Кандидат психологических наук, доцент
Костанайский государственный педагогический институт
Доцент кафедры психологии
УДК 316.35
Психологический анализ проблемы роли семьи в половой социализации детей представляется одним из наиболее интересных и актуальных по двум причинам. С одной стороны, этот процесс невозможен без учета биологических характеристик человека, а с другой стороны, воспитание в человеке человеческого возможно только в условиях погружения этого человека в среду себе подобных. По своей сути половая социализация - двусторонний процесс, где происходит взаимовлияние биологических факторов и культуры, а также между теми, кто осуществляет социализацию и теми, кто социализируется.
В психологии под половой социализацией понимается процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Одной из частных проблем роли семьи в половой социализации является проблема возникновения половых этнических предубеждений у детей [2].
Под половыми этническими предубеждениями понимается эмоциональный компонент субъективных оценок и отношений, направленных на мужчин и женщин той или иной национальности, возникающий и изменяющийся в процессе жизнедеятельности личности.
Рассмотрение проблемы роли семьи в возникновении половых этнических предубеждений у детей позволило нам построить собственную концептуальную схему анализа изучаемой проблемы и на ее основе сделать соответствующие выводы и умозаключения.
Проблема возникновения половых этнических предубеждений у детей в семье рассматривается нами в качестве одной из частных или составляющих проблем полового развития ребенка в целом. Под половыми этническими предубеждениями мы понимаем эмоциональный компонент субъективных оценок и отношений, направленный на мужчин и женщин той или иной национальности, который возникает и изменяется в процессе жизнедеятельности личности.
Включаясь в процесс совместной жизнедеятельности с самого рождения, ребенок начинает присваивать те эмоциональные оценки и отношения, которые являются приемлемыми для членов данной семьи. С этой целью семьей вырабатываются определенные формы психологического воздействия на ребенка. Анализируя этнические особенности семейного воспитания в казахской семье, мы выделили некоторые из таких форм. К ним относятся обрядовые, семейно-бытовые и этнические игровые формы жизнедеятельности.
Процесс возникновения половых этнических предубеждений у детей в семье происходит в результате формирования общего фонда смысловых образований через ряд механизмов: идентификацию, подражание и рефлексию.
Анализ роли семьи в возникновении половых этнических предубеждений у детей был осуществлен нами на основе целого ряда экспериментальных данных. Так, эксперимент, проведенный среди детей (7-9 лет) двух этнических социальных групп - сельской казахской и городской русской, показал, что в сельском казахском этносе до сих пор сохраняются некоторые черты патриархальных отношений. Сюда можно отнести полинуклеарность казахской семьи, особое положение, которое занимают в семье старшие, многодетность, соблюдение определенной иерархии отношений между членами семьи. Роль старшего поколения (бабушек и дедушек) в возникновении половых предубеждений у детей в казахской семье определяется их особым семейным статусом. Они пользуются непререкаемым авторитетом у всех членов семьи [1].
Немалое влияние на возникновение половых предубеждений у младших детей в казахской семье имеют старшие братья и сестры, иногда заменяющие в процессе воспитания родителей и выступающие в качестве объектов идентификации. У казахов, кроме отца и матери, объектами половой идентификации могут выступать также прародители и другие близкие родственники.
Сравнительный анализ данных детей двух социальных этнических групп: городских русских и сельских казахов показал, что у детей казахов объекты идентификации «берутся» из реальной жизни, они окружают детей в их повседневном быту. У городских же русских 20% детей ищет объекты для идентификации в кинофильмах или литературе.
Несмотря на некоторую разницу в половых предубеждениях у детей, как в русской, так и в казахской семьях можно наблюдать традиционное разделение труда, причем доля участия в ведении домашнего хозяйства у русского мужчины несколько меньше, чем у казахского. Урбанизированный русский мужчина оторван от типично «мужского» вида деятельности. Ему приходится утверждать себя как мужчину в несколько ином свете, нежели сельскому казаху.
Роль женщины в половых предубеждениях у детей, как того, так и другого этноса, мало изменилась с течением истории. Ее основная функция, по мнению детей - воспитание подрастающего поколения. Включение женщины в производственную деятельность считается более приемлемой в русской городской среде. Дети казахи воспринимают женщину в качестве домохозяйки, большинство времени проводящей за воспитанием детей.
Этнические различия нашли свое отражение и в том, что и мужчина, и женщина в казахском этносе представлены как более социально зависимые, нежели в русской культуре.
Аналогичные результаты были получены нами в ходе экспериментальных исследований, которые мы проводили с родителями (средний возраст 45 лет). Нам удалось выявить некоторые этнические половые различия, имеющие место в эмоциональных оценках и отношениях, направленных на мужчин и женщин. Так было выявлено, что отношение к женским качествам в казахской и русской культурах является более или менее стабильным, даже, несмотря на процессы эмансипации. Образы «истинных женщин» у городских русских и сельских казахов практически совпадают и соответствуют общепринятым стереотипам поведения. Однако в рассматриваемых нами этнических средах культивируются несколько различные образы «настоящего мужчины». Образ «настоящего мужчины» у городских русских больше приближается к западному образу мужественности, чем у сельских казахов. Об этом свидетельствуют такие поведенческие качества, как материальная независимость, решительность, инициативность, энергичность, воля. Образ же «настоящего мужчины» у сельских казахов можно определить как социально зависимый. Для такого мужчины очень важно «не ударить в грязь лицом» перед значимыми людьми из социального окружения, для него важно, что подумают или скажут о нем окружающие. Если «настоящий мужчина по - западному» больше стремится к личностным успехам и достижениям, то «настоящий мужчина по - восточному» всегда соизмеряет свои личные достижения с социумом, который является неким мерилом его действий и поступков. Эти результаты аналогичны результатам, полученным в процессе экспериментов с детьми. В этом нам видится влияние родительских эмоциональных оценок и отношений на детские.
Теоретическое и экспериментальное исследование проблемы роли семьи в возникновении половых предубеждений на примере казахского этноса позволило нам сделать следующие выводы:
1. Нами была показана роль семьи в возникновении половых предубеждений у детей. Именно семья, являясь первичным агентом социализации личности, оказывает существенное влияние на возникновение тех или иных половых предубеждений у детей. Через включение детей в процесс совместной жизнедеятельности, благодаря конкретным формам, осуществляется присвоение последними общего для всех членов семьи фонда смысловых образований. Такими формами проявления жизнедеятельности являются обрядовые, семейно - бытовые и этнические игровые формы жизнедеятельности казахсской семьи.
2. Общий фонд смысловых образований лежит в основе общего мотива семейной жизнедеятельности и существенно влияет на процессы воспитания детей в семье, в том числе и на процессы половой социализации личности, а значит и на возникновение половых предубеждений у детей. Этот вывод мы делаем, отталкиваясь от того, что возникновение половых предубеждений у детей рассматривается нами как одна из частных проблем половой социализации личности в целом. При этом отмечается, что важными механизмами возникновения половых предубеждений у детей в условиях совместной семейной жизнедеятельности являются идентификация, подражание, рефлексия.
3. В процессе экспериментов было обнаружено, что возникновение тех или иных половых предубеждений у детей в семье зависит от социальных условий жизнедеятельности, в которых существует каждая конкретная семья.
4. В содержании половых этнических предубеждений существуют различия, связанные с возрастной и этнической принадлежностью членов семьи.
Выводы и другие материалы, полученные в нашем диссертационном исследовании, могут использоваться на практике педагогами и психологами, занимающимися проблемами полового воспитания подрастающего поколения.
В качестве рекомендаций может быть предложено следующее:
1. В настоящее время возникла острая необходимость полового просвещения в школе. К сожалению, общеобразовательный курс «Этики и психологии семейных отношений», который читается для старшеклассников, не дает достаточных знаний для подрастающего поколения. Это может быть связано с целым рядом причин. Одной из них является то, что занятия по данному курсу не всегда проводятся специалистами, Таким образом, позитивная идея - вооружить учащихся современными научными знаниями по проблеме полового развития, нивелируется. В связи с этим можно рекомендовать организацию и проведение специальных курсов по проблеме полового воспитания детей, где рассматривались бы вопросы, связанные с сексуальным развитием, с правильным сексуальным поведением, со способами и приемами безопасного секса.
2. Необходимо организовывать и проводить специальную коррекционную и воспитательную работу, направленную на изменение или преодоление половых этнических предубеждений как среди детей, так и взрослых. При этом необходим учет социальных и этнических условий, в которых существует каждая конкретная семья, а также возрастных особенностей членов семьи.
3. В качестве рекомендации для родителей можно предложить следующее: половому поведению дети учатся при помощи подражания, поэтому родители в общении между собой должны учиться избегать негативных способов взаимодействия и совместно вырабатывать действенные и доброжелательные способы общения.
Таким образом, очевидна необходимость дальнейших исследований роли казахской семьи в социализации личности ребенка.
Рецензии:
5.01.2016, 9:19 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Статья производит двойственное впечатление. С одной стороны, она не содержит какой-либо научной новизны, ибо выводы статьи очевидны без всяких исследований. С другой стороны, она содержит подтверждение очевидных предположений и определенные доказательства, что они верны. Тема интересная и ее можно развивать в дальнейшем в частности с точки зрения теории ценностей. Отмеченные проблемы образования и вовсе имеют серьезный характер. Несмотря на указанные недостатки статья выполнена на хорошем научном уровне и рекомендуется к публикации.