ПетрГУ
студент
Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования, Петрозаводский государственный университет
УДК 159. 923
Проблема креативности имеет широкую область исследования, поэтому возникает большое количество противоречий, так как на данную сферу влияет много факторов. К данной теме обращались такие авторы как Станислав Райх, Д. Б. Богоявленская, Н. М. Азарова, О. И. Глазунова, К. Джорджтаун, А. Я. Дорфман, К. А. Торшина и другие. Креативность раскрывают в самых различных гипотезах, и создать некоторую общую систему представлений об этом понятии еще никому не удалось. Теоретические взгляды на креативность имеют богатую историю, которая нуждается в последующем развитии и обновлении. С каждым годом количество определений только возрастает [5, с. 112]. Происходит это в силу причины интерпретации понятия с течением времени, уровень развития общества и науки набирает обороты.
Но мы должны отметить, что интеллект и креативность не есть одно и то же. Наличие высокого коэффициента интеллекта не предполагает креативности. Эти понятия являются самостоятельными, хотя стоит отметить, что и интеллект и креативность предполагают новизну. Шанс, что анализ проблемной ситуации с помощью определенного алгоритма приведет к воображению и креативности, очень мал [4, c. 83].
Креативная деятельность исполняется личностью, если цели и мотивы выполняются по инициативе самой личности, то результат будет непременно превосходить все ожидания. Если цель не принадлежит самой деятельности, и человек выполняет работу для поддержания собственного статуса, то деятельность в лучшем случаи, будет проработана в рамках приличия. Результат такой работы не будет говорить о его творческом потенциале [1,c.37].
Подобную мысль высказывает и Ю. Волков, говоря, что творческие люди чаще проявляют эгоистические качества, желая найти применение своим амбициям, действуя не во благо общества. Может они и обладают творческим потенциалом, но к креативному классу они не относятся [7,c.208].
На данный момент можно сказать, что креативность рассматривается как качество личности. Некоторые заложенные способности нестандартного образа мышления, поведения и творческий результат деятельности. Если мы говорим о личности, то стоит предположить, что без участия эмоционального состояния человека не обойтись. Действительно, один из предполагаемых способов преобразования творческого результата – эмоциональная регуляция творческого процесса. Однако возможности каждого человека уникальны, вследствие неоднозначных данных, которые говорят об увеличении креативности, при переживании положительных эмоций, а негативные эмоции в свою очередь повышают вероятность применения ранее образовавшихся стереотипов. Но есть данные утверждающее обратное. Именно негативные эмоции повышают эффективность поиска мотивации для решения трудных и важных задач [8, c.94]
Большинство авторов склонны выделять черты личности или скажем некоторые критерии, которые характеризуют креативных людей. Например, М. Чихуентмихалин отмечает, что креативные личности содержат в себе взаимоисключающие особенности. Вот некоторые из них: большая физическая активности и часто находящиеся в покое; и суровы и наивны; скромны и горды; бунтарский дух и консерватизм и так далее [4, c. 102].
А Ю. Волков выделяет такие качества как гибкость и подвижность и в тоже время в меру строгие. Основным признаком креативного класса отмечается самомотивация, которая предполагает выбор жизненного пути и осмысление шансов. Второй признак: взаимосвязь креативного класса и инновационные сферы экономики и общественной жизни. Третий признак: является всеобщее признание, авторитет. Четвертый признак: инициатива в профессиональном аспекте и общественности [7, с. 211].
Креативность, способствующая реализации человека в жизни, понимается как личностная креативность. Естественная потребность к личностному балансу, психологическому здоровью и самоактуализации.
Неприспособленный человек представляет собой противоположную сторону, к реализующему себя индивидуальности. Это человек, поддерживающий жизнь, не стремящийся обустроить ее, то есть легче приспособиться к ней, чем улучшать, предпочитая быть управляемым со стороны общества и жить по заранее составленному плану, чем быть свободным человеком [3, c. 103 -104].
Изучение принципов творческого мышления имеют не только научную, но и практическую значимость, так как знание о существующих способах мотивирования творческой деятельности способствуют использованию индивидуального своеобразия и инициативу любого человека как опорную точку для развития современного общества.(разумников,2013)
Еще один интересующий вопрос, можно ли развить в себе креативность? Такое свойство человека как креативность подвергается воздействию окружающей среды, и будет проявлять себя, если среда позволит это сделать. Объяснение находится в том, что креативность подразумевает самостоятельное поведение, создание разового, в то время как общество интересует стабильность и постоянное воспроизведение – устоявшихся норм поведения и отношений, продуктов и так далее. Поэтому развить креативность можно в специальных условиях [6, c. 83].
Естественно, сформировать особый образ мышления у ребенка на много легче, чем у взрослого человека, чье сознание уже устоялось. Ведь ни школа, ни вуз не учит активному порождению идей. Взрослому человеку будет довольно трудно перестроить свой склад ума. Существуют разные способы и методы. Ведь в современном обществе неординарных специалистов, способных кардинально изменить ваше представление об обыденных вещах, очень мало. И такие специалисты всегда будут востребованы в самых различных профессиях. Например, как отмечает Д. МакКинн, который исследовал образ мышления архитекторов, самые креативные из них наиболее приспособлен к нормам общества и профессии. А Ж. Желад говорит о специалистах в сфере дизайна и создателях рекламы.
Если рассматривать российское общество, настоящее творчество не сопоставимо с понятием успеха и не соответствует принятым жизненным принципам. По мнению Ю. Волкова, существует несколько путей реализации для креативной личности. Первый признак: придерживаться социальных рамок, притворяясь, что имеет свободу, либо действовать в интересах людей, выше стоящих по социальному статусу [7, c. 209].
В заключении отметим, что креативность выступает, как способность ставить задачи и находить неординарное решение к этой проблеме, являясь основанием для развития культуры инновационного мышления [2, c. 57].Можно отметить, что креативность является значимым аспектом в жизни человека. Наличие такой способности у человека делает его жизнь лучше и интереснее. На протяжении всей жизни это поможет в решение повседневных задач. Тем самым данная проблема занимает не маловажное значение в воспитании детей, образовании и личностном росте человека и общества.
Рецензии:
14.12.2015, 15:11 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания:
1/Креативность расматривается как конструкт разных наук...
2/Проблематика подобного типа создает широкую основу интерпретационного анализа....
3/Креативность является дейностным образовательным компонетном общественного социума.
4/Креативность проявляется в больших онтологических границах...
15.12.2015, 11:43 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: актуально,научно,достоверно.Статья отвечает требованиям,автор провел серьезную работу\\.отдельное спасибо научному руководителю.Рекомендуется к публикации.
15.12.2015, 12:01 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Тема статьи актуальная. Анализ результатов исследования проблемы заслуживает внимания. Но учитывая, что Вами подготовлена НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ следует устранить грамматические ошибки (в тексте и списке), указать цель статьи, завершить статью выводами автора (убрать ссылку). Успехов. Статья рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
25.02.2016, 14:11 Шляхтов Сергей Сергеевич Отзыв: Хотелось бы все же рассмотреть понятие креативности через потребности общества. Ведь отсутствие в обществе потребности в креативности сделает креативного человека в той или иной мере не успешным, вплоть до блокировки таковой. С другой стороны, потребность общества в креативности вполне возможно разблокирует потенциал многих, которые в результате адаптации вынуждены скрывать свою креативность. Это актуально, поскольку если креативность в самом деле врожденное качество, то общество должно иметь в достаточном количестве носителей креативности, которые по тем или иным причинам ее блокируют. |