Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №29 (январь) 2016
Разделы: Литература
Размещена 28.01.2016. Последняя правка: 29.01.2016.
Просмотров - 2333

ТРАДИЦИИ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ, ФЭНТЕЗИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ В УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Ахмедов Рафаэль Шарифович

Магистр

Гулистанский государственный университет

Кафедра английского языка и литературы, преподаватель

Аннотация:
Данная статья посвящена общей характеристике и особенностям фантастической литературы Узбекистана на примере трёх наиболее выдающихся её представителей – Э. Маципуло, Х. Шайхова и Н. Гацунаева. Представляя НФ, фэнтези и альтернативную историю, каждый из этих писателей внёс что-то своеобразное и новое в процесс формирования современной узбекской фантастики.


Abstract:
The article is devoted to general characteristics and peculiarities of fantastic literature of Uzbekistan, taking as an example its most outstanding representatives – E. Matsipulo, H. Shaihov and N. Gatsunaev. Representing science fiction, fantasy and alternative historical fiction, each of the authors contributes something unique and new to the process of the development of Uzbek fantastic literature.


Ключевые слова:
фантастика; фэнтези; научная фантастика; альтернативная история; Э. Маципуло; Х. Шайхов; Н. Гацунаев

Keywords:
fantastic literature; fantasy; science fiction, alternative historical fiction; E. Matsipulo; H. Shaihov; N. Gatsunaev


УДК: 82

Первоначально узбекские фантастические произведения в их современной форме появлялись в единичных экземплярах среди работ некоторых поэтов и писателей-прозаиков. Слабый интерес к фантастике, особенно к научной, объяснялся огромной популярностью среди читателей Узбекистана произведений реалистичных, бытовых. И только к концу XX века удельный вес фантастических произведений в творчестве нескольких писателей перевалил за половину, что позволило смело называть их писателями-фантастами. Среди них – Тахир Малик, Махкам Махмудов, Абдухаким Фазылов, Зоя Туманова, Михаил Гребенюк, Юрий Слащинин, Вильям Александров.

Процесс развития и формирования фантастической литературы в Узбекистане представляет особый интерес для исследователей данного литературного жанра, поскольку именно в условиях узбекской литературы совершилась наиболее сильная диффузия между различными жанрами и литературными направлениями с элементами фантастики. Так, например, фантастика в Узбекистане считается сравнительно новым литературным жанром, но только в том случае, если согласиться с мнением тех литературоведов, которые не относят к фантастике древние сказания, легенды и мифы. Мы склонны согласится с этим в связи с тем, что фантастика выделяется как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности (древнейшие космогонические мифы по существу не фантастичны). Затем первобытное миропонимание сталкивается с новыми представлениями о действительности, мифический и реальный планы смешиваются, и эта смесь сугубо фантастична. Фантастика – первое порождение реализма: характерным признаком вторжения реализма в миф служит появление фантастических существ (божеств, сочетающих звериные и человеческие черты, кентавров и других). Первичные жанры фантастики, утопия и фантастическое путешествие, были ещё и древнейшими формами повествования как такового.

«В последнее время процесс развития фантастической литературы в Узбекистане несколько изменил своё направление. Современная фантастическая литература Узбекистана представляет собой сложный сплав европейского и восточного начал». [1, c. 74] Со временем у читателей возникает интерес к так называемой «новой» литературе. Большой популярностью среди любителей фантастической литературы стали пользоваться произведения Анвара Абиджана, Сохибы Абдуллаевой, Мухаббат Юлдашевой, Мавлюды Ибрагимовой, братьев Турсуновых, Мухтара Ханходжаева. Попытаемся проанализировать творчество ведущих писателей-фантастов Узбекистана, определить специфику формирования их мировоззрения, спектр затрагиваемых авторами проблем сквозь призму влияния на произведения традиционной мифологии. С этой цельюрассмотрим творчество трёх ведущих писателей-фантастов Узбекистана. Это Ходжиакбар Шайхов, Эдуард Маципуло и Николай Гацунаев. Они представляют три важнейших направления в современной фантастике: интересующийся современной технологией Х. Шайхов условно представляет научную фантастику, Э. Маципуло с его приверженностью к мифическому сказанию – фэнтези, и Н. Гацунаев, исследующий феномен человека в процессе эволюции – альтернативную историю.

«Сочинитель небылиц» и «Охота на монстров» - две книги, изданные Э. Маципуло в Узбекистане. Книги, вызвавшие огромный интерес читательской аудитории, получили положительный отзыв со стороны самых строгих критиков и литературоведов. Читателей, в первую очередь, привлекла актуальность поднятых в произведениях тем. Литературоведов впечатлила необычайно яркая система персонажей и специфический фантастический колорит.

Классическое фэнтези представляет собой повесть «Сочинитель небылиц». Автор попытался создать некий симбиоз из народных сказок и психологического повествования о философии современного человека. Подобный симбиоз характерен для большинства произведений современной узбекской фантастики. Согласно сюжету, в одном городе появляется сказочный дэв. В узбекских легендах дэв – это фантастическое существо, обладающее сверхъестественными способностями и чаще олицетворяющее отрицательные черты человеческого характера. Но дэв, появившийся на страницах повести Маципуло, не несёт в себе ничего негативного – это самый обыкновенный человек – обрезчик деревьев по кличке Мокроносый. В своём толстом стёганном халате, со старым платком вместо пояса, в старых калошах, он одержим лишь одной идеей - строить дувалы – стены из глины вперемежку с камышом и ветвями деревьев, характерные для азиатских строений и улиц. Мокроносый торопится строить свои дувалы, он просто одержим этим строительством, целью которого является разъединить людей, построить между ними искусственные границы, и, таким образом, окончательно прекратить какое-либо сообщение между представителями людского рода. Он с огромным удовольствием обрезает деревья, превращая их в более практичные брёвна, уничтожая природу вокруг. Используя метод скрытой иронии, автор говорит о положительной стороне данного занятия: ведь дэв творит зло не просто так, а за зарплату, поскольку числится работником сферы быта. В противоположность неутомимому строителю дувалов очаровательная Пэри, символизирующая Красоту, богатырь Палван, символизирующий Силу и, наконец, сам Сочинитель Небылиц, во многом – главный персонаж повести, который символизирует Ум, Творчество. Действия и размышления последнего резко отличаются от действий и размышлений большинства людей, его слова вызывают в окружающих стремление творить добро, создавать что-то эстетически прекрасное. Сочинителю удаётся возвращать людей к подлинной человечности. В противоположность ему, Мокроносый уменьшает людей в прямом и в переносном смысле, загоняя их души за построенные им стены, а также – за стены ложных ценностей – хорошая одежда, новый автомобиль, модные безделушки и другое. Таком образом дэв лишает деревья листьев, а человека – его истинной сущности, души, разума. Автор предупреждает читателя об опасности, которая подстерегает каждого, кто поддастся спокойному безразличию и кажущейся умиротворённости действий строителя дувалов. Рассуждения автора приводят читателя к мысли о том, что такой строитель дувалов, дэв, может поселиться в каждом из нас. А многим людям нужно очень постараться, чтобы избавить свою душу от уже поселившегося внутри неё Мокроносого.

Мощный философский заряд несут в себе произведения из сборника «Охота на монстров»: повесть «Чёрная Лагуна», рассказы «Высота 735» и «Нашествие даньчжинов».

Проблематика повести «Чёрная Лагуна» непосредственно связана с вопросом охраны окружающей нас природы, экологией. Автор погружает читателей в мир, океан которого представляет собой огромную свалку. Жители называют её Вонючей Лужей. В отравленных водах колыхаются нефтяные поляны и многочисленные лужайки из старого тряпья, гнилых досок, пластиковых пакетов, консервных банок, раздутых трупов крыс. И, что самое страшное, поверхность её переливается пятнами химических отходов, а среди береговых скал встречаются серые бочки с ядерными отходами. Берег является продолжением свалки, на котором расположились горы привозного мусора. Свалка разделила людей на два лагеря: работающие около неё и живущие в ней (Юсеф, непризнанные ученые, работники свалки, бездомные) – с одной стороны, и её владельцы из города (клан Киртли). Случайно на берег свалки попадает один из клана Киртли, некий Аугусто. У свалки он встречает Юсефа, который похож на бомжа. Их диалог завязывает сюжет – Аугусто полон сомнений, он решает покончить со свалкой. Аугусто начинает помогать Юсефу и его друзьям проводить диверсии против выброса отходов в воду. Аугусто сталкивается с властью Киртли. Он объявлен вне закона и вместе с Юсефом попадает в специальную больницу, где таким людям как они промывают мозги. Аугусто удаётся сбежать, но уже после страшных процедур и пыток. Во время побега он падает в Лужу и уже не может выбраться. Перед смертью Аугусто понимает, что, даже уничтожив Киртли, Чёрная Лагуна не исчезнет, она крепко вжилась в умы людей. Используя трагическую концовку, автор всё же надеется на лучшее. В эпилоге он создаёт оптимистический образ пеликана, попавшего в Лужу, но сумевшего после этого взлететь: «Эрен смотрела вслед ему и плакала от раздирающих её чувств… Эта угловатая, несуразная птица, летящая высь, была прекрасна…» [2, c. 271].

Полон психологического трагизма рассказ «Высота 735». Некий Ямасита обманным путём привозит на один из островов аристократа Хияму, его слугу Сяо Ли и монстролога Иванова. На острове все трое попадают в плен к сумасшедшему солдату, который продолжает строить окопы, доты и траншеи для обороны сопки (высоты 735) и не знает (а скорее - не хочет знать), что война уже окончена. Обладая способностью читать чужие мысли и гипнотизировать, Иванов ждёт подходящего случая. И вот он наступает, и монстролог пытается вызвать в голове сумасшедшего все доброе и хорошее, что было в его жизни. Долгое время Иванов не может найти в сознании солдата ничего, кроме беспокойства за обороноспособность сопки. «Но вот в сознании солдата возникает образ женщины. Она седа, её глаза грустны, но спокойны. - Пусть он видит её.  В ней спасение. Она - мать! Пусть мать скажет своё материнское слово. И тут он слышит тихий голос: - Умирай хорошо, сынок. Возвращайся мёртвым. - Ты же мать! - закричал я, погружаясь в темень. - Мать!.. - Возвращайся мёртвым…» [2, c. 352] Через год на остров прибывает Ямасита и ещё двое бывших военных с целью инспектирования. Хияме, Сяо Ли и Иванову удается подорвать яхту и захватить прибывших. «Инспекторы» сообщают спрятавшемуся за валуном солдату, что война закончена, и сам Император приказал сложить всем оружие. Сначала солдат сопротивляется, называет всех трусами. Но затем, после того, как один из «инспекторов» назвал его предателем, старый солдат сдался. И на глазах у всех сильный, несгибаемый солдат в считанные секунды превращается в усохшего старика, неспособного ни на что.

Рассказ «Нашествие даньчжинов» по форме и содержанию представляет собой мистическое фэнтези. Действие рассказа происходит в джунглях Гималайских гор. Монах Бикрам, его помощник - бывший браконьер Крис и монстролог Иванов пытаются спасти последнего представителя горного королевского тигра по кличке Жёлтый от браконьеров. Но вскоре выясняется, что способы спасения у всех свои. Монах хочет подавить сознание тигра, его свободолюбие, сделать его ручным, «даньчжином», и увести от браконьеров-тэуранов в храм. Иванов же уверен, что достаточно довести Жёлтого до охраняемых заповедных территорий, и что уничтожив сознание зверя они убьют его самого, оставив лишь чучело. Но Иванов не может помешать монаху, его способности равны способностям монаха, но есть ещё Крис, который разделял мнение монаха. Поймав тигра и проведя над ним свой ритуал, монах и Крис берут Иванова временно в плен и направляются в горы в храм. По дороге они попадают в ловушку, устроенную тэуранами. В суматохе борьбы и перестрелки Иванову удаётся вернуть Желтому крупицу его самосознания и отогнать в лес. Заметив это, Крис стреляет в монстролога и тот теряет сознание. Очнувшись, Иванов обнаруживает, что его кто-то тащит за поясной ремень. Спасителем оказывается сам Жёлтый, который то и дело останавливается, зализывает раны, но упорно идёт в сторону границы заповедника…

Название книги Э. Маципуло - «Охота на монстров» - не случайно. Несмотря на многообразие поднятых автором тем и проблем, каждое произведение сборника имеет определенное значение для раскрытия образа монстра. В каждом произведении раскрывается очередной вариант образа человека, который находится на определенной стадии превращения в чудовище. В повести «Чёрная Лагуна» это одержимый стремлением к безграничной власти Киртли, в рассказе «Высота 735» - обезумевший солдат, в «Нашествии даньчжинов» - монах Бикрам. Причины превращения человека в монстра, приводимые автором, различаются. В некоторых случаях этому способствуют внешние обстоятельства, в других - слабость человеческого самосознания, в-третьих - и то, и другое. Писатель очень ярко передает внутренние переживания персонажей, использует динамичные диалоги. В этой среде актуальные проблемы современного общества обретают интересные очертания, писатель как бы подводит читателя к уже знакомым проблемам, но с другого ракурса. Это и делает его одним из выдающихся писателей-фантастов Узбекистана.

Другим ярким представителем узбекской фантастики является Ходжиакбар Шайхов. В отличие от Э. Маципуло, предпочитающего фэнтези, Х. Шайхов является самым ярким представителем узбекской научной фантастики. Его книги «Блеск алмаза» и «Демонстрация на орбите» - объединили в себе повести и рассказы, проблематика которых выходит за рамки чистой научно-фантастической литературы, затрагивая вопросы социально-философские, морально-этические, заставляя читателя глубоко задуматься над главными вопросами в жизни любого человека.

В повести «Пламя» из сборника «Блеск алмаза» Х. Шайхов рассказывает о трагедии, имевшей место на далекой планете Верга, где, добывая полезную руду, земляне-колонисты попадают под воздействие некоего странного, крайне токсичного и опасного для человеческого сознания излучения. Продемонстрировав широкие возможности человеческого ума, главный герой Олмос Азизов находит выход из сложившегося положения. В другой повести из богатого событиями и хитросплетениями сюжетных линий цикла, под названием «Загадка Ренэ», Олмосу Азизову удаётся спасти экипаж Старка от неминуемой гибели. В повести «К чёрной дыре» из этого же цикла, главный герой исследует необычную неорганическую жизнь, которая выводит землян на инопланетное разумное существо, и чтобы встретиться с ним колонисты остаются на планете, которая уже обречена. В четвертой повести сборника, под названием «Блеск алмаза», после семидесяти лет отсутствия на родной планете, Олмос возвращается на неё.

«Демонстрация на орбите» представляет собой сборник научно-фантастических рассказов, причём тематически они не ограничены космосом и внеземными цивилизациями. Идейно-смысловая составляющая проникнута традиционным для узбекской фантастики философским содержанием и несёт огромную морально-нравственную нагрузку.

Показательным в этом смысле является сюжет рассказа «Дежурный вылет». Ночью по проселочной дороге бредёт старик. Он сумасшедший, сбежавший из дома и воспринимающий всё по-своему. Монолог старого человека, описанный автором, впечатляет. Его несуразные мысли и фантазии переносят читателя в другое измерение. В это же время свой дежурный полёт совершает военный пилот. Вскоре он получает данные, что в определенном секторе радар засек неизвестный летающий объект. Получен приказ – предупредить НЛО о нарушении им воздушных границ и, в случае неповиновения, уничтожить его. Затем писатель переносит читателя в кабину НЛО. Инопланетяне заметили идущего по дороге старика, и, при попытке телепатически связаться с ним, обнаружили повреждения его мозга. В ходе долгого спора они всё же решают вмешаться, несмотря на инструкции, и излечить старика. Вылеченный старик, удивившись тому, что он делает ночью на дороге, спешит домой. В этот момент рядом с НЛО пролетает предупредительная ракета. Инопланетяне считают это попыткой войти в контакт и приближаются в сторону дежурного самолёта. Следующая ракета не оставляет ничего от их летательного аппарата. После дежурства и выполненного задания лётчик покидает аэродром и направляется домой, где его ждет семья и бывший ещё совсем недавно душевнобольным отец.

Смесь фантастических декораций, психологического трагизма и реалистического драматизма – характерная черта каждого рассказа сборника «Демонстрация на орбите».

Ещё одним выдающимся писателем-фантастом Узбекистана является Николай Гацунаев. Стремление писателя подойти к научно-фантастической литературе с точки зрения истории привело его к такому направлению в фантастике, как «альтернативная история». Показательным в этом отношении является роман «Звездный скиталец». Сама идея создания машины времени и путешествия во времени в качестве центральной оси для сюжета фантастического произведения – не является чем-то новым в литературе. Новым, безусловно, можно назвать отведение центрального места в подобном произведении исторической составляющей. Главный герой романа – Симмонс, человек из будущего, изобретает машину времени и попадает в Хивинское ханство конца XIX века. Во время своего пребывания в прошлом, главный герой пытается предотвратить все те события, которые привели к печальным последствиям. Первоначально у него всё получается, но, впоследствии, у него ничего не выходит. У каждого персонажа, встречаемого Симмонсом в прошлом имеется свой путь, и немного поменяв некоторые направления, все они в конце концов возвращаются к своему решению. Окончательно убедившись в этом, главный герой романа возвращается в свое время, чтобы более эффективно влиять на события, но уже – в настоящем.

Роман «Звёздный скиталец», обладающий чертами альтернативной истории, является показательным в том смысле, что критерий историчности характерен и даже преобладает в большинстве произведений узбекской фантастики. Историчность Гацунаева можно объяснить также тем фактом, что писатель вырос в Хиве и Ургенче. В результате, практически все его произведения привязаны к родному краю. «Хива предвоенных и военных лет, - вспоминает он в беседе с корреспондентом газеты «Наука в Сибири», - врезалась в память ярким, красочным, совершенно необычным воспоминанием» [3, c. 4].

Повесть «Экспресс Надежда» - ещё одно произведение автора, полностью попадающее под определение «альтернативная история». Повесть наполнена красочными описаниями исторически значимых мест, глубокой прорисовкой персонажей, крутыми поворотами событий сюжета. Главный герой повести – оказавшийся в другом измерении лётчик, оставивший друга в смертельной опасности в своём измерении. В другом измерении ему приходится бороться не только с опасностями внешнего мира. Угроза таится в самой его душе. Этот аспект описан автором мастерски, и считается одним из самых ярких эпизодов данного произведения. Другим важным эпизодом считается сцена на берегу высыхающего Аральского моря. Автор метафорически даёт понять, что не будь войны, жизнь в этом уголке родины продолжала бы радовать своим голубым простором. Герой повести всё же переборол себя, возвратился, чтобы спасти друга, зная, что может сам погибнуть, спасая его.

Таким образом, фантастика Узбекистана с ее мощным зарядом историчности, крепко привязана к родной земле и все увереннее заявляет о себе. Будучи представителями разных направлений фантастики (научной фантастики, фэнтези и альтернативной истории), рассматриваемые в статье писатели (Э. Маципуло, Х. Шайхов и Н. Гацунаев) сохранили в своих литературных творениях все черты узбекской классической литературы, в то же время, сумев обогатить её новыми идеями и самим подходом к такому своеобразному жанру, как фантастика.

Библиографический список:

1. Ахмедов Р. Ш. Характерные черты узбекской фантастической литературы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. 2014. № 06 (65). Часть II
2. Маципуло Э. Охота на монстров. – Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1987
3. Яровой С. М. Звёздный скиталец // Наука в Сибири: научно-популярный еженедельник Сибирского отделения Российской Академии Наук. Новосибирск. 1990. № 28




Рецензии:

29.01.2016, 14:35 Таджиев Канимкул Таджиевич
Рецензия: Представленная статья актуальна в связи с тем, что многие вопросы, связанные с научно-фантастической литературой, до сих пор окончательно не решены: среди них - природа, её жанровая принадлежность и терминология. Кроме того, фантастическая литература Узбекистана обладает специфическими чертами, представляющими несомненный интерес для исследователей данного литературного явления. Аннотация, список ключевых слов и литературы выполнены корректно, согласно требованиям электронного журнала. Изложенный в статье материал, а также полученный результат считаю научно-достоверным. Стиль изложения материала - научный, с использованием элементов научно-популярного стиля при работе с сюжетами анализируемых в статье произведений. С целью сохранить стилистический почерк и логическую целостность статьи, рекомендую её публикацию в представленном виде без переработки. С уважением, к.ф.н., доц. К. Таджиев.

29.01.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Ахмедов Рафаэль Шарифович:
Спасибо за положительную оценку моей скромной статьи. В последующем планирую продолжить исследование в этом направлении. Ваше мнение очень важно для меня.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх