Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №28 (декабрь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 18.12.2015.
Просмотров - 3527

МОДЕЛИ РАБОТЫ С МЕНТАЛЬНЫМИ КАРТАМИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Иванов Ростислав Михайлович

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Таре филиал ОмГПУ в г.Таре

Студент-магистрант

Федосеева А.П., доцент кафедры менеджмента, экономики, методики преподавания математике и информатики


Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о различных моделях работы с ментальными картами на учебных занятиях. Автор предлагает несколько возможных вариантов моделей использования ментальных карт, а так же их применение в конкретной учебной ситуации.


Abstract:
In this article addresses the issue of different models of work with mental maps in the classroom. The author offers several options for usage patterns mental maps, as well their use in a specific learning situation.


Ключевые слова:
ментальные карты; учебная ситуация; модели ментальных карт.

Keywords:
mental maps; learning situation; models mental maps.


УДК 37.031.2

В обучении и образовании ментальные карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью большего удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия [1]. Ментальные карты — это техника визуализации мышления, построенная на основе ассоциаций [2].

Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, конспектированию книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач, проведении тренингов.

Процесс создания и использования ментальных карт на учебных занятиях, может проходить в различных формах. Следовательно можно выделить несколько моделей создания и использования ментальных карт в учебном процессе. Каждая модель отличается от ситуации использования, форм работы, объема работы. Следовательно, моделей работы с ментальными картами, на учебных занятиях может быть большое количество. Рассмотрим все возможные модели подробнее [3].

Суть первой модели работы с метальными картами заключается в следующем. Строится большая ментальная карта, которая захватывает весь изучаемый раздел. В данную карты входят все темы, которые необходимо изучить ученикам по предмету. Каждая тема представлена в виде ветвей, ментальной карты. И по мере изучения этих тем, в ментальной карте раскрываются ветви. Для того, чтобы данная карта, была читабельная и с ней можно было легко работать, целесообразно использовать интерактивную доску. Кроме этого целесообразно использовать сервис Mindmeister. В нем возможно скрывать необходимые ветви, изменять масштаб крупной ментальной карты. Так же в нем имеется возможность экспорта карты в различные форматы. При этом, что можно сохранять не только всю ментальную карту целиком, но и отдельные ее фрагменты, с которыми уже учащиеся познакомились и освоили.

Другой моделью работы с ментальными картами на занятиях, может быть разработка карт для каждого занятия, на каждую тему. Здесь создается ментальная карта по каждой теме раздела, изучаемой дисциплины. Где по мере изучения темы на протяжении всего урока, ментальная карта постепенно раскрывается от центрального понятия, до ветвей. Для создания ментальных карт, возможно использовать сервис Mindmeister, который предоставляет пользователю большие возможности при разработке карт. В данном случае, эффективней всего использовать на занятиях уже готовые ментальные карты, которые до занятий разрабатывает педагог. Следовательно, времени на создания карт на занятии не будет.

Следующей возможной моделью работы с ментальными картами на занятиях, является использование ментальных карт в готовом виде, на каждую тему. Но в содержании ментальной карты не будет входить теоритический материал по каждой теме предмета, а будут присутствовать вопросы, на которые должны ответит ученики по ходу знакомства с новой темой. Следовательно, структура ментальной карты будет строится следующим образом: В центре карты располагается главный вопрос, ответ на который покажет значимость изучения данной темы. Далее ментальная карта разбивается на главные ветви в которых тоже присутствуют вопросы по теме. Затем уже главные ветви разбиваются под ветви и так далее. При ответе на все вопросы ментальной карты, перед учащимися сложится картина. В результате, учащиеся не только изучат материал данной темы, но они увидят значимость изучения данной темы на данном дисциплине.

Четвертой моделью работы с ментальной картой на занятиях, будет использование ментальных карт учащимися в группах. Первые три модели работы с картами, были направленные на знакомство с картами индивидуально и в некоторой степени самостоятельно. Здесь же, учащиеся в классе разбиваются на небольшие группы, в которых они должны на протяжении всего занятия, построить свою собственную ментальную карту. Каждое занятие учитель преподносит им теоритический материал, обсуждают его вместе с учащимися. И как итоговый результат, сложившийся картины у учащихся и степени освоения данной темы, ученики предоставляют ментальную карту учителю в конце каждого занятия. От работы в группе, у учащихся будет зависеть, какую они создадут ментальную карту и соответствующую оценку за урок. Ментальную карту, ученики создают с помощью сервиса Mindmeister. Который имеет большие возможности по созданию карт и подходит для различных пользователей, так как обладает понятным интерфейсом. После получения ментальной карты, дети ее заливают на Google Диск, где она будет хранится в безопасности и учитель может проверить ее и под редактировать, если это нужно. И следовательно, оценку за ментальную карту, учащиеся тоже смогут посмотреть в сервисе Google Таблица.

Другой моделью работы с ментальной картой на занятиях является, создание ментальных карт на каждом занятии учащимися, под руководством учителя. Учитель здесь выступает тьютером, который в процессе создания ментальной карты наставляет учеников, помогает им в создании карты. Ученики На протяжении всего занятия, знакомясь с новым материалом, разрабатывают ментальную карту, притом, что ученики разбиваются на группы каждая группа отвечает за свою ветвь.  В ходе создания ментальной карты, учитель оказывают посильную помощь ученикам, те в свою очередь стараются как можно лучше разработать каждый свою ветвь.

В результате, когда у всех учеников, разделенных по группам, будут готовы ветви, они объединяются и получается целая ментальная карта. Полученную ментальную карту, учитель, вместе с учениками, обсуждают, корректируют ее. И соответственно каждая группа получает оценку, за свой вклад в общую ментальную карту. Создание ментальной карты происходит в том же сервисе, Mindmeister. Каждая группа, разрабатывает собственную ветвь, для последующего объединения в общую карту. Процесс общего объединения и собирание в единое цело, должен происходить на интерактивной доске. На ней можно с легкостью разместить полученные ветви и объединить их в общую ментальную карту. Здесь же, на интерактивной доске, можно корректировать карту и делать необходимые заметки. Все это можно реализовать в программе Smart Notebook, которая обладает большими возможностями в работе с интерактивной доской.

Таким образом, существуют множество различных моделей работы с ментальными картами на занятиях, каждая модель имеет свою особенности и преимущества. В зависимости от различных факторов и ситуации, будет использоваться конкретная модель работы с ментальными картами. От ого как будет правильно выбрана модель, будет зависеть конечных успех в создании ментальной карты.

Библиографический список:

1. Интеллект-карты – новый козырь в процессе обучения [Электронный ресурс] // Персональный сайт Copyright @ 2013-2015 MindMap-Shop.Ru URL: http://mindmap-shop.ru/intellekt-karti-v-obrazovanii/ (дата обращения: 25.05.2015).
2. Ментальные карты Автор: Колесник В. [Электронный ресурс] // Персональный сайт Виталия Колесникова, 1997—2015 URL: http://kolesnik.ru/methods/mindmaps/ (дата обращения: 26.05.2015).
3. Применение в учебном процессе ментальных карт Автор: Литвинов В.А., Проскурина Л.Г. [Электронный ресурс] // Персональный сайт gozda.ru URL: http://gozda.ru/litvinov-v-a-proskurina-l-g/ (дата обращения: 27.05.2015).




Рецензии:

21.12.2015, 17:25 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Тема актуальна и перспективна. Автор статьи делает попытку представить варианты использования интеллект-карт в учебном процессе, показывая при этом их возможности в работе учеников над его содержанием. Информация представляет ценность для учителей, студентов, школьников. Считаю, что статья будет иметь высший уровень научности, самостоятельности, если добавить анализ возможностей использования разных моделей формирования ментальных карт с позиции реализации инновационной, личностно ориентированной образовательной парадигмы (потенциал значительный), а также в выводах добавить собственные, более значимые обобщения. В тексте есть ошибки и опечатки. Замечания носят рекомендательный характер. Статья может быть опубликована в журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх