Ставропольский государственный аграрный университет
студентка
Агаркова Л.В., доктор экономических наук, профессор кафедры финансы, кредит и страховое дело, Ставропольский государственный аграрный университет
УДК 358.512
Целью существования любого предприятия является получение прибыли, а целью предприятия, которое вполне удовлетворило первую цель, является максимизация прибыли. Однако получение какой бы то ни было прибыли, не является показателем безубыточности предприятия и для отслеживания этого созданы целые системы управления. Контролю подлежит весь производственно - коммерческий цикл, начиная от закупки сырья и до получения прибыли от продаж. Вспомним, что до поступления к конечному потребителю, товар проходит целый цикл, включающий 3 этапа: денежный, производственный и товарный.
«A bad beginning makes a bad ending - плохому началу - плохой конец», данная поговорка точно отражает механизм действия вышеприведенного цикла. Началом здесь является 1 этап – денежный, в котором происходит закупка сырья для производства. Необходимые объемы сырья определяются по разным методикам. В большинстве случаев используют методику нормирования запасов, минус данной методики в том, что она рассчитывается при прочих равных условиях, как средняя величина, вследствие чего не всегда удается точно рассчитать потребность в сырье, что является причиной больших затрат на производство товаров, некоторую часть которого попросту никто не купит, в итоге либо прибыль будет невысокая, либо вовсе будут убытки. [2]Особенно остро данная проблема стоит в настоящее время, время наступления кризиса на пятки всем организациям. Вспомним простую модель коммуникаций производителей с рынком.
Рисунок 1 – отношения между производителем и рынком.
По рисунку видно, что первая ступень это получение информации о спросе, можно их назвать подэтапами первого этапа. То есть производить нужно в таком объеме, в каком его требуют покупатели. Исходить нужно не из норм внутреннего потребления, а из динамики показателей спроса. Излишние запасы для предприятия это как неиспользованные возможности, или простаивающие. Активы приносят прибыль только в том случае, если они находятся в обороте. Однако пускать их в оборот нужно с умом. Главным принципом здесь становится рациональное производство во избежание убытков.
Деятельность по разработке стратегии оптимизации затрат сложный и трудоемкий процесс, при котором должны быть тщательно обдуманны плюсы и минусы эффективности предполагаемых мер. Как правило, под оптимизацией понимают сокращение статей по внеоборотным и оборотным активам, однако большинство организаций в первую очередь обращают внимание на фонд заработной платы. [1]Сокращение его является необходимым в том случае, если производительность не соответствует плановым показателям. Однако вместо сокращения зп всех сотрудников, эффективнее будет выявление малоэффективных из них. При этом общая производительность увеличится, а вместе с тем будут сокращены затраты на труд.
«Потери — это издержки, которые не приносят прибыль. Иными словами, потери — это такие затраты, которые не добавляют ценности или качества востребованной потребителем готовой продукции (работам, услугам) компании. На все это тратится время, деньги и другие невосполнимые ресурсы. Разумеется, от непроизводительных издержек надо избавляться» - тактика известного бизнесмена, председателя совета директоров компании Toyota Spinning and Weaving - Оно Таийти. Главным образом, он рекомендовал обращать внимание именно на перепроизводство, как причину потерь, убытков. Его идеи легли в основу известной концепции «бережливого производства».[1] Согласно ей все процессы должны быть максимально прогнозируемы, складские запасы материалов понижены до минимума. Причем производство должно быть бесперебойным. Он рассматривал все со стороны ценности для покупателя: те же самые складские запасы, которые не представляют для него никакой ценности, либо совершенствования, которые не востребованы. Принцип «позволения потребителю вытягивать продукт» является одной из основополагающих. Среди явлений, которые вызывают потери, согласно этой концепции были выделены:
При построении некоторой логической цепочки все сводится именно к анализу совокупного либо индивидуального спроса, состоянию рыночной конъюнктуры и отслеживанию возможностей и потенциала предприятия – все это в совокупности дает возможность максимально эффективного планирования, т.е. максимально возможного снижения потерь.[3]
Рассмотренную концепцию можно назвать экзогенной, т.е. ориентированной на изменение внешней среды, но также существуют и эндогенные. К таковой можно отнести теорию оптимизации бизнес-процессов. Согласно этой теории основной причиной высоких затрат являются внутренние процессы.
Обязательным при бизнес-процессе является соблюдение следующих 4 этапов: моделирование, внедрение, наблюдение, последующее наблюдение. Стоит отметить, что каждый этап позволяет оценить эффективность работы отдельного подразделения, работника, отдела, что дает возможность определить наиболее затратные процессы как в материальном, так и трудовом аспекте.
На первом этапе происходит детализированное изучение процессов на всех уровнях работы предприятия, главное нельзя смешивать разные уровни. Изучение идет сверху вниз. При этом идет установление определенного регламента по процессам. На втором этапе всех работников знакомят с регламентом, отвечают на все интересующие вопросы и после окончательного согласования внедряют в процесс. Затем идет этап наблюдения, который определяет политику оптимизации затрат, т.к. на этом этапе при активном наблюдении выявляются отклонения и анализируются причины их возникновения. После того, как все причины были разобраны а регламент скорректирован начинается следующий этап наблюдения и так до бесконечности. Конечно, наблюдение не всегда будет активным, применяются и пассивные формы, все зависит от состояния предприятия. Таким образом, согласно второй концепции предприятие вычисляет наиболее затратные и малоэффективные процессы и устраняет их, либо реорганизует.
Нельзя сказать, что какая-либо из методик оптимизации издержек лучше или хуже. В любом случае предприятия всегда подстраивают под особенности своей деятельности любые виды методик, использует их вместе, либо создает свои. При выборе необходимо в первую очередь оценить эффективность для предприятий, тщательно следить за выполнением и вовремя вносить необходимые коррективы.
Рецензии:
12.01.2016, 21:28 Рябова Елена Вячеславовна
Рецензия: Рекомендуется более качественно вычитать статью, т.к. присутствует много опечаток и стилистических ошибок, в отдельных местах встречается несогласование времен и падежей, использовать более научный стиль изложения материала. Более того, по мнению рецензента, имеются экономические неточности (ошибки), в частности: "Как правило, под оптимизацией понимают сокращение статей по внеоборотным и оборотным активам, и в первую очередь у большинства организации это фонд заработной платы". Несмотря на то, что в данном случае стоит ссылка, но все - таки Вы взяли эту информацию без контекста, может из - за этого так получилось. В любом случае, з/плата не является ни внеоборотным, ни оборотным активом. Это принципиально экономическая ошибка. После слово ...статей, на мой взгляд, предполагается слово ...расходов по...., т.к. статьи имеются также и в бух.отчетности и не всегда оптимизация связана со снижением значений данных статей...
Более существенное замечание все - таки заключается в том, что, на мой взгляд, название статьи не отражает ее содержание, т.к. автором не предлагаются конкретные мероприятия, ни методика оптимизации. В статье рассматриваются некоторые отдельные подходы, связанные с оптимизацией, причем четко не выделенные. Кроме того, хотелось бы увидеть позицию автора относительно сравнения данных методов, их преимущества и недостатки. И тогда название статьи можно было бы связать с этим "сравнительная характеристика подходов оптимизации издержек в современных условиях".