-
Российский государственный профессионально-педагогический университет
студент
Сайфидинов Б., кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Российский государственный профессионально-педагогический университет
УДК 2964
Российский аукционный арт-рынок небольшой по масштабу и занимает 2,5% от мирового рынка современного искусства, который оценивается в $16,1 млрд на 2014 год. За последние двадцать лет увеличение количества художественных галерей в России привело к международному признанию наших мастеров. В 2005 году возрастающий интерес к российскому изобразительному искусству способствовал успеху 1-й Московской биеннале современного искусства [1].
В 2004 - 2008 годах на мировом арт-рынке был замечен рост объемов продаж русского искусства. В 2004 году появился MacDougall’s —первый аукционный дом, который специализируется на русском искусстве. Bonhams, Christie’s и Sotheby’s с 2005 года также устраивают специализированные торги. Общий объем торгов русским искусством в 2007 - 2008 годах достигал $600 млн, что на 830% превышало 2004 год. Эта вспышка вызвана интересом арт-индустрии к рынкам стран BRIC и успешным развитием мирового аукционного рынка. С 2008 по 2009 год продажи упали на 57%, а в 2013 возросли до $400 млн. В связи с возрастанием напряженностей между Украиной и Россией, в 2014 году «русская неделя» в Лондоне прошла довольно вяло [2].
Лидерами на мировом рынке современного искусства являются США и Китай. За прошедший год арт-рынок Китая превзошел Америку, достигнув объема в €601 млн, что составляет 40% от мирового объема. США, в то время, заняли вторую ступень с €552 млн (38%). Следовательно, эти страны дают 78% мирового арт-рынка суммарно. Третье место занимает Великобритания - €231 млн (15%), дальше следует Франция - €26,3 (2%), арт-рынок России стоит на 21 месте. [1].
В списке 100 самых продаваемых художников 47 —это китайцы и 19 — американцы. Совсем неизвестные в 2005 году мастера из Китая, в настоящее время имеют 39% выручки на современном арт-рынке. У американцев же — 35%. В след за ними идут художники из Великобритании и Германии. В этом списке отсутствуют современные российские художники, но их имена можно встретить в списке 500 самых продаваемых. 330-е место занимает Семен Файбисович (за один год на аукционах было продано его работ на €439 тыс.), на 335-м месте— Георгий Гурьянов (€431 тыс.), 414-е — Константин Разумов (€322 тыс.), 420-е — Леонид Пурыгин (€310 тыс.), 428-е занимает — Тимур Новиков (€305 тыс.) [2].
Продажи по-прежнему сконцентрированы на традиционном русском искусстве XVIII–XX веков, несмотря на попытки увеличения на аукционах представительства современных российских художников. Если рассматривать русских художников со стороны стоимости их произведений, то можно заметить, что успехом на мировой арт-рынке пользуются те, что продаются в рамках торгов под названием «Импрессионизм и модернизм». С 1980-х годов, на русском арт-рынке преобладает художник Марк Шагал, общая сумма продаж которого составляет $1,4 млрд, то есть в 2,5 раза превосходит Василия Кандинского, который следует за лидером. Третье место занимает Хаим Сутин. Количество продаж его работ за последние тридцать лет составляет $328 млн.
Аукционный арт-рынок поддерживается продажами работ русских художников, которые относятся к авангардным течениям, но они остаются незначительными, невзирая на ажиотаж, происходящий на мировом рынке современного и послевоенного искусства. Русские мастера, которые родились после 1950 года, дают 1,5% суммы от общих продаж на аукционном арт-рынке. В 2014 году эти художники собрали на вторичном рынке $4,5 млн — что является наибольшей суммой с 2007 года [1].
Но некоторые произведения художников-современников, все же, являются популярными на аукционах. Один из них — Илья Кабаков, который работает вместе со своей супругой Эмилией Кабаковой. Художник получил признание и уважение во всем мире как главный российский концептуалист, а также прославился своими масштабными инсталляциями. С 1980-х годов 140 работ Кабакова, которые были проданы на аукционах, собрали $23 млн. Другой российский мэтр, который входит в TOP-50 самых успешных на аукционах российских художников — это Эрик Булатов. Произведения этого художника собрали на аукционах $17 млн. В топ-100 самых успешных российских художников-современников входят также Семен Файбисович, Олег Целков и Оскар Рабин [2].
По итогам специализированных аукционов русского искусства, проведенных с 2005 года, наиболее крупные суммы собрал Иван Айвазовский. За последние 10 лет объем продаж его картин составил $98 млн, а общий объем перешел рубеж в $325 млн. Вторую ступень занимает Николай Рерих с $80 млн. На третьем месте Константин Коровин и его $55 млн [1].
Около 75% топ-лотов русского искусства продается на международных торгах. В основном, это модернизм и импрессионизм."Супрематическая композиция" Казимира Малевича продолжает оставаться самой дорогостоящей его картиной. В 2008 году она была продана за $60 млн на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в самый успешный момент для аукционного арт-рынка. В июне 2015 года, еще одна работа Малевича "Супрематизм.18-я конструкция" заняла вторую позицию как самая дорогая из проданных на аукционе русских работ. Она «ушла с молотка» на Sotheby’s за $32,8 млн. Один из опытных аналитиков арт-рынка, Джонатан Йе, утверждает, что основной критерий цены — это редкость появления на аукционах. Данная тенденция, прослеживается на всем русском арт-рынке [2].
Главный рекорд специализированных аукционов, которые посвящены русскому искусству, принадлежит портрету Марии Цетлиной Валентина Серова. Эта работа была продана за баснословные деньги - $14,5 млн на «русских торгах» Christie’s в 2014 году, превысив эстимейт в $2,3–3,9 млн. Следующим по стоимости лотом является произведение Николая Рериха «Madonna Laboris». В 2013 году ее купили за $12 млн [1].
Сергей Скатерщиков, который является основателем Skate’s Art Market Research, утверждает, что рынок русского искусства в условиях нынешнего кризиса таков — цены упали и ликвидность ушла. За текущий год не было ни одной повторной продажи произведений русского искусства. Но это временно, такие явления встречаются довольно часто. Скатерщиков уверен, что в ближайшее время ситуация не изменится: Санкции Западных стран в отношении Российской Федерации являются главной причиной кризиса рынка русского искусства на фоне продолжающегося расцвета мирового рынка. Отечественные коллекционеры по убедительным причинам не хотят публично и в больших объемах приобретать произведения искусства, а для мировых коллекционеров тренд русского искусства определенно не является актуальным [2].
На сегодняшний день, существованию традиционной арт-галереи мешает перечень различных опасностей, Самые главные из них это распространение мегагалерей, интенсивное развитие сети Интернет, социальных сетей, а также художественных ярмарок.
Их появление говорит о том, что арт-галереям необходимо серьезно задуматься о том, как они смогут выделиться в общей массе, попытаться обратить на это внимание постоянных покупателей и пересмотреть заключенные контракты с авторами во избежание новых рисков.
Рецензии:
6.12.2015, 16:32 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: необходима корректировка названия статьи. Не обоснована актуальность темы исследования. Перечисление художников, продуваемость их картин. о чем это говорит? Если речь идет именно об аукционах, то и следует указать экономическую составляющую данного аспекта. Показать его роль в целом и непосредственно для России и т.д. Статья нуждается в корректировке и доработке в русле научности и практической ориентированности. Можно бы бы привести фактаж об аукционах за границей. Д.г.н., проф. Яковенко Н.В.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий