Ставропольский государственный аграрный университет
студент
Научный руководитель: Агаркова Любовь Васильевна, профессор, доктор экономических наук,кафедра финансы, кредит и страховое дело, Ставропольский государственный аграрный университет
УДК 311:341.655(470+571)
Санкции, введенные западными странами против Российской Федерации, объективно заставляют качественно по-новому взглянуть на многие сферы общественной жизни. В данном аспекте не является исключением и статистика, как особая отрасль научной и практической деятельности, связанная со сбором, систематизацией и анализом информации[3 ст. 94].
В широком смысле слова, санкции предоставляют собой ответственную реакцию на действие отдельных лиц, групп населения, государств и т.п. С учетом доминирующего места идеологии, роль статистики в условиях санкции, введенных против Советского Союза, просматривалась более или менее ясно. В фокусе лежали активное противодействие информационным акциям оппонентов, изобличение их политике, проведение мероприятий пропагандистского толка и т.д и т.п., которые должны были опираться на веские аргументы, подкрепляемые наглядными цифровыми примерами. При этом допускались определенные статистические «неточности», «погрешности», »неувязки», на которые общество сознательно не обращало внимания, полагаясь на авторитет руководства страны и правильность выбранного им курса.
В наши дни опыт советской статистики может быть использован по-разному в зависимости от того, какая линия поведения будет выбрана, чтобы представлять гражданам статистическую характеристику происходящих событий. Главное понять, что такое санкции для российской статистики: вызов или обыденная реальность, не требующая никаких дополнительных усилий. Вызовом предпринятые санкции могут считаться лишь в том случае, если международные статистические организации начнут распространять свои действия, в том числе и на сферу статистики, стараться либо полностью исключить, либо ограничить участие Росстата в различных проектах, в том числе по обмену опытом, совершенствованию методологии учета и т.д.
С теоритической точки зрения, существует несколько возможных альтернатив и перспективного развития отечественной статистики в условиях санкций. По нашему мнению, в общем виде они могут быть сформированы следующим образом:
Говоря о первой альтернативе нельзя не признать, что несмотря на чрезмерную заидеологизированность советской статистики, из ее исторического опыта работы в условиях санкций все же можно вычленить некоторые позитивные зерна.
Вторая альтернатива, может быть, и послужила бы наглядным проявлением устойчивости выбранного курса, независимости его ориентиров и приоритетов от изменений политической и прочей коньюктуры, если бы не одно «но». Статистика как зеркало окружающей действительности не имеет права «транслировать» застывшие очертания. Поэтому любые изменения, происходящие как внутри нашей страны, так и за ее пределами обязательно должны находить своевременное цифровое отображение, позволяющее лучше разобраться в сути происходящего[1 ст. 215].
Следовательно, стремясь не отставать от многочисленных и разнообразных изменений обстановки, отечественная статистика на современном этапе своего развития будет вынуждена придерживаться третьей альтернативы, которая в большей степени согласуется с сущностью рассматриваемой отрасли научной и практической деятельности. В этом контексте крайне важно определить те моменты, на которые необходимо сконцентрироваться в первую очередь. Представляется, что среди них должны присутствовать и получить дальнейшее развитие следующие направления:
Необходимость формирования такого направления, как статистика санкционных потерь, объективно вытекает из логики происходящих событий. Коль западные страны ввели санкции против определенных секторов российской экономики, общество просто не может не интересоваться тем, к каким последствиям уже привели и приведут в дальнейшем действия подобного рода. Чтобы этого не происходило, Федеральная служба государственной статистики должна оперативно осуществлять количественное отражение санкционных потерь. Реализация данной задачи тесно переплетается с разъяснительной работой среди самых широких слоев населения, которые имеют право реально представлять, какой ущерб от введенных санкций понесли сами санкционеры, а также как действия последних отразились на различных сферах жизнедеятельности россиян[2 ст. 294].
В непосредственной взаимосвязи с оценками санкционных потерь обязана располагаться статистика национальной безопасности. Подобная логика предопределяется тем обстоятельством, что в новых условиях серьезных вызовов и опасностей государство должно продемонстрировать своим гражданам твердую уверенность в своей правоте и наличие вполне конкретных и достаточных ресурсов, позволяющих уверенно смотреть в будущее.
Одним из самых наглядных инструментов для решения данной задачи выступает статистика. Грамотно подобранная и своевременно опубликованная информация об укреплении обороноспособности страны, наличии золотовалютных резервов и других продуктов массового потребления способна кардинальным образом приободрить население в сложной социально-экономической ситуации. Игнорирование необходимости статистического отображения перечисленных выше моментов, наоборот, может привести к непредсказуемым последствиям. Не менее важным направлением, связанным с ознакомлением российского общества с санкционной ситуацией, выступает статистика импортозамещения. Для подтверждения этого обстоятельства можно привести также не единицы, а десятки высказываний первых лиц нашего государства, в частности Президента Российской Федерации В.В.Путина на многочисленных совещаниях, посвященных проблемам перспективного развития национальной экономики. В них красной нитью проходит мысль о том, что Россия, если и не все, то очень много способна производить сама. При этом бизнес получает новые возможности, вытекающие из освобождения целого ряда ниш рынка.
В этом плане перед отечественной статистикой встает может быть и не абсолютно новая, но весьма актуальная задача всесторонней количественной характеристики процесса импортозамещения. Её особое практическое значение предопределяется, как минимум, двумя причинами. Во-первых, Правительство страны, органы управления самого различного уровня, чтобы принимать своевременные и правильные решения, должны в полной мере владеть ситуацией. Во-вторых, чтобы успокоить население, предотвратить возникновение ажиотажного спроса, крайне важно систематически обнародовать объективную статистическую информацию о положении дел на потребительском рынке.
Все рассмотренные выше направления служат своеобразным «прологом» для актуальной во все времена статистика социальной напряжённости.
В целом приходится констатировать, что в условиях серьёзного санкционного давления со стороны Запада на нашу страну, отечественная статистика оказалась в качественно иных условиях, а поэтому должна и способна быстро подстроиться под новые реалии, содействовать активному и успешному противодействию тем вызовам, которые стоят на пути социально-экономического развития современной России.
Рецензии:
4.12.2015, 18:54 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: считаю данную статью своевременной и актуальной. сама постановка проблемы вызывает уважение. не все удалось раскрыть, но даже то, что нашло отражение в статье представляет интерес. считаю необходимым публикацию данной статьи.
4.12.2015, 20:29 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: Согласен с рецензией Орловой Д.В. статья может быть опубликована.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий