Студент
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Студент
Прошкина Ксения Владиславовна, студент Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Научный руководитель: Гордыч Юлия Сергеевна, преподаватель Российского экономического унивеситета имени Г. В. Плеханова
УДК 304.44
В последнее время отмечается возрастание интереса к использованию этики в бизнесе. В первую очередь, это связано с пониманием роли организационной культуры в оптимизации управленческого процесса и её влиянием на эффективность системы в целом. Во вторую, с отношением к организации, как социокультурной системе (в центре которой находится человек).
Этическая составляющая поведения в компании является главным объектом внимания, так как отражает нравственную и мотивационную компоненту человека, являющуюся, в свою очередь, высшим проявлением человеческой сущности [2]. Организационное поведение отражает способы (варианты) реагирования субъектов и самой организации на происходящие вокруг изменения. Установление типа или диспозиции типов поведения работника позволяет оценивать его на уровне обобщенных характеристик (к числу которых относится организационное поведение).
Перейдем к определению влияния этики и ее места в организационном поведении. Следует отметить, что в каждой компании отношения общества и личности между собой регулируются на основе организационной этики. Каждое предприятие создается для реализации поставленной предпринимателем цели. В регулировании деятельности компании значимую роль играют материальные факторы, организационные механизмы, экономическая составляющая, однако, не меньшая роль отводится духовным факторам (организационной культуре), в основе которых лежат нормы организационной этики.
Организационная этика - совокупность правил и принципов организационного поведения, проявляющаяся на микро- и макроуровнях. Организационная этика является частью более широкого понятия - профессиональной этики [2]. Профессиональная этика, в свою очередь, является системой общепринятых моральных принципов. Она адаптирована к определенной профессии и учитывает ее специфические особенности [1] .
Этика в бизнесе задает цели, к которым стремиться организация, откуда работники выделяют для себя некие принципы. Например, одна из основных целей организации - получить прибыль, поэтому менеджеры, сотрудники, поставщики и другие лица, относящиеся к деятельности компании, должны получить за это соответствующее вознаграждение.
Этика в бизнесе определяет, какие действия организация должна совершить, чтобы добиться поставленной цели. Этическая составляющая также обеспечивает регулирование баланса интересов (коллективных и индивидуальных, между работодателями и сотрудниками).
Важную роль в этике организационного поведения играют ценности компании, то есть предметы, процессы и механизмы, направленные на удовлетворение потребностей всех ее членов. Помимо общих ценностей в компании существует целый набор, так называемых, внутриорганизационных. На деле это выглядит следующим образом: компания достигает запланированных целей лишь при соблюдении определенного структурного порядка, который является фактором стабильности.
Сегодня порядок в организации можно поддержать трудовым дисциплинированным поведением работников. Дисциплина является одной из главных внутриорганизационных ценностей. Сюда же можно отнести исполнительность, ответственность, стабильность поведения, как черты трудового поведения. Отметим, что этика реализуется через совокупность морально-нравственных правил и принципов, управляющих поведением людей. Это те правила, по которым люди действуют большую часть времени от рабочего процесса. В каждой компании, безусловно, есть собственный особый ряд этических правил. К примеру, важнейшими можно считать:
В бизнесе этические ценности устанавливают набор стандартов, формируют понимание понятий «хорошо» и «плохо» относительно поведения в организации. Реализуются такие ценности под действием ряда сил:
В деятельности организаций указанные силы имеют разную степень воздействия и, соответственно, по-разному влияют на набор этических ценностей. Давайте рассмотрим особенности этики организационного поведения компании «МТС».
Для начала приведем общие сведения о компании: «Моби́льные ТелеСисте́мы» (МТС) — российская телекоммуникационная компания, оказывающая услуги в России и странах СНГ под торговой маркой «МТС». Компания оказывает услуги сотовой связи, услуги проводной телефонной связи, широкополосного доступа в интернет, кабельного и цифрового телевидения, также сопутствующие услуги (к примеру, услуги по продаже контента).
Компания «МТС» является открытым акционерным обществом, зарегистрирована в России, штаб-квартира расположена в Москве.
Кодекс делового поведения и этики ОАО«МТС». Кодекс делового поведения и этики ОАО«МТС» является внутренней политикой компании, главная цель которой - установление стандартов и требований, направленных на содействие честному и этичному ведению бизнеса. В Кодексе дается определение различных аспектов взаимоотношений сотрудников ОАО«МТС» с компанией как с работодателем, нормы внутрикорпоративного поведения, а также правила взаимодействия сотрудников ОАО«МТС» с третьими лицами.
Кодекс обязателен для исполнения всеми сотрудниками и направлен на несколько сторон:
Рассмотрим поподробнее каждую сторону:
1. MTC И СОТРУДНИКИ. Компания «МТС» не раз признавалась лучшим работодателем по мнению экспертных агентств. Такая репутация на рынке является одним из слагаемых успеха, поэтому забота о сотрудниках - один из приоритетов компании. Руководство уверено, что должное отношение к сотрудникам во многом определяет их этичное поведение в компании, поэтому важное значение придается следующим моментам:
Итак, выше были рассмотрены сущность и основные моменты этики организационного поведения в теории и на практическом примере компании МТС. В заключение отметим, что этика организационного поведения помогает понять то, как люди ведут себя в организации и с чем это связано. Для эффективной организации этической составляющей бизнеса сегодня важно осознавать, что большинство людей время от времени в своей жизни работают в той или иной организации, соответственно, на их поведение в полной мере влияет предыдущий опыт работы, что нужно учитывать в определении ценностных ориентировок компании.
Рецензии:
10.01.2016, 16:52 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Статья крайне сложная для восприятия, хотя написана простым языком и соблюдением научного аппарата. Что хочется сказать, авторы совершенно не верно понимают ценности, ценности (не вдаваясь в детали), на самом примитивном уровне, это система приоритетов, то есть по простому, что значимо, а что не значимо для субъекта (не зависимо от того кто он: личность или организация). Авторы же понимают под ценностями "Важную роль в этике организационного поведения играют ценности компании, то есть предметы, процессы и механизмы, направленные на удовлетворение потребностей всех ее членов". На деле если ставить вопрос так, то нужно очень серьезное обоснование такого утверждения. Но ясно одно, ценности организации часто могут противоречить ценностям ее членов. (например, когда увольняют сотрудника - ценность организации уволить сотрудника, его ценность остаться работать). Авторы путают внутриорганизационную этику, то есть этику поведения работников в организации и этику поведения самой организации. Кроме того, они не верно понимают термин Экология, экология это нечто другое, но принципиально это частности. Однако, анализ этики МТС как организации в принципе представлен верно, хотя в данном случае они приводят декларированную этику, то есть не то как все происходит на самом деле, а так как это декларирует компания МТС. Например, "Добросовестный маркетинг – необходимо делать все для того, чтобы клиенты получали качественные и безопасные услуги.". А вот делают ли в МТС так или нет, это из текста статьи не ясно. Тем не менее я бы рекомендовал данную статью к публикации после некоторой доработки и изменения названия.
10.01.2016, 20:37 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "ЭТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ МТС" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ для публикации в разделе "Управление.Организация":
Тема, аннотация и УДК автором обозначены как объект социологии, а не управления.
Автору рекомендуется переместить статью в наиболее соответствующий раздел.
Прим.: "организационное поведение" рассматривается в том числе в психологии.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий