Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
магистрант
Ращикулина Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова
УДК 316
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [2] каждый гражданин мужского пола, годный по состоянию здоровья, не имеющий отсрочек и освобождения подлежит призыву на военную службу. В связи с этим возникает немало вопросов, разрешение которых возможно в рамках социально-правового консультирования. В связи с этим проблема призыва на военную службу является актуальной для молодёжи.
Целью настоящей работы стала разработка методики проведения социально-правового консультирования с использованием case-технологий.
Под case-технологией понимают использование реальных ситуаций для решения конкретных вопросов [1, с. 92], в том числе связанных с призывом на военную службу.
Социально-правовое консультирование допризывной молодежи на основе case-технологий может быть осуществлено в несколько этапов:
1. Набор в case-менеджмент.
В нашем случае целевую группу – составляют молодые люди в возрасте 16-27 лет, которые испытывают ряд определенных трудностей, возникающих при взаимодействии с работниками военкомата и призывными комиссиями.
Распространение информации о комплексном подходе в решении, возникших проблем у допризывной молодёжи, будет проводиться через военно-учётных работников учебных заведений и предприятий, а также через средства массовой информации.
Задачи первичного контакта с клиентом:
- определить, принадлежит ли клиент к целевой группе;
- выяснить цель его визита к специалисту и результат, который он желает достичь.
2. Краткий прием/процедура оценки.
Краткий прием представляет собой встречу с клиентом, целью этой встречи является сбор информации о клиенте, его семье, а также иных фактах, которые могут повлиять на достижение результата.
Во время краткого приема определить первоочередные нужды.
Сбор информации во время краткого приема:
- представление проблемы;
- личная и контактная информация (имя, дата рождения, адрес, телефон и т.д.);
- вопросы конфиденциальности;
- состояние здоровья;
- род занятий (деятельности);
- состав семьи;
- материальное положение;
- и др.
Краткий прием/процедура оценки должна проводиться сотрудником, хорошо владеющим правовыми знаниями в области воинского учёта, призыва и порядка прохождения военной службы; социального обеспечения военнослужащих, их прав и обязанностей.
3. Выбор модели кейс-менеджмента и размещения.
Программа поддерживающего кейс-менеджмента будет использоваться с допризывниками, которые нуждаются в краткосрочном обслуживании.
Программа полного (комплексного) кейс-менеджмента будет предназначена для допризывников, которые испытывают ряд серьёзных проблем (собрались поступать в учебное заведение, имеют заболевания, имеют детей или родителей на иждивении и т.д.) и которым нужна интенсивная и длительная поддержка.
Выбор той или иной программы основывается на полученной информации при кратком приёме клиента.
4. Краткий план обслуживания:
а) краткий план обслуживания:
цель: разрешить или минимизировать проблемы допризывной молодежи, снизить их социально-психологическое напряжение, связанное с взаимоотношениями с военкоматом или призывной комиссией;
основное мероприятие заключается в оказании юридической помощи, помощь в трудоустройстве, помощь в получении социальных льгот);
определить ответственное лицо (специалист по социальной работе, юрист, кейс-менеджер);
определить сроки для реализации помощи;
оформить карточку приема клиента;
б) необходимая документация:
- сведения, представленные клиентом и сведения хранящиеся в отделе военного комиссариата;
- заполнение карточки приема клиента;
- оформление необходимых заявлений (обращений);
в) постоянное наблюдение осуществляется с учётом развития ситуации при выполнении предварительных рекомендаций и их результата.
5. Начальная полная (комплексная) оценка.
Полная оценка расширяет информацию, полученную во время краткого приема для улучшения обслуживания в удовлетворении нужд клиента и достижения необходимого результата.
На данном этапе подробно описывается физическое, материальное состояние клиента, его социальный статус, а также цель, которую он желает достигнуть.
Оценка включает в себя способность и желание клиента следовать рекомендациям специалиста.
Первоначальную ответственность за проведение начальной оценки несет специалист по социальной работе или кейс-менеджер, он проводит личную встречу с клиентом.
6. Составление начального плана полного обслуживания.
Цели, задачи и мероприятия плана обслуживания составляются с участием клиента, а также, если возможно, с участием его семьи, близких и других источников поддержки.
План мероприятий составляется после выяснения того, на достижение какого результата нацелен клиент, а также исходя их изучения фактических обстоятельств его дела.
Специалист по социальной работе несет полную ответственность за достоверность представляемой клиенту информации, её легитимность и соответствие действующему законодательству.
7. Внедрение плана обслуживания: контакты с клиентов, ведение клиента и последующее наблюдение.
Внедрение планов обслуживания, краткого или полного, включает в себя выполнение задач, указанных в плане.
Заключается в следующем:
- обеспечение личного контакта с клиентом, по телефону или письменно;
- помощь в организации услуг, подтверждение времени оказания услуги;
- поддержка клиента или его родственников в выполнении задач, на которые они согласились;
- непосредственное обучение клиента или его родственников, при необходимости;
- поддержка клиента или его родственников в преодолении различных препятствий и в получении необходимого обслуживания;
- при необходимости оказание посредничества.
Сотрудник выявляет реальные результаты процесса и достижение результата.
8. Повторная оценка.
На этом этапе мы наблюдаем прогресс клиента, учитываем успехи и препятствия, а также оцениваем эффективность и правильность проведённого консультирования. Проводим дополнительную консультацию, с учётом достигнутых результатов или повторного обращения клиента. В определенных случаях предлагаем альтернативные варианты решения проблем.
На данном этапе клиент вносит новейшую информацию.
9. Обновление плана обслуживания.
Если социально-правовое консультирование при выполнении всех рекомендованных мероприятий не привело к достижению цели, то скорректировать план обслуживания и повторить.
10. Координирование и обсуждение случая.
На данном этапе осуществляется общение, обмен информацией и сотрудничество. Координирование случая происходит с учётом меняющейся обстановки и включает кейс-менеджера, специалиста по социальной работе, а также самого клиента.
Целью координационных мероприятий является достижение ранее оговоренного результата и исправление возможных ошибок.
11. Вмешательство в случае кризиса.
Вмешательство в кризисную ситуацию происходит путем общения с клиентом, выяснения причин и затем устранение проблем.
Специалист должен довести до клиента способ связи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Всем клиентам предоставляют все необходимые контакты для обращения в случае чрезвычайной ситуации, эта информация включает в себя необходимые услуги и ресурсы для использования во внерабочее время.
12. Закрытие случая.
Причины для закрытия случая:
- клиент потерял интерес к программе или не участвует в обслуживании;
- клиент сам хочет завершить обслуживание;
- взаимное соглашение;
- клиент более не нуждается в обслуживании;
- клиент выполнил задачи, поставленные в программе по ведению случая;
- клиент больше не подходит по критериям «пригодности».
Завершение работы с клиентом. Подведение итогов работы.
В заключении следует отметить, что применение case-технологий позволяет оптимизировать процесс социально-правового консультирования допризывной молодежью, делает его более качественным, четким и результативным.
Рецензии:
8.01.2016, 9:11 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации, после прецезирования следущих параметров.Основания:
1/Кейс технология класическая модель активизации обучения, в основном в экономическом образований...В данном случаеей предписываются селективные возможности, а таких она не дает?
2/Приложение историографского подхода для уточнения конструкта кейс, кейс технология, кейс -студи.
3/Интердиисциплинарные релации, которые кейс реализирует не только в процессе начального проектирования функционального использования...
4/Как елемент социально-правово консультирования при помощи кейсов нужно прецизировать методология применения.
5/К сожалению вам нужно было выбрать социометрическую методику для решения вашего научного тезиса.PhD Георги Клинков
11.01.2016, 6:53 Семенов Александр Алексеевич Отзыв: Статья Головина В.Л. актуальна, имеет практическую значимость. Изложенный в ней алгоритм социально-правового консультирования допризывной молодежи, позволит работникам военных комиссариатов и военно-учетных столов четко организовать свою работу с призывниками, сделает ее более эффективной и личностно-ориентированной. Считаю, что статья заслуживает опубликования. |