Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 24.02.2016. Последняя правка: 22.02.2016.
Просмотров - 4413

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОХРАНЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Сычикова Яна Александровна

кандидат физико-математических наук

Бердянский государственный педагогический университет

доцент, заместитель декана

Аннотация:
В статье рассмотрены пути формирования превентивной культуры охраны труда в учреждениях образования, а также основные направления функционирования системы охраны труда высшего учебного заведения.


Abstract:
The article discusses ways of forming a preventive safety and health culture in educational institutions, as well as the main directions of functioning of the labor protection system of higher education.


Ключевые слова:
культура охраны труда; высшие учебные заведения; безопасность; пропаганда

Keywords:
safety culture; higher education; security; propaganda


УДК 658.382.3

ВВЕДЕНИЕ

Основная миссия всех учебных заведений заключается в подготовке специалистов различных отраслей, успешная реализация чего невозможна без создания безопасных условий труда/учебы и формирования культуры охраны труда участников образовательного процесса. Охрану труда высшего учебного учреждения обеспечивают: администрация вуза, руководители факультетов/институтов, заведующие кафедрами, преподавательский состав и персонал.

Невысокий уровень травматизма в социально-культурной сфере по сравнению с другими отраслями создает определенную успокоенность руководства и необоснованную надежду на малую вероятность возникновения травм.

Среди ученых и практиков, посвятивших свои труды вопросам безопасности охраны труда, стоит выделить С. Богданова, К. Ляпина, С. Матвиенкова, Г. Скударя, С. Сторчака, В. Плетнева, А. Пшонку. Однако на данный момент существует недостаток исследований, посвященных формированию превентивной культуры охраны труда в сфере образования.

Снижение травматизма возможно при должной организации обучения будущих специалистов учреждений образования требованиям безопасного труда [1 - 8].

Цель работы - предложить пути формирования превентивной культуры охраны труда в учреждениях образования.

Изложение основного материала

Одна из ключевых причин травматизма на рабочих местах вследствие воздействия вредных/опасных производственных факторов состоит в недостаточной осведомленности работников/студентов о профессиональных рисках [2, 8].

В этом контексте совершенствование методики обучения и формирования культуры охраны труда в ВУЗах продолжает оставаться актуальным направлением исследования.

Приоритет жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности должен являться не просто принципом, но и реализовываться на практике. Менеджеры и инженеры по охране труда в высших учебных заведениях должны понимать одну из основных задач, стоящих перед ними, которая заключается в формировании у работников всех уровней, а так же у студентов, идеологии безопасности.

Необходимость применения инноваций в обучении охране труда обусловлена рядом факторов (рис.1).

Рис.1. Необходимость применения инноваций в обучении охране труда

Вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость поиска новых инновационных технологий к обучению охране труда.

Основные направления системы управления охраной труда высшего учебного заведения представлены на рис. 2.

Рис. 2. Направления функционирования системы охраны труда высшего учебного заведения

 

Внедрение психолого-педагогических инноваций в сферу обучения по охране труда возможно при выполнении ряда требований (рис.3).

Рис. 3. Основные компоненты внедрения психолого-педагогических инноваций в сферу обучения по охране труда

Инновационный процесс в обучении охране труда затрагивает цели, задачи и методы образовательно-воспитательного процесса, а также технологии обучения и человеческие ресурсы учебного заведения [4].

Системный подход к формированию безопасности и культуры охраны труда включает в себя такие компоненты как планирование, организация, учебно-методическое сопровождение, учет психолого-педагогических факторов и возрастных групп участников образовательно-воспитательного процесса, мониторинг и ведение статистических наблюдений, прогнозирование и умение предвидеть результаты  последствий.

Внедрение инноваций в обучение охране труда должно опираться на психологическую готовность к применению всеми участниками процесса (как научно-педагогического состава, так и студентами) нововведений образовательно-воспитательного процесса. Важным становится внедрение нетрадиционных форм обучения охране труда. Так, рекомендованным является проведение Всемирного дня охраны труда. Формирование превентивной культуры предусматривает создание для сотрудников и студентов таких социальных, санитарно-бытовых, психологических и других условий, в которых они будут чувствовать себя комфортно, стремиться работать безопасно. Для этого необходимо не только стимулировать, но и признавать важность роли каждого участника образовательного процесса от студента до руководителя учреждения, расширять участие каждого в управлении.

Культура взаимоотношений является основой всей деятельности учреждения, которая предусматривает и задает определенные общие рамки поведения и деятельности субъектов труда. Проявляется она в уважении друг к другу, сотрудничества, в том числе лиц, осуществляющих управление, организацию образовательного процесса, надзор и исполнение.

ВЫВОДЫ

Таким образом, формирование превентивной культуры охраны труда должно обеспечивать безопасность на всех уровнях трудовой и учебной деятельности. В первую очередь на организационном, который должен включать моральное и материальное стимулирование деятельности студентов, преподавателей и персонала, а также техническом, то есть быть согласованным с современными технологиями и находиться в надлежащем и исправном состоянии. Большое значение в обеспечении безопасных условий труда и обучения имеет научное и методическое обеспечение процесса обучения.

Библиографический список:

1. Кауненко М. В. Тенденции развития инновационных образовательных процессов применительно к обучению в области охраны труда / М. В. Кауненко, А. А. Никитин // Охрана и экономика труда. – 2011. – № 1 (2). – C. 49.
2. Михайлов Ю.М. Охрана труда в образовательных учреждениях: Практическое пособие // Ю.М. Михайлов. – М: Альфа-Пресс. – 2009. – 184 с.
3. Секачева Л.М. Инновации в обучении охране труда: проблемы внедрения / Л.М. Секачева, А.И. Овчаров, Т.И. Касьянова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2; Режим доступу: URL: www.science-education.ru/102-5853.
4. Сосницька Н.Л. Основи охорони праці (дипломне проектування розділів з охорони праці) : [навч. –метод. посіб.] / Сосницька Н.Л., Волошина А.К., Сичікова Я.О. – Бердянськ: БДПУ, 2015. – 302 с.
5. Сосницька Н.Л. Основи охорони праці : [навч. посіб.] / Сосницька Н.Л., Волошина А.К., Сичікова Я.О. – Бердянськ: БДПУ, 2014. – 292 с.
6. Сосницька Н.Л. Основи охорони праці (організація індивідуальної роботи студентів) : [навч. –метод. посіб.] / Сосницька Н.Л., Сичікова Я.О. – Донецьк : ЛАНДОН-ХХІ, 2014. – 73 с.
7. Чернета В.М. Особливості підготовки студентів ВНЗ економічних напрямів з питань охорони праці / В.М. Чернета // Вісник ХНАДУ. – 2012. –№59. – С. 84 – 88.
8. Щербаков В.И. Культура охраны труда и национальная безопасность / В.И. Щербаков // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. – 2011. – № 3. – С. 44.




Рецензии:

24.02.2016, 13:26 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это что шутка да? Кандидат наук это так серьезно пишет "Основная миссия всех учебных заведений в подготовке специалистов различных отраслей". Что прямо всех? А школы, они не учебные заведения? Коротко. Из этой статьи не ясно следующее. На каком предмете планируется все это изучать? Каких специалистов требуется учить. Ну не будем же мы серьезно учить охране труда каких-нибудь там экономистов или менеджеров. Вывод, публикация возможна только после доработки. Да и с русским языком то все-таки аккуратнее. "Технологий не к обучению", а "обучения".

24.02.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Сычикова Яна Александровна:
Добрый день, уважаемый Леонид Борисович. Огромное спасибо за рецензию. Позволю себе ответить на ваши замечания. Во-первых, я утверждаю, что основная миссия учебных заведений состоит в подготовке специалистов различных отраслей. И место в этом ряду занимают, конечно же и школы, как составляющие полного образования - неся функцию подготовки к поступлению в ВУЗы/техникумы и т.д. Во-вторых,речь идет о подготовки специалистов всех отраслей, так как охрана труда является обязательной дисциплиной для всех специальностей. И вы, как преподаватель ВУЗа должны об этом знать - каждый специалист должен быть компетентным в вопросах охраны труда, и экономист, и менеджер в том числе. К слову, основы охраны труда закладываются еще в школьной подготовке - на уроках валеологии, безопасности жизнедеятельности, основ здоровья, в воспитательной работе (во время прохождения обязательных инструктажей)- это к вопросу о значении школы. За указание на техническую ошибку - огромное спасибо, обязательно исправлю. С уважением, Яна Сычикова

24.02.2016, 17:21 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья на актуальную тему, но замысел не раскрыт. Считаем, что рациональнее было бы не замыкаться на рисунках, но подробнее их описать, сделав соответствующие выводы, и, желательно, без лингвистических / грамматических оплошностей. После исправления замечания статья могла бы быть рекомендована к печати.

25.02.2016, 8:15 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема интересна и актуальна. Однако автору необходимо доработать статью, детальнее раскрыть основные положения, усилить выводы, исправить ошибки и неточности.

2.03.2016, 18:57 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Необходимо более подробно рассмотреть материал рисунков и основные моменты его функционирования, остановившись на вопросе о формах интеграции. После доработки статья может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

25.02.2016, 8:10 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: 1. Школа не является подготовительными курсами в вузы. Сейчас ее стараются сделать такой. Но цель школы это общее образование. После школы человек и вовсе может не поступать ни в какое учреждение профессионального образования. В общем, разные цели у учреждений профессионального и общего образования. 2. По факту об охране труда мало кто знает и мало кто страдает от этого. 3. Да порой лучше и не знать, ну знаешь ты санпин требования к рабочему месту оснащенному компьютером. И что? Пойдешь к начальству - не нравится? До свиданья. Так, что лучше не знать. 4. По прежнему не ясно на каких дисциплинах всему этому учить в вузе и в школе на каком предмете?


Оставить комментарий


 
 

Вверх