нет
Петрозаводский Государственный Университет
студент, кафедра технологического образования
Талых Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования Института педагогики и психологии ПетрГУ
УДК 626.72
С древнейших времён на Северо-западе существовало народное зодчество и множество ремёсел. Самыми передовыми способами передвижения по водным просторам Севера служили малые деревянные суда. Для каждого региона они были свои. С давних времён люди строили малые деревянные суда для охоты, рыбалки, сельскохозяйственной деятельности и торговли. Для каждого водоема местными мастерами шились определённые лодки, предназначенные для данной местности, для данного водоема. Для этого учитывались природные условия, ландшафт местности, особенности водоема, в том числе мелководность, наличие островов, площадь, течение и др.
Актуальность данной темы заключается в следующем. Для шитья лодки «кижанки» необходимо изучить её происхождение и историю развития. Так же следует рассмотреть основные изменения в технологии шитья лодки «кижанки», так как каждое поколение строило по традициям, переданным из поколения в поколение, при этом добавляя свои задумки и применяя новые технологии.
Академик Н.Я. Озерецковский в своих очерках ( конец XVIII в.) отметил, что «плавающие… россияне обыкли называть главные ветры русскими наименованиями, кои почти те же самые… у наших поморцев, около Белого моря и по берегам Северного окиана живущих. фактически названия румбов изначально сложилась у ладожан, выходцев из Новгорода».[2, с. 51] П.Е.Сорокин провёл анализ названий конструкций судов различных типов из различных текстов Северо- Запада России. Так же установлена связь судостроения Заонежья и Поморья с Новгородским судостроением. Так «кижанка» является прототипом новгородского челна.
Значимый вклад в изучение судостроения в Карелии внёс Наумов Ю.М. ведущий научный сотрудник музея-заповедника Кижи. Экспедиции и исследования, проведённые в Кижских шхерах Онежского озера и на Заонежском полуострове, помогли в освоении технологии строительства лодки «кижанки», изучении технологического генезиса судостроения Заонежья. Сохранившиеся до наших дней термины и технология строения конструкций подтверждают, что этот тип лодки один из древних, а так же подтверждает новгородские корни традиционного судоходства Северо - Запада России.
Самым главным достижением Наумова Ю.М. является книга о народном судостроении «Кижанка» - лодка Онежского озера». Исследования Заонежского судостроения предполагало знакомство с мастерами – лодочниками и технологией шитья лодки, передаваемое из поколения в поколения, а так же освоение методов строительства лодок старых мастеров- лодочников.
Один из известных мастеров И.Ф.Вересов рассказывал: «Раньше в деревне лодка стоила столько, сколько и корова. Хороший мастер, из заранее заготовленного материала, мог построить лодку за одну неделю, с опытным помощником – всего за два–три дня. Мы с Мишей Рогачёвым на улице у дома за два дня лодку шили из готовых материалов»[1]. Это свидетельствует о том, что крестьяне выпускали лодки по изученной технологии и обладали хорошим опытом постройки лодки и могли изготовить её за короткие сроки. Изготовление лодок под заказ было прибыльным делом для мастеров. Данное дело служило дополнительным или основным заработком крестьянской семьи. Мастерская лодочника располагалась преимущественно на сарае дома, так как шились лодки круглогодично по необходимости. Многие дома в Заонежье были оборудованы таким образом, что мастерская не мешала семье, хозяйству. В основном мастерские располагались над хлевом.
Какие же изменения перетерпело строительство лодки «кижанки» с момента зарождения мастерства до наших дней? Для ответа на этот вопрос следует изучить очерки мастеров-лодочников и научную работу Наумова Ю.М. Таким образом определены только некоторые заметные изменения в технологии Заонежского судостроения.
Одним из изменений в технологии послужило замета еловых корней на плоские гвозди. В первой трети ХХ в. при строительстве лодок еще применялась древняя технология – вместо гвоздей для скрепления досок друг с другом использовался распаренный в кипятке тонкий еловый корень – «вица». Такая технология была экономной, корень легко было найти и использовать для шитья, так же места скрепления не гнили, а при обработке смолой давали корпусу лёгкость. Далее с появлением железа стали использовать плоские гвозди и обшивка лодки производилась «внакрой» – нижней кромкой с наружной стороны борта накрывая «внахлёст» предыдущую доску. Двойные стыки при этом придавали корпусу лодки дополнительную продольную жесткость. Верхние набои состояли из двух «полунабоек» – самых широких досок, где передняя перекрывала предыдущую. Плоские гвозди со временем ржавели, при постоянной эксплуатации лодки требовалась их замена. В современном судостроении используют медные гвозди, которые при стяжке клепают молотком. Медные гвозди не ржавеют, легко клепаются. Недостаток медных гвоздей их высокая стоимость за килограмм.
Ещё одним внедрением мастера-лодочника служило изменение кормовой части судна таким образом, чтобы можно было навесить мотор. В колхозах Заонежья так же использовались лодки «кижанки» со стационарными моторами. Чтобы их закрепить требовались изменения и доработки в оснастке лодки. Кормовая часть лодки видоизменялась путём замены ахтерштевня на транец для закрепления подвесного мотора. Маневренность лодки «кижанки» становилась лучше, но с этим же и уходила первобытность шитья «кижанки». Сейчас в Заонежье можно найти большое количество лодок с транцем под навесной мотор.
Таким образом, можно заметить, что с момента строительства лодок Заонежья и до современности произошли многие изменения. Старинные традиции шитья лодки-кижанки доходят до нас из уст родственников старых мастеров. Искусство судостроения в Заонежье являлось очень ценным, а главное прибыльным занятием. Большинство искусных мастеров- лодочников шили лодки на заказ. Это служило круглогодичным заработком в зависимости от заказов. Чтобы работа была легче и лодка была прочнее, мастера внедряли новые технологии. Сейчас существует множество электроинструментов и ручного инструмента для строительства прочного судна. Обработка древесины стала легкой и доступной. Качество древесины и её подготовки к строительству лодки стало намного лучше. Дополнительные пропитки для древесины способствуют длительной эксплуатации изготовленного изделия. Так мы разобрали только некоторые изменения в строительстве лодки-кижанки. Данные знания генезиса лодки «кижанки» помогут начинающим мастерам-лодочникам при строительстве настоящей лодки по старинным технологиям, при реставрации уже существующих лодок «кижанок» в музеях.
Рецензии:
2.12.2015, 17:15 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: ульянова Юлия Семеновна. Статья интересная, удачно построена, доступна для понимания даже неспециалистами в деле создания плавучих средств. Замечания такие. Многократно указывается "шитье" лодок. Но этот термин монополизирован швеями одежды, которые работают с ткацким материалом. Было бы неплохо от него отказаться и взять "создание", "производство", "сборку", "выпуск" и т.п. Кроме того, нужно сразу же указать, что это изделие стали делать из древесного материала. Не мешает добавить, что строительство лодок породило создание катеров, пароходов, броненосцев, где уже металл. Но производство старомодных лодок не прекратилось. Они, по преимуществу, для рыбной ловли, личного, семейного, досугового использования.