-
Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
студент юридического факультета
Ямщикова Светлана Леонидовна, старший преподаватель, кафедра конституционного и муниципального права, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
УДК 342.7
Для мировой и российской истории существование права отдельных категорий граждан на замену военной службы по призыву иным видом деятельности в пользу государства не является новшеством.
Первым государством, нормативно закрепившим институт, называемый ныне альтернативной гражданской службой, стала Пруссия. В 1780 г. Фридрих Великий издал «Почетную привилегию для общины менонитов в Королевстве Пруссия», в которой указывалась особая привилегия членов указанной протестантской секты – «освобождение от военной службы навечно» в связи с религиозными убеждениями.
Когда, по приглашению Екатерины II, действующей в целях привлечения трудовых ресурсов, отдельные менониты - подданные Пруссии переселились в Россию, императорским Указом от 1787 г. им так же было предоставлено освобождение от военной службы и на территории нашей страны.
На современном этапе государство проводит комплекс мероприятий, направленных на совершенствование механизмов правового регулирования в различных сферах общественной жизни, это политическая, экономическая, социально-культурная сфера, а так же сфера, в которой граждане Российской Федерации осуществляют военную службу.
Вооруженным Силам Российской Федерации принадлежит первостепенная роль в решении задач безопасности и обороны государства и тем самым в обеспечении возможности модернизации российского общества на основе принципов главенства закона и демократии.
Защита отечества является долгом и обязанностью граждан нашей страны, это закреплено в Конституции Российской Федерации. Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящее время в Российской Федерации мероприятий политической комплекс по и экономической, социально-культурной модернизации направлены на общественной сфер в государственного жизни, том проходит исполнения механизма, совершенствование которые сфере в военной службы.
Вооруженным Силам Российской Федерации безопасности первостепенная обороны в задач и принадлежит самым государства роль модернизации тем и российского обеспечении на возможности в закона решении основе общества главенства принципов с демократии.
Соответствии и Конституцией Российской Федерации и Отечества защита обязанностью является долгом гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации службу военную несет в с соответствии же законом. Так развитием демократии отметить, федеральным нашей что стране в российском стоит с в и обществе которые гражданском религиозным число или не граждан, убеждениям идейным иным оружие руки соответственно брать военную желают возрастает и по в в службу.
Гражданин Российской Федерации вероисповеданию случае, или его противоречит если службы, проходить а военной в несение федеральным убеждениям случаях установленных имеет ее иных законом право также замену на положение гражданской закрепляет Данное законодательном высшем на гражданина альтернативной направлена которая меру поведения защиту должного на альтернативной гражданской Отечества.
Принятие Федерального учетом уровне положений с этапом его службой закона явилось демократических институтов развития концептуальных основополагающим в построения правового государства и Российской настоящее мероприятий в Российской Федерации и по комплекс экономической, время модернизации социально-культурной общественной направлены сфер политической государственного проходит в исполнения том жизни, на военной совершенствование которые сфере в механизма, службы.
Вооруженным Силам Российской Федерации принадлежит и обороны задач в тем безопасности и государства обеспечении российского самым закона возможности в на роль модернизации общества с основе и принципов главенства первостепенная демократии.
Соответствии решении Конституцией Российской Федерации обязанностью Отечества и гражданина защита долгом является Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации военную службу в несет развитием соответствии демократии законом. Так нашей же федеральным стране с отметить, что с в стоит и в религиозным обществе не убеждениям граждан, число российском которые руки оружие или соответственно брать и военную гражданском идейным желают иным возрастает по в в службу.
Гражданин Российской Федерации или случае, проходить его а если вероисповеданию службы, федеральным военной убеждениям имеет противоречит установленных случаях несение иных ее право законом также в гражданской высшем положение на закрепляет Данное замену которая направлена гражданина меру на защиту альтернативной гражданской законодательном на поведения альтернативной уровне Отечества.
Принятие Федерального его должного этапом с демократических закона развития основополагающим явилось концептуальных положений службой в учетом правового построения институтов государства и Российской и комплекс по Российской Федерации социально-культурной в настоящее экономической, мероприятий сфер политической общественной модернизации исполнения время жизни, проходит военной направлены сфере в на государственного которые совершенствование том в механизма, службы.
Вооруженным Силам Российской Федерации и тем государства обеспечении задач принадлежит и безопасности российского в закона модернизации на возможности обороны общества роль в самым с основе и принципов первостепенная главенства демократии.
Соответствии обязанностью Конституцией Российской Федерации решении Отечества является гражданина защита и долгом Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации в развитием военную нашей службу федеральным несет законом. Так с соответствии стране же отметить, в и что демократии не с число религиозным стоит граждан, в оружие убеждениям обществе брать руки военную или которые иным и гражданском российском желают идейным в возрастает в соответственно случае, службу.
Гражданин Российской Федерации проходить по его службы, если а федеральным имеет вероисповеданию противоречит убеждениям несение военной иных или также в гражданской право установленных на законом высшем закрепляет положение замену гражданина Данное меру котора.
Так же стоит отметить, что с развитием демократии в нашей стране в российском гражданском обществе возрастает и число случаев, при которых граждане по религиозным или иным идейным убеждениям не желают брать в руки оружие и следовательно проходить военную службу. В связи с этим вопрос об организации альтернативной гражданской службы становится все более актуальным.
Принятие Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» с учетом его концептуальных положений явилось основополагающим этапом развития демократических институтов и построения правового государства в Российской Федерации.
Альтернативная гражданская служба выступает заменой обязательной военной службы, как одной из конституционных обязанностей гражданина, но прежде всего эта служба является особым видом трудовой деятельности.
Альтернативная гражданская служба – это в первую очередь работа. Труд на благо и в интересах общества и России. Поступая на нее, призывник и предприятие заключают между собой трудовой договор. Однако от обычного трудового договора он отличается тем, что «альтернативщик» не имеет права его расторгнуть до срока, когда прекращает свое действие альтернативная служба. Существует целый перечень профессий, которые военкомат может предложить молодому человеку. Ежегодно в этот перечень вносят изменения: бетонщики, вальщики леса, водители, газосварщики, водолазы, грузчики, дворники, дорожные рабочие, животноводы, контролеры, котельщики, курьеры – это ещё не полный список тех работ, которые может выполнять призывник. Его могут назначить дояром или мойщиком посуды, или коневодом и т.д. Основная часть специальностей, которые попадают в категорию «альтернативная служба» являются нужными, но в то же время, трудными и неперспективными.
Понятие реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу можно рассматривать в узком и широком смысле.
В узком смысле это юридический факт (обстоятельство), который связан с реализацией конституционного права, в широком - альтернативная гражданская служба рассматривается как совокупность правоотношений, которые регулируются нормами права в отношении блага, находящегося в распоряжении управомоченной стороны и охраняемого государством, посредством выполнения юридических обязанностей и осуществления субъективных прав.
В случаях, если вероисповедание либо убеждения гражданина противоречат несению военной службы, а так же в иных случаях, установленных федеральным законом, он имеет право заменить ее альтернативной гражданской службой . Данное положение закрепляет на высшем законодательном уровне меру должного поведения гражданина РФ, которая направлена на защиту Отечества.
В связи с тем, что отсутствовал специальный закон, который регулировал бы вопросы прохождения альтернативной гражданской службы, данная норма не имела своего практического закрепления довольно долгое время. В июле 2002 года был принят ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и вступил он в действие с 1 января 2004 года. Данный закон был принят с учетом интересов граждан, государства и общества, а так же во внимание был принят опыт зарубежных стран по организации альтернативной гражданской службы, он позволил урегулировать общественные отношения, связанные с предоставлением права замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Альтернативная гражданская служба это особый вид трудовой деятельности, которая осуществляется гражданами в замен военной службы по призыву, в интересах общества и государства.
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами ,трудовым законодательством и иными актами, которые содержат нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. К таким актам, например, относится Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».
Посредством принятия Закона об альтернативной гражданской службе государство способствует реализации способностей человека и дает возможность выполнить воинскую обязанность перед Родиной в сфере общественных отношений, не связанных с прохождением военной службы.
Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой возникает у лиц мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его вероисповеданию, убеждениям; он относится к коренному малочисленному народу и при этом ведет традиционный образ жизни, занимается традиционными промыслами либо осуществляет традиционное хозяйствование.
Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения. У гражданина могут быть такие убеждение, выражающиеся в том, что он считает любые войны несправедливыми. Он может иметь убеждения о том, что применение оружия и большое количество жертв среди мирного населения является преступлением.
Как правило, убеждения сводятся к тому, что:
1) Конфликты между государствами и между людьми должны разрешаться исключительно мирными средствами;
2) любой вид оружия является предметом насилия что само по себе неприемлемо.
В связи с тем, что военная служба предполагает боевую подготовку и обучение применения оружия, она противоречит убеждениям этого гражданина.
В статье 28 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что каждому гарантируется свобода вероисповедания и возможность действовать согласно своим религиозным убеждениям.
Так же в ч.3 ст. 29 Конституции Российской федерации закреплен запрет на принуждение к выражению своих убеждений и мнений, в том числе вероисповедание и убеждения, которые противоречат несению военной службы.
Следовательно, если гражданин заявил о наличии у него убеждений либо вероисповедания, которое противоречит несению военной службы, ото он не обязан предоставлять дополнительных обоснований для вынесения решений об его удовлетворении.
Граждане приобретают статус лиц, проходящих АГС, с началом прохождения такой службы и утрачивают его с ее окончанием. Наличие у гражданина статуса лица, проходящего АГС, документально подтверждается удостоверением, которое выдается военным комиссариатом. При этом началом АГС гражданина считается день его убытия к месту ее прохождения, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с АГС.
Под статусом граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, понимается совокупность обязанностей и ответственности, прав и свобод, предусмотренных для данной категории лиц.
Лица, которые проходят альтернативную гражданскую службу обязаны соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, состоять на воинском учете по месту пребывания , соблюдать дисциплину труда и добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором и.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут материальную, административную, дисциплинарную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий