Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 07.12.2015. Последняя правка: 06.12.2015.
Просмотров - 1803

Арт-рынок: выживание в кризис

Хомутова Анна Андреевна

-

Российский государственный профессионально-педагогический университет

студент

Сайфидинов Б., кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Российский государственный профессионально-педагогический университет


Аннотация:
В статье рассматривается арт-рынок в условиях кризиса, а также способы его выживания в данный период.


Abstract:
The article deals with the art market in crisis, as well as ways to survive in a given period.


Ключевые слова:
арт-рынок; мировой финансовый кризис; способы выживания в кризис

Keywords:
art market; the global financial crisis; methods of survival in a crisis


УДК 2964

Кризис мировой экономики  в определенной мере  затрагивает все стороны современного бизнеса. Не исключение и мировой бизнес в сфере торговли произведениями изобразительного искусства. Специалисты считают, что кризис стабилизирует его и обеспечит справедливый уровень цен на произведения искусства, немногие же, наоборот утверждают, что кризис – не подходящее время для инвестиций на арт-рынке [1].

Если кризис способен изменить ситуацию в данной сфере бизнеса, то в этих условиях могут возникать и многочисленные возможности. Получается, что кризис  вносит определенные перемены, дающие возможность изменить ценовую политику, проводимую субъектами арт-рынка.  Отсюда следует, что в условиях кризиса на рынке могут появляться произведения искусства, которые в обычных условиях никогда бы там не появились или имели бы более высокую стоимость. В условиях серьезных материальных затруднений, коллекционеры охотнее расстаются с ценными частями своей коллекции за более низкую стоимость, а посредники-продавцы искусства стали осторожнее в своих действиях. Из-за снижения покупательной способности потенциальных покупателей, политика аукционных домов становится более сдержанной. Сейчас каталоги стали значительно тоньше и в них можно найти только стоящие произведения искусства. Чтобы свести к минимуму издержки  и увеличить объем продаж, аукционные дома  выставляют лишь те лоты, которые будут иметь интерес у покупателей. По словам аукционеров, ставки стали более реальными. Например, ставки аукционного дома Cristie’s в 2008 году снизились на 20-25%, а объем продаж по сравнению с предыдущим периодом снизился на половину.  Аукционные дома понимают, что сейчас не следует завышать ставки, ожидать ажиотажа и большой прибыли. У международных аукционных домов  не возникает вопрос выживания в кризис, а для локальных аукционов, в частности для российского, это актуально. Интерес на соцреализм падает, а картины продаются по нижнему эстимейту. В данных условиях, аукционеры вынуждены использовать антикризисную политику проведения аукционов. Как говорит Мэттью Стивенсон, директор отдела модернизма и импрессионизма Cristie’s, прежде чем переходить к вопросам выживания, важно понять, как наши покупатели среагировали на кризис [2].

 По итогам кризисного года можно сделать следующие выводы:

1. Даже в условиях кризиса не пропало желание покупать искусство, т.к. покупатели регулярно нуждаются в пополнении своих коллекций произведений искусства.

2. У многих коллекционеров снизились прежние покупательские возможности. На нашем рынке появились долларовые резервы, но покупатели, соответственно, настроены на снижение цен вдвое.

3. Коллекционеры покупают произведения искусства не для инвестиций, без дальнейших планов перепродажи с прибылью.

4. Многим покупателям в условиях кризиса важно, чтобы вещь была ликвидной, для того чтобы ее можно было быстро продать.

5. Возросли требования покупателя к качеству работ. Незаконченные произведения, наброски даже известных авторов перестали пользоваться спросом.

6. Покупателю стали не безразличны:  место покупки, экспертиза и цена. Если раньше арт-рынок был рынком  продавца, то  за последние полгода он превратился в рынок покупателя. Сегодня покупатель диктует  условия, каждый клиент становится дорог [1].

Ситуация ясна. Возникает вопрос: как выжить в  нынешних условиях?

1. Адаптировать ценовую политику в соответствии с изменением покупательной способности клиента.

2. Организовывать продажи в тех местах, где наибольший поток покупателей, т.к. галереи,  расположенные обособленно менее конкурентоспособны.

3. Активнее использовать Интернет для представления товара и цен, для  быстрой обратной связи и рекламной активности.

4. Расширить специализацию. Чтобы приспособиться под спрос покупателя требуется оперативное изменение традиционной специализации галереи или аукциона.

5. Приостановить бизнес до лучших времен [2].

Если взглянуть на список  100 самых продаваемых художников, то мы заметим, что  47 человек — это  китайцы и 19 — американцы. За ними следуют мастера из Германии и Великобритании. К сожалению, в этом списке отсутствуют имена современных российских художников, но зато их можно встретить в списке  500 самых продаваемых. 330-е место занимает Семен Файбисович (за один год на аукционах было продано его работ на €439 тыс.), на 335-м  месте— Георгий Гурьянов (€431 тыс.), 414-е — Константин Разумов (€322 тыс.), 420-е — Леонид Пурыгин (€310 тыс.), 428-е занимает — Тимур Новиков (€305 тыс.) [1].

Обратимся к статистике: общий объем торгов русским искусством в 2008 - 2009 годах достигал числа $700 млн, это на 830% превысило уровень 2004 года. Этот всплеск был вызван повышением  интереса арт-индустрии к рынкам стран BRIC (Бразилии, России, Индии и Китая), и в общем, успешным развитием мирового аукционного рынка. Глобальная рецессия в значительной мере повлияла на отечественный рынок современного искусства. К примеру, в период с 2008 по 2009 год продажи резко упали на 58%,а в 2013 году стремительно выросли до $400 млн. Но  осенью 2014 года, в связи с возрастающей  напряженностью  между Украиной и Россией, «русская неделя» в Лондоне прошла достаточно вяло.

Сергей Скатерщиков, который является основателем Skate’s Art Market Research, утверждает, что рынок русского искусства в условиях нынешнего кризиса таков — цены упали и ликвидность ушла. За текущий год не было ни одной повторной продажи произведений русского искусства. Но это временно, такие явления встречаются довольно часто. Скатерщиков уверен, что в ближайшее время ситуация не изменится: Санкции Западных стран в отношении Российской Федерации являются главной причиной кризиса рынка русского искусства на фоне продолжающегося расцвета мирового рынка. Отечественные коллекционеры по убедительным причинам не хотят публично и в больших объемах приобретать произведения искусства, а для мировых коллекционеров тренд русского искусства определенно не является актуальным. 

В условиях современного кризиса стало ясно, что рынок искусства довольно сложное явление, затрагивающий не только экономический аспект, но и искусствоведческую, культурологическую и социальную стороны, которые должны приниматься во внимание.  Не следует забывать, что арт-рынок формируется не только продавцами, но и покупателями – это обязательно двухсторонний процесс. Они должны взаимодействовать для достижения максимальной эффективности и производительности на благо общества [2].

Библиографический список:

1. Бабулин, К.К. Арт-рынок: выживание в кризис [Электронный ресурс] / К.К. Бабулин // Рынок искусства: аналитика и прогнозы. – 2015. Режим доступа: http://artinvestment.ru/invest/analytics/20150318_crisis.html (дата обращения: 14.10.2015).
2. Карцева, Е.А. Мировой арт-рынок и кризис 2008 года [Электронный ресурс] / Е.А. Карцева // Арт-рынок. – 2011. Режим доступа: http://artandyou.ru/category/art/post/mirovoi_art_market_crisis_2008_goda# (дата обращения: 14.10.2015).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх