Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 04.12.2015. Последняя правка: 02.12.2015.
Просмотров - 4510

Эволюция теории конкуренции и состояние конкурентной среды в России (на примере строительной отрасли)

Хамитова Эвелина Вильдановна

-

Уфимский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

студент

Ефимов О. Н., кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии торговли и общественного питания Уфимского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Уфа


Аннотация:
В статье дана характеристика основных видов конкуренции. Проанализированы изменения уровня конкуренции в строительной сфере. Определены этапы формирования теории конкуренции, и рассмотрены взгляды различных ученых на конкуренцию на этих этапах.


Abstract:
The paper presents the characteristics of the main types of competition. The changes in the level of competition in the construction industry. The stages of formation of the theory of competition, and considered the views of various researchers to compete at these stages.


Ключевые слова:
совершенный рынок; несовершенный рынок; конкурентная среда; закон безразличия; инновации; концепция границ.

Keywords:
a perfect market; imperfect market; the competitive environment; the law of indifference; innovation; the concept of borders.


УДК 339.137.2

Одним из условий эффективности работы рынка является конкуренция. Что же она из себя представляет?

Конкуренция – это взаимоотношения, основанные на соперничестве между всеми участниками рыночного взаимодействия, в сфере выпуска продукции, за какую-либо выгоду и пользу с помощью завоевания внимания покупателей к изготавливаемому продукту.

В экономической теории выделяют пять этапов формирования теории конкуренции [1].

Первый этап (конец XVIII - начало XIX вв) - сформулирована роль конкуренции и условия модели совершенной конкуренции.

Родоначальники классической политической экономии, Уильям Петти и Пьер Л. де Буагильбер, считали, что конкуренция развивается под влиянием принципа социальной справедливости.

Шотландский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.) проанализировал конкуренцию [7]. Именно А. Смит впервые предложил рассматривать конкуренцию как соперничество, которое повышает цену на товар при сокращении предложения, и, соответственно, снижает цены при избытке предложения. Основная роль конкуренции находит свое выражение в принципе «невидимой руки», согласно которому предприниматель – марионетка, и «дергая» за ниточки этой марионетки «рука» заставляет следовать идеальному плану развития экономики, вытесняет производителей ненужной рынку продукции. Сформировал механизм конкуренции: он объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Смит определил условия свободной конкуренции: большое количество продавцов и покупателей, исчерпывающая информация, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара. Адам Смит разработал модель усиления и развития конкуренции.

Предпосылкой изменения взгляда на теорию конкуренции являлась маржиналистская революция.

Второй этап (вторая половина XIX века) – определены предпосылки появления конкуренции и заложены основы теории совершенной конкуренции. Представителями этого этапа являются Курно А. О., Дюпои Ж., Госсен Г. Г., Кэрнс Д. Э., Джевонс У. С.

У. С. Джевонс(1835-1882) ввел такое понятие, как «закон безразличия», который гласит, что совершенный рынок характеризуется одинаковой ценой однородных товаров, установленной вне зависимости от территориальной расположенности производителей.

Дж. Кэрнс(1823-1875) считал, что товары обмениваются пропорционально затратам труда и капитала на их производство только в свободной конкуренции.
Ф. И. Эджуорт (1845-1926), ирландский экономист, попытался дать точное определение понятию «совершенная конкуренция», а также выделил условия чистой конкуренции. Переводя на современный язык, эти условия означают большое число участников как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей; отсутствие ограничивающих факторов для реализации своекорыстного поведения; полная делимость продаваемых товаров.

Значительный вклад в теорию конкуренции внес Карл Маркс (1818–1883), определив причины появления монополии, характеристику этого определения, а также рассмотрел три типа монополии: естественную, капиталистическую и случайную. К. Маркс и Ф. Энгельс проанализировали теорию конкуренции со стороны закона стоимости, и пришли к выводу, что средняя норма прибыли возникает благодаря переливу капитала из одной отрасли в другую, который, в свою очередь, вытекает из конкуренции [4]. Также они пришли к выводу, что конкуренция проникает не только в какие-либо сегменты рынка, но и в целые отрасли.

Третий этап (первая половина ХХ века) - создание теории монополистической и несовершенной конкуренции, концепции изменения сущности конкуренции под влиянием крупных монополий и роста влияния государства.

Альфред Маршалл (1842-1924) считал, что конкуренция образуется, когда «один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо» [5]. Опираясь на модель совершенной конкуренции, он рассмотрел и установил, что механизм равновесия на рынке формируется благодаря законам предельной производительности и предельной полезности. Впоследствии Маршалл разработал новый тип конкуренции – монополистической.

Для А. Маршалла понятия «монополия» и «конкуренция» антонимичны: если конкуренция абсолютно приемлемое состояние экономики, то монополия уменьшает благосостояние общества.

Теорию конкуренции А. Маршалла дополнили Д. Б. Кларк, Г. Фон Штакельберг, Д. С. Бейн, и Э. Чемберлин. Чемберлин (1899-1967), автор работы «Теория монополистической конкуренции», рассматривал монополию как естественную черту конкурентной системы. Чемберлин считал: чистая конкуренция не существует в условиях реальности. Несмотря на огромное количество производителей определенного продукта, каждый из них выпускает товар с определенными свойствами, отличительными от других идентичных товаров. Дифференциация продукта может быть обеспечена окраской, формой, торговой маркой, оригинальной рекламой, местоположением торгового предприятия [8].

Четвертый этап (вторая половина ХХ века) – внедрение в теорию конкуренции идей о необходимости инноваций, новой информации, экономического прогресса, предпринимательства.

Австрийский экономист, создатель эволюционной теории экономического развития, Йозеф Шумпетер (1883-1950), определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями. По его мнению, развитие экономики в условиях совершенной конкуренции невозможно. Только конкуренция, основанная на инновациях, может считаться эффективной. Такая конкуренция характеризуется уменьшением издержек, делает продукт более качественным, а также истребляет имеющиеся фирмы. Конкуренцию он сравнивает с естественным отбором [9].

Австрийский экономист Ф. Хайек (1899-1992), считал, что государство не должно вмешиваться в экономику. По мнению философа, рынок будет находиться в состоянии равновесия под влиянием конкуренции. Равновесие имеет место быть при присутствии спроса на товар, денежной массы, которую требует спрос, а также предложения. Именно в этом случае ресурсы используются эффективно и полностью. Ценовой механизм образует соответствие между этими параметрами: ценовые сигналы помогают решить производителям что и в каком объеме производить, по какой цене реализовывать этот товар. Благодаря конкуренции формируется полезность информации.

Пятый этап (конец ХХ века). На этом этапе начинает развиваться еще один подход к анализу конкуренции, связанный с работами Дж. Саттона - «концепция границ».

Дж. Саттон (род. 1948) считал, что зависимости между конкуренцией в отрасли и отраслевой прибыли фирм как таковой выделить нельзя, ведь рынки динамичны по своей сути. Можно лишь обозначить верхнюю и нижнюю границы допустимых рыночных исходов, которые приведут к стабильности взаимодействия конкурирующих фирм.

Необратимые издержки, которые нужно понести фирме, собирающейся войти в отрасль, и невозможно получить, выходя из этой отрасли, определяют эту стабильность.

В работах М. Портера (род. 1947) указаны цели и способы ведения конкурентной борьбы. По мнению автора, суть конкуренции определяют такие факторы, как угроза появления новых конкурентов и товаров-заменителей, способность поставщиков комплектующих изделий торговаться, экономический потенциал потребителей и соперничество имеющихся конкурентов между собой. Эти факторы определяют прибыльность отраслей [6]. Конкуренцию Портер рассматривал как борьбу с конкурентами, покупателями и поставщиками за рыночную власть.

В современной экономической литературе по признаку количества производителей на рынке и их взаимодействия выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Чистая конкуренция характеризует рынок совершенной конкуренции, все остальные типы относятся к несовершенной [10].

Дадим определение каждому типу конкуренции:
  1. Чистая конкуренция — состояние рынка, характеризующееся большим количеством потребителей и производителей похожих по свойствам и характеристикам товара, каждый из них занимает незначительную часть на рынке.
  2. Монополистическая конкуренция – рынок, имеющий какое-либо число предприятий, выпускающих разнородную продукцию и контролирующих цену производимых ими товаров.
  3. Олигополия – рыночная структура, при которой взаимодействует небольшое количество производителей какого-либо товара.
  4. Монополия - исключительное право на производство, покупку, продажу чего-либо, принадлежащее одному производителю.
В таблице 1 дана краткая характеристика рыночных структур.
Таблица 1. Рыночные структуры

 

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм

Множество мелких фирм

Относительно много небольших фирм

Небольшое количество средних и крупных фирм

Одна фирма

Условие вступления в отрасль и выхода из нее

Легкое, затруднения отсутствуют

Сравнительно легкое, присутствуют отдельные препятствия

Наличие существенных препятствий

Наличие непреодолимых препятствий, полная блокировка

Тип продукции

Однородная

Разнородная

Разнородная или однородная

Уникальная, не имеющая заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Контроль в узких рамках

Ограниченный (при взаимной зависимости) либо значительный (при тайном сговоре)

Значительный либо полный

Формы конкуренции

Ценовая

Ценовая. Неценовая: реклама, торговые знаки, торговые марки, дифференциация продукта

Ценовая. Неценовая: тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка, реклама

Неценовая: связи с общественными организациями

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам информации

Сравнительно незначительные ограничения

Существенные ограничения

От некоторых ограничений до полной информационной блокады

 

Наряду с перечисленными видами существует еще один тип конкуренции. Недобросовестная конкуренция – выделяемые по признаку соблюдения правовых и деловых норм неограниченные действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение выгоды в сфере предпринимательства, нарушающие антимонопольное законодательство [3].

Рассмотрим рис. 1, отражающий уровень недобросовестной конкуренции в процентах в строительстве за IV квартал 2006-2013 годов, составленную по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы. Под влиянием кризиса 2008-2009 года уровень недобросовестной конкуренции возрос, но с прекращением кризиса он стабилизировался. Однако в 2013 году произошел скачок вверх, который можно связать с падением курса рубля и появлением нового кризиса.  Анализируя общую обстановку недобросовестной конкуренции в период с 2006 по 2013, мы видим, что этот уровень снизился.

 
Рис. 1. Уровень недобросовестной конкуренции [2]
* Информация, отображенная на данной диаграмме, указана в соответствии с сайтом Единой межведомственной информационно-статистической системы 

Также рассмотрим состояние конкурентной среды, измеренной в процентах, в строительстве за IV квартал 2006-2013 годов на рис. 2, составленной по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы. Мы видим, что кризис 2008-2009 преломил тенденцию роста конкуренции, но с 2010 состояние конкурентной среды вновь стало улучшаться.
 
Рис. 2. Состояние конкурентной среды в строительстве [2]
*Информация, отображенная на данной диаграмме, указана в соответствии с сайтом Единой межведомственной информационно-статистической системы

Соотнеся рис. 1 и рис. 2, можно заметить, что в 2006-2008 году недобросовестная конкуренция и конкурентная среда находятся в стабильном состоянии. Но в 2009 году, несмотря на высокий уровень недобросовестной конкуренции, уровень конкурентной среды резко падает. В 2010-2013 году траектория недобросовестной конкуренции и конкурентной среды возрастает.

Таким образом, такой сложный процесс в экономике, как конкуренция, охватывает основные пять этапов в своем формировании. На каждом этапе взгляды на конкуренциюизменялись и дополнялись в соответствии с уровнем развития всей экономической системы. Современная экономика может быть с наибольшей точностью отражена в подходе «концепция границ».

На рынке могут проявляться 4 классических вида конкуренции. К отдельному виду конкуренции относится недобросовестная конкуренция.

Недобросовестная конкуренция (на примере строительной фирмы) в 2013 году выросла относительно стабильного уровня 2010-2012 годов.

Под влиянием кризиса 2008-2009 рост конкуренции приостановился, но с 2010 состояние конкурентной среды стало улучшаться.

Библиографический список:

1. Архипов А. М. Формирование и развитие теории конкуренции в истории экономической мысли: автореф. дис. канд. экон. наук: защищена 03.10.2008 / А. М. Архипов. – М: 2008. – 26 с.
2. Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы. [сайт]. URL: http://www.fedstat.ru
3. Ефимов О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. Н. Ефимов — Электрон, текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 732 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23085. — ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс; изд. 2-е. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 25, ч. 1. - 264 с.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. Т. 1. - 594 с.
6. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. Пер. с англ. / под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцэкгиз, 1962. – 333 с.
8. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: Реориентация теории стоимости / Э. Чемберлин; пер. с англ. / под. ред. Ю. Я. Ольсевича. - М.: Экономик, 1996. - 351 с.
9. Шумпетер Й. А. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер; пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 539 с.
10. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учебное пособие / Р. Г. Янбарисов. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 624 с.




Рецензии:

2.02.2016, 6:56 Беззубко Лариса Владимировна
Рецензия:  К статье имеются несколько замечаний - название статьи не соответствует ее содержанию Статья назівается "Эволюция теории конкуренции и состояние конкурентной среды в России (на примере строительной отрасли)" 1. Где Россия, где работы русских ученых, где цифровой материал по состоянию дел в России? 2. Рис. 1 и 2 - непонятны, нуждаются в пояснениях. Вывод: статья рекомендуется к доработке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх