Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 18.01.2016. Последняя правка: 18.01.2016.
Просмотров - 11263

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ

Сугутова Клара Владимировна

Поволжский государственный университет сервиса

студентка 4 курса

Зиякаева Эльза Альфировна, студентка, кафедра менеджмента. Научный руководитель: Крайнева Раиса Канафиевна, кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса


Аннотация:
Анализируя развития управленческого консультирования в России, в статье представлены основные проблемы и перспективы развития управленческого консультирования в России; определены тенденции его развития: присоединение России к Всемирной торговой организации, развитие корпоративных процессов и повышения качества ведения бизнеса в области управленческого консультирования.


Abstract:
By analyzing the development of management consulting in Russia, the article presents the main problems and prospects of development of management consulting in Russia; the tendencies of its development: Russia\'s accession to the World Trade Organization, the development of corporate processes and improve the quality of business in the field of management consulting.


Ключевые слова:
управленческое консультирование; рынок услуг; консультационные услуги.

Keywords:
management consulting; market services; consulting services.


УДК 65

Особенность нынешнего состояния рынка показывает общий рост конкуренции во многих сферах деятельностей. На сегодняшний день успешное функционирование организации определяется эффективными управленческими решениями, которые устремлены на поиск новых и эффективных путей приспособления системы управления к условиям усиливающейся конкурентной борьбы. На управленце лежит огромная ответственность и она с каждым разом растет.

Выносливость хозяйствующих субъектов в рыночных обстоятельствах определяется их восприимчивостью к стремительно изменяющимся внешним условиям, что обозначает необходимостью поиска прогрессивных подходов, которые направленны на улучшение системы управления. Результативное управление фирмой обозначает формирование адаптивных, быстрореагирующих управленческих элементов.

И это собственно, вызывает развития системы управленческого консультирования, строящиеся на опытах специалистов в области рыночных преобразований, маркетинга и эффективного управления. Консультирование по вопросам управления представляет собой отдельную область услуг и является неотъемлемой частью инфраструктуры рыночной экономики.

Это важная профессиональная сфера деятельности, которая помогает руководителям решать стоящие перед их фирмами практические задачи и анализировать их, а также исследовать чужой опыт. Переход к рыночным методам управления предприятия способствует к увеличению деловой активности. На сегодняшний день экономика России поднимается проблема развития и применение качественного управленческого консультирования [1]. Цель управленческого консультирования является создание, получение и применение знаний на практике о бизнесе и менеджменте.

Динамично развивается на мировой экономике область консультационных услуг. Развития перспектив управленческого консультирования – на сегодняшний день актуальна. Одним из самых развивающих рынков в мире является управленческий консалтинг. Рост за год составляет 15 -20 %, что превышает, темп развития рынка потребительских услуг и наукоемких продукций. Период спада совместной деловой активности, отрасль не просто ухитряется выжить, но и развивается. Среднегодовой рост составил больше 10%, а у руководящих фирмах на рынке достигает до 20%. В начале 80-х гг. в области управленческого консультирования, где главными видами услуг является стратегического планирования, решение различных вопросов сопряжены с применением информационных технологий и консультациями в сфере управления персоналом, было занято около 18 тыс. консультантов, а в нынешнее время число консультантов увеличилось до 14 тыс. человек. В сфере управленческого консультирования насчитывают около 1720 организаций.

Мировой рынок управленческих консультационных услуг разделен и представлен в таблице 1.

Таблица 1. Структура мирового рынка консультационных услуг

1

Большие (40 организаций)

66 %

2

Средние (180 организаций)

25 %

3

Мелкие (1500 организаций)

9 %

История российского консалтинга сравнительно коротка, и рынок показывает значительные темпы развития и показывается одной из наиболее быстрорастущих областей российского бизнеса. В России управленческое консультирование появилось около десяти лет назад. Энергично развивающийся в настоящее время менеджмент-консалтинг, формирующий рынок консультационных услуг, по темпу роста уступает на сегодняшний день только рынку информационных технологий. В России зарегистрировано 180 компаний по экономике и управлению, реализующих управленческий консалтинг. Величина внутренней потребности на консалтинговые услуги в России находятся чуть ниже уровня, чем в Греции. В то время, когда он в около 160 раз ниже, чем потребность в несоизмеримых с нею по числу населения Германии и Франции. [4].

В едином развитии управленческого консультирования в России имеют как положительные периоды, так и серьезные проблемы. Такие проблемы описываются в таблице 2.

Таблица 2. Проблемы управленческого консультирования

Проблемы

Описание

Большая часть консультантов по управлению не имеют образования, что негативно влияет на качество проявляемых ими услуг.

 

Не профессиональность консультантов главным образом разъясняется практически глубоким отсутствием системы профессионального обучения. Основные консультанты по управлению создавались несколькими способами: изучение опыта зарубежных коллег; переобучение наиболее энергичных экономистов, социологов и психологов на практические модификации в компании. В сегодняшний день консультантов набирают из бывших студентов. Тем не менее, все прозванные специалисты требуют дополнительного обучения по особенным программам, представляющим с элементами и техникой поставки, изучение и решение проблем, введение модификаций в работу компаний-клиентов. [3

Консалтинговые организации в сущности не несут ответственности за свои назначения [2].

 

Сегодня остаются непроработанные правовые основы взаимоотношений сторон в элементах управленческого консультирования, а собственно их обязанности, права, порядок и т.д.

Обращение к консультанту по управленческим вопросам находятся знаком несостоятельности начальства, его низкой профессиональной квалификации, не грамотно справляться со своими полномочиями.

 

Международный опыт представляет, что процветающие организации с опытным руководством произвели систематическое обращение к консультантам обыкновенной практикой. Внутри клиентов консалтинговые фирмы на сегодняшний день доминируют средние и большие международные корпорации. Консультационная занятие в области управления обширно популярна в разных странах. Это объединено с нарастающим усложнением управления, нуждами профессионального постановления начинающих проблем, увеличения количества обстоятельств результативного управления. Обращение к экспертам совершается в России на периоды роста бизнеса, т.е. когда нет выхода от возникшей проблемы.

Большинство зарубежных экспертов и консультантов, не придают значения в своих обоснованиях особенностей российской экономики.

 

Основное множество коммерческих организаций формировалась в кратчайшие сроки, и практически же и вместе с тем развивается. Организации не редко имеют, похожие проблемы развития. Формирование рыночных отношений в нашей стране определило перед управленческим элементом организаций все новые и новые проблемы, которые тем временем объединены с адаптацией компании к сформировавшимся экономическим истинам.

Консалтинговые технологии развиваются в одном направлении, в ликвидации заброшенных проблем, а не их предупреждения.

В России очень редко, приглашают консультанта в хорошо развивающую компанию, для того чтобы получить какие-либо рекомендации [6].

 

Отсутствие у российских клиентов огромного опыта в работе в условиях конкуренции очень усложняет работу консультантов.

 

Многие организации продолжают производить то, что они умеют, а не то, что пользуется спросом на рынке. На сегодняшний день проблема конкурентоспособности предпринимательства встает очень остро, чем в других развитых странах. Даже генеральные фирмы в России отстают от зарубежных компаний по объемам товарооборота и по капитализации.

Российские консалтинговые технологии не могут составить достойной конкуренции зарубежным так как зарубежные имеют большой опыт и  направлены на то, чтобы предупреждать проблемы, а так же развиваются во множестве направлений.

На основе этого можно выявить плюсы и минусы российских и зарубежных организаций на нашем рынке управленческого консультирования (таблица 3).

Таблица 3. Сравнительное описание плюсов и минусов российских и зарубежных организаций

Плюсы российских организаций

Плюсы зарубежных организаций

Более детальные сведения  индивидуальности российского рынка.

Огромная база знаний, большой опыт;

Узкая специализация

Обширный набор услуг;

Гибкость в отношениях с клиентами

Отлаженная технология управления проектами

Низкий уровень цен.

Учет популярных направлений развития бизнеса, определенных отраслей промышленности;

 

Больше гарантии зарубежному опыту, чем российскому.

Минусы российских организаций

Минусы зарубежных организаций

Мало отработанная технология управления проектами;

Очень слабое направление на особенность клиента – очень низкая гибкость в их взглядах;

Очень слабо развита бизнес-культура;

Степень консультантов не соответствует названию организации.

            Слабая различимость бренда;

 

Стремятся к увеличению объема заказов во вред качеству услуги.

 

Не хватает зарубежного опыта и познаний в области управления.

 

Информация, представленная в таблице 3, позволяет сделать вывод, что плюсы российских организаций в том, что они работают на «своей территории», четко ощущая менталитет и национальные особенности. В данный момент российские консультационные организации, не имея огромных знаний и опыта в этой области предпринимательства, обладают квалицированными кадрами сотрудников, которые располагают отличными способностями тонко чувствовать и разбираться в российском бизнесе. Главный метод зарубежных организаций имеет плюсы в инфраструктуре, т.е. имеют огромный потенциал продвинуть проекты своих клиентов за рубеж. В данный момент российские филиалы западных организаций около две трети специалистов — это граждане России. В дополнении, российские клиенты предрасположены тому, чтобы платить западным организациям только за одно имя.

Из экспертной оценки вытекает, что около 59% отечественных организаций обладают опытом постоянной связи с внешними консультантами. Эксперты поделились на три равных типа. Около 29% опрошенных показали на то, что организация очень часто прибегают за рекомендациями к внешним консультантам, вдобавок в 14% организаций консультанты трудятся на постоянной основе. Часто отечественные компании обращаются к услугам внешних консультантов при надобности применения необычных знаний – составило 59 в процентном соотношении (%); далее по значимости проблемой является независимая диагностика организаций – составила 51%; и самую главную роль играет нехватка человеческих и организационных ресурсов- составило 21%.

Рис. 1. Помощь внешних управленческих консультантов и обстоятельства,
в которой отечественные организации прибегают к помощи внешних управленческих консультантов [8].

Во время того, как европейский рынок в целом поднимается медленнее, чем страны Восточной и Центральной Европы, которые встали на путь рыночной экономики, представляют собой маленькие, но весьма быстрый рост консалтинговых услуг. Наиболее перспективных эксперты обозначают Венгрию, Польшу и Россию. Графа роста рынка консультационных услуг в нашей стране является очевидной. Увеличивается спрос клиентов со стороны нефтегазовых и нефтяных промышленностей, складывается действительный спрос на консалтинг и в отраслях, которые прежде не использовавшие. По экспертным оценкам рынок консалтинговых услуг испытывает подъем, имеющий долгосрочную активность. Наглядно можно это увидеть на рис. 2.

Рис. 2. Увеличение объема внешних консультационных услуг

Таким образом, применение внешнего консалтинга нужно на нынешнем периоде большинству отечественных организаций для улучшения качества менеджмента. Понимание данного факта и, согласно, увеличения внимания к управленческому консультированию со стороны отечественных бизнес-компаний повергло к тому, что область управленческого консультирования стала на нынешний день одной из самых динамично формирующихся кругов российской экономики.

Библиографический список:

1. Гвишиани Д.М. Управленческое консультирование – М.: ЭКО, 2012 г.
2. Посадский А.П. Основы консалтинга – М.: ГУ ВШЭ, 2011 г.
3. Проблемы управленческого консультирования в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b-seminar.ru/company/
4. Развитие управленческого консалтинга в России: динамика, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kimo-consulting.com/page.php?id=116.
5. Тенденции на мировом рынке аудита и консалтинга [Электронный ресурс]. // KMSOFT. – Режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C002/102/2155582260.php
6. Управленческий консалтинг как бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stroibk.ru/library/u/prav.php
7. Юксвярав Р.К Хабакук М.Я Лейман Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: 2013 г.




Рецензии:

16.03.2016, 13:53 Луговая Виктория Николаевна
Рецензия: статья не соответствует требованиям к структуре научных публикаций, а именно: Актуальность; цели, задачи, материалы и методы; научная новизна; результаты, выводы; заключение. кроме этого в статье есть ссылки на несуществующие источники (рис. 1, ссылка на 8 источник). после устранения замечаний статья может быть опубликоввана

31.12.2016, 9:05 Хасанов Баходир Акрамович
Рецензия: Оставить комментарий Хасанов Баходир Акрамович, д.э.н., проф.кафедры «Экономический анализ и аудит» Ташкентского государственного экономического университета. Тема статьи несомненно актуальная и выбрана правильно. Приведенные анализы, статистические данные и источники носят научную новизну и системный характер. Замечания и пожелания автору статьи: 1.Поясните, пожалуйста, кто является автором данной статьи? «Сугутова Клара Владимировна Поволжский государственный университет сервиса студентка 4 курса или Зиякаева Эльза Альфировна, студентка, кафедра менеджмента. (См.шапку). 2.Нужна научная редакция текста т.к. язык статьи говорная, чем научная, и еще следует отредактировать весь текст. 3.В электронных источниках отсутствуют:[Дата обращения] и страницы хоть общие или конкретные. 4. Важно дать обобщенный заключение по статьи. 5. Кроме того, мы полностью солидарны с предыдущим рецензентом (Луговая Виктория Николаевна). С условием устранения недостатков и замечаний рекомендуем к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх