Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №28 (декабрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 21.12.2015. Последняя правка: 19.12.2015.
Просмотров - 2192

Интеграционные процессы в сфере бизнес-образования

Мельникова Ксения Александровна

Нет

Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

студентка

Куваева Евгения Николаевна, Старший преподаватель кафедры экономики Поволжского Государственного Университета Телекоммуникаций и Информатики


Аннотация:
Статья посвящена анализу процессов слияний и поглощений в сфере современного российского образования. Рассмотрены ключевые предпосылки интеграции вузов, проанализированы потенциальные источники синергии слияний. Большое внимание уделено поиску путей повышения эффективности интеграции в сфере образования, в частности выбору оптимальной структурной формы слияния, а так же гармонизации стилей менеджмента и корпоративных культур интегрируемых вузов.


Abstract:
The article is devoted to the analysis of mergers and acquisitions in the sphere of modern Russian education. It examines the key prerequisites of the integration of Universities, analyzes potential sources of synergy in this kind of mergers. A lot of attention is paid to finding the ways to improve the efficiency of integration in the sphere of education, in particular: the choice of the optimal structural form of the merger, harmonization of the management styles and corporate cultures of the integrated Universities.


Ключевые слова:
слияния и поглощения в сфере образования; предпосылки интеграции; источники синергии; структурная форма интеграции; стиль менеджмента; корпоративная культура; издержки интеграции; эффективность интеграции.

Keywords:
mergers and acquisitions in the sphere of education; prerequisites of integration; sources of synergy; structural form of integration; management style; corporate culture; integration costs; efficiency of integration.


УДК 334.021

Слияния в сфере образования: мировой опыт

Если в России потребность слияний и поглощений в сфере образования назрела относительно недавно, то за рубежом эти процессы стали совершаться уже несколько десятилетий назад. К данному времени в Европе, США, Китае и ряде прочих стран уже скоплен значительный основательный опыт интеграции между университетами, колледжами и бизнес-школами.

По данным отчета ежегодной конференции Европейской сети деканов (2003 год), слияния являются распространенным явлением среди вузов, что определено экономическими процессами, значительной конкуренцией и необходимостью увеличения эффективности. В отчете обозначено, что многие из наличествующих 115 университетов Великобритании сформированы путем поглощения небольших специализированных институтов. Реформа образования, проведенная в Бельгии в 1994 году, привела к тому, что из 163 колледжей Фландрии (район Бельгии) путем слияний образовалось 29. В качестве красочного примера можно привести объединения китайских вузов, которые оживленно начались в 1992 году и привели к формированию 232 вузов из 556, существовавших в стране [Груздинский, Балабанова, 2005]. Национальный университет Сингапура был учрежден путем благополучного слияния двух университетов и после этого вошел в двадцатку лучших университетов мира. Слияние колледжей в целях формирования больших междисциплинарных учебных заведений известно и в США.

Обобщая международный опыт слияния в сфере высшего и послевузовского образования, можно заметить такие ключевые преимущества процесса интеграции для системы образования в целом, как:

  • увеличение концентрации ресурсов (финансовых, человеческих, интеллектуальных) в рамках одного вуза;
  • экономия от масштаба (уменьшение расходов на обучение одного студента);
  • сокращение числа неэффективных вузов, предлагающих образование низкого качества;
  • понижение количества повторяющих друг друга специальностей и диверсификация специализаций и программ в рамках одного вуза.

Постановления о слиянии университетов и колледжей, как показывает зарубежный опыт, чаще всего принимаются «сверху», директивно(решением правительства, министерства образования). Они широко поддерживаются на государственном уровне, в том числе финансово. Этим слияния и поглощения в образовательной сфере принципиально отличаются от похожих процессов в корпоративном секторе. Почему министерства образования многих стран заинтересованы именно в таком организационном решении? Ведь значительная конкуренция могла бы автоматически привести к тому, что неэффективные и низкокачественные программы и учебные заведения просто закрывались и уходили с рынка. На этом вопросе необходимо остановиться более детально.

Синергетический эффект: специфика слияний и поглощений в сфере образования

Дело в том, что слияния и поглощения в сфере образования (как и в других наукоемких областях) обладают своей спецификой. Важнейший ресурс, который приобретается одним вузом при поглощении другого, - это интеллектуальный ресурс (узкоспециализированные программы, технологии преподавания, уникальные компетенции преподавателей, научная база и т.д.). Даже низкоэффективный вуз, не имеющий достаточную конкурентоспособность на рынке, может располагать уникальным интеллектуальным ресурсом, представляющим значительную ценность для образовательной системы в целом. Таким образом, присоединение его к более крупному, благополучному университету позволит сохранить и преумножить этот ресурс, увеличить эффективность его использования, а также приобрести синергетический эффект от слияния. Если такого ресурса нет, то поглощаемый вуз автоматически «растворяется» в общей структуре новой организации и просто прерывает свое существование.

Синергетический эффект - это потенциальная дополнительная стоимость, возникающая в итоге объединения двух или нескольких организаций. Если говорить о синергетическом эффекте в аспекте стоимости организации, то он представляет собой разницу между стоимостью объединенной компании и суммой стоимостей двух независимых компаний до их объединения. Синергия при слиянии или поглощении создается за счет экономии от масштаба или эффективной комбинации взаимодополняющих ресурсов двух организаций, которые могут содержать: финансовые ресурсы, человеческий капитал, технологии, бренд, рынки сбыта, дополнительные производственные мощности. Нередко неэффективное функционирование одной из организаций, участвующих в процессе слияния, может быть связано не с рыночными или отраслевыми факторами, а с недостаточно эффективной системой менеджмента. В этом случае дополнительный синергетический эффект может возникать за счет изменения менеджмента приобретаемой компании.

Дж. Дунбар на основе пятилетних научных исследований смог выделить основные компетенции руководителей, нужные для благополучных слияний и поглощений в сфере бизнеса. В отношении компании, в которую входят новые структуры, выделяются, в частности, такие качества высшего руководства, как умение мотивировать, оказывать влияние и выстраивать взаимоотношения с сотрудниками, уделять внимание приспособлению и развитию персонала, проявлять гибкость и фокусировать внимание на деле, на потребностях клиентов, проявляя при этом правдивость в ходе трансформации. Для компании-продавца первые три пункта компетенций совпадают - это мотивация, влияния, взаимоотношения, но еще важно уметь сориентировать сотрудников в «правильном» направлении, чтобы обеспечить им «плавное» вступление в новую структуру. Следует отметить, что в ходе интеграции ключевая роль принадлежит среднему управленческому персоналу компании-продавца, а не высшему, как в случае компании-покупателя. Ниже мы покажем, что приведенные компетенции играют ключевую роль и в сфере образования.

В сфере образования, как и в любой другой, слияние или поглощение двух организаций (вузов, бизнес-школ, колледжей) также должно формировать добавочную стоимость, появляющуюся за счет синергетического эффекта. Но здесь не следует забывать о специфике данного вида организаций. Немаловажно сохранить интеллектуальный потенциал (профессорско-преподавательский состав), носителей бизнес-процессов и авторов образовательных и консультационных продуктов.

Чаще всего в сфере образования (в частности, в России) речь идет фактически о поглощении одного вуза другим, которое инициируется государством – а именно о поглощении менее эффективного или незначительного специализированного вуза более эффективным, конкурентоспособным или просто более большим учебным заведением. За счет комбинаций каких взаимодополняемых ресурсов может возникнуть синергетический эффект в этом случае?

При удачном поглощении одного вуза другим выигрывают обе стороны. Более эффективный вуз приобретает возможность диверсификации своих учебных программ, формирования новых специализаций и новых форм обучения за непродолжительный срок, без дополнительных долгосрочных вложений. Кроме того, поглощаемая структура может внести новые направления научных исследований, на которых она специализируется. Именно поэтому ряд крупных вузов готовы принимать в свою структуру экономически менее эффективные вузы даже при наличии у последних финансовых долгов: приобретаемые в результате слияния новые возможности компенсируют появляющиеся в ходе интеграции затраты. При этом поглощаемый вуз может обрести «второе дыхание» в рамках новой объединенной структуры. Если он располагает специализированными программами обучения или научными разработками, то при вхождении в состав более крупного вуза ему становятся доступны дополнительные финансовые ресурсы, инфраструктура более высокого качества, а также известный бренд – все это способствует повышению его конкурентоспособности на рынке. Кроме того, эффективность деятельности такого вуза усиливается за счет повышения качества менеджмента: модификации в корпоративной культуре, происходящие в процессе интеграции, приводят к постепенной трансформации стиля управления, даже в том случае, если вуз входит в состав объединенной структуры как самостоятельное подразделение (институт, факультет, бизнес-школа).

 Вывод: Важно понимать, что в случае благополучной интеграции в сфере образования синергетический эффект приобретает не только объединенная структура, но и общество в целом. Ведь благодаря эффективной комбинации взаимодополняющих ресурсов, которыми располагают оба вуза, возникает возможность сохранить и развить сильные стороны каждого из них, повышая при этом общий уровень качества образования в стране. Кроме того, в рамках одного вуза расширяется ряд учебных программ, доступных студентам, - повышается как количество специализаций (вуз становится более диверсифицированным), так и преемственность (например, бакалавры имеют возможность продолжать обучение в магистратуре, магистры – на программах послевузовского образования).

Библиографический список:

1. Груздинский А.О., Балабанова Е.С. Слияние университетов: мировой опыт // Вестник ННГУ. 2005. Вып. 16. С.63-71.
2. Дунбар Дж. К., Навыки лидеров как залог успеха // Harvard Business Review: Russia, 2014. Октябрь. С. 21.
3. Календжян С., Беме Г. Делегирование полномочий и ответственности: система эффективного управления. М.: Дело, 2007.
4. Мау В. А. Как модернизировать образование // Ведомости. 2012. 20 июля.
5. Календжян С., Борш Г. Система эффективного управления: мотивация и развитие персонала. М.: Дело, 2010.




Рецензии:

15.01.2016, 19:20 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: интересно и актуально, рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

22.12.2015, 9:31 Беззубко Лариса Владимировна
Отзыв: Присланная статья написана не по рекомендуемой форме - отсутствует цель, задачи и т.д. По тексту отсутствуют ссылки на конкретные используемые источники литературы, кроме как на Груздинского. Не видно в чем конкретно вклад автора в рассматриваемую проблему. Нужны новые цифры по России по теме исследования. Вывод: статья нуждается в доработке.


Оставить комментарий


 
 

Вверх