,с.70].
Проекты могут быть индивидуальные и коллективные. В индивидуальных проектах всегда есть место коротких групповых действий. Например, при разработке критериев изделия и при оценке первоначальных идей[6,с.70]. Также особой трудностью является необходимость затрат учителем больше времени на работу с каждым учеником. Один из выходов - выполнять проект с родителями, это снизит чрезмерную нагрузку на учителя и может дать возможность использования дополнительного оборудования[2,с.10].
Не следует забывать, что обучение продолжается и во время выполнения проекта. Они не должны планироваться только для закрепления знаний, умений и навыков. Искусство обучения при выполнении проектов заключается в умении включиться в ту или иную деятельность. Например, учитель инструктирует учащихся по безопасному использованию инструмента и оборудования, при этом он поощряет школьника, когда они самостоятельно планируют изготовление изделия.
Для каждого класса разработан учебно-методический комплект. Помимо пособия для учителя он содержит учебное пособие для учащихся и тетради творческих работ, где даны справочные материалы по разработке и реализации проекта. Кроме данного пособия, учителю предлагается сборник проектов по курсу «Технология», где расписано их краткое описание.
Также учитель при работе с проектом ученика выступает руководителем и организатором его деятельности. Он обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу обучающихся, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность.
Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность, которая заключается в том, что деятельность школьника должна ориентироваться на формирование мышления, связанного с его личным опытом[4, с.252]. Для этого можно использовать методические приёмы активизации учебной деятельности: «карта мыслей», «мозговая атака», «опрос картами», «опрос голосованием», «метод проб и ошибок», «метод фокальных объектов» и др.
По мнению Дж.Дьюи, образование состоит в тренировке мышления. Связи с этим, требуется развивать способности к исследованию. Обучение не должно быть бездумным заучиванием. Учителя стараются учеников научить решать нестандартные задачи[3, с.4].
За последние годы в журнале «Школа и производство» многие учителя делятся своими наработками по проектной деятельности, в которых они описывают алгоритм выполнения изделия, а также методику выполнения проекта.
В лицее №13 г. Петрозаводска при прохождении первой педагогической практики учащиеся выполняли проект по разделу «Конструирование и моделирование юбки». При этом были выполнены операции: обоснование темы проекта, выбор изделия, снятие мерок, выполнения чертежа и раскрой на ткани юбки. Учащиеся в ходе проекта выполняли исследование с помощью вопросов ( Что они будут шить? Какого цвета будет их изделие? Куда они будут носить юбку?), интернет ресурсов и журналов мод. К сожалению, мы не смогли увидеть завершение проекта (Практика была 1,5 месяца, а работа над проектом занимает больше времени).
В этом же лицее прошла вторая педагогическая практика по разделу «Кулинария», в течение которой ребята выполняли коллективные проекты: «Изделия из слоёного теста» и «Изделия из песочного теста». Учащиеся сами придумывали печенье, используя данную им технологию. Были проведены уроки в трёх параллельных классах. Работать было интересно, так как каждая бригада обучающихся проявила творческий подход .
При выполнении проекта по теме «Приготовление пельменей» интересно было наблюдать работу учащихся по сервировке стола и подаче блюда. Они смогли проявить творчество, при этом каждый ученик показал свою инициативу и предложил нестандартное решение .
С помощью проектно-исследовательской деятельности ребята могут научиться ставить цели и задачи, находить пути их решения, выполняя различные проекты. В старших классах в учебном плане есть часы, отведённые для занятий по выполнению проектов, а также учебно-исследовательской деятельности. В некоторых учебных учреждениях их используют для предмета «Технология». На этих уроках ученики могут выбрать проект по любому понравившемуся разделу и реализовать его. Особенно актуально использование проектной деятельности стало с внедрением ФГОС второго поколения.
Опытный педагог, владеющий методикой проектно-исследовательской деятельности, сможет вдохновить ребёнка и создать условия для успешной его самореализации. Это особенно важно для развития личности, достижение жизненных целей и возможности участвовать с проектами на выставках, конкурсах, конференциях.
Проект находил своё преимущество первоначально в области технического образования, а новый стандарт образования требует использования его во всех предметных областях. Неслучайно, метод проектов хорошо влияет на формирование универсальных учебных действий. Т.е. ученик должен не только получать знания, умения, навыки, а научиться самостоятельно, использовать материал и уметь его подать другим участникам образовательного процесса. Школьник должен уметь формулировать задачи и находить способы решения, выявлять проблемы, с которыми он сталкивается, и устранять их. Этого требует от него современное общество. Жизнь не стоит на месте. Знания, которые мы получаем в школе, устаревают до того, пока мы её закончим. Поэтому важно заниматься самообразованием. Необходимо не только выполнять то, что сказали по алгоритму, а уметь думать, анализировать, делать выводы, вносить предложения по рационализации. Такой предмет, как «Технология» хорошо влияет на самоопределение и социальную адаптацию. Проектно-исследовательская деятельность учит школьника собирать самостоятельно информацию, анализировать её, экспериментировать, работать индивидуально и в группах, создавать межпредметные проекты. Благодаря методу проектов, развиваются активные, творческие личности.
Рецензии:
30.11.2015, 13:36 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: В настоящем виде статья не может быть рекомендована к печати. Необходимо доработать: дефиниции отдельных концептов, концептуальные основания спорных положений; стилистические, грамматические и орфографические ошибки.