Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 13.01.2016. Последняя правка: 11.01.2016.
Просмотров - 6467

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шквыр Оксана Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент

Хмельницкая гуманитарно-педагогическая академия

доцент кафедры педагогики и психологии

Аннотация:
В статье акцентировано внимание на проблему подготовки будущих учителей начальных классов к проведению педагогических исследований. Освещены пути организации научно-исследовательской работы в высших педагогических учебных заведениях. Определены основные принципы организации учебно-исследовательской работы будущих учителей начальных классов. Раскрыто содержание методического пособия "Опорно-инструктивные материалы к написанию курсовых и дипломных работ".


Abstract:
In the article the attention is concentrated on the problem of the future primary school teachers’ preparation to conducting pedagogical researches. The ways of organization scientific-research work in higher pedagogical educational establishments have been cleared out. The main principles of organization of educational-research work of the future primary school teachers have been determined. The content of methodological textbook "Support and Instructive Materials for Writing Diploma Projects" has been revealed.


Ключевые слова:
научно-исследовательская деятельность; учебно-исследовательская деятельность; курсовая работа; дипломная работа.

Keywords:
scientific-research activity; educational-research activity; course project; diploma project.


УДК 001.891 : 371. 134 /. 373.3 (045)

Сегодня существенные трансформационные процессы испытывает сфера образования, поскольку стремительное развитие экономики, производства и изменения в области политики в значительной степени влияют на обновление его содержания и методов. Адекватно реагировать на эти изменения может учитель с высоким уровнем развития исследовательских качеств, знаний и умений, что способствует быстрому освоению нового информационного поля, дает возможность принимать нестандартные решения, действовать творчески и эффективно. Это касается и работы учителя начальных классов, поскольку за последние годы в этой сфере произошли существенные изменения: созданы варианты новых учебных программ и учебников, определены функции, виды контроля и критерии оценки знаний учащихся начальных классов. В то же время увеличилось количество школьников с нарушением осанки, зрения, сердечно-сосудистой системы, нервно-психического здоровья; у многих первоклассников трудно происходит процесс адаптации к школе. Поэтому приобретает актуальности проблема подготовки будущих учителей-исследователей начальной школы в новых условиях.

Такая подготовка в значительной степени происходит в высших педагогических учебных заведениях путем привлечения студентов к научно-исследовательской работе, которая обеспечивает развитие у будущих учителей начальных классов склонности к поисковой деятельности, к творческому решению учебно-воспитательных задач, а также формирование умений и навыков применения исследовательских методов для решения актуальных проблем начального образования.

В научных исследованиях должное внимание уделяется профессиональной подготовке учителей начальной школы: теоретическим и методологическим основам их подготовки (К. Авраменко, Ш. Амонашвили, А. Мороз, А. Савченко, В. Сухомлинский и др.); проблемам многоуровневого образования учителей начальных классов (С. Власенко, М. Дарманский, Н. Казакова, Л. Хомич и др.); особенностям подготовки будущих учителей начальной школы к проведению научно-исследовательской работы (С. Балашова, П. Горкуненко, Л. Коржова, А. Мельник и др.).

Однако требуют более глубокого исследования вопросы организации научно-исследовательской работы будущих учителей начальных классов в высших учебных заведениях.

Мы согласны с мнением Р. Куличенко о том, что научно-исследовательская деятельность становится учебным элементом и своеобразным тренингом в процессе становления и развития специалистов; она способствует воплощению поискового подхода к их деятельности, развития у них навыков построения социальных гипотез, проектов, моделей, овладению принципами и методами этой деятельности [4, с.215].

Ученые (С. Гончаренко, П. Олейник, В. Федорченко и др.) отмечают, что главными задачами научно-исследовательской работы в высшем учебном заведении являются:

  • формирование у студентов научного мировоззрения, овладение методологией и методами научного исследования;

  • помощь студентам в скорейшем овладении специальностью, достижении высокого профессионализма;

  • развитие творческого мышления и индивидуальных способностей студентов в процессе решения практических задач;

  • привитие студентам навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

  • развитие инициативы, способности применять теоретические знания в практической работе;

  • расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущих специалистов;

  • создание и развитие научных школ, творческих коллективов, воспитание в высшем учебном заведении резерва ученых, исследователей, преподавателей [5].

Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

  1. обучение методам исследовательской деятельности и научного творчества;

  2. научные исследования студентов под руководством профессоров и преподавателей [5].

К основным путям научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений относятся:

  1. научно-исследовательская работа, являющаяся составной учебного процесса и обязательной для всех студентов (написание рефератов, выполнение практических и контрольных работ, подготовка и защита курсовых и дипломных работ, выполнение задач исследовательского характера во время производственной практики и т.д.);

  2. научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса, то есть участие в научных кружках, выполнении научных работ в рамках творческого сотрудничества кафедр факультетов [5].

Остановимся подробнее на учебно-исследовательской деятельности (первый путь).

Как показывает анализ работ ученых (В. Андрущенко, А. Дубасенюк, А. Лигоцкой, Н. Ничкало, Л. Пуховской, С. Сысоева), учебный процесс в высшей школе все более ориентируется на самостоятельный поиск студентами новых знаний, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности; все большее развитие получает исследовательская деятельность студентов и творческий процесс решения ими поисково-исследовательских и научно-учебных задач, то есть научно-исследовательская деятельность становится определяющей в смысле подготовки будущих специалистов, в частности учителей начальных классов.

Согласно П. Горкуненко, учебно-исследовательская работа студентов – это вид творческой познавательной деятельности студентов под руководством преподавателя в рамках учебного плана, когда студенты овладевают методами научно-педагогического исследования и умениями их применения, знаниями и умениями, необходимыми для самостоятельного проведения научного исследования, развивают свои творческие способности и качества личности [2].

Преимуществами учебно-исследовательской деятельности является то, что при ее организации и проведении не требуется выделения специального времени. Кроме того, учебно-исследовательская работа позволяет включать в творческий процесс всех студентов.

К ее формам мы относим лекции, семинарские, лабораторные и практические занятия, подготовка рефератов, докладов, научных проектов, выполнение заданий во время педагогической практики, курсовые и дипломные работы. Для привлечения студентов к учебно-исследовательской работе используем такие педагогические задания:

  • по подбору педагогической литературы на определенную тему, составление аннотаций отдельных первоисточников, их реферирование;

  • по обобщению и систематизации знаний, приобретенных из разных источников (разработка таблиц, схем);

  • по отбору методик и методов диагностики исследуемых умений, психологического состояния личности;

  • на установление межпредметных связей (например, проанализировать характеристику какого-то понятия, которое изучается в философии, социологии, психологии, педагогике);

  • определение уровней развития педагогической наблюдательности, воображения, мышления;

  • изучение и диагностика качеств личности;

  • диагностика потребности в общении, способности к самоуправлению в общении;

  • разработка исследовательских проектов.

Важно, чтобы эти задачи носили профессионально направленный характер, а результаты их выполнения студенты могут оформлять в виде научных рефератов, докладов, сообщений по педагогическим проблемам, конспектов лекций, рецензий, отчетов и т.п.

Содержание и структура учебно-исследовательской работы студентов определяются преемственностью ее средств и форм в соответствии с логикой и последовательностью учебного процесса, что приводит к постепенному увеличению объема и роста сложности приобретенных знаний, умений и навыков. Сложность содержания и методов исследовательской работы студентов зависит от этапа обучения.

К примеру, на первом курсе мы формируем у студентов умения анализировать и конспектировать первоисточники, выделять главное и второстепенное в учебном тексте, систематизировать учебный материал. На втором курсе они учатся объяснять и доказывать причинно-следственные связи явлений, сравнивать, обобщать, оценивать педагогические явления и факты. На третьем курсе будущие учителя усваивают умения рецензировать и реферировать, составлять аннотации, доклады, выступления; они должны хорошо ориентироваться в справочной и научной литературе. На выпускных курсах самостоятельная работа над темой дипломной работы развивает у студентов умения практической деятельности (экспериментирование, наблюдение, моделирование, аналогия и т.д.).

Основными видами научно-исследовательской (учебно-исследовательской) работы студентов является написание курсовых и дипломных работ.

Творческая, приближенная к научному осмыслению курсовая или дипломная работа должна быть индивидуализированной с учетом уровня творческих возможностей и научных способностей студента, его учебных достижений, интересов, учебной активности.

Согласно с положениями В. Береки, процесс выполнения этих научно-исследовательских работ можно рассматривать как совокупность этапов и последовательных действий преподавателя и студента за такой технологической схемой: описание педагогической ситуации, отражающей профессиональную направленность; осмысление ситуации, конкретизация задач; определение программы действий и ее алгоритмизация; поиск информации и ее интерпретация; выбор технологий; обработка научного материала; оформление результатов и их презентация [1].

В процессе многоуровневой подготовки будущих учителей начальных классов курсовые работы выполняются на начальном и бакалаврском, дипломные - на бакалаврском и магистерском уровнях высшего образования. Курсовая работа является самостоятельным учебно-научным исследованием студента, выполненным по определенной дисциплине профессионального направления. Ее цель – закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами за время обучения, и их применение в комплексном решении конкретного профессионального задания. Курсовая работа выполняется с определенной учебной дисциплины. Студенты изучают литературу и разрабатывают предложения, которые содержат элементы новизны по теме работы; обобщают передовой педагогический опыт, применяют эмпирические и математические методы, информационные технологии. Впоследствии эти элементы научного поиска должны быть расширены в дипломной работе, ведь именно это является свидетельством способности и подготовленности студента к теоретическому осмыслению актуальности выбранной темы, ее научно-прикладного значения для выполнения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в практической деятельности начальной школы. Поэтому тематика курсовых и дипломных работ должна соответствовать специальности будущего специалиста и быть тесно связанной с тематикой научно-исследовательских работ кафедры и с интересами начальной школы, на базе которой студент выполняет научную работу.

Дипломная работа является завершающим этапом образования выпускника высшего учебного заведения и как одна из специальных форм научной работы она имеет свои квалификационные признаки. Выполнение такой работы является не столько решением научной проблемы, сколько свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знает наиболее общие методы и приемы их решения [3].

Структура, содержание и оформление этих видов научных работ имеет много общего. Однако есть и существенные отличия, которые следует учитывать как студентам, так и научным руководителям.

С целью помощи студентам и руководителям достаточно быстро разобраться в специфике написания этих видов работ на каждом уровне высшего образования нами в соавторстве с Г. Дудчак было разработано методическое пособие "Опорно-инструктивные материалы к написанию курсовых и дипломных работ". В нем реализовано интегрированный подход к написанию различных видов научных работ, а также принципы преемственности, последовательности, доступности и наглядности. Содержание пособия включает три раздела:

1. Характеристика самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов.

2. Общие рекомендации к написанию курсовых и дипломных работ в условиях уровневого образования.

3. Подготовка к защите и защита научной работы [6].

Методические рекомендации представлены в виде опорных схем, таблиц, тезисов, что значительно ускоряет и облегчает процесс самостоятельной работы студента по изучению требований к написанию курсовой или дипломной работы.

Считаем целесообразным представить некоторые позиции указанного пособия.

 Определение научного аппарата исследовательской работы

Составляющие научного аппарата зависят от вида работы (курсовая или дипломная) и уровня высшего образования ("младший бакалавр", "бакалавр", "магистр").

Курсовые работы


з/п

Уровень высшего образования

Составляющие научного аппарата

1.

"младший бакалавр"

цель, задачи, методы исследования, структура работы

2.

"бакалавр"

объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, апробация исследования, структура работы

 

Дипломные работы


з/п

Уровень высшего образования

Составляющие научного аппарата

1.

"бакалавр"

объект, предмет, цель, задачи, гипотеза (если есть), методы исследования, база проведения опытно-экспериментальной работы, апробация исследования, структура работы

2.

"магистр"

объект, предмет, цель, задачи, гипотеза (если есть), методы исследования, теоретическое значение исследования, база проведения опытно-экспериментальной работы, апробация исследования, структура работы

 

Требования к структуре работы

Основные структурные элементы работы:

  1. Титульная страница

  2. Содержание

  3. Вступление

  4. Основная часть (разделы и подразделы). Количество разделов зависит от вида научной работы (их может быть 2-3)

  5. Выводы

  6. Список используемых источников

  7. Приложения

     

    Рекомендуемый объем основного текста работы 


з/п

Уровень высшего образования

Вид научной работы

Объем основной части работы

1.

"младший специалист"

курсовая

30-35

2.

"бакалавр"

курсовая

35-45

3.

"бакалавр"

дипломная

60-80

4.

"магистр"

дипломная

80-100

 

Требования к написанию введения

Введение – это раздел, предшествующий основной части исследовательской работы и создающий в целом представление о ее содержании. Ориентировочный объем введения для курсовых работ – 2 - 3 страницы, для дипломных работ – 4 - 5 страниц.

Составляющие введения:

1.  Актуальность проблемы.

2.  Степень изученности проблемы.

3.  Научный аппарат, элементы которого были указаны выше.

Актуальность исследования доказывается путем

-    изучения государственных документов;

-    выявления недостатков, которые существуют в современной педагогической практике;

-    определения противоречий в образовательном процессе.

Степень изученности проблемы определяется на основе перечня фамилий ученых (в алфавитном порядке), которые причастны к разработке исследуемой проблемы. В дипломных работах желательно не только называть фамилии ученых, но и определять те аспекты проблемы, которые ими достаточно исследованы [6].

Таким образом, важным путем научно-исследовательской работы будущих учителей начальных классов является учебно-исследовательская, осуществляемая на аудиторных занятиях и в процессе написания курсовых и дипломных работ. Основными принципами организации такой работы являются принципы профессиональной направленности, преемственности, постепенного роста степени сложности и самостоятельности.

Приобретение будущими учителями начальных классов в процессе обучения в вузе опыта исследовательской работы может стать началом серьезных поисков и превратиться в дело всей жизни. Как отмечал А. Сухомлинский, что мастером педагогического труда становится тот, кто почувствовал в себе исследователя [7].

Библиографический список:

1. Берека В. Є Фахова підготовка магістрів з менеджменту освіти: теорія і методика: монографія / за ред. А. Й. Сиротенка. – Хмельницький : ХГПА, 2008. – 482 с.
2. Горкуненко П. П. Підготовка студентів педагогічного коледжу до науково-дослідної роботи : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / П. П. Горкуненко. – Вінниця, 2007. – 265 с.
3. Коханко О. М. Основи науково-педагогічних досліджень : навч. посіб. для студ. ВНЗ / Октавіан Михайлович Коханко. – Хмельницький : ХНУ, 2005. – 254 с.
4. Куличенко Р. М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России: дисс. … доктора пед. наук : 13.00.08 / Раиса Михайловна Куличенко. – М., 1998. – 399 с.
5. Методика навчання і наукових досліджень у вищій школі: навч. посіб. / [С. У. Гончаренко, П. М. Олійник, В. К. Федорченко та ін.]; за ред С. У. Гончаренка, П. М. Олійника. – К. : Вища шк., 2003. – 323 с.
6. Шквир О. Л. Опорно-інструктивні матеріали до написання та захисту курсових і дипломних робіт : метод. реком. / О. Л. Шквир, Г. І. Дудчак. – Хмельницький : ХГПА, 2015. – 40 с.
7. Сухомлинський В. О. Павлиська середня школа : вибрані твори в п’яти томах / В. О. Сухомлинський. – Т.4. – К. : Рад. школа, 1976. – С.7 – 390.




Рецензии:

13.01.2016, 18:41 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья имеет четкую структуру, логична. Автор повторяет истины, которые давно известны и не могут быть расценены как "научная новизна", "актуальность". К печати не рекомендуется.

13.01.2016, 23:53 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Тема статьи актуальна, название и ключевые слова соответствуют содержанию. Замечаний нет. Статья рекомендуется к публикации.

14.01.2016, 19:10 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: В статье представлен традиционный подход к научно-исследовательской работе студентов. Очевидно, занимаясь проблемой модернизации в контексте личностно ориентированного, компетентностного подхода (основы кредитно-модульной системы обучения), следует правильно расставить приоритеты, прежде всего, исследуя главную проблему: как избежать традиционного формализма, то есть, имитации науки, когда ориентация на форму представления научной продукции (структура, объем текста, к-во литературных источников и др.) являются главными критериями качества работы. Может быть не столь важно выполнить требование 100 страниц текста, сколько выйти на достаточный уровень новизны и обоснованности полученных результатов. Альтернативой этому подходу сегодня предлагается новая формула образовательной деятельности: «обучение через исследование», модель обучение, когда исследование трактуется не столько как дополнительный вид деятельности (написание курсовой, дипломной), сколько оно интегрировано в обучение и воспринимается как главный механизм формирования индивидуальной траектории профессионального становления студента. Думаю, анализ представленной информации через призму новых подходов к исследованию проблемы (предложенный выше как вариант) повысит научную ценность статьи.

17.01.2016, 15:33 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья имеет обобщающий характер, содержит факты и требования по организации научно-исследовательской работы студентов. В этом качестве может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх