НИУ Высшая Школа Экономики, Нижний Новгород
магистр программы "Финансы Фирмы"
Рябова Елена Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансовый менеджмент Национального Исследовательского Университета "Высшая Школа Экономики"
УДК 338.001.36
Краткий обзор основополагающих моделей ЖЦО. В основе теории стратегического ᐧразвития ᐧпредприятия лежит подход, согласно которому исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий определенные стадии развития и эволюции. Использование кривой жизненного цикла позволяет специалистам подходить к ᐧанализу хозяйствующего ᐧсубъекта и разработке управленческих решений с позиций не только его текущего состояния и прошлого, а также будущего развития, что способствует своевременному предвидению возможных кризисов [4].
Концепция жизненного цикла организации (далее ЖЦО) развивается на протяжении последних десятилетий. ᐧАнализ закономерностей возникновения и развития концепции ЖЦО позволяет авторам выделить три этапа ее развития, каждый из которых характеризуется определенными подходами к исследованию с точки зрения методов и объектов исследования.
Первый этап относится к 60 гг. 20 века (1951–1970 гг.), в то время когда появились первые модели ЖЦО. Стоит отметить, что модели того периода имеют исключительно теоретический характер. Например, модель, предложенная в 1959 г. М. Хайре [12], была посвящена жизненному циклу государственной организации. Впоследствии эта модель легла в основу большинства теоретических моделей ЖЦО. На этом этапе развития экономики предприятий доминировала процессная парадигма в теории организационных изменений, в рамках которой исследователи пытались найти универсальную процессную модель управления изменениями.
Второй этап развития и эволюции моделей ЖЦО стоит отнести к 1970–1990 гг. На этом этапе продолжают развиваться содержательные теоретические модели, появляются первые классификации типов организационных изменений, возникают первых эмпирические модели. Самыми известными теоретическими моделями, которые были предложены в 1970-е гг., были модели Л.Грейнера и И.Адизеса [3; 2], которые и по сей день считаются классическими и популярными. В качестве основного исследовательского метода в этот период времени используется кейс-метод.
Начиная с 1990 г - по настоящее время, можно выделить третьий этап развития и эволюции моделей, посвященных исследованию ЖЦО. Основной акцент данного этапа развития концепции ЖЦО - ᐧсоздание эмпирических моделей для разных типов организаций и поиск обобщенной методологии, которая позволила бы устранить многочисленные противоречия между разными моделями ЖЦО. При этом используются более сложные эконометрические и статистические методы для создания моделей. Здесь можно отметить модель С.Хэнкса с соавторами [7] для фирм высокотехнологичных отраслей, модель Д.Лестера, Дж.Парнелла и А.Каррахера [17], разработавших эмпирическую шкалу для измерения стадий ЖЦО. В то же время на третьем этапе более пристально изучаются не только стадии развития организаций и критерии, характеризующие их, но и механизмы перехода с одной стадии к другой.
В целом на современном этапе исследований ЖЦО происходит более серьезная специализация моделей, применительно к разным отраслям и видам бизнеса. Одновременно с этим усиливаются попытки создания обобщенной методологии, которая была бы применима в любых отраслях и для любых типов организаций.
Исследователи теории ЖЦО используют различные основания для описания их изменяющихся характеристик на разных стадиях развития. Каждый из авторов выделяет свой состав организационных характеристик и параметров, которые обычно зависят от целей организационной диагностики и поставленной задачи. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика моделей жизненного цикла организации совокупности авторов по выделенным им стадиям и переменным.
Таблица 1
Характеристика моделей жизненного цикла организации по стадиям развития, выделенным автором
Авторы модели |
Стадии жизненного цикла организации, выделенные в модели |
1 |
2 |
И. Адизес [2] |
Выхаживание; Младенчество; Дава-Давай; Юность; Расцвет, Стабильность; Аристократизм; Ранняя бюрократизация; Бюрократизация; Смерть |
Л. Грейнер [3]
|
Креативность; Директивное руководство; Делегирование; Координация; Сотрудничество |
Л. Гэлбрэйт [13] |
Испытание прототипа; Производственная модель; Подъем/наращивание производства; Натуральный рост; Стратегическое развитие |
И.В. Ивашковская Д.О. Янгель [5] |
Рождение; Рост; Зрелость (стабильность); Упадок; Диверсификация; Старость; Смерть (или возрождение) |
Р. Казаньян [15] |
Концептуализация и развитие; Коммерциализация; Рост; Стабилизация |
Р. Куинн, К. Камерон [11] |
Предпринимательство; Коллективность; Формализация; Разработка структуры |
М.В. Куранов [6] |
Рождение; Юность; Рост; Зрелость; Старость |
Д. Лестер, Дж. Парнелл, А. Каррахер [17] |
Существование; Выживание; Успех; Возрождение; Упадок |
Г. Липпитт, У. Шмидт [18] |
Рождение; Юность; Зрелость |
Д. Миллер, П. Фризен [11] |
Рождение; Рост; Зрелость; Возрождение; Упадок
|
В.Л. Поздеев [8] |
Рождение; Рост; Зрелость; Старость; Смерть (или возрождение) |
К. Смит, М. Митчелл, А. Саммер [7] |
Начало; Быстрый рост; Зрелость |
Б. Скотт, Л. Брюс [7] |
Начало; Выживание; Рост; Расширение; Зрелость |
Э. Фламхольц [7] |
Новое предприятие; Расширение; Профессионализация; Консолидация Диверсификация; Интеграция; Разрушение |
Ф. Хо [14] |
Рождение; Рост; Зрелость; Упадок/обновление; Смерть |
Т. Хэнкс и др. [7] |
Возникновение; Коммерциализация; Рост; Зрелость |
Д.В. Чернов [10] |
Зарождение; Формирование; Рост; Стабилизация; Стагнация; Кризис; Деструкция, реформирование/ смерть |
И. Шейн [19] |
Рождение или ранний рост; Середина жизни организации; Организационная зрелость |
Развития личности (Lippitt, Schmidt, 1967) [18];
Менталитета членов организации (Torbert, 1974) [20];
Личной характеристики основателя организации (Kimberly, Miles, 1980) [16];
Развития и изменения корпоративной культуры (E. Schein, 1985) [19];
Показателей финансовой деятельности компании (И.В. Ивашковская, Д.О. Ягель, 2007) [5].
Состав и объем предоставленных услуг связи на территории РФ с 2000 – 2013 гг. представлены на рис.1. Результаты анализа доходов от услуг связи показывают, что подвижная (мобильная) связь – самый быстрорастущий сегмент рынка телекоммуникаций: в 2013 году наибольшая доля от общего объема услуг связи принадлежит подвижной связи (49,6%), на втором месте идет проводной интернет (15,1%), третью позицию занимает документальная электросвязь (13,3%). Исходя из графика наглядно видно, что доля городской местной связи сокращается . Это очевидный факт, который связан с наличием лучшей альтернативы – сотовой связи. Что касается радиосвязи, телевидения и спутниковой связи, то эти услуги хоть и имеют положительный годовой прирост, но он незначительный. Удельный вес последних в совокупной структуре услуг связи в 2013 году составил всего 4,6%.
Рис 1. Объём услуг связи в России за 2000-2013 гг. [21]
Согласно официальной статистики в 2014 году доля телекоммуникационных услуг в ВВП сократилась на 0,77% и составила 2,33%, прирост по сравнению с предыдущим годом составил всего 2,7%, тогда как в 2013 году выручка по отношению к предыдущему году выросла на 5,1% [21]. Согласно аналитической компании J’son & Partners Consulting, объем рынка телекоммуникационных услуг в России в 2014 году составил 1,28 трлн. рублей [22].
Предметом дальнейшего изучения является деятельность в области телефонной связи (код ОКВЭД 64.20.11), в составе которой выделяют: международную, междугороднюю внутризоновую, местную (городскую и сельскую) телефонную связь; подвижную радиосвязь, в том числе спутниковую, сотовую, транкинговую связи и т.п.; фиксированную спутниковую связь.
Анализ жизненного цикла в отрасли. По данным базы данных Fira.pro на конец августа 2015 г. с данным кодом экономической деятельности на территории РФ всего было зарегистрировано 6 951 предприятий различной организационно - правовой формы, из которых до настоящего времени функционирует 3 887 (или 56%) [23]. Следовательно, около 44% зарегистрированных хозяйствующих субъектов в области телефонной связи были по разным обстоятельствам ликвидированы. Динамику создания и ликвидации хозяйствующих субъектов за весь период можно наблюдать в табл.2
Из табл. 2 наглядно видно, что резкий рост количества организаций в анализируемой отрасли пришелся на 2002 год и составил 875 вновь созданных объектов хозяйственной деятельности, в то время как в 2000 – 2001 гг. данная величина не превысила 237. После 2002 г. подобного прироста на анализируемом временном интервале больше не наблюдается, хотя тенденция до 2007 г. относительно стабильная по количеству вновь регистрируемых компаний в области телефонной связи. В дальнейшем до 2015 г. включительно идет резкое их сокращение. Так в 2014 г. количество новых субъектов в данной отрасли составило лишь 165, что в 5 раз меньше относительно 2002 г. Если обратиться к рис.1, то данная тенденция полностью симметрична тренду объема продаж, который стремительно увеличивается с 2000 – 2009 гг., а в дальнейшем наблюдается лишь незначительный его ежегодный прирост.
Таблица 2
Количество созданных, существующих и ликвидированных предприятий в области телефонной связи на территории РФ
Показатель |
Анализируемый период (год) |
||||||||||||||||
до 2000 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1. Количество предприятий в области телефонной связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- зарегистрированных в указанный период |
1284 |
187 |
237 |
875 |
667 |
478 |
483 |
462 |
641 |
309 |
311 |
249 |
209 |
146 |
146 |
165 |
102 |
- действующих до настоящего времени |
559 |
108 |
119 |
453 |
319 |
234 |
236 |
267 |
343 |
183 |
202 |
184 |
167 |
121 |
133 |
157 |
102 |
- ликвидированных |
725 |
79 |
118 |
422 |
348 |
244 |
247 |
195 |
298 |
126 |
109 |
65 |
42 |
25 |
13 |
8 |
0 |
2. Количество предприятий в области телефонной связи нарастающим итогом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- зарегистрированных |
- |
1471 |
1708 |
2583 |
3250 |
3728 |
4211 |
4673 |
5314 |
5623 |
5934 |
6183 |
6392 |
6538 |
6684 |
6849 |
6951 |
- действующих до настоящего времени |
- |
667 |
786 |
1239 |
1558 |
1792 |
2028 |
2295 |
2638 |
2821 |
3023 |
3207 |
3374 |
3495 |
3628 |
3785 |
3887 |
- ликвидированных |
- |
804 |
922 |
1344 |
1692 |
1936 |
2183 |
2378 |
2676 |
2802 |
2911 |
2976 |
3018 |
3043 |
3056 |
3064 |
3064 |
3. Доля ликвидированных предприятий по нарастающему итогу |
- |
0,55 |
0,54 |
0,52 |
0,52 |
0,52 |
0,52 |
0,51 |
0,50 |
0,50 |
0,49 |
0,48 |
0,47 |
0,47 |
0,46 |
0,45 |
0,44 |
Одновременно, мы наблюдаем последовательное сокращение предприятий данной отрасли, однако доля ликвидированных предприятий связи существенно отличается от периода к периоду. В этой связи мы проанализировали каждый период в отдельности и нарастающим итогом. Было выявлено, чем дальше период от текущего 2015 года, тем больше хозяйствующих субъектов прекратили свою деятельность. Так около 51% компании, созданных в 2003-2005 года, уже ликвидированы до настоящего момента времени, в то же время, доля закрытых организаций, зарегистрированных в 2011 – 2013 гг. не превышает 20%. Следовательно, можно говорить не только о стадии развития отрасли, но и наличии жизненного цикла компаний. Для этого на протяжении всего рассматриваемого временного интервала были проанализированы сроки функционирования хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в разные годы. Выявленные минимальные и максимальные сроки функционирования, результаты представлены в табл.2
Таблица 3
Сроки функционирования предприятий отрасли телефонной связи на территории РФ, создаваемые в разный период времени
Год регис-трации |
до 2000 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Минимальный период функциони-рования |
7,2 |
7,2 |
6,5 |
5,4 |
4,2 |
3,2 |
2,6 |
1,9 |
0,8 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,8 |
0,5 |
Максимальный период функциони-рования |
15,5 |
15,5 |
14,5 |
13,5 |
12,7 |
11,6 |
10,6 |
9,6 |
8,6 |
7,4 |
6,6 |
5,2 |
4,3 |
3,5 |
2,4 |
1,5 |
среднее значение |
11,5 |
11,5 |
10,6 |
9,1 |
8,9 |
8,1 |
6,8 |
6,2 |
4,8 |
4,4 |
3,9 |
2,9 |
2,8 |
2,2 |
1,9 |
1,1 |
Рецензии:
7.02.2016, 10:48 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья соответствует требованиям, грамотно изложен материал. Для такого количества лет есть смысл показать линии тренда. Рекомендуется к печати