доктор педагогических наук
Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды
профессор кафедры общей педагогики и педагогики высшей школы
УДК 37.0: 371:374
В процессе обучения работающих социальных работников и социальных педагогов решаются несколько различных по направлению задач: формирование ответственного, дисциплинированного, действующего в рамках Закона работника с одной стороны, - и творческого, активного, самостоятельного, инициативного работника, способного к действиям в нестандартных и экстремальных условиях работы для ведения случая социальной работы. Существующая система повышения квалификации в Украине направлена в основном своим укладом на решение первой задачи. В то время как творчество, активность, самостоятельность у каждого разная, их не запишешь как одинаковое требование к слушателям, у каждого они разные в силу жизненного опыта, подготовки, развития познавательных процессов. Но творчество возможно только на основе репродукции [3] и для ее формирования и сознательного применения нужно сочетать действия по алгоритму с действиями в нестандартных условиях. С другой стороны, есть принцип воспитывающего обучения в вузах и отрицательный влияние массово используемого более 300 лет объяснительно-иллюстративного вида обучения, где ведущая роль в обучении принадлежит преподавателю и человек привыкает к тому, что всегда можно обратиться к старшему, опытному специалисту, который лучше знает и посоветует, что делать. Но не всегда в жизни найдется специалист, к которому можно обратиться, не всегда он даст лучший совет и еще в интересах того, кто спрашивает. Это значит, что пока мы дойдем до формирования творческой личности будущего работника, она уже будет сформирована как послушная и неинициативны в многолетнем объяснительно-иллюстративном обучении и перенастроить ее на другой образ мышления - это сломать динамический стереотип, который, может, уже сложился в его сознании, а другого стереотипа нет, его надо заново формировать. Возникает вопрос о формировании умения самостоятельно конструировать новый алгоритм действий в незнакомой ситуации без образца и помощи социального работника и социального педагога в рабочей ситуации ведения случая как самого массового метода социальной работы по готовящемуся и согласованному со многими структурами новому законодательству о социальной работе. Поэтому целью статьи является поиск и обобщение таких существующих методов обучения в системе повышения квалификации Украины и зарубежья, которые формировали бы активность и самостоятельность работающих профессионалов в направлении их развития и повышения компетентности для работы в новых условиях. Задачами статьи определяем обоснование использования методов обучения в системе повышения квалификации социальных работников и педагогов, их классификацию и обозначение границ использования. Методами исследования являются теоретический анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение в контексте компетентностного, андрогогического, деятельностного подходов к повышению квалификации.
Повышение квалификации социальных педагогов и социальных работников в современных условиях в Украине означает необходимость формирования творчества, активности, самостоятельности в существующей системе повышения квалификации за счет включения элементов проблемного обучения, активных и интерактивных методов обучения в диалектическом единстве, формирование личности преподавателя как образца профессиональной деятельности в направлении сочетания творчества и репродукции, теории и практики, взаимодействия с клиентом на основе субъект-субъектной позиции в его интересах и с учетом его мотивации к такому взаимодействию в каждом конкретном случае. Ведение случая предусматривает индивидуальную работу с клиентом команды специалистов, готовых к взаимодействию на основе общего плана работы, согласованным с клиентом, и результатов оценки потребностей клиента. С др стороны, социальные работники и педагоги – государственные служащие и привлеченные специалисты, с разным функциями и подготовкой. Это требует в процессе повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов обучения основам взаимодействия между собой и с клиентом на основе субъект-субъектной позиции – в команде, с учетом прав человека, а также с учетом дидактических принципов трудности и доступности в обучении - усиления требований, изменении условий выполнения задач в направлении увеличения интенсивности, нагрузки, неопределенности, сочетания различных видов деятельности. Отдельно стоит вопрос о базовой профессиональной и специальной подготовке как сочетании репродукции и творчества. Между тем, как показывает зарубежный опыт подготовки социальных работников и социальных педагогов, в т.ч. в РФ, это возможно как через курсы специализации уже на старших курсах, особенно в магистратуре, типа «Семьеведение»[1], «Детoведение», так и через отдельные курсы, семинары типа «Подготовка к работе с внутренне перемещенными лицами», которые являются интегрированными, сконцентрированы на нестандартных условиях работы и решении нетипичных задачах профессиональной деятельности, и требуют творчества, активности, самостоятельности, ответственности. Не ограничивая роль этих дисциплин, подчеркивая их необходимость, заметим, что опять-таки, пока очередь дойдет до формирования творчества, активности и самостоятельности, воспитывающее обучение в ВУЗе уже раньше сделает свое дело - воспитает послушного дисциплинированного работника, которому уже придется ломать динамический стереотип профессионального мышления при попадании в необычные условия работы. Именно здесь для профилактики этой проблемы нам становятся полезны активные и интерактивные методы обучения. Между ними есть определенная разница. Если активные методы обучения направлены на перевод потенциальной активности человека в реализованную, способствуют ее выявлению [4], то интерактивные методы обучения направлены на проявление активности в межличностном взаимодействии, то есть тоже являются активными, но в работе в группах, микрогруппа, парах при организации общения и учебной деятельности. То есть активные методы обучения шире интерактивных охватом аудитории и предусматривают включение преподавателя в них при его активной роли в процессе обучения. Интерактивные методы всегда предусматривают организацию работы в группе и другую роль преподавателя - консультанта, фасилитатора, наставника, участника, жюри. Именно это позволяет интерактивным методам даже в условиях объяснительно-иллюстративного обучения способствовать формированию творчества, активности и самостоятельности еще до того, как будут прочитаны специальные интегрированные дисциплины -если они будут вообще. Учитывая это, можем говорить о другой классификации интерактивных методов обучения - методы, которые направлены на моделирование собственной профессиональной деятельности, на организацию взаимодействия в команде, на отработку действий в паре. С другой стороны, интерактивные методы будут способствовать формированию творчества, активности, самостоятельности при проявлении эмпатии, обмене не только мыслями, словами, действиями, но и эмоциями, что возможно при обмене ролями - социальный работник, социальный педагог, клиент, человек из окружения клиента, родственник и тому подобное. Поэтому для них важно быть направленными не только на формирование профессиональных действий, на отработку умений и навыков через тренировки и упражнения, но и на проявление эмпатии в разных ролях для понимания мотивов и действий участников, моделирование вариантов решения профессиональных задач с прогнозированием их последствий, на видение различных точек зрения на проблему и различных способов решения ее. Таким образом, интерактивные методы можно различать по содержанию - направленные на формирование знаний, умений и навыков, формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к усвоенному, формирование творчества, соответствие действующей системе содержания образования. Но именно эти вопросы являются составной частью и проблемного обучения, что позволяет использовать его в определенном объеме для интерактивного обучения и следствием которого является формирование творческой, активной, самостоятельной личности социального работника и педагога. Здесь уже есть разработанными[5;10]: 1. классификация типов создания проблемных ситуаций, которые составляют основу проблемного обучения - между теорией и практикой, между различными теориями, между историей и современностью, между различными практиками - что позволяет определить содержание для упражнений и заданий для обучения; 2. классификация методов обучения по возрастанию творчества и самостоятельности - проблемное изложение, эвристические методы, поисковые методы, исследовательские методы, которые можно постепенно вводить в процесс повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов. Учитывая необходимость усложнения задач в повышении квалификации социальных работников и социальных педагогов к работе в новых и меняющихся условиях, можем говорить еще и об изменении условий применения этих методов - в лабораторных условиях (в аудитории), в специально созданных условиях, в полевых условиях на практике. Преподаватель при этом должен уменьшать свою активность в обучении, направлять свои усилия на формирование активности, самостоятельности, творчества обучающихся, переходя к фасилитатору, консультанту, помощнику, наставнику, жюри. Это требует от преподавателя как владения проблемными методами обучения, так и новыми коммуникативными умениями - активно слушать, побуждать к высказываниям, оценкам, выдвижению гипотез и т.д., отказ от критики, вообще переход к демократическому стилю общения, который обеспечивает совместный поиск решения проблемы, поиск нового знания, нового образца действий. Вообще преподаватель должен демонстрировать субъект-субъектную позицию в обучении как основу для творчества, активности, самостоятельности. Тогда и активные, и интерактивные методы будут постоянно применены в процессе обучения. Этому будет способствовать педагогическое мастерство преподавателя [7] и владение им основами психопедагогики [8]. Отдельно стоит такой метод повышения квалификации, как дидактический контракт[2], который применяется форматорами Франции в системе повышения квалификации государственных служащих. Этот метод основывается на теории профессиональной дидактики, эргономичной психологии и андрагогики и предусматривает обучение на основе выяснения потребностей обучающихся, как опрос ожиданий слушателей от обучения преподавателем-практиком с описанием на этой основе основных вопросов, которые нужны аудитории, и согласования их аудиторией с преподавателем для изложения преподавателем. Именно это обеспечивает высокую мотивацию обучения слушателей, но требует совершенного владения преподавателем своей проблемой и его специальной подготовки как профессиональной, так и педагогической. Отдельно стоят такие методы работы форматора, как интерогативний, демонстративный, аналогий, наставнический, метод открытия и тому подобное[2]. Они позволяют форматору, кроме использования обычных словесных, наглядных, практических методов, установить более тесную связь с между практикой и теорией, активизировать познавательную деятельность слушателей, привлечь их к обучению на опыте форматора и их собственном опыте, что особенно ценно в обучении взрослых и для социальных педагогов и социальных работников в контексте развития коммуникативных умений на субъект-субъектной позиции с клиентом. Заметим, что пропагандируемый на Западе проектной метод и проблемное обучение не имеют ничего общего между собой с нашей системой подготовки и повышения квалификации специалистов, которая направлена на подготовку сознательного компетентного специалиста. Проектный метод предусматривает решение типовых отобранных задач, которые чаще всего встречаются в профессиональной деятельности - но без системы знаний. В повышении квалификации метод способен интегрировать компетентности специалиста на последнем этапе повышения квалификации как большая комплексная задача, но не может быть применен как система отбора содержания образования ни в вузе, ни в системе повышения квалификации, пока действующее законодательство об образовании основывается на компетентностном подходе. Проблемное же обучение направлено на самостоятельное открытие новых знаний, осознанное прохождение всех этапов усвоения[5] в соответствии с компетентностным подходом при условии готовности самих преподавателей к его использованию. Такая готовность преподавателей может быть обеспечена через организацию методической работы кафедр учреждений повышения квалификации по проблеме, средством чего может быть комплексная целевая программа, а направлениями методической работы - теоретический, дидактический и другие [9], отражающие различные аспекты понимания и применения активных и интерактивных методов обучения. Следует отметить, что вообще интересным для нашей страны является само форматорство [2] как вид неформального профессионального образования преподавателей - практиков Франции. Там оно есть массовым и мотивированным для преподавателей, поддерживаемым государством и предусматривает их поощрение своего повышения квалификации со стороны государства и учреждения различными материальными и нематериальными стимулами. К форматорам в системе повышения квалификации ставятся более высокие требования, чем к обычным госслужащим, которые заканчиваются экзаменом со стороны других форматоров и выдачей сертификата общества форматоров. Этот опыт целесообразно изучить и обобщить в системе повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов как совершенную разработанную систему профессиональной и педагогической подготовки преподавателей к повышению квалификации в рамках неформального профессионального образования, которая находится только в проекте отечественного Закона «Об образовании».
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что повышение квалификации социальных работников и социальных педагогов в Украине нуждается в изменении не только в содержательном аспекте, но и в аспекте методов обучения. Причиной этого есть подготовка нового законодательства о социальной работе, которая основывается на ведении случая командой специалистов. Это обусловливает использование в системе повышения квалификации социальных работников и педагогов активных (проблемных) и интерактивных (направленных на взаимодействие в команде, с клиентом), форматорских методов обучения, которые в сочетании обеспечивают именно взаимодействие в команде в ведении случая и направлены на повышение компетентности специалистов.
Рецензии:
14.12.2015, 22:15 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Рассматривая данную статью необходимо отметить следующие моменты:
1. Исходя из текста статьи сложно оценить актуальность рассматриваемой проблемы. Автор представления о ней не дает, не ясно является ли повышение квалификации социальных работников Украины вопросом значимым или нет. Читателю, не знакомому с функционированием социальной службы Украины, не понятно, нуждаются ли специалисты этой службы в каком-либо повышении квалификации или не нуждаются. Поэтому оценить актуальность обозначенной проблемы, исходя из текста статьи не представляется возможным.
2. Представляется, что научная статья должна содержать какую-либо научную новизну. Однако, совершенно не ясно, что нового выявил или установил автор. Приведенная автором классификация методов обучения не является его личной разработкой. В то же время сложно предполагать, что автор первым предложил использовать интерактивные и активные методы в повышении квалификации социальных работников. Очевидно нет, ибо повышение квалификации лежит в рамках андрагогического подхода, а данный подход предусматривает использование таких методов (см. напр. Змеев, Колесникова и др.).
3. Текст статьи явно не соответствует названию. Исходя из названия ожидается анализ специфики профессиональной деятельности социальных работников и примеры адаптации указанных в названии методов к повышению квалификации этих работников. Ничего подобного в тексте статьи не наблюдается. Там вообще нет специфики анализа профессиональной деятельности работников данной сферы.
Исходя из этого, сложно рекомендовать представленную автором статью к публикации в pdf номере журнала. Не очень понятно какой смысл публиковать уже известные классификации методов обучения еще раз.
16.12.2015, 8:24 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: 1. Если бы автор четко указал, что актуальность статьи обусловлена законодательство Украины, то это еще можно было принять. Да и то условно, хотя я лично сильно подозреваю, что уровень жизни социальных работников Украины (а России точно) таков, что им не до повышения квалификации, им бы просто выжить. Поэтому актуальность и ставится под сомнение, доказывать ее чисто буквой закона представляется не правильным, закон требует просто повышения квалификации, то есть галочки о том, что она есть. Поэтому ее надо доказывать и доказать это будет очень не просто. Какова мотивация работника к совершенствованию своей профессиональной деятельности? Он получит более высокую зарплату? Что изменится в его жизни, если он пройдет это повышение квалификации? Да скорее всего ничего не изменится, кроме галочки, что повышение есть. И в таких условиях предполагается использовать интерактивные и активные методы обучения? А можно узнать у автора - зачем это делать? Из текста статьи все это не ясно. Но в статье нет даже указания на закон. Там сказано, "работника действующего в рамках закона" и все. Разумеется он действует в рамках закона, ну и что? 2. Далее, Автор пишет "Поэтому целью статьи является поиск и обобщение таких существующих методов обучения в системе повышения квалификации Украины и зарубежья, которые формировали бы активность и самостоятельность работающих профессионалов в направлении их развития и повышения компетентности для работы в новых условиях". А в названии стоит "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ УКРАИНЫ". То есть по предполагается, что в статье будет написано о том, каковы собственно возможности, то есть насколько можно использовать такие методы. То есть цель статьи, оценка возможностей, а не поиск методов, потому что наличие методов еще не предполагает возможность их использования, в реальности запросто может сложится ситуация при которой методы есть (а методы всегда есть), а возможность их использования нулевая, например, в ситуации когда у этих самых работников мотивация ровна нулю. Или когда нет средств к использованию этих методов. Оценка возможности в статье не дана. Автор пишет в комментариях "Более того. статья посвфщена не актуальности повыш квалификации,а ее возможному улучшени. само повыш квалификации соц работников и соц педагогов нами описано в нашей монографии -см ссылку в списке литературы". Где в статье анализ существующей системы? Этого опять нет, что же в таком случае автор предполагает улучшать, если читатель не видит какова существующая ситуация. Дается ссылка на монографию, так давайте собственно прочтем монографию и на этом закончим. Я вижу явное не соответствие цели статьи ее содержанию. Я понимаю прекрасно, что в реальности, никакого повышения квалификации этих несчастных социальных работников не требуется, а требуется оставить их в покое и сказать им спасибо, за то что они делают свое дело за свою мизерную зарплату. Занимаясь в учебной деятельности постоянным использованием этих самых интерактивных методов, я понимаю, что без мотивации это вообще невозможно. 3. В статье нет ничего о социальных работниках, даже если автор и привел какую-то улучшенную классификацию методов обучения, то он не доказал, что она применима только к социальным работникам, более того, он не показал как эта классификация применима к социальным работникам? А почему именно к ним, а не к обычным учителям? То есть по сути вся мысль статьи, о том, что предложено некое улучшение классификации методов обучения. Но статья то не об этом. Исходя из сказанного, я могу еще раз повторить свое заключение. |
16.12.2015, 12:17 Трубавина Ирина Николаевна Отзыв: Ув Леонид Борисович! система повышения квалификации существует не для галочки, а соц работники постоянно в ней участвуют из-за новых задач и новых клиентов общества.ваши замечания выходят за рамки статьи и есть претензиями к обществу и закону. возможностями методов есть деятельностный подход -когда формирование личностных качеств и умений возможно только через участие в подобной деятельности.и это четко стоит в статье. анализ существующей системы не был задачей и это не объем статьи.читайте монографию - там все есть.здесь речь идет о статье.а подход, разработанный нами в монографии и докт дис, стал политикой ЮНИСЕФ в мире по отношению к детям и семьям и реализован в госпрограммах и программе Кабинета Министров Украины на 5 лет, проектах ЮНИСЕФ в мире ...и повышение квалификации на этой основе было одним из условий работы системы со работы.теперь новые проблемы и задачи и большой объем повышения квалификации, к которой привлекают практиков,которые не все умеют преподавать.здесь и нужен опыт форматоров и имеющийся опыт вместе. действительно, давайте закончим.статья - это статья.ее задачи более узкие. а монография и дис-это отдельно. |
16.12.2015, 16:49 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Уважаемая Ирина Николаевна. Ну я же не виноват что Вы не пишите обо всем этом в статье. Ведь Вы же сами выбрали такое название статьи. А не мне Вам доказывать, что название диктует цель статьи. Если Вы сами признаете, что в обществе дело обстоит иначе, то по факту Вы пишите о не существующей реальности.Потому что если этот несчастный социальный работник ничего не получает за свое повышение квалификации. Вообще ничего, то единственное чего он хочет, это чтобы его оставили в покое. И я это Вам говорю как действующий преподаватель вуза. От нас тоже хотят повышения квалификации. Какой-то там указ был. Или кто его знает что. И единственное чего мы хотим, это чтобы нас оставили в покое с этим, а не применяли к нам любые методы. Потому что мы ничего не получим если пройдем это самое повышение квалификации. Я нахожусь на стороне тех о ком Вы пишите. У вас цель статьи исходя из названия - оценить возможности использования этих методов. И там не только не достигнута эта цель, а эти самые возможности там даже не обсуждаются. И поэтому или надо было как-то иначе назвать статью. Например, просто "Использование интерактивных....". И тогда это еще можно воспринимать. Но никак иначе. Хотя доказательство актуальности все равно нужно. Кроме того, нужно доказать что эти самые клиенты новые. А я опять сомневаюсь, по той простой причине, что не понятно ну с чего изменились социальные проблемы клиентов. На этом я действительно закончу. Хватит. |
30.12.2015, 20:10 Трубавина Ирина Николаевна Отзыв: Ув Леондид Борисович! мы не доказываем того, что актуально по нормативной базе. просто думаем, как лучше выполнить задание. что касается новых клиентов - Украина занимает 9 место в мире по внутренне перемещенным лицам, с которыми никто никогда не учил работать.см официальный сайт ООН.и др проблем достаточно -в связи с евроинтеграцией и децентрализацией, когда вся соц работа переходит на уровень громады.я тоже повышала свою квалификацию в этом году -благо, есть выбор и обязательство по закону - иначе многие вещи пришлось бы разбирать самой. а писать обо всей существующей реальности, как вы делаете замечание, - не цель научной статьи. |