кандидат физико-математических наук
Бердянский государственный педагогический университет
доцент, заместитель декана
УДК 658.382.3
ВВЕДЕНИЕ
Основная миссия всех учебных заведений заключается в подготовке специалистов различных отраслей, успешная реализация чего невозможна без создания безопасных условий труда/учебы и формирования культуры охраны труда участников образовательного процесса. Охрану труда высшего учебного учреждения обеспечивают: администрация вуза, руководители факультетов/институтов, заведующие кафедрами, преподавательский состав и персонал.
Невысокий уровень травматизма в социально-культурной сфере по сравнению с другими отраслями создает определенную успокоенность руководства и необоснованную надежду на малую вероятность возникновения травм.
Среди ученых и практиков, посвятивших свои труды вопросам безопасности охраны труда, стоит выделить С. Богданова, К. Ляпина, С. Матвиенкова, Г. Скударя, С. Сторчака, В. Плетнева, А. Пшонку. Однако на данный момент существует недостаток исследований, посвященных формированию превентивной культуры охраны труда в сфере образования.
Снижение травматизма возможно при должной организации обучения будущих специалистов учреждений образования требованиям безопасного труда [1 - 8].
Цель работы - предложить пути формирования превентивной культуры охраны труда в учреждениях образования.
Изложение основного материала
Одна из ключевых причин травматизма на рабочих местах вследствие воздействия вредных/опасных производственных факторов состоит в недостаточной осведомленности работников/студентов о профессиональных рисках [2, 8].
В этом контексте совершенствование методики обучения и формирования культуры охраны труда в ВУЗах продолжает оставаться актуальным направлением исследования.
Приоритет жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности должен являться не просто принципом, но и реализовываться на практике. Менеджеры и инженеры по охране труда в высших учебных заведениях должны понимать одну из основных задач, стоящих перед ними, которая заключается в формировании у работников всех уровней, а так же у студентов, идеологии безопасности.
Необходимость применения инноваций в обучении охране труда обусловлена рядом факторов (рис.1).
Рис.1. Необходимость применения инноваций в обучении охране труда
Вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость поиска новых инновационных технологий к обучению охране труда.
Основные направления системы управления охраной труда высшего учебного заведения представлены на рис. 2.
Рис. 2. Направления функционирования системы охраны труда высшего учебного заведения
Внедрение психолого-педагогических инноваций в сферу обучения по охране труда возможно при выполнении ряда требований (рис.3).
Рис. 3. Основные компоненты внедрения психолого-педагогических инноваций в сферу обучения по охране труда
Инновационный процесс в обучении охране труда затрагивает цели, задачи и методы образовательно-воспитательного процесса, а также технологии обучения и человеческие ресурсы учебного заведения [4].
Системный подход к формированию безопасности и культуры охраны труда включает в себя такие компоненты как планирование, организация, учебно-методическое сопровождение, учет психолого-педагогических факторов и возрастных групп участников образовательно-воспитательного процесса, мониторинг и ведение статистических наблюдений, прогнозирование и умение предвидеть результаты последствий.
Внедрение инноваций в обучение охране труда должно опираться на психологическую готовность к применению всеми участниками процесса (как научно-педагогического состава, так и студентами) нововведений образовательно-воспитательного процесса. Важным становится внедрение нетрадиционных форм обучения охране труда. Так, рекомендованным является проведение Всемирного дня охраны труда. Формирование превентивной культуры предусматривает создание для сотрудников и студентов таких социальных, санитарно-бытовых, психологических и других условий, в которых они будут чувствовать себя комфортно, стремиться работать безопасно. Для этого необходимо не только стимулировать, но и признавать важность роли каждого участника образовательного процесса от студента до руководителя учреждения, расширять участие каждого в управлении.
Культура взаимоотношений является основой всей деятельности учреждения, которая предусматривает и задает определенные общие рамки поведения и деятельности субъектов труда. Проявляется она в уважении друг к другу, сотрудничества, в том числе лиц, осуществляющих управление, организацию образовательного процесса, надзор и исполнение.
ВЫВОДЫ
Таким образом, формирование превентивной культуры охраны труда должно обеспечивать безопасность на всех уровнях трудовой и учебной деятельности. В первую очередь на организационном, который должен включать моральное и материальное стимулирование деятельности студентов, преподавателей и персонала, а также техническом, то есть быть согласованным с современными технологиями и находиться в надлежащем и исправном состоянии. Большое значение в обеспечении безопасных условий труда и обучения имеет научное и методическое обеспечение процесса обучения.
Рецензии:
24.02.2016, 13:26 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это что шутка да? Кандидат наук это так серьезно пишет "Основная миссия всех учебных заведений в подготовке специалистов различных отраслей". Что прямо всех? А школы, они не учебные заведения? Коротко. Из этой статьи не ясно следующее. На каком предмете планируется все это изучать? Каких специалистов требуется учить. Ну не будем же мы серьезно учить охране труда каких-нибудь там экономистов или менеджеров. Вывод, публикация возможна только после доработки. Да и с русским языком то все-таки аккуратнее. "Технологий не к обучению", а "обучения".
25.02.2016, 8:10 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: 1. Школа не является подготовительными курсами в вузы. Сейчас ее стараются сделать такой. Но цель школы это общее образование. После школы человек и вовсе может не поступать ни в какое учреждение профессионального образования. В общем, разные цели у учреждений профессионального и общего образования. 2. По факту об охране труда мало кто знает и мало кто страдает от этого. 3. Да порой лучше и не знать, ну знаешь ты санпин требования к рабочему месту оснащенному компьютером. И что? Пойдешь к начальству - не нравится? До свиданья. Так, что лучше не знать. 4. По прежнему не ясно на каких дисциплинах всему этому учить в вузе и в школе на каком предмете? |