бакалавр бизнес-информатики
Челябинский Государственный Университет
магистрант Института информационных технологий
Петриченко Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и экономической информатики, ФГБОУ ВПО Челябинский государственный университет
УДК 65.011.56
За последнее время парк эксплуатируемых автомобилей в России значительно вырос, что привело к увеличению клиентов в сегменте по предоставлению автомобильных услуг, а это в свою очередь означает увеличение конкуренции на рынке сервисного обслуживания. Для того чтобы соответствовать современным тенденциям, быстро реагировать на изменения внешней среды и быть конкурентоспособными, предприятиям данной сферы необходимо применять современные информационные технологии для автоматизации сервиса и управленческих процессов.
На сегодняшний день на предприятиях сервисного обслуживания автомобилей существуют несколько общих проблем, например, учет автомобилей и клиентов, учет товаров и услуг, анализ проделанной работы, составление отчетов, ведение бухгалтерии и работа с документами (заказ-наряд, акт выполненных работ, счета, накладные). Для решения этих проблем очень часто задействовано большое количество персонала сервиса, например бухгалтеры, администраторы, менеджеры, кладовщики. Но даже при использовании данных ресурсов, не исключены ошибки в учете, а возможности анализа остаются ограниченными.
Поэтому для совершенствования работы автосервиса необходимо применять информационные технологии. Предприятие данной отрасли должно быть оснащено диагностическим оборудованием и программным обеспечением, которое влияло бы на эффективность и результативность его работы. Применение специализированных информационных систем позволит своевременно получать достоверную и полную информацию о фактическом состоянии бухгалтерского и оперативного учетов. И на основе этих данных принимать обоснованные управленческие решения.
Основными требованиями, предъявляемыми к специализированным информационным системам автосервиса, являются:
Помимо требований к системе, перечисленных выше, предприятия при выборе программного обеспечения должны обращать внимание на такой фактор как функциональность. Типовые функциональные блоки, которые должна содержать программа следующие:
При правильном подходе использования специализированных информационных систем, предприятие может достичь положительных результатов в своей деятельности, повысить эффективность выполнения заказов, как следствие рационально использовать имеющиеся ресурсы и приобрести постоянных клиентов.
В настоящее время программное обеспечение, используемое для эффективной работы любого современного автосервиса, можно разделить на четыре класса. Рассмотрим каждый из классов данных систем и программное обеспечение, соответствующее каждому классу.
1. Управленческо-учетное программное обеспечение. К данному классу относятся программное обеспечение бухгалтерии, складского учета, кассового учета, управленческого учета и т.д.
Основные участники рынка программного обеспечения для управления автосервисом:
1) Продукты компании АвтоДилер из Екатеринбурга (АвтоСервис, АвтоКаталог, АвтоПодшипник, АвтоНормы). Сетевая платформа – клиент/сервер (FireBird).
Плюсы данных программ:
2) Продукты компании 1С: 1С:Предприятие 8. Автосервис. Это отраслевое решение, которое предназначено для автоматизации управленческого и оперативного учета в небольших автосервисах, автомойках, СТО.
Плюсы:
Минусы:
3) Программный продукт на платформе 1С Рарус: «Альфа-Авто».
1С Рарус: «Альфа-Авто» предназначена для автоматизации учета на предприятиях автобизнеса. Программа разработана для автосервисов и станций технического обслуживания (СТО), магазинов оптовой и розничной продажи запчастей, шин и сопутствующих товаров.
Плюсы:
Минусы:
Помимо программ описанных выше, существует огромное количество программных продуктов, например, ДАЛИОН: Авто, TurboServis, БИТ: Управление автосервисом, Альтаир-Сервис и т.д. Функционал всех программ, направленных на автоматизацию процесса управления автосервисом, примерно одинаковый. В любом случае, универсального решения нет, поэтому выбор программы для каждого предприятия автобизнеса будет сугубо индивидуален. При выборе программы для своего бизнеса, нужно в первую очередь исходить от понимания бизнес-процессов компании, стратегии и целей.
2. Программное обеспечение для специализированного оборудования. К данному классу относится программное обеспечение, которое, в основном, представлено в самом оборудовании. Например, программное обеспечение измерительных приборов, используемых при кузовном ремонте, ПО диагностического оборудования, сканеров и пр.
3. Справочное программное обеспечение. К данному классу относятся информационно-справочные базы данных, в которых содержится информация по ремонту и диагностике автомобилей, различные электронные каталоги запасных частей и т.п.
Базы данных подобного типа обычно делятся на два вида – это дилерские и неавторизованные. Дилерские базы данных содержат в себе информацию по автомобилям одной или нескольким родственным маркам и они подготовлены самим производителем данных автомобилей. Такие базы данных распространяются только в рамках дилерской сети соответствующей марки. Примерами таких баз данных могут служить дилерские базы по диагностике и ремонту: BMW (BMW TIS, BMW WDS), Ford (Ford TIS, eTIS), Mercedes (Mercedes WIS, SD Media, Star Finder) и т.д.
Соответственно, мультимарочные базы данных включают в себя информацию сразу по нескольким маркам автомобилей. Примерами таких баз данных могут служить базы по диагностике и ремонту BOSH ESI [tronic], Mitchell-on-Demand, VIVID WorkShop, Autodata, CAPS, ATSG и пр.
Сложность приобретения таких баз данных заключается в том что в России мало поставщиков, которые занимаются продажей лицензионных версий, их стоимость довольно велика и большинство из них представлены на английском языке.
4. Вспомогательное справочное программное обеспечение. К данному классу относятся словари автомобильных терминов и аббревиатур, который предназначен для облегчения работы с специализированными справочниками, диагностическими приборами и технической документацией по диагностике и ремонту автомобилей. Также сюда можно отнести программы для расшифровки VIN-кодов. Некоторые из таких программ можно найти в сети Интернет в свободном доступе.
В заключение, хотелось бы отметить, что на данный момент на рынке представлено очень много программных продуктов для автоматизации автосервиса и у всех есть свои плюсы и минусы. Поэтому не существует оптимального программного решения для всех предприятий в сфере автобизнеса. Для того чтобы автоматизация автосервиса произошла успешно и принесла положительный эффект, перед приобретением информационной системы или специализированного оборудования нужно обязательно произвести самостоятельный анализ рынка, просмотреть и изучить доступные варианты. Также следует оценить свои цели, стратегию бизнеса, доступность финансовых ресурсов, разобраться и отладить существующие бизнес-процессы в компании. Можно даже прибегнуть к помощи независимых специалистов в области информационных технологий, технологов, которые помогут оценить необходимый уровень корпоративной системы и оказать помощь в выборе системы, подходящей к конкретной организации, с учетом особенностей деятельности, требований и функциональности.
Рецензии:
30.01.2016, 7:43 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это не научная статья. Это хороший обзор. Абсолютно не понятно где мысли автора, а где мысли источников, не понятны предложения автора по решению проблемы. Не понятно какая новизна у статьи, что автор впервые предложил, сделал, разработал, систематизировал. Абсолютно не понятны технические общие архитектурные решения описываемых программных продуктов. Исходя из сказанного, я бы рекомендовал эту статью к публикации после серьезной доработки, ибо проблема и правда есть и в общем мысли живые.