Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Информационные технологии
Размещена 30.01.2016. Последняя правка: 04.03.2016.
Просмотров - 6938

Программно-информационное обеспечение деятельности предприятий автосервиса.

Воронова Евгения Олеговна

бакалавр бизнес-информатики

Челябинский Государственный Университет

магистрант Института информационных технологий

Петриченко Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и экономической информатики, ФГБОУ ВПО Челябинский государственный университет


Аннотация:
Статья посвящена теме программно-информационного обеспечения деятельности предприятий автосервиса. Описаны особенности информационных систем, используемых в автосервисе, рассмотрены современные ИТ-технологии для управления деятельностью предприятий автосервиса, произведен обзор ИС, используемых в автосервисе, выявлены их достоинства и недостатки.


Abstract:
The article is devoted to the topic of software for service station for cars. The features of information systems used in the service station, the modern IT technology for the management of service station, made an overview of the IS used in the service station, identified their advantages and disadvantages.


Ключевые слова:
информационная система; программно- информационное обеспечение; автосервис; сервисный центр; программа; информационные технологии; программное обеспечение; оборудование; автобизнес.

Keywords:
information system; software and information support; auto repair; service center; software; information technology; software; hardware; auto business.


УДК 65.011.56

За последнее время парк эксплуатируемых автомобилей в России значительно вырос, что привело к увеличению клиентов в сегменте по предоставлению автомобильных услуг, а это в свою очередь означает увеличение конкуренции на рынке сервисного обслуживания. Для того чтобы соответствовать современным тенденциям, быстро реагировать на изменения внешней среды и быть конкурентоспособными, предприятиям данной сферы необходимо применять современные информационные технологии для автоматизации сервиса и управленческих процессов.

На сегодняшний день на предприятиях сервисного обслуживания автомобилей существуют несколько общих проблем, например, учет автомобилей и клиентов, учет товаров и услуг, анализ проделанной работы, составление отчетов, ведение бухгалтерии и работа с документами (заказ-наряд, акт выполненных работ, счета, накладные). Для решения этих проблем очень часто задействовано большое количество персонала сервиса, например бухгалтеры, администраторы, менеджеры, кладовщики. Но даже при использовании данных ресурсов, не исключены ошибки в учете, а возможности анализа остаются ограниченными.

Поэтому для совершенствования работы автосервиса необходимо применять информационные технологии. Предприятие данной отрасли должно быть оснащено диагностическим оборудованием и программным обеспечением, которое влияло бы на эффективность и результативность его работы. Применение специализированных информационных систем позволит своевременно получать достоверную и полную информацию о фактическом состоянии бухгалтерского и оперативного учетов. И на основе этих данных принимать обоснованные управленческие решения.

Основными требованиями, предъявляемыми к специализированным информационным системам автосервиса, являются:

  • высокое быстродействие (этот критерий важен для работы с большим ассортиментом запасных частей, большим количеством транзакций в системе, и т.д.);
  • надежность системы;
  • совместимость с системами бухгалтерского учета и каталогами запасных частей;
  • масштабируемость, т.е. система должна функционировать как на небольшом предприятии, так и на крупном, имеющем несколько подразделений и разветвлённую вычислительную сеть;
  • безопасность (защита от потери информации, некорректных транзакций сотрудников, приводящих к изменению данных или их утрате, различного рода финансовых махинаций и воровства);
  • система должна быть нетребовательна к техническим ресурсам;
  • удобный пользовательский интерфейс.

Помимо требований к системе, перечисленных выше, предприятия при выборе программного обеспечения должны обращать внимание на такой фактор как функциональность. Типовые функциональные блоки, которые должна содержать программа следующие:

  1. Блок управления ремонтной зоной (запись клиентов на обслуживание, справочники ремонтных работ и услуг, прайс на услуги, калькуляция сервисных воздействий, анализ эффективности работы автосервиса, учет норм времени, и пр.).
  2. Блок управления складом (формирование электронного заказа поставщику, учёт отклонений в поставках, реализация запчастей, резервация деталей, внутренние перемещения, приёмка и расход, возвраты, инвентаризация, оптимизация складских запасов.).
  3. Блок кассовых операций (формы оплаты, расчёт стоимости услуг, возврат денег клиенту, оформление счетов, учёт выручки, оформление заказ-нарядов, актов выполненных работ и пр.).
  4. Блок управленческого учёта (ведение расчётов с клиентами, инвентаризация, учёт запасов, формирование отчётности по всем видам деятельности, учёт задолженностей, сбор статистики, оценка показателей эффективности СТО и т.д.).
  5. Система контроля прав доступа (ведение журнала транзакций).
  6. Конструктор отчётов. 

При правильном подходе использования специализированных информационных систем, предприятие может достичь положительных результатов в своей деятельности, повысить эффективность выполнения заказов, как следствие рационально использовать имеющиеся ресурсы и приобрести постоянных клиентов.

В настоящее время программное обеспечение, используемое для эффективной работы любого современного автосервиса, можно разделить на четыре класса.  Рассмотрим каждый из классов данных систем и программное обеспечение, соответствующее каждому классу.

1. Управленческо-учетное программное обеспечение. К данному классу относятся программное обеспечение бухгалтерии, складского учета, кассового учета, управленческого учета и т.д.

Основные участники рынка программного обеспечения для управления автосервисом:

1) Продукты компании АвтоДилер из Екатеринбурга (АвтоСервис, АвтоКаталог, АвтоПодшипник, АвтоНормы).  Сетевая платформа – клиент/сервер (FireBird).

Плюсы данных программ:

  • Один из плюсов данной линейки это стоимость этих продуктов, что является немаловажным фактором выбора ИС для начинающих СТО. Стоимость варьируется от 500 руб. до 8000 руб.
  • При своей невысокой стоимости данные программы вполне подходят для внедрения в средних и крупных компаниях.
  • При работе с данной программой возможно подключение дополнительных модулей, что немаловажно для компаний, которые собираются расширять спектр предоставляемых услуг.
  • Простой и удобный пользовательский интерфейс, который позволяет в короткие сроки освоить программу.
  • Бесплатное обновление системы и техническая поддержка.
  • Возможность интеграции данной системы с популярными программами и сервисами (1С: Бухгалтерия, 1С-Рарус: Альфа Авто).
  • Оптимальные технические требования.

2) Продукты компании 1С: 1С:Предприятие 8. Автосервис. Это отраслевое решение, которое предназначено для автоматизации управленческого и оперативного учета в небольших автосервисах, автомойках, СТО. 

Плюсы:

  • Включает в себя необходимый функционал для управления автосервисом.
  • Возможность настройки системы под особенности компании.
  • Возможность интеграции данной системы с 1С: Бухгалтерия.
  • Оптимальные технические требования.
  • Доступная цена.

Минусы:

  • Стандартная конфигурация 1С не приспособлена для работы в автосервисе без доработок.
  • Потеря временных и финансовых ресурсов на доработку программы.

3) Программный продукт на платформе 1С Рарус: «Альфа-Авто».

1С Рарус: «Альфа-Авто» предназначена для автоматизации учета на предприятиях автобизнеса. Программа разработана для автосервисов и станций технического обслуживания (СТО), магазинов оптовой и розничной продажи запчастей, шин и сопутствующих товаров.

Плюсы:

  • Содержит много типовых функций, необходимых для работы автосервиса.
  • Возможность настройки программы под особенности компании.
  • Оптимальные технические требования.

Минусы:

  • Непростой интерфейс пользователя.
  • Требуются доработки, т.к. чаще всего базовой конфигурации недостаточно.
  • Стоимость программы. Программа стоит приблизительно около 40-50 тыс. руб.

Помимо программ описанных выше, существует огромное количество программных продуктов, например, ДАЛИОН: Авто, TurboServis, БИТ: Управление автосервисом, Альтаир-Сервис и т.д. Функционал всех программ, направленных на автоматизацию процесса управления автосервисом, примерно одинаковый. В любом случае, универсального решения нет, поэтому выбор программы для каждого предприятия автобизнеса будет сугубо индивидуален. При выборе программы для своего бизнеса, нужно в первую очередь исходить от понимания бизнес-процессов компании, стратегии и целей.

2. Программное обеспечение для специализированного оборудования. К данному классу относится программное обеспечение, которое, в основном, представлено в самом оборудовании. Например, программное обеспечение измерительных приборов, используемых при кузовном ремонте,  ПО диагностического оборудования, сканеров и пр.

3. Справочное программное обеспечение.  К данному классу относятся информационно-справочные базы данных, в которых содержится информация по ремонту и диагностике автомобилей, различные электронные каталоги запасных частей и т.п.

Базы данных подобного типа обычно делятся на два вида – это дилерские и неавторизованные. Дилерские базы данных содержат в себе информацию по автомобилям одной или нескольким родственным маркам и они подготовлены самим производителем данных автомобилей. Такие базы данных распространяются  только в рамках дилерской сети соответствующей марки. Примерами таких баз данных могут служить дилерские базы по диагностике и ремонту: BMW (BMW TIS, BMW WDS), Ford (Ford TIS, eTIS), Mercedes (Mercedes WIS, SD Media, Star Finder) и т.д.

Соответственно, мультимарочные базы данных включают в себя информацию сразу по нескольким маркам автомобилей. Примерами таких баз данных могут служить базы по диагностике и ремонту BOSH ESI [tronic], Mitchell-on-Demand, VIVID WorkShop, Autodata, CAPS, ATSG и пр.

Сложность приобретения таких баз данных заключается в том что в России мало поставщиков, которые занимаются продажей лицензионных версий, их стоимость довольно велика и большинство из них представлены на английском языке. 

4. Вспомогательное справочное программное обеспечение. К данному классу относятся словари автомобильных терминов и аббревиатур, который предназначен для облегчения работы с специализированными справочниками, диагностическими приборами и технической документацией по диагностике и ремонту автомобилей. Также сюда можно отнести программы для расшифровки VIN-кодов. Некоторые из таких программ можно найти в сети Интернет в свободном доступе.

В заключение, хотелось бы отметить, что на данный момент на рынке представлено очень много программных продуктов для автоматизации автосервиса и у всех есть свои плюсы и минусы. Поэтому не существует оптимального программного решения для всех предприятий в сфере автобизнеса. Для того чтобы автоматизация автосервиса произошла успешно и принесла положительный эффект, перед приобретением информационной системы или специализированного оборудования нужно обязательно произвести самостоятельный анализ рынка, просмотреть и изучить доступные варианты. Также следует оценить свои цели, стратегию бизнеса, доступность финансовых ресурсов, разобраться и отладить существующие бизнес-процессы в компании. Можно даже прибегнуть к помощи независимых специалистов в области информационных технологий, технологов, которые помогут оценить необходимый уровень корпоративной системы и оказать помощь в выборе системы, подходящей к конкретной организации, с учетом особенностей деятельности, требований и функциональности.

Библиографический список:

1. Баронов, В.В. Автоматизация управления предприятием / В.В. Баронов. – М.: ИНФРА, 2013. – 239 с.
2. Виснап К.Н.Программно-информационное обеспечение автосервиса: обзор. Статья в Итернет http://www.ardio.ru/stoinf.php
3. Титоренко, Г.А. Информационные системы в экономике : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2006.
4. Саак, А.Э. Информационные системы управления / А.Э. Саак. – СПб.: Питер, 2014. – 124 с.
5. Селищев, Н.В. 1С: Управление небольшой фирмой 8.2. Автоматизация малого бизнеса / Н.В. Селищев. – АСТ 2011. – 190 с.




Рецензии:

30.01.2016, 7:43 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это не научная статья. Это хороший обзор. Абсолютно не понятно где мысли автора, а где мысли источников, не понятны предложения автора по решению проблемы. Не понятно какая новизна у статьи, что автор впервые предложил, сделал, разработал, систематизировал. Абсолютно не понятны технические общие архитектурные решения описываемых программных продуктов. Исходя из сказанного, я бы рекомендовал эту статью к публикации после серьезной доработки, ибо проблема и правда есть и в общем мысли живые.

30.01.2016 7:07 Ответ на рецензию автора Воронова Евгения Олеговна:
Спасибо большое за рецензию. Я учту ваши замечания и постараюсь лучше проработать данную тему.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх