Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №29 (январь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 31.12.2015.
Просмотров - 4932

Применение риск - ориентированного подхода в деятельности налоговых органов России

Урывский Александр Игорьевич

студент

РАНХиГС

студент

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономика и Финансы; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Липецкий филиал


Аннотация:
Риск – ориентированный подход в деятельности налоговых органов России на сегодняшний день является очень актуальным и ФНС РФ использует его для выбора кандидатов в целях налогового контроля. На результативность контрольных мероприятий влияют определенные факторы, сформулированные в статье.


Abstract:
The risk – the focused approach in activity of tax authorities of Russia is very actual today and FTS of the Russian Federation uses it for a choice of candidates for tax control. Productivity of control actions is influenced by the certain factors formulated in article.


Ключевые слова:
риски; факторы риска; риск - ориентированный подход; налоговый контроль; налоговые органы; предпроверочный анализ.

Keywords:
risks; risk factors; risk - the focused approach; tax control; tax authorities;pretest analysis.


 УДК 336.225.673

Любой экономический субъект, в том числе и ФНС и ее территориальные органы, имеют риски в своей деятельности. В настоящее время риск - ориентированный подход в деятельности контрольных органов России стал достаточно актуальным, и  налоговая инспекция России, а также ее территориальные органы используют его для  выбора кандидатов в целях налогового контроля. Этот подход основан на анализе предоставляемой налоговой отчетности и применении определенных критериев ее оценки. Такая тенденция сложилась в последние годы и уже позволила повысить эффективность контроля при снижении общего количества проверок.

Исходя из возможности управления рисками, их принято делить на систематические и несистематические. Систематические риски обусловлены действиями многообразных факторов, которые являются общими для всех экономических субъектов. То есть они не зависят от деятельности ФНС РФ и ее территориальных органов, а зависят, к примеру, от таких факторов, как падение цены на нефть, ухудшение политической обстановки в стране, что, как следствие, может привести к сокращению поступлений налоговых платежей в доходы бюджетов бюджетной системы РФ. Однако нельзя утверждать, что для каждого субъекта РФ падение цены на нефть повлияет одинаково. Как пример, можно отметить, что падение цены на нефть в большей степени повлияет на нефтяные регионы (Республики Башкортостан и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменскую область, и др.) и как следствие, в этих субъектах РФ может сократиться объем поступлений в их бюджеты налога на прибыль организаций. В других субъектах РФ, где отсутствует добыча нефти, влияние такого фактора, будет незначительным и риск недополучения запланированных налогов в бюджеты будет минимальным. Поэтому влияние систематического риска для каждого конкретного субъекта РФ может быть различным.

Поскольку ФНС оценивает эффективность деятельности территориальных налоговых органов, результативность показателей контрольных мероприятий имеет вероятностный характер, т.е. имеют место несистематические риски, которые полностью зависят и обусловлены действиями самих экономических субъектов - налоговых органов.  Риск - ориентированный подход в деятельности налоговых органов предполагает выявление рисков на всех стадиях контрольной работы при проведении камеральных проверок, предпроверочного анализа, выездных проверок, взыскания налоговых доначислений, досудебных и судебных разбирательств.

На всех названных стадиях контрольной работы есть факторы, влияющие на результативность контрольных мероприятий и соответственно, влияющие на оценку эффективности работы контрольных органов (Таблица - 1).

 Таблица 1 - Факторы риска налоговых органов 

Виды факторов

Причины возникновения

 
Качество предпроверочного
анализа 

- Не до конца налажено эффективное сотрудничество с органами, обладающими информацией о налогоплательщиках
- Не в полной мере внедрены электронные современные методы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками

Качество планирования 
контрольных мероприятий

- Отсутствует на региональном уровне отраслевой риск-анализ
- Формирование проекта плана ВНП инспекцией местного уровня

Коррупционная составляющая

- "Договорные" проверки
- Низкая оплата труда

Подготовленность и профессионализм персонала налоговых органов

- Большая текучесть кадров
- Нерегулярное прохождение повышения квалификации в области налогообложения

Качество подготовки 
актов проверки 

- Неправильное применение норм налогового законодательства
- Некорректная формулировка нарушений - Невнимательность при подготовке актов проверки

Качество подготовки 
к судебным делам

 

- Отсутствие качественной доказательной базы (ненадлежащим образом оформлены документы)
- Неэффективное взаимодействие контрольного и правового блока в инспекции
- Неэффективное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

 

Контрольная работа является одним из показателей оценки эффективности деятельности налоговых органов. Эффективность контрольной работы налоговых органов зависит от качества предпроверочного анализа, соответственно, от этого зависит и результативность налоговых проверок. Поэтому налоговые органы в настоящее время уделяют серьезное внимание на стадию предпроверочного анализа, который осуществляется в целях отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок. Если не уделять должного внимания качеству предпроверочного анализа, то результативность налоговых проверок в части выявления налоговых правонарушений и осуществления доначислений по результатам контрольных мероприятий будет низкой. Именно на данной стадии возникает риск невыявления сокрытых от налогообложения сумм при дальнейших мероприятиях налогового контроля. Риски при проведении предпроверочного анализа возникают из-за таких факторов, как не до конца налаженное эффективное сотрудничество с органами, обладающими информацией о налогоплательщиках, когда не в полной мере внедрены электронные современные методы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. От качественного предпроверочного анализа и от планирования контрольных мероприятий зависит эффективность проведения выездных налоговых проверок.

В настоящее время Федеральной налоговой службой разработана “Концепция планирования выездных налоговых проверок” [2]. Данная Концепция предусматривает проведение налоговыми органами оценки рисков по результатам деятельности налогоплательщиков по определенным критериям. На основе этой Концепции составляется план выездных налоговых проверок. С одной стороны, выездная налоговая проверка должна проводиться в отношении недобросовестных налогоплательщиков, допускающих существенные нарушения налогового законодательства, к которым относятся налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов, и налогоплательщики, применяющие различные схемы уклонения от налогов. С другой стороны, налоговыми органами может и не проводиться выездная налоговая проверка в отношении добросовестных налогоплательщиков, однако и у них могут быть незначительные нарушения. Поэтому следует повышать качество планирования налоговых проверок налогоплательщиков, отбираемых для проведения выездного налогового контроля, во избежание рисков невключения в план недобросовестных налогоплательщиков, совершающих существенные налоговые правонарушения. Поэтому необходимо усилить аналитическую составляющую контрольной работы налоговых органов.

 Высокая эффективность налогового контроля определяется, в первую очередь, результатами выездных налоговых проверок. Однако сегодня предъявляется требование к налоговым органам по сокращению количества налоговых проверок и повышению к их результативности. И на сегодняшний день ФНС РФ успешно исполняет эти требования. В этом можно убедиться, проанализировав статистические данные, представленные на сайте ФНС РФ Таблица 2 [1]. Из данной таблицы видно, что количество выездных налоговых проверок с каждым годом снижается, при этом повышается их результативность. Именно поэтому особое внимание следует уделять организации и проведению отбора налогоплательщиков для включения в план выездных проверок.


Таблица 2-Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок

 

Вид проверки

по состоянию на 01.01.2012

по состоянию на 01.01.2013

по состоянию на 01.01.2014

по состоянию на 01.01.2015

 

 

   
Камеральные 
проверки

Количество, единиц

36355622

34879359

34190579

32870049

Из них выявившие нарушения

 

2102662

 

1876105

 

1764934

 

1964881

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

 

52883130

  

51383994

 

51597451

 

56543326

Из них налогов, тыс. рублей

44105417

43030891

43616361

46744743

 

  

Выездные проверки организаций и физических лиц

Количество, единиц

67351

58122

41330

35758

Из них выявившие нарушения

 

66579

 

57544

 

40832

 

35315

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

  

287178704

  

314675965

 

280808014

 

290949778

Из них налогов, тыс. рублей

214120052

239056768

211452216

213409459

 

При составлении плана контрольных мероприятий также важно охватить налоговыми проверками все отрасли экономики региона. Однако в рамках действующей Концепции планирования выездных налоговых проверок этот аспект риск - ориентированного предпроверочного анализа не всегда возможен из-за разной отраслевой структуры региона.

Одним из факторов риска является возможность коррупционной составляющей, при проведении мероприятий налогового контроля.

Качество подготовки актов проверки является также одним из факторов риска, влияющих на эффективность деятельности налоговых органов. По окончании выездной налоговой проверки проверяющим составляется акт, в котором могут быть неправильно применены нормы налогового законодательства, могут иметь место некорректность формулировок нарушений, невнимательность при составлении актов. Подготовленность и профессионализм персонала налоговых органов здесь зачастую играют немаловажную роль. Причинами возникновения такого рода риска могут быть низкая оплата труда, текучесть кадров и, как следствие, низкий уровень квалификации сотрудников налоговых органов.

Следует также учитывать такой фактор, как качество подготовленности к судебным делам. Качество сбора доказательной базы, подготовки к судебным процедурам по стране в целом улучшилось, о чем свидетельствуют сокращение суммы уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов. Однако эта положительная динамика наблюдается не во всех федеральных округах. Причем случаи отмены решений налоговых органов вышестоящими налоговыми органами и судами в связи с отсутствием надлежащей доказательной базы продолжают иметь место.

В заключении нужно отметить, что в целях совершенствования использования риск - ориентированного подхода при проведении выездных налоговых проверок необходимо:

1) организовать и наладить взаимодействие и обмен информацией с правоохранительными органами по включению организаций в план проверок;

2) формировать и использовать сведения из досье налогоплательщика;

3) использовать сведения и документы, имеющиеся в налоговом органе (в том числе по неотчетникам, сдающим нулевую отчетность, по сведениям из отдела камеральных налоговых проверок);

4) использовать электронный обмен документов между банками, таможенными и регистрирующими органами с целью оперативного получения информации.

5) расширить перечень критериев для включения организаций в план проведения выездных налоговый проверок

Таким образом, применение данных критериев позволит более обоснованно отбирать налогоплательщиков для проведения контроля и позволит исключить организации, добросовестно уплачивающие налоги. 

Библиографический список:

1. Грунина Д.К. Основы налогового администрирования. М.: ФА при Правительстве РФ, 2010.
2. Гусева Т.А. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов Право и экономика. 2011.
3. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 363 стр. 2012.
4. Официальный сайт ФНС России . URL: http://www.nalog.ru. (дата обращения 20.11.2015)
5. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (с изменениями и дополнениями) (в ред. Приказов ФНС РФ от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@) . URL: http://.garant.ru (дата обращения: 20.11.2015)




Рецензии:

2.02.2016, 6:54 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: интересный подход и выводы по работе, рекомендуется к печати

03.02.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Урывский Александр Игорьевич:
Благодарю за рецензию!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх