Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 29.11.2015. Последняя правка: 29.11.2015.
Просмотров - 13481

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ И МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Дулова Александра Денисовна

Уфимский институт (филиал) Российского Экономического Университета имени Георгия Валентиновича Плеханова

студентка 1 курса , направление подготовки «Менеджмент»

Ефимов Олег Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях торговли и общественного питания Уфимского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова


Аннотация:
В статье сформулировано понятие малого предпринимательства, выделены признаки малого предприятия, описаны функции малого предпринимательства, выявлены его преимущества и недостатки, рассмотрены вопросы сущности и значения малого предпринимательства.


Abstract:
In article the concept of small business is formulated, signs of small enterprise are allocated, functions of small business are described, its advantages and shortcomings are revealed, questions of essence and value of small business are considered.


Ключевые слова:
фирма; предприятия; бизнес; предпринимательская деятельность; рыночная экономическая система; ресурсы

Keywords:
company; enterprises; business, business activity; market economic system; resources


УДК 330.1

Введение. Взаимодействие малых, средних и крупных предприятий в наше время являются основой современной рыночной экономической системы. Каждая из этих форм предприятия относится к хозяйствующим субъектам экономики и выполняет определенную роль. Крупное предпринимательство во многом определяет экономическую и техническую мощь страны. Тяготение к монополизации экономики, присоединение и интеграция мелких и крупных предприятий характеризуют крупное предпринимательство. Сферой деятельности средних предприятий, действующих на основе национальных интересов, является внутренний рынок. Среднее предпринимательство формируется из малых предприятий. А они же представляют собой сеть владельцев частных предприятий, оказывающих непосредственное влияние на уровень развития государства. Также оно считается наиважнейшим элементом экономики и показателем стабильности и экономического благосостояния страны. На малые предприятия опирается деятельность крупного и среднего предпринимательства, что говорит об их важности и высоком значении для всей экономики.

Цель статьи – рассмотрение вопросов сущности и значения малого предпринимательства.

Задачи статьи:

- формулирование понятия «малое предпринимательство»;

- выявление признаков малого предприятия;

- описание функций малого предпринимательства;      

- анализ преимуществ и недостатков.

Рассматриваемая тема является достаточно актуальной на сегодняшний день, так как малое предпринимательство является одним из важнейших субъектов экономики. Оно представляет разветвленную сеть предприятий и частных предпринимателей, которые работают на внутренних рынках. Малое предпринимательство выступает как наиболее многочисленная, динамичная и эластичная форма деловой жизни, которая выполняет ряд наиболее важных социально-экономических задач.

Перед рассмотрением главной темы необходимо дать определение понятиям «предпринимательство» и «малое предпринимательство». На сегодняшний день существует множество определений понятия «предпринимательство». Однако если обобщить главные методы к пониманию и применению понятия, можно попробовать более точно установить его смысл. В бизнесе присутствует соединение собственной пользы с общественной выгодой, значит можно утверждать, что предпринимательство – активная и независимая деятельность по производству товаров или предложению услуг, которая осуществляется под материальную ответственность бизнесмена и базируется на комбинации личной экономической выгоды с общественной пользой.

Под «малым предпринимательством» понимается предпринимательская деятельность физического или юридического лица, связанная с высочайшим риском, основной целью которой является получение прибыли за счет производства и продажи товаров и предоставления услуг, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству.

Существует много разнообразных подходов к систематизации «предпринимательства» и аспектов причисления его к малому. Самые распространенные из них:

- численность сотрудников предприятия;

- размер зарегистрированного капитала;

- денежные характеристики деятельности предприятия;

- вид деятельности предприятия.

Комиссия Боултона (Мэтью Боултон (1728 – 1809 гг.) –  английский известный промышленник, деловой партнер Джеймса Уатта) считает, что существует три основных признака или критерия «малого предпринимательства»:

- ограниченный рынок сбыта, не позволяющий предприятию сильно влиять на цены и объемы товара, т.е. устанавливать монополию;

- юридическая независимость – собственник управляет предприятием сам без воздействия со стороны сложных управленческих структур;

- собственник лично управляет малым предприятием, он свободен в принятии решений и их осуществлений.

