кандидат сельскохозяйственных наук
ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Академия биоресурсов и природопользования
доцент кафедры технологии и оборудования производства жиров и эфирных масел
Кучер Дмитрий Александрович преподаватель, Таврический колледж, ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
УДК 504.75
Введение
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее. К сожалению, здоровье подрастающего поколения в нашей стране в последние годы представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества.
Неблагополучие здоровья школьников детерминировано множеством факторов, в том числе немаловажную роль играет и экологическое состояние пришкольных территорий. Несоответствие прилегающей к учебному заведению территории санитарно-гигиеническим нормативам (близость автомагистралей, предприятий, низкая степень озеленения) может крайне негативно отразиться на здоровье школьников.
Актуальность. Большинство школ города Симферополя было построено в середине ХХ столетия. Следовательно, многие пришкольные территории в современных условиях могут не соответствовать действующим нормативам, что негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Следовательно, оценка соответствия экологического состояния прилегающих территорий школ Киевского района г. Симферополя действующим санитарно-гигиеническим нормативам носит актуальный характер.
Цель работы: изучить экологическое состояние прилегающих территорий школ Киевского района г. Симферополя и определить соответствие полученных данных санитарно-гигиеническим нормам.
Задачи исследования:
Материал и методика исследований
Исследования проводили в 2015 г. В качестве объектов исследования были выбраны пришкольные участки 12 школ Киевского района г. Симферополя.
Для оценки санитарно-гигиенического состояния прилегающих территорий к данным учебным заведениям использовали общепринятую методику [1]. С этой целью мы изучили следующие показатели:
- планировку территорий;
- озеленение участка;
- количество выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
Результаты исследований
Как показала оценка планировки пришкольных территорий школ Киевского района г. Симферополя, планировка восьми из 12 изученных участков не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Наибольшие отклонения отмечены на территории следующих школ:
Оценка зеленой защитной полосы показала, что из 12 исследуемых пришкольных участков Киевского района десять не соответствуют государственным нормативам. Больше всего отклонений от нормативов было зарегистрировано на пришкольных участках школ:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8».
Так как из 12 объектов исследования четыре пришкольных участка не соответствуют важнейшему параметру – расстояние от школы до автострады, то для данных учебных заведений мы произвели подсчет количества вредных веществ и проанализировали полученные данные.
Наиболее критическая ситуация наблюдается в районе школы № 40. Количество воздуха необходимого для разбавления угарного газа, углеводородов, диоксида азота около школы №40 намного превышает данный показатель, по сравнению с другими изученными учебными заведениями. Так для разбавления угарного газа затрачивается 324 м3, на углеводороды – 2, 4 м3 и более всего на диоксид азота – 380 м3. (рис. 1).
Рис.1. Количество воздуха для разбавления вредных веществ на территориях отдельных школ г. Симферополя
Сравнительный анализ экологического состояния 12 пришкольных территорий Киевского района г. Симферополя показал, что территории школ № 31 и № 24 практически полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам. Удовлетворительное состояние отмечается на участке школ № 25, № 23, № 33 и № 7.
Не соответствуют нормативам пришкольные территории четырех общеобразовательных школ № 40, № 8, № 28 и № 6. Администрации этих школ необходимо принять срочные меры по устранению выявленных нами несоответствий.
На основании проведенных исследований нами были разработаны следующие рекомендации для администраций школ Киевского района г. Симферополя по оптимизации пришкольных территорий и приведение их в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими нормативами:
- увеличение ширины зеленой защитной, площади растений на участке, видового разнообразия, облагородить клумбы (МБОУ «Школа-лицей» № 3», МБОУ «Школа-гимназия № 25», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «СОШ № 23», МБОУ «СОШ № 33», МБОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 7», МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 28», МБОУ «Открытый космический лицей»);
- организация субботников и уборка мусора на территории (МБОУ «Школа-лицей № 3», МБОУ «Школа-гимназия № 25», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 28»);
- перенос мусорных контейнеров от здания школы (МБОУ «Школа-гимназия № 25», МБОУ «СОШ № 8»);
- урегулирование вопроса о перенесении маршрутов автотранспорта с близлежащих дорог (МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 28»);
- асфальтирование дорожек на участке школы (МБОУ «Школа-лицей № 3», МБОУ «СОШ № 7», МБОУ «СОШ № 28»);
- полное ограждение территории учебного заведения (МБОУ «Школа-гимназия № 25», МБОУ «СОШ № 23, МБОУ «СОШ № 33», МБОУ «СОШ № 28», МБОУ «Открытый космический лицей»).
Выводы
Комментарии пользователей:
27.01.2016, 14:19 Бурак Василий Евгеньевич Отзыв: Практикум по экологии не относится ни к санитарно-гигиеническим нормативам, ни к методикам. Он не предназначен для проведения научных исследований. В связи с этим представленные данные и выводы не являются научными. В.Е.Бурак. |