Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №28 (декабрь) 2015
Разделы: Психология
Размещена 14.12.2015. Последняя правка: 15.12.2015.
Просмотров - 5155

Значение проблемы креативности в современном обществе

Костюкова Анна Вячеславовна

ПетрГУ

студент

Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования, Петрозаводский государственный университет


Аннотация:
В данной статье мы говорим о понятие креативность. Приводим примеры нескольких авторов занимающиеся данной проблемой, какие области жизни затрагивает это понятие и ее влияние на личность человека. Также в статье поднимается вопрос о развитии способности, и какое оказывает влияние на профессиональную сферу жизни.


Abstract:
In this article we talk about the concept of creativity . Here are examples of several authors dealing with this problem, which affects the area of life is a concept and its impact on the person's identity . The article also raises the issue of the development of abilities and what affects the professional sphere of life .


Ключевые слова:
креативность; личность; интеллект; профессия; развитие; самоактуализация; противоречия; инициатива

Keywords:
creativity; personality; intelligence; occupation; development; self-actualization; the contradictions; the initiative


УДК 159. 923

Проблема креативности имеет широкую область исследования, поэтому возникает большое количество противоречий, так как на данную сферу влияет много факторов. К данной теме обращались такие авторы как Станислав Райх, Д. Б. Богоявленская, Н. М. Азарова, О. И. Глазунова, К. Джорджтаун, А. Я. Дорфман, К. А. Торшина и другие. Креативность раскрывают в самых различных гипотезах, и создать некоторую общую систему представлений об этом понятии еще никому не удалось. Теоретические взгляды на креативность имеют богатую историю, которая нуждается в последующем развитии и обновлении. С каждым годом количество определений только возрастает [5, с. 112]. Происходит это в силу причины интерпретации понятия с течением времени, уровень развития общества и науки набирает обороты.

Но мы должны отметить, что интеллект и креативность не есть одно и то же. Наличие высокого коэффициента интеллекта не предполагает креативности. Эти понятия являются самостоятельными, хотя стоит отметить, что и интеллект и креативность предполагают новизну. Шанс, что анализ проблемной ситуации с помощью определенного алгоритма приведет к воображению и креативности, очень мал [4, c. 83].

Креативная деятельность исполняется личностью, если цели и мотивы выполняются по инициативе самой личности, то результат будет непременно превосходить все ожидания. Если цель не принадлежит самой деятельности, и человек выполняет работу для поддержания собственного статуса, то деятельность в лучшем случаи, будет проработана в рамках приличия. Результат такой работы не будет говорить о его творческом потенциале [1,c.37].

Подобную мысль высказывает и Ю. Волков, говоря, что творческие люди чаще проявляют эгоистические качества, желая найти применение своим амбициям, действуя не во благо общества. Может они и обладают творческим потенциалом, но к креативному классу они не относятся [7,c.208].

На данный момент можно сказать, что креативность рассматривается как качество личности. Некоторые заложенные способности нестандартного образа мышления, поведения и творческий результат деятельности. Если мы говорим о личности, то стоит предположить, что без участия эмоционального состояния человека не обойтись. Действительно, один из предполагаемых способов преобразования творческого результата – эмоциональная регуляция творческого процесса. Однако возможности каждого человека уникальны, вследствие неоднозначных данных, которые говорят об увеличении креативности, при переживании положительных эмоций, а негативные эмоции в свою очередь повышают вероятность применения ранее образовавшихся стереотипов. Но есть данные утверждающее обратное. Именно негативные эмоции повышают эффективность поиска мотивации для решения трудных и важных задач [8, c.94]

Большинство авторов склонны выделять черты личности или скажем некоторые критерии, которые характеризуют креативных людей. Например, М. Чихуентмихалин отмечает, что креативные личности содержат в себе взаимоисключающие особенности. Вот некоторые из них: большая физическая активности и часто находящиеся в покое; и суровы и наивны; скромны и горды; бунтарский дух и консерватизм и так далее [4, c. 102].

А Ю. Волков выделяет такие качества как гибкость и подвижность и в тоже время в меру строгие. Основным признаком креативного класса отмечается самомотивация, которая предполагает выбор жизненного пути и осмысление шансов. Второй признак: взаимосвязь креативного класса и инновационные сферы экономики и общественной жизни. Третий признак: является всеобщее признание, авторитет. Четвертый признак: инициатива в профессиональном аспекте и общественности [7, с. 211].

Креативность, способствующая реализации человека в жизни, понимается как личностная креативность. Естественная потребность к личностному балансу, психологическому здоровью и самоактуализации.

Неприспособленный человек представляет собой противоположную сторону, к реализующему себя индивидуальности. Это человек, поддерживающий жизнь, не стремящийся обустроить ее, то есть легче приспособиться к ней, чем улучшать, предпочитая быть управляемым со стороны общества и жить по заранее составленному плану, чем быть свободным человеком [3, c. 103 -104].

Изучение принципов творческого мышления имеют не только научную, но и практическую значимость, так как знание о существующих способах мотивирования творческой деятельности способствуют использованию индивидуального своеобразия и инициативу любого человека как опорную точку для развития современного общества.(разумников,2013)

Еще один интересующий вопрос, можно ли развить в себе креативность? Такое свойство человека как креативность подвергается воздействию окружающей среды, и будет проявлять себя, если среда позволит это сделать. Объяснение находится в том, что креативность подразумевает самостоятельное поведение, создание разового, в то время как общество интересует стабильность и постоянное воспроизведение – устоявшихся норм поведения и отношений, продуктов и так далее. Поэтому развить креативность можно в специальных условиях [6, c. 83].

Естественно, сформировать особый образ мышления у ребенка на много легче, чем у взрослого человека, чье сознание уже устоялось. Ведь ни школа, ни вуз не учит активному порождению идей. Взрослому человеку будет довольно трудно перестроить свой склад ума. Существуют разные способы и методы. Ведь в современном обществе неординарных специалистов, способных кардинально изменить ваше представление об обыденных вещах, очень мало. И такие специалисты всегда будут востребованы в самых различных профессиях. Например, как отмечает Д. МакКинн, который исследовал образ мышления архитекторов, самые креативные из них наиболее приспособлен к нормам общества и профессии. А Ж. Желад говорит о специалистах в сфере дизайна и создателях рекламы.

Если рассматривать российское общество, настоящее творчество не сопоставимо с понятием успеха и не соответствует принятым жизненным принципам. По мнению Ю. Волкова, существует несколько путей реализации для креативной личности. Первый признак: придерживаться социальных рамок, притворяясь, что имеет свободу, либо действовать в интересах людей, выше стоящих по социальному статусу [7, c. 209].

В заключении отметим, что креативность выступает, как способность ставить задачи и находить неординарное решение к этой проблеме, являясь основанием для развития культуры инновационного мышления [2, c. 57].Можно отметить, что креативность является значимым аспектом в жизни человека. Наличие такой способности у человека делает его жизнь лучше и интереснее. На протяжении всей жизни это поможет в решение повседневных задач. Тем самым данная проблема занимает не маловажное значение в воспитании детей, образовании и личностном росте человека и общества.

Библиографический список:

1. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества/Д.Б. Богоявленская //Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – с. 35 – 41.
2. Дорфман Л. Я. Взаимосвязь креативность и вариативность/ Л. Я. Дорфман// Психологический журнал. – 2014. – №2. – с. 57 – 67.
3. Дорфман Л.Я. Креативность как самоактуализация /Л. Я. Дорфман, В. Ковалева // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – с.103 – 104.
4. Дорфман Л.Я. Креативные личности: их черты и мотивы/Л. Я. Дорфман,К. В. Ковалева// Вопросы психологии. – 1999. – №2. – с.102.
5. Дорфман Л.Я. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций / Л.Я. Дорфман//Психологический журнал. – 2015. - № 1. – с. 81–90.
6. Дружинин В. Н. Экспериментальное исследование формирования влияния микросреды на креативность/ В. Н. Дружинин// Психологический журнал. – 1994. – №4. – с. 83- 93.
7. Мирошниченко Г. Л. Размышляя над проситанным/ Г. Л. Мирошениченко// Вестик Московского университете. Серия 18. Социология и политология. – 2014. - №1. – с.207 – 214.
8. Разумникова О. М. Влияние индицированных эмоций на креативность/ О. М. Разумникова// Вопросы психологии. – 2013. – №2. – с. 93 – 103.
9. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии /К.А. Торшина // Вопросы психологии. – 1998. – № 4. – с. 123 –132.




Рецензии:

14.12.2015, 15:11 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1/Креативность расматривается как конструкт разных наук... 2/Проблематика подобного типа создает широкую основу интерпретационного анализа.... 3/Креативность является дейностным образовательным компонетном общественного социума. 4/Креативность проявляется в больших онтологических границах...

15.12.2015, 11:43 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: актуально,научно,достоверно.Статья отвечает требованиям,автор провел серьезную работу\\.отдельное спасибо научному руководителю.Рекомендуется к публикации.

15.12.2015, 12:01 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Тема статьи актуальная. Анализ результатов исследования проблемы заслуживает внимания. Но учитывая, что Вами подготовлена НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ следует устранить грамматические ошибки (в тексте и списке), указать цель статьи, завершить статью выводами автора (убрать ссылку). Успехов. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

25.02.2016, 14:11 Шляхтов Сергей Сергеевич
Отзыв: Хотелось бы все же рассмотреть понятие креативности через потребности общества. Ведь отсутствие в обществе потребности в креативности сделает креативного человека в той или иной мере не успешным, вплоть до блокировки таковой. С другой стороны, потребность общества в креативности вполне возможно разблокирует потенциал многих, которые в результате адаптации вынуждены скрывать свою креативность. Это актуально, поскольку если креативность в самом деле врожденное качество, то общество должно иметь в достаточном количестве носителей креативности, которые по тем или иным причинам ее блокируют.


Оставить комментарий


 
 

Вверх