 Согласно Федеральному Закону РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» существуют критерии малого предпринимательства и в России. Они отражены в таблице 1.

Таблица 1. Классификация предприятий 

Показатель

Малые предприятия

Средние предприятия

Крупные предприятия

Размер выручки без учета НДС

800.000.000 руб.

2.000.000.000 руб.

Свыше 2.000.000.000 руб.

Численность работников

До 100 человек

От 101 до 250 человек

Свыше 250 человек

Таким образом, выше были обозначены главные признаки, характеризующие предприятие как малое. Но разумнее будет проанализировать, какие основные достоинства имеет малое предпринимательство.

К главным достоинствам малого предприятия можно отнести следующие:

1. Сильная взаимосвязь с потребителем. Это дает возможность малым предприятиям довольно стремительно приспосабливаться, и проявлять пластичность в зависимости от желаний потребителей. Это способствует тому, что клиент выберет именно их продукт.

2. Умение регулярно изменяться и приспосабливаться. Сильная конкуренция между предприятиями, зависимое положение от клиентской базы и поставщиков, поиск новейших методов уменьшения издержек не допускают узкой специализации организации.

3. Низкие внереализационные расходы. Малые предприятия, не имеющие внутренней бюрократии, способны сдерживать эти затраты на относительно низком уровне.

4. Инновационные возможности. Малые предприятия, работающие по использованию чужих ресурсов с крупными, незамедлительно реагируют на изменение спроса со стороны крупных предприятий и становятся источниками инноваций в экономике.

5. Интеграция с другими фирмами. Для оказания сопротивления своим конкурентам малые предприятия могут объединять свои усилия с другими предприятиями.

Несмотря на все достоинства, субъектам малого предпринимательства присущи конкретные недостатки:

- слишком высокая степень риска, приводящая к неустойчивости положения предприятия;

- зависимое положение от больших фирм;

- не всегда высокая компетентность руководителей;

- высокая восприимчивость к переменам условий хозяйствования;

- проблемы с получением денежных ресурсов и кредитов;

- нерешительность и осмотрительность предприятий при заключении договоров и др.

Главными причинами неудач являются неопытность в ведении бизнеса и неумение заводить и сохранять деловые связи и контакты. В условиях отсутствия оборотного капитала и наличных денег малые предприятия переходят на взаимный обмен товарами и услугами. Доля отдельных видов отраслей показана на рисунке 1.

Рис. 1.  Доля малых предприятий по отраслям экономики России
[ист.: http://privathb.ru/ekonomika/maloe-predprinimatelstvo-v-rynochnoj-ekonomike.html] (дата обращения: 03.11.2015).

На основании рисунка 1 можно сделать вывод, что наибольший процент составляет сфера оптовой и розничной торговли, а наименьший – обрабатывающие производства.

Для усиления положительные сторон деятельности малых предприятий и ослабления отрицательных необходимо всестороннее содействие их деятельности не только со стороны государства, но и со стороны других институтов рыночной экономики.

Значение и роль малого предпринимательства нужно рассматривать и с экономической, и с социальной стороны. С экономической точки зрения значимость данного сектора экономики формируется при помощи ниже перечисленных характеристик:

- доли валового внутреннего продукта (ВВП), производимого частными собственниками;

- доли национального дохода (НД);

- числа малых предприятий в совокупном числе других компаний;

- числа трудоспособного населения;

- доли в экспорте продукции;

- количества налогов в совокупной величине;

- части основного капитала;

- значений отдельных видов товаров и услуг, изготовляемых малыми компаниями.

При возрастании любого из данных характеристик увеличивается роль малого предпринимательства в экономике государства.

С социальной точки зрения значимость малого предпринимательства выражается:

- в уменьшении степени безработицы;

- в удовлетворении потребностей клиентов в предложении;

- в совершенствовании качества сервиса;

- в учреждении в обществе среднего класса в качестве основы с целью эффективного развития экономики и увеличения уровня жизни людей;

- в образовании класса мелких собственников, заинтересованных в сохранении устойчивости экономики;

- в уменьшении общественной напряженности в обществе.

Если рассматривать суть малого предпринимательства с точки зрения функций, исполняемых им (новаторской, организационной, хозяйственной, общественной и личностной), то его значимость неконкретна. Значение малого предпринимательства весьма высоко в осуществлении новаторской функции, в особенности при утверждении новейших научных и инженерных идей, построении планов, претворении в жизнь опытно-конструкторских исследований и проектов. С точки зрения воплощения организационной функции в деятельности мелких компаний, к примеру, в введении новых форм и методов организации производства, оптимальном соединении форм разделения труда внутри предприятия и т.п. — его значение невелико.

Важное значение имеют малые предприятия при осуществлении хозяйственной функции, выраженной в эффективном и рациональном использовании различных видов ресурсов, а также при реализации социальной функций предпринимательства, которая находит свое отражение в производстве товаров и оказании услуг, в трудоустройстве значительной доли трудоспособного населения. Однако одну из главных ролей роль играют малые предприятия при осуществлении личностной функции, то есть исполнении в жизнь предпринимателем его целей и задач, получении им удовлетворения от деятельности.

Выводы. Сущность вышеизложенного сводится к следующему: малое предпринимательство – сектор экономики, который обусловливается работой субъектов малого предпринимательства на рынке товаров и услуг. К субъектам малого предпринимательства относится малое предприятие, под которым понимается предприятие с числом занятых не более 100 человек и размером выручки без учета НДС не более 800.000.000 рублей, а также учитывается годовой оборот компании, размер его активов и номинального капитала. Сущность малого предпринимательства определяется с помощью определенных критериев.

Малое предпринимательство представляет собой наиважнейший субъект рыночной экономики.  Оно во многом предопределяет темпы экономического роста государства и валового национального продукта. Малое предпринимательство - главнейший рыночный сектор, который мгновенно начинает действовать при изменении спроса и является базой рыночной инфраструктуры.

Библиографический список:

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (ред. От 29 июня 2015 года): Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. – N 31, (30 июля). – Ст. 4006.
2. Ефимов О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н. – Электрон, текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 732 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23085.— ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 01.11.2015 г.).
3. Казарян Г.Г. Финансовая среда малого бизнеса и её сущность [Текст] / Г. Г. Казарян // Аудит и финансовый анализ: ВАК. - 2010. - N 4. - С. 373-376 . - ISSN 0236-2988.
4.Краскова Н.И. Малое предпринимательство как предмет анализа экономической науки [Текст] / Н.И. Краскова // Экономические науки. - 2011. - N 1. - С. 43-46. - (Экономическая теория).
5. Сущность и критерии малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Электрон. журн. – режим доступа к журн.: http://www.ibookcase.com/info/economy/smsc_ent (дата обращения: 01.11.2015 г.).
6. Федорова А.Р. Малое предприятие как ключевая составляющая современной экономической системы [Электронный ресурс]. – режим доступа к журн.: http://www.ogbus.ru/authors/Rodionova/Fedorova.pdf (дата обращения: 01.11.2015 г.).




Рецензии:

29.11.2015, 9:16 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: в статье дан обзор сложившихся взглядов на проблемы малого предпринимательства. недостаточно внимания уделено зарубежному опыту, а также месту программ предпринимательства и их увязке с другими документами. тем не менее считаю, что для начинающих интересоваться этой проблемой, статья может представлять интерес. ее следует опубликовать.

29.11.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Дулова Александра Денисовна:
Благодарю Вас.

29.11.2015, 11:07 Бугланова Эржена Пурбуевна
Рецензия: Рецензия на статью Дуловой А.Д."Малое предпринимательство: понятие и место в экономике страны". Автором предприняты первые исследовательские шаги, что не может не радовать. Рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализирована доля малых предприятий по отраслям экономики России, а также выявлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства. Для придания глубины исследования, Александре Денисовне следовало бы рассмотреть сегодняшнее состояние отечественного малого бизнеса, выделить основные проблемы его развития. С учетом, высказанных пожеланий статью следует одобрить
29.11.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Дулова Александра Денисовна:
Спасибо большое, учту Ваши пожелания.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх