Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 03.12.2015. Последняя правка: 03.12.2015.
Просмотров - 6385

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

Андреева Марина Викторовна

бакалавр

Российский государственный профессионально-педагогический университет

студент

Сайфутдинов Б.С., доцент кафедры экономической теории, Российский Государственный Профессионально-педагогический Университет


Аннотация:
В статье рассматриваются современное состояние и перспективы развития школ искусств. Так же описываются их права, обязанности. В заключении приведены примеры того, какие могли бы стать школы искусств, если бы все проблемы были устранены.


Abstract:
This article discusses the current state and prospects of development of art schools. Also describes their rights and duties . Finally, examples of what could be the art schools , if all the problems were resolved.


Ключевые слова:
современное; перспектива; школа искусств

Keywords:
modern; perspective; School of the Arts


УДК 331.103.246

Системное образование в России обладает глубокой историей, начинается она еще в XIX  веке. Отечественное образование в сфере творчества базировало условия для  полной подготовки творцов художественных творений, их исполнителей, знающих слушателей и зрителей, учителей, которые отвечают за развитие всех отмеченных выше типов творческой деятельности, что игралет большую роль в осуществлении социально-культурных возможностей всех видов искусств. Трех уровневая модель подготовки созидательных кадров образовалась в советское время (детская школа искусств – ниже будет упомянуто как ДШИ) – среднее профессиональное – и высшее профессиональное учебное заведение соотвествующего направления). Эта модель подготовки была опознана всем известным профессиональным сообществом и стала ядром исполнительного и изобразительного искусства. 

На данный момент времени в России действует 5328 ДШИ, охватывающих своим занятием 12,1% всех детей страны. В соответствии со статистикой число ДШИ, в том числе вокальных, художественных, танцевальных и др., заметно снизилось: в 1990 году их число было 6591, в 2001 году - 5837, в 2008 - 5456. Утрата за последние годы большого количества ДШИ (1263) может негативно сказаться на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной обстановке в стране в целом. [1]

В маленьких городах, поселках и деревнях школа искусств является почти единым происхождением культурного развития, поэтому роль системной ДШИ в ситуации наших дней нужно пересмотреть. В крупных городах  школы искусств будут не только очагом предпрофессиональной подготовки по установленным направлениям в области искусства, но и выродками созидательных профессий молодого поколения, в большой степени содействовать расширению культурной снисходительности, выступать мостом между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и заезжающих из других стран, формировать культурное мировоззрение у детей и подростков с помощью  всестороннего изучения и творческого усвоения искусств различных стран и людей в целом. Таким образом, система ДШИ всей своей деятельностью должна быть направлена на подготовку людей с энергичным творческим потенциалом, готовых к созданию чего-то нового, интеллектуальной творческой среды, способной поменять лицо страны и снабдить ее высокую конкурентоспособность. 

Образовательная база ДШИ на нынешний день позволяет:

  • осуществлять добавочные общеобразовательные программы;
  • реализовывать прибавочные предпрофессиональные образовательные программы в сфере искусств с целью выявления талантливых детей в раннем детском возрасте, получения ими знаний, профессиональных умений для подготовки к получению профессионального образования в сфере искусств;
  • независимо разрабатывать программу своего дела (для предпрофессиональных программ – на базе ФГТ). [2] 

В дальнейшей перспективе намечается реализация дополнительных общеразвивающих программ в ДШИ (далее – общеразвивающие), которые должны обеспечивать: поднятие уровня общего культурного развития молодого поколения; выявление одаренных детей; привлечения внимания детей, развитие интереса слушателей. 

Жизнь  очень быстро меняется и улучшается, вместе с ней меняется население страны, её среда обитания, у детей появляется осознание того, что входя в дальнейшую жизнь будут необходимы принципиально новые умения и навыки. Вследствие этого следует предопределить, внесет ли вклад художественное образование в формирование нового поколения, и какие творческие навыки помогут им при решении каких-либо задач, стоящих перед ним.

Выработать положительные улучшения уровня культурного образования людей в стране, сделать доходчивым освоение детьми не только общепринятого, но и нынешнего творческого инструментария в целях развития личности, а также обеспечить условия воздействия на культурное понимание жизни выпускниками этой системы через творческие навыки.

Также система ДШИ должна решать некоторые вопросы: образование у учеников любви к искусству; обнаружение талантливых детей в сфере того или иного назначения в искусстве и их тренинг к изучению разно уровневых образовательных программ соответствующего профиля; воспитание восприятия к критике, к переломному пониманию искусства  у будущих слушателей; формирование и развитие у детей различных личностных качеств, позволяющие толерантно относится к духовным и культурным ценностям разных народов; вырабатывание творческих личностей, которые умеют находить себе и своим способностям место в нашем современном модернизирующемся мире; раскрытие творческого потенциала у учащихся; создание определенной образовательной среды для развития как разностороннего человека, так и культурных уровня жителей страны.

Как и в любой деятельности человека у содержательного направления есть ряд проблем: существующая ныне система ДШИ основывается на устоявшихся образовательных программах, которые были разработаны почти век назад, это непосредственно приводит к противоречию уровня ожидания услуг и потребностям потребителей. При этом на сегодняшний день горизонт развития, современные технологии, способы художественного самовыражения раскрывают новые стороны академических искусств; также отсутствует методология основ реализации общеразвивающих программ.

Для разрешения этих проблемных вопросов рекомендуются следующие альтернативы: увеличение списка учебных предметов, к примеру: кино, дизайн современности, арт-дизайн, анимация, театр, фотография, танец и т.д.; провести анкетирование с целью выявления наиболее актуальных дисциплин, с помощью различных технологий; ввести обучение по образовательным программам, составленным за рубежом, по разнообразным видам творчества. Развивать обмен обучающимися, для сравнения обучения и получения вдохновения для дальнейших работ и развития культуры в целом; рассмотреть приоритетные программы, исключить менее популярные.

Чтобы проверить качество работы ДШИ есть некоторые признаки: ДШИ независимо от других учреждений, либо совместно с другими организациями дополнительного образования обязаны проводить не маленькое количество мероприятий творчества; поступление в школу искусств обучающихся недолжно уменьшаться по сравнению с другими годами и отчисленных должно быть как можно меньше; демонстрирование результатов обучения талантливых детей на различных конкурсах, мероприятиях, выставках, фестивалях и т.д.; усовершенствование обучения, принятие новых технологий и дисциплин; соотношение качества выпускников требованиям; высокий уровень преподавателей и обучения; разработка авторских методик.

Если в дальнейшем большинство проблем будет исправлено, то развитие ДШИ приведет к большим изменения культурного оснащения населения: концепция ДШИ будет вмещать общее образование, профессиональное и будет воспитывать у молодого поколения чувства эстетики, художественную культуру и терпимость к творчеству других народностей, формировать нравственность, учить порядочности, достоинству, патриотизму. Все это позитивно скажется на творческом воображении и фантазии обучающихся, слушателей и смотрителей.

Образовательные школы и школы искусств должны непосредственно соотноситься, и смотреться целостно в плане образовательных программ, дополнять друг друга.

Чтобы проконтролировать результаты деятельности школ творчества нужны ежегодные проверки мониторинга деятельности этих школ.

Осознавая, что достижения обозначенных в Концептуальных целях имеют трудный и многоэтапный процесс, вовлекающий государственные и коллективные структуры, коллективы организаций культуры и образования, растущее и зрелое население страны, отличается ряд общих условий ее реализации, среди которых: 

  • управленческая ответственность и компетентность в вопросах культуры и образования на разных уровнях управления; 
  • высокий профессионализм в творческой и образовательной деятельности, совмещенный с личностной духовной потребностью; 
  • академизм и инновационность в развитии системы образования в области искусств. 

Только при наличии таких базовых условий образование в области искусств сможет реализовать свое комплексное воздействие на человека (эстетическое, психологическое, интеллектуальное), сформировать особый тип мышления, во многом определяющий будущее человечества. [2]

Библиографический список:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 1992. — 134 с.
2. Филиппова, Л. Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб — сайтов учебных заведений (из зарубежного опыта) // Научные и технические библиотеки. — 2002. — № 2. — С. 180. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/489/47048.php




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх