Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №31 (март) 2016
Разделы: Медицина
Размещена 17.02.2016. Последняя правка: 17.02.2016.
Просмотров - 5329

Методика быстрой работы с негативными воспоминаниями

Авдеев Павел Сергеевич

Всероссийская Академия Внешней Торговли

Аспирант

Распопов Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»


Аннотация:
В данной статье предлагается авторская методика быстрой работы с негативными воспоминаниями. Методика направлена на избавление индивида от негативной эмоциональной реакции, вызываемой тем или иным воспоминанием. Статья, также направлена на раскрытие возможностей проведения экспериментальных и теоретических исследований в данной области.


Abstract:
In this article the author offers a quick method of negative memories therapy. The method purposed to deliverance of the individual from negative emotional responses caused by memories. The article also aims to reveal the opportunities for carrying out experimental and theoretical research in this area.


Ключевые слова:
психотерапия; работа с воспоминаниями; терапия воспоминаний; терапия памяти; негативные воспоминания; когнитивно-поведенческая терапия

Keywords:
memories therapy; memory therapy; negative memories; cognitive- behavioral therapy


УДК 615.851

Данная статья посвящена раскрытию, авторской методики быстрой работы с негативными воспоминаниями (далее МБРВ, а в качестве более благозвучного варианта можно использовать аббревиатуру на английском – MTM (memories therapy method)).

Цель методики: избавление от негативной эмоциональной реакции на (травматическое) воспоминание.

Методика состоит из простого алгоритма, который применим, как для самостоятельной работы, так и для работы с другим человеком (клиента, в случае психотерапевтической работы).

Имеет смысл сначала рассмотреть сам алгоритм работы, и уже потом перейти к его обоснованию. Таким образом МБРВ состоит из следующих шагов:

  1. Наведение состояния гипноза (необязательно). Этот шаг обусловлен тем, что гипнотическое состояние способно упростить работу с техникой, так как предполагает возможность более быстрого образования новых условных рефлексов и переформатирования уже существующих. С другой стороны, как показала практика, это шаг не является принципиальным и МБРВ будет прекрасно работать и без него.
  2. Создание линии воспоминания. По большому счету, мы просто просим клиента (отсюда и далее мы будем рассматривать ситуацию консультирования, однако, вместо клиента может выступать и человек, проводящих технику самостоятельно) вспомнить ситуацию, вызывающую негатив. При этом, мы стараемся не искажать самого воспоминания, т.е. нам важно уловить момент начала воспоминания, а не просить клиента вспомнить, как ситуация начиналась на самом деле. Это условие связана с тем, что, создавая линию воспоминания, мы прежде всего ищем триггер/стимул, запускающий процесс вспоминания, а не пытаемся как-то повлиять на реальную ситуацию, произошедшую в прошлом.

Другим важным аспектом является то, как клиент вспоминает событие. В большинстве случаев это будет внутренний фильм, представленный в визуальной модальности. Но возможен вариант, когда клиент представляет ситуацию, например, в рамках статичной картинки. В последнем случае, по предположению автора, можно попросить клиента, преобразовать картинку в фильм. Однако, влияние такого преобразования еще не было исследовано.

  1. Разбивка линии воспоминания на отрезки. Для дальнейшей работы нам надо выделить ряд отрезков на линии воспоминания:
  • Точка начала воспоминания или триггер с которого оно запускается.
  • Стабильный период (от начальной точки до критической) – это момент, в котором все идет нормально (по представлению клиента), а события в воспоминании не вызывают негативного эмоционального отклика.
  • Критическая точка – это точка перед переломным моментом во воспроизводимом событии, но максимально близкая к нему.
  • Кризисный период – это часть воспоминания, непосредственно вызывающая негатив.
  • Точка завершения события.
  • Точка экологии или последующая жизнь – это точка актуального состояния (здесь и сейчас). Здесь мы рассматриваем то как данное воспоминание повлияло на текущее состояние клиента.
2. Создание альтернативной позитивно эмоционально насыщенной концовки.
На этом этапе мы создаем альтернативный отрезок воспоминания, которым позже будет заменен кризисный период. Данная концовка может быть, абсолютно любой, вплоть до самой фантастической, однако стоит придерживаться нескольких правил:
  • Альтернативная концовка должна вызывать сильный позитивный эмоциональный отклик (сила позитивного отклика в альтернативной концовке должна перевешивать силу негативного отклика на кризисный период воспоминания (опять же по субъективным представлениям клиента)).
  • Экологичность (или встраивание, в последующую жизнь). Данный пункт предполагает, что альтернативная концовка материально не отражается на актуальном состоянии клиента (например, если человек представляет, что он выиграл миллион долларов, очевидно, что такой выигрыш повлиял бы на всю жизнь клиента и на его текущее состояние). Таким образом, концовка может быть абсолютно любая, но она должна оставаться «в прошлом» (в случае с миллионом долларов, можно представить, что деньги были потрачены сразу после выигрыша, причем таким образом, что это не оказало никакого влияния на текущее состояние). Данное правило не является принципиальным, однако, как представляется автору, в случае учета экологичности нашей психике будет проще принять новое воспоминание, так как оно не будет вступать в конфликт с текущим состоянием.
  • Реальность. Не смотря на возможность, представлять абсолютно фантастические концовки, представляется лучшим придумывать концовки, наиболее приближенные к реальности. Это обуславливается тем, что техника позволяет не только изменить эмоциональную реакцию на воспоминание, но и приобрести позитивный опыт (хоть и мнимый). Соответственно, лучше, чтобы этот опыт был актуален для реальной жизни (например, опыт успеха с противоположным полом в жизни более применим, нежели опыт встречи с инопланетянами).
3. Проживание нового воспоминания.
На этом этапе клиент должен заново прожить свое воспоминание от начала до конца, заменив критический период на альтернативную концовку. Здесь также следует придерживаться ряда правил:
  • Альтернативная концовка не должна отрываться от самого воспоминания. В представлении клиента новое воспоминание (т.е. воспоминание с измененной альтернативной концовкой), должно проживаться слитно. В большинстве, случае это будет происходит автоматически, но, так как широкая апробация данной методики еще не осуществлялась, автор решил предусмотреть возможные осложнения. Возможны разные представления перехода от настоящего воспоминания к альтернативной концовки (например, визуальный переход в виде перетекания и др.). Такие варианты вполне приемлемы, главное, чтобы не было абсолютного разрыва между воспоминанием и альтернативной концовкой, и чтобы между ними ничего не «вклинивалось».
  • В процесс проживания нового воспоминания альтернативная концовка должна вызывать эмоции. Этот пункт предполагает, что сама по себе альтернативная концовка не обязательно будет приводит к появлению позитивных эмоций, она лишь служит дополнительным стимулом. Сам клиент должен попытаться прочувствовать новую ситуацию и воспроизвести необходимые эмоции.
  • Новое воспоминание должно проживаться ассоциировано. Данный пункт идет в дополнение к предыдущему, поскольку является важным условием появления необходимых эмоциональных реакций.
  1. Повторение предыдущего пункта несколько раз. Количество повторений здесь будет определяться индивидуально. В большинстве случаев хватает от 3 до 10 повторений.
  2. Проживание нового воспоминание, используя ускорения. Таким образом клиент, может проматывать воспоминание от начала до конца довольно большое количество раз, при этом увеличивая скорость «прокрутки» нового воспоминания.
  3. Прокручиваем в голове новое воспоминание 1000 раз за одно мгновение. Очевидно, что данный пункт не предполагает совершения 1000 реальных повторений вышеописанной процедуры. Терапевт, предлагая клиенту представить, что тот за один миг 1000 раз прокручивает воспоминание с новой концовкой, просто на просто создает у него установку, которая послужит дополнительным фактором работы техники.
  4. Узнаем результат (лучше использовать фразу «попробуй припомнить старое воспоминание, какие теперь эмоции оно вызывает?», так как данная фраза уже содержит предположение об изменениях). Вариантов ответа может быть несколько:
  • При успешном завершении техники, припоминание старой ситуации не должно вызывать вообще никаких эмоций.
  • Возможен вариант, когда негативный эмоциональный отклик на воспоминание ослабел, в таком случае технику следует повторять до полного исчезновения негативного эмоционального отклика.
  • Ситуация не изменилась. Такой результат может быть связан с: неправильным проведением техники; отсутствием доверия к терапевту; отсутствием доверия к технике; невозможностью применить технику к данному конкретному клиенту.

В большинстве случае определённый эффект можно заметить сразу. Но, автор настоятельно рекомендуют повторно прорабатывать негативные воспоминания на следующий день после первичной проработки, а далее увеличивая промежуток времени между сессиями. С каждой сессией можно сокращать и время, затрачиваемое на отдельные воспоминания. Сам временной критерий здесь субъективен, т.е. зависит от ощущений клиента. По опыту авторам, достаточно одной сессии для получения результата. Таким образом, получается в большей мере задействовать процессы научения.

Проработав одно воспоминание можно переходить к другим: рекомендуется переход от более свежих к более ранним воспоминаниям.

Рассмотрев саму методику, следует поговорить и об ее научном обосновании, а также сопоставить с техниками из различных направлений. В обоснование техники входит ряд психологических и физиологических закономерностей работы нашей психики.

Эффект установки. Первый способ объяснить действие МБРВ будет ссылка на эффект установки (общепринятой концепцией установки на данный момент считается психология установки, разработанная Узнадзе[7]). Сразу стоит отметить, что установка клиента играет свою роль в любом направлении психотерапии и при применении любой психотерапевтической техники. Вполне возможно, что эффект данного метода связан именно с установкой. Однако, опыт автора, говорит об обратном. На ряде вебинаров, зрителям было предложено проделать данную технику, но никаких подсказок по поводу ожидаемого результата не делалось. У самих зрителей были разные предположения по поводу ожидаемого эффекта (вплоть до того, что новое воспоминание сотрет старое, а исполнение самой техники превратится в самообман). Однако, результаты у всех участников (в районе 20 человек в сумме), были получены совершенно одинаковые: старое воспоминание больше не вызывало негативного отклика, как это было ранее, оно просто воспринималось как нейтральное.

Говоря об эффекте установки, следует отметить, что в данной методики она используется и целенаправленно, например, когда мы просим прокрутить новую ситуацию 1000 раз, или, когда консультант в завершении спрашивает «что изменилось?».

Оперантное научение. Оперантное обучение было открыто Б.Ф. Скиннером[6]. Оно предполагает, что для закрепления той или иной реакции зависит от подкрепления. Скиннер в своей работе говорит о поведении в частом виде. МБРВ, напротив, направлена еще и на то, чтобы поменять наши когнитивные привычки. Консультант помогает клиенту изменить определенную когнитивную реакцию, которая состоит из ряда элементов. Заменяя часть из этих элементов, сама последовательность остается прежней, т.е. один и тот же триггер запускает уже другую реакцию. Поясняя это еще более детально: у клиента под влиянием определенного стимула всплывает старое воспоминание, которое в свою очередь, также начинается со стимула/триггера и реализуется в последовательной реакции. Несмотря на изменение части последовательности, триггер остается тем же, соответственно при возникновении стимула запускающего воспоминания, запускается первичный триггер, который уже связан с другой последовательностью элементов. В итоге, вместо негативного, человек получает нейтральное состояние. Закрепление новых элементов воспоминания, происходит за счет подкрепления позитивными эмоциями.  Нейрофизиологическое обоснование такой схеме можно найти в работах Прибрама, а в частности разработанной им совместно с другими авторами модели Т.О.Т.Е.[5]

Большинство методик когнитивно-поведенческой терапии работают по тому же принципу (ознакомиться с ними можно, например, по пособию С.В. Харитонова[8]).

Десенсибилизация. Еще один механизм научение, предполагающий снижение чувствительности к тому или иному стимулу. Данный механизм работает и в МБРВ: во-первых, мы прокручиваем негативную большое количество раз, что снижает чувствительной по отношению к ней, во-вторых мы вплетаем в переживание ситуации позитивные эмоции, абстрагируясь от негатива. Как уже было сказано, МБРВ направлена не на замену одного воспоминания другим, а на уничтожение негативного эмоционального заряда, связанного с тем или иным воспоминанием. Соответственно, проигрывая альтернативную концовку, клиент прекрасно понимает, какое воспоминание является «настоящим». В результате, два представления накладываются друг на друга, происходит интеграция двух эмоциональных состояний, в итоге переходящих в одно нейтральное состояние. Если приводить пример из других направлений, то прежде всего стоит отметить технику десенсибилизации по Вольпе[2], технику десенсибилизации глазодвигательными реакциями по Шапиро[9], а также большое количество техник из НЛП связанных с интеграцией якорей (ознакомиться с ними можно, например, по книге С.А. Горина[4]) (однако, автор хотел бы отметить свои сомнения в обосновании данных техник НЛП, которое дают им сами представители НЛП).  

Воображаемое, реальное и мозг. Это еще один эффект на котором базируется данная методика. Мозгу не так легко отличить воображаемые события от реально произошедших. В частности, специалистом Северо-западного университета Кеннетом Паллером  (Kenneth Paller) был успешно проведен эксперимент по подмене реальных воспоминаний воображаемыми. Сюда можно добавить и феномены, связанные с памятью, наблюдаемые в процессе гипноза, прежде всего, гипермнезия (с данным и другими феноменами, связанными с работой памяти в гипнозе, можно ознакомиться, например по книге М.Н. Гордеева[3]). Сюда стоит добавить и эффект дежавю, когда индивид под влиянием, каких-либо обстоятельств, принимает ныне происходящее, за то, что уже было ранее. Но существует и довольно житейский пример подмены воспоминаний, когда в период расцвета психоанализа за рубежом совпал с периодом фиксации большого количества судебных исков по поводу сексуальных действий родителей по отношению к детям. Доказано, что последние события связаны с безответственной работой психоаналитиков, когда те, путем стандартных психоаналитических интерпретаций, сводили все к сексуальным отношениям в семье. В итоге эти интерпретации стали для пациентов внушениями, в которые те с охотой поверили.

Безусловно наш мозг отличает реальное от воображаемого, даже в виду своего строения, что подтверждается в отдельных исследованиях. Однако, вышеописанные факты напрямую указывают на возможность обхода защиты нашего мозга и внедрения нового воспоминания.

Суть здесь ясна: нет противоречия между воображаемым опытом и реальным, соответственно ничто не мешает заменить один другим. Заменить воспоминание воображаемым событием помогает еще и тонкая подстройка по субмодальностям (первым на явление субмодальностей обратил внимание Вильям Джеймс[1], указав, что таким способом кодируется человеческий опыт, сейчас явление субмодальностей широко используется в НЛП). За счет создания ситуации в которой реальное воспоминание перетекает в воображаемое событие, субмодальности воображаемого события автоматически подстраиваются под субмодальности реального (иначе бы во время проведения МБРВ наблюдалась бы резкая перемена в представлении при переходе к альтернативной концовки).

Данный феномен предопределяет и еще один полезный результат от использования МБВР: клиент не только избавляется от негативного опыта, но и приобретает позитивный. Таким образом, проработав ряд воспоминаний клиент вполне может превратиться из неуверенного в себе человека в человека полного ресурсов. 

Следует отдельно поговорить о соотнесении данной техники с отдельными направлениями психотерапии. Многие читатели могут найти схожесть данной техники с рядом техник из нейролингвистического программирования (коллапс якорей, изменения личностной истории, техника быстрого лечения фобий, изменение субмодальностей). Автор же настаивает на отнесении этой методики именно к когнитивному направлению по ряду причин: МБВР полагается прежде всего на процессы научения; методика предполагает достаточное количество повторений; методика направлена на изменение когнитивных привычек.

В том же НЛП, больший упор делается на установку клиента, а техники реализуются, в основном с помощью внушения (именно поэтому, каждый тренер НЛП вам скажет, что для любой техники необходимо достижение раппорта, что на самом деле подразумевает достижение определенного гипнотического состояния, если опираться на работы Милтона Эриксона, с которого техника раппорта и была смоделирована в НЛП). В последнем абзаце высказывается личное мнение автора, которое не претендует на истину в последней инстанции.

В любом случае, МБВР может применяться любым терапевтом, консультантом или просто человеком желающим, что-то поменять в своей жизни. Более того, автор видит широкие перспективы применения МБВР: применение не только к воспоминаниям, но и текущим привычкам; применение к травматическому опыту; применение совместно с другими техниками работы с прошлым (например, в регрессионном гипнозе).

К сожалению, у автора не было возможности широкой научной апробации данной техники. То, о чем здесь можно упомянуть это личный опыт автора, который применял данную технику на себе много лет назад, но до сих пор уверен в ее положительных результатах. Сюда можно добавить и тех людей, которым было предложено применить данную технику на себе на онлайн-вебинарах и живых встречах, о чем уже говорилось выше. Данную технику применили на себе более 20 человек, и у всех были достигнуты позитивные изменения при попытке воспроизвести неприятное воспоминание. Безусловно, эти данные нельзя рассматривать в качестве экспериментальных. Поэтому автор и публикуют данную статью с целью дать импульс новым исследованиям в области МБРВ. В данном области, необходимо, как минимум исследовать: изменение физиологических показателей после применения МБРВ, границы применения МБРВ (с какими и насколько сильными эмоциями может применяться данная техника; возможно ли применение техники на людях с психотическими отклонениями).

Публикую эту статью, автор преследует и еще одну цель. Так как данная методика ни раз помогала ему лично, он хотел бы, чтобы и другие люди могли помогать себе и другим с помощью такого простого инструмента как МБРВ.

Библиографический список:

1. James. W. Psychology: Briefer Course. — N.Y.: H.Holt & Co, 1893 — 553 p.
2. Wolpe J., Lazarus A.A., Behavior Therapy Techniques: A Guide to the Treatment of Neuroses. — New York: Pergamon Press, 1966.
3. Гордеев М.Н. Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.— 240 с.
4. Горин С.А. НЛП: Техники россыпью. — М.:Издательство «КСП+», 2004. — 560 с.
5. Миллер Д. Планы и структура поведения / Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 239 с.
6. Слейтер, Л. Открыть ящик Скиннера — М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 317 с.
7. Узнадзе Д.Н. Психология установки. — Спб.: Питер, 2001. — 416 с.
8. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. — М.: Психотерапия, 2009. — 176 с.
9. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 496 с.




Рецензии:

5.04.2016, 8:23 Турдыева Шохида Толкуновна
Рецензия: Я как врач-педагог одобряю статью. Статья хорошая, актуальная. Проблема психологии всегда была одним из направлений медицины. Я рекомендую статью к печати.

6.04.2016, 12:02 Шевела Татьяна Леонидовна
Рецензия: Статья актуальна, автором проделала большая работа по разработке предложенной методики. Статья может быть опубликована



Комментарии пользователей:

21.02.2016, 19:49 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Я не могу писать рецензию, ибо вроде как я не врач. Правда я думаю что тема более к психологии относится нежели к медицине. Теперь по существу. Это не научная статья. Хочется спросить руководителя доктора наук. Он реально да уверен, что научные статьи должны так выглядеть? Здесь не отделены мысли автора от мыслей источников. Зачем в конце список литературы? Есть что-то в кавычках, я не заметил. Автор проигнорировал начисто всю традицию психотерапии. Хотя претензии вроде как есть, но увы только претензии. При этом сослался на НЛП, которая признана лженаукой. Фактически приведенный автор материал не соотнесен с научной традицией, а между тем большинство описанных техник присутствуют в традиции психотерапии. Выводов в статье нет, равно как и обоснования актуальности. Зато есть вывод что техника помогла автору лично. Очень такой научный, автора видимо не научили, что личный опыт не переносим на всю совокупность без достаточных на то оснований. Основания представлены не были. Значит вывод может быть ложный. Хотя я не могу давать заключения по этой статье. Но я бы рекомендовал автору нормально проработать источники и написать обоснование и выводы. И тогда публиковать. Ну и пару слов по содержанию что бросается в глаза. Автор предлагает изменить переживание концовки воспоминания. Ну а как быть если негативно все воспоминание? Это не предусмотрено, ну и таких вещей там очень много.


22.02.2016, 20:46 Авдеев Павел Сергеевич
Отзыв: Уважаемый, Эрштейн Леонид Борисович. Отвечу по порядку. В УДК стоит медицина, потому что тема относится к психотерапии, а психотерапия в свою очередь является подразделом медицины, а не психологии. С другой стороны и по содержанию статьи видно, что к психологии она отношения не имеет. Здесь есть прямые ссылки на теории концепции и идеи тех или иных авторов, затем и список источников (честно говоря, не думал, что ссылки ставятся только на конкретную вырезку из текста). Для того, чтобы обозревать "всю традицию психотерапии" здесь места не хватит, к сожалению. Подобных техник в других направлениях я не заметил, а те что заметил, упомянул. НЛП, насколько известно мне лженаукой никто не признавал. Оно не признано научной дисциплиной в виду отсутствия достаточного теоретического обоснования и противоречивости экспериментальных данных. Хотя на данный момент эксперименты в данной области проводятся довольно серьезными зарубежными университетами (можете поискать в яндексе). Лично я НИГДЕ НЕ ССЫЛАЮСЬ на НЛП