Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК
Студент
Шишенко Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Екатеринбургский филиал Уральский государственный университет физической культуры
УДК 796/799
Актуальность исследования. Во многих видах спорта, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции.
В подростковом возрасте, в силу противоречивости стремлений и потребностей, внутренних и внешних условий развития подростка, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. Агрессивное поведение встречается у большинства подростков, однако лишь у некоторых из них становится устойчивой чертой личности.
К. Лоренц считает, что с одной стороны, проявление агрессии в спорте имеет бессознательную природу, с другой стороны, такое поведение должно контролироваться и соответствовать определенным нормам.
Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения.
Агрессия в спорте – рациональная форма противостояния сопернику, мобилизация функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата.
Агрессивность в спорте – это физические и психические действия, выходящие за рамки спортивных норм и правил, и направленные на деструкцию психических процессов, состояний и свойств личности спортсмена, приводящие к неадекватности спортивной деятельности.
Б. Кретти подчеркивает, что агрессивный характер в спортивной деятельности может проявляться не только на соревнованиях и тренировках, но и в межличностном общении, так как некоторые спортсмены не могут сдерживать свою агрессию в рамках спортивных правил и приемлемых границ. Это отражается на психике спортсменов, постепенно перерастая в свойство личности – агрессивность.
Занятия хоккеем формируют у подростка, с одной стороны, уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции, а с другой – возможность трансформации спортивной агрессивности в некие жизненные установки, которые могут отразиться на социальной адаптации подростков в обществе. Таким образом, начинающие заниматься хоккеем подростки отличаются большей выраженностью агрессивности.
В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности юных хоккеистов существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью отражают теоретические аспекты и гипотезы о проявлениях подростковой агрессивности.
Исходя из вышеизложенного проблема агрессивного поведения детей, особенно подростков, занимающихся хоккеем, в наши дни, является актуальной.
Цель исследования – преодоление агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем.
Объект исследования – психологическая подготовка хоккеистов 12-13 лет.
Предмет исследования – методика преодоления агрессивности у подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования – предполагается, что разработанная методика преодоления агрессивности, включающая психодраматические техники, групповые дискуссии, элементы психической саморегуляции, беседы позволит преодолеть агрессивность подростков 12-13 лет, занимающихся хоккеем.
Методы и организация исследования
Для решения поставленной проблемы мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, опросник А. Басса и А. Дарки, тестирование по методике А. Ассингера (диагностика агрессивности), К. Томаса (диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению), экспертная оценка тренера.
Исследование осуществлялось в ходе учебно-тренировочного процесса на базе ДЮСШ «Автомобилист» по хоккею, с сентября 2014 по ноябрь 2015 года. В исследовании приняли участие хоккеисты 12-13 лет, в количестве 25 человек.
Весь процесс исследования был разделен на четыре этапа.
На первом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
На втором этапе было проведено тестирование, с целью выявления уровня агрессивности хоккеистов 12-13 лет.
На третьем этапе, на основании полученных результатов были сделаны выводы, что уровень агрессивности хоккеистов 12-13 лет выше среднего.
На четвертом этапе была разработана методика преодоления агрессивности у хоккеистов 12-13 лет, включающая психодраматические техники, групповые дискуссии, элементы психической саморегуляции, беседы.
Содержание экспериментальной методики преодоления агрессивности подростков 11-12 лет, занимающихся хоккеем
Наша методика преодоления агрессивности хоккеистов 12-13 лет включает 36 практических занятий продолжительностью 20-30 минут. Занятия проводятся перед спортивной тренировкой.
Методика разделена на 3 этапа:
1. Ознакомительный этап с 1 по 6 занятиеЦель – формирование мотивации занятий преодоления агрессивности и развитие психических функций, приобретение необходимых знаний и умений за счет проведения бесед о значимости регулирования спортивной агрессивности, механизмах ее воздействия на личность вне спорта.
Перечень бесед о значимости регулирования спортивной агрессивности, механизмах ее воздействия на личность вне спорта
2. Подготовительный этап с 7 по 18 занятие
Направлен на развитие и совершенствование психических функций, необходимых для преодоления агрессивного поведения за счет развития способов конструктивного поведения, при помощи групповых дискуссий и снятие психоэмоционального напряжения методами психической саморегуляции.
Темы групповых дискуссии для профилактики агрессивного поведения юных хоккеистов
Элементы психической саморегуляции для снятия психоэмоционального напряжения
Предполагает развитие умения управлять своим психическим состоянием за счет формирования у подростков навыков организованности и сознательной дисциплины, развития ответственности за свои поступки, преодоление барьеров в общении, создание возможностей для самовыражения, путем применения психодраматических техник.
Примерные упражнения, используемые в тренинге: «социометрия в действии», «идентификация с частью», «самораскрытие», «притяжение и отталкивание», «передача предметов по кругу», «имя», «работа с незнакомцем», «отказ в помощи», «выбор друзей», «телеграмма», «гвалт», «пожелание», «степень близости», «двери».
Результаты исследования и их обсуждение
В начале исследования нами было выдвинуто предположение о том, что хоккей может существенно влиять на возможность трансформации спортивной агрессии в некие жизненные установки, которые могут отразиться на социальной адаптации подростков в обществе.
В таблице 1 представлены результаты до и после применения экспериментальной методики преодоления агрессивности хоккеистов 12-13 лет. Анализ результатов позволил выявить у исследуемого контингента хоккеистов характерный уровень агрессивности, который составил до эксперимента 62%.
После применения экспериментальной методики общий уровень агрессивности, который складывался из физической, косвенной и вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиды, подозрительности и угрызения совести понизился на 8% и составил 54%.
Путем проведения опроса и бесед с тренерами команды(Захаров И.В., Григорьев Игорь Валерьевич, Гурьев Сергей Анатольевич) , после применения экспериментальной методики, в процессе учебно-тренировочной деятельности наблюдалось меньшее количество межличностных конфликтов, что способствовало развитию конструктивного поведения юных хоккеистов, повышению уровня дисциплинированности и эффективности учебно-тренировочного процесса.
Главными показателями эффективности методики, в нашем случае, являются физическая, косвенная и вербальная агрессия. После применения экспериментальной методики уровень физической агрессии понизился на 8%, косвенной и вербальной на 11%, что отражено в таблице 1.
Форма агрессивной реакции |
Средний % |
Абсолютный сдвиг, % |
|
До эксперимента |
После эксперимента |
||
Физическая агрессия |
68 |
60 |
8 |
Косвенная агрессия |
59 |
48 |
11 |
Раздражительность |
60 |
53 |
7 |
Негативизм |
72 |
65 |
7 |
Обида |
64 |
56 |
8 |
Подозрительность |
59 |
51 |
8 |
Вербальная агрессия |
79 |
68 |
11 |
Угрызение совести |
38 |
31 |
7 |
Общая оценка агрессивности |
62 |
54 |
8 |
ВЫВОДЫ
Рецензии:
23.12.2015, 15:05 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания:
1/Актуальность проблематики....
2/Социометрическое значение конструкта агресивность....
3/Продевческие возможности разных видов спорта...хоккей в данном случае...
4/Балансированное пострение концептуального моделья исследовании...
5/Обосновка методического приложения разных типов исследовательских процедур и методов...
6/Реверсивность априорного анализа....