нет
Российский государственный профессионально-педагогический университет
студент бакалавриата очной формы
Сайфидинов Б. С. доцент кафедры экономических теорий, Российский государственный профессионально-педагогический университет; Корнеева В. Е. студентка группы ДК-402, Российский государственный профессионально-педагогический университет
УДК 33
Существует гипотеза, что длина женской юбки зависит от состояния экономики, что толкает на вопросы: «в чем причина взаимосвязи экономики и моды и когда, эта взаимосвязь, появилась?».
Индустрия моды, с каждым годом, все больше влияет на население и занимает ключевое место в экономике развитых стран.
По зарубежным оценкам, на данный этап времени, более 2/5 всего мирового производства товаров и услуг приходится, прямо или косвенно, на индустрии связанные с модой. С начала века сфера моды, удовлетворяющая вкусы населения, предоставляемые для эстетических потребностей человека, имеет самые высокие темпы развития, при этом влияя на состояние смежных отраслей. Экономика моды берет в оборот сотни миллиардов долларов и, при этом, обеспечивает работой ¼ рабочих мест, благодаря чему, бюджет страны – возрастает [2]. Эта статистика показывает, что экономика моды стала ключевым источником расходов для потребителей и ключевым источником доходов для производителей и стран, которые стали эталонами моды. Как это все начиналось.
Сама мода, как социальный феномен, известна еще с античных времен, но лишь в период с 1800-го по 1960-е производство модных атрибутов постепенно превратилась из малого бизнеса в массовое производство, и стало индустрией. Мода стала фактором экономического роста и результатом разумной деятельности человека.
В период с 1950 – 1960-е, в развитых странах, появляется общество массового потребления и развивается система прогнозирования моды. Впоследствии, появляются фирмы по анализу тенденций развития моды, которые помогали массовому производству готовых изделий принимать «масштабные» и долгосрочные решения о производстве и закупке необходимого сырья и оборудования. Так как, производители стали зависеть, не только от, нововведений дизайнеров, но и от того, какое сырье имеется в наличии, а, производитель сырья, в свою очередь, зависят от того, какое сырье имеется в наличии у них. К примеру, производители одежды зависят от идей дизайнеров и материала, для пошива одежды, который предоставляют поставщики, а они, в свою очередь, зависят от того, какое сырье и нити у них имеются в наличии. Для всего нужно время, а мода, как известно, не ждет, а движется вперед и очень быстро, поэтому, что бы производство не «прогорело» необходимо заранее знать, что будет в будущем.
Начиная с этого периода и по наше время, экономика моды делится на: товары «от-кутюр» (индивидуальные заказы для высших слоев общества) и «прет-а-порте» (массовое производство товаров для среднего и малого слоев общества). В период с 1960 – 1980-е Париж занимает ведущую платформу экономики моды; самые известные дизайнеры: Кристиан Диор, Юбера Живанши, Коко Шанель, Ива Сен Лоран и др. менее известные кутюрье.
Начиная с 1990-х годов и по наше время, индустрия моды расщепляется и занимает все больше мест на рынке экономики. Сейчас состояние экономки, почти, на 40% зависит от того, что происходит в индустрии моды, состояние индустрии моды зависит от того, какое состояние экономики на 40%; на 30% - от сырья, необходимого для производства товаров моды и нововведений и на 30% - от потребителей, их желаний и потребностей.
Мода, еще с античных времен, считалась привилегией высших слоев общества, показатель статуса и возможностей человека. С античных времен и, примерно, по 1800-е года, мода и экономика, примерно так и взаимодействовали, т. е. чем выше экономическое состояние страны и людей, живущих в них, тем моднее, эта страна, выглядит. По этой причине многие страны, в свое время, стали модными столицами – Париж, Прага, Милан, Лондон, Нью-йорк и другие менее известные столицы мод.
Начиная с 1800-е годы и по наше время взаимосвязь экономии и моды – сильно углубилась, т. е. мода постепенно расширяла свое влияние на экономику, на различные ее составляющие. Сейчас мода не может развиваться, полноценно, не входя и не затрагивая экономику, а экономика стран, в свою очередь, потеряет свой основной доход.
В рыночной структуре управления процедура коммерциализации объял все области человеческого труда, включая области творчества и интеллектуальной работы. Принципы экономических связей придают давним, отдаленным от экономики понятиям в культуре, искусстве, спорте предпринимательские оценки и характеристики, с которыми они втягиваются в общую конструкцию рыночной экономики. Безусловно, что в эту процедуру втягивается и такая неопределенная область деятельности человека как становление моды. Появляется нестандартный экономический механизм постижения и введения новых направлений моды, включая структуру отстаивания творческих замыслов, правил ценообразования, объединение работ творческих групп и их взаимодействия, сбытовых предпринимательских систем. Мода преобразуется в объект предпринимательского труда. Рыночная конструкция выделяет в ней определенные характеристики, которые гарантируют получение дохода, а, стало быть, переводят ее в пространство экономических отношений.
Появление стилистически и художественно новых изделий, в которых ожидается действительно спрос в социуме, требует коллективного труда внушительного числа людей и производственных предприятий. Мода имеет двоякую природу: она – культурное явление и в то же время один из критериев производства, напрямую связанный с технологической стороной. Кроме подготовки новых изделий, надлежит сформировать социальное понимание, что новое преобразование отражает современнейшее направления их развития, а также утвердить это направление как тренд прогресса.
В этом направлении можно рассуждать об экономике моды как о комплексе экономических форм, инструментов, используемых наравне с творчеством по созданию новых моделей и облика изделий, художественной литературы, по организации досуга и традиционным занятиям многих людей, по воплощению творческих идей в настоящие изделия, их реклама, формирование социального понимания. Надлежит обеспечить создание неповторимых творческих идей, их реализация, производство и продажа этих новых (модных) изделий, приобретение нужных материалов, оборудования, распространение рекламы, обслуживание покупателей, т.е. функционирование того, что в комплексе поспособствует использовать привычное в экономике понятие «индустрия моды».
Разумеется, функционирование такого производственного комплекса вытекает за границы воображаемого развития формирования концепций моды как преобладающее направления в модели вещей, стиля поведения, образа жизни. Речь идет о параллельном развитии особой области национального хозяйства по весомому осуществлению в определенных вещах концепций моды. Впрочем, это не исключает, а лишь подтверждает связь индустрии моды с экономикой.
До сих пор общество демонстрирует через вещь свой статус и благосостояние, но, в отличии, от античного времени, вещи дорожает во много раз, только при условии, что эта вещь имеет логотип и идею, вложенную в появление это вещи, которые ценится во всем мире.
Культура, потребности, знания, присущие человеку, рождаются в изделиях как символ, ставший предметам купле – продажи. Все нематериальное разнообразие творческой деятельности и социальных отношений в обществе потребления приводится к появлению системы социально-экономического статуса человека через рыночный механизм купли-продажи престижных вещей. «Человека характеризуют его вещи...», — почти полвека назад писал Ж. Бодрияр [1, с 75]. Сегодня преобладает не предмет, а символы предмета. Для производителя имидж — это все. Сегодня на высоте (а завтра будут еще выше) не материальные товары, а их нематериальные активы — бренды и услуги (соответственно имидж, упаковка и качество обслуживания).
В наше время индустрия моды принадлежит, в большей степени, частным производителям, потому что это очень прибыль, особенно в связи с направлениями моды и увлечением потребителей модным тенденциями.
Сейчас приведем конкретный пример, влияния экономики страны на моду.
Появление в 2008 году моды на «рваные джинсы», а в следующем году появление моды на «рваную одежду». Этот стиль появился потому, что в то время в стране начался экономический кризис, качественные материалы для производителей как индивидуального, так массового пошива, были очень дороги, и проблематично их было приобрести, и поэтому решили, приобретать материалы, которые дешевле, это привело к тому, что появилось много дефектного материала. Чтобы не «прогореть», производители решили отшивать из некачественного материала и выдавать эти изделия за модные, а эту идею потом «подхватили» и дома мод. Получилось, производители не только не «прогорели» во время кризиса, но и хорошо заработали. В тот год их экономическое состояние повысилось.
Это пример того, как моды влияет на экономику.
Появление моды на женское нижнее белье. Эта мода появилась давно, во времена, когда женщины стали возвращаться к женственности. Нижнее белье, особенно красивое, женщины хорошо покупали, даже за большие деньги. Производители заметив, что женщина за красивое, качественное и удобное белье готова платить любые деньги. Эта статистика сохранилась и по сей день, если у женщины достаточно средств, она готова их отдать самое лучшее нижнее белье. И это приносит производителям большие деньги. В наше время Российские производители не могут предоставить нашим женщинам то качество и красоту, которая необходима, поэтому приобретают товары во Франции, Италии и Германии, что улучшает экономику этих стран.
Вывод: мода – это экономический фактор, экономический двигатель. Мода играет огромную роль в экономической системе, а от состояния экономики в стране влияет на моду. Их влияние циклично, которое, если разорвать, может привести к неизвестным последствиям.
Как однажды сказал известный мыслитель, Григорий Ковальчук: «Мода – один из способов доставлять радость маленьким людям за большие деньги».
Рецензии:
10.12.2015, 9:28 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: это публицистическая, не научная статья. Она может представлять интерес для молодых людей и может быть опубликована. Правда, литературу желательно осовременить.