студент, 4 курс
Институт сферы обслуживания и предпринимательства филиал Донского Государственного Технического Университета
студент
Гончаренко Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства филиал Донского Государственного Технического Университета
УДК 338
Финансовая политика – это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Политика охватывает все сферы функционирования государства. В свою очередь, финансовая политика – одно из главнейших средств осуществления политики государственными органами в любой сфере общественной деятельности, имеющая самостоятельное значение.
Субъекты финансовой политики – органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяющие и утверждающие основные курс развития финансовых отношений, разрабатывающие конкретные пути их организации.
Объекты финансовой политики образуют сферу и звенья финансовой системы государства. Финансовая политика делится на три типа: политика экономического роста, политика стабилизации и ограничения деловой активности.
Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на повышение фактического объема валового внутреннего продукта и занятости, включающая в себя:
- увеличение расходов в государстве;
- уменьшение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется в наличии сбалансированный бюджет, то финансовая политика должна быть направлена на бюджетный дефицит в период спада или депрессии. В случае если правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем производства страны и поддержать уровень цен, то считается, что государство осуществляет политику стабилизации. Было бы неправильно считать, что политика стабилизации заменяет стимулирующую и сдерживающую политику в их стремлении уравнять экономическую ситуацию в стране, а между тем эти понятия существенно отличаются.
Сдерживающая политика включает в себя:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов.
Другими словами, фискальная политика должна быть направлена на профицит государственного бюджета, если перед экономикой стоит задача борьбы с инфляцией.
Реализация финансовой политики осуществляется в три этапа:
1. Создание научно обоснованных концепций финансового развития.
2. Определение основных целей финансирования в будущем и текущем периоде.
3. Принятие мер, способствующих достижению обозначенных целей.
Естественно, прямое действие финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определено содержанием двух предыдущих этапов. Тем не менее, этот механизм верен лишь отчасти, потому что не принимает во внимание все возможности финансового регулирования [4, с. 32].
Рассматривая финансовую политику Россию необходимо отметить, что ее формирование сопровождалось некоторыми особенностями, характерными только для нашей страны. Прежде всего, сюда можно отнести масштаб страны, определяющий расширенную банковскую структуру на территории всей страны. С их помощью государством осуществляется не только регулирование финансовых потоков, но и контроль, а также при необходимости перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, в случае наличия острой потребности.
В последние годы для России характерно интенсивное развитие финансового права и создание новых финансово-правовых институтов, а также формирование новой законодательной базы для регулирования отношений в сфере финансов. Однако на пути проведения единой финансовой политики существуют препятствия структурно-организационного характера, а именно межведомственные барьеры.
В России помимо Министерства финансов РФ в качестве самостоятельных органов управления финансами, осуществляют деятельность Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная налоговая служба. Деятельность всех этих государственных учреждений направлена на реализацию единой цели, но такое количество ведомств снижает эффективность их совместной деятельности.
С помощью норм финансового права в современных рыночных условиях используется механизм финансов, функционирующий в соответствии с задачами государства и общества. Нормы финансового права и бюджетная система РФ являются источниками финансирования всех экономических потребностей государства, обороноспособности и развития социальной сферы.
Отдельное место занимают нормы, регулирующие налогообложение граждан и организаций, в связи с тем, что налоги – основной источник бюджетных средств [2, с. 78]. На финансовое право и уровень его значимости, влияют как различные кризисные ситуации, так и противоречие социально- экономических и политических процессов, негативно отражающихся на экономике страны [1, с. 112]. В зависимости от решаемых задач, периода времени, финансовая политика делится на финансовую тактику и финансовую стратегию.
В стратегическом управлении одним из важнейших составляющих является стратегия – долгосрочные качественно определенные меры или подходы по использованию финансов. В свою очередь, финансовая тактика направлена на достижение целей и решения задач в конкретных условиях. В отличие от стратегии, тактика отличается гибкостью и позволяет без значительных потерь реагировать на изменения структуры рынка.
Стратегия определяет тактику – в этом заключена их взаимосвязь. Тактика в свою очередь выявляет основные проблемы развития социально- экономической сферы страны, что способствует наиболее быстрому решению задач с меньшими затратами [3, с. 292].
Существенное влияние на тактику и стратегию финансовой политики России в последнее время оказывает нестабильная обстановка в мире. Прямым призывом к противостоянию на уровне государств и официальному объявлению новой геополитической и экономической «холодной войны» против Российской Федерации. После введенных санкций, остро встал вопрос о необходимости создания собственной национальной платежной системы – независимой от иностранных валют. На современном этапе государство нуждается в новой финансовой и экономической политике, интересам которых должна служить налоговая, валютно-финансовая, денежно-кредитная и тарифная политики государства.
Для построения устойчивой кредитно-финансовой системы необходимо пересмотреть денежно-кредитную политику, ввести валютное регулирование и привлекать капиталы, способствующие техническому перевооружению страны. Также, существует необходимость в развитии налогового стимулирования производств, разработке программ налоговых льгот, поддержке инвестиций, повышение предпринимательской активности [5, с. 158].
В настоящее, как и в любое другое время, в финансовой сфере стран, в том числе и России, существует немало проблем, но, тем не менее, достаточно и положительных моментов. Усилия, которые прилагаются в настоящее время позволяют надеяться на улучшение состояния финансовой сферы.
Рецензии:
28.11.2015, 9:35 Беззубко Лариса Владимировна
Рецензия: Статья носит чисто теоретический характер. Какая цель статьи? Нельзя проводить анализ финансовой политики не приведя ни одной цифры. Это ведь экономическая статья! Вывод - статью нужно существенно доработать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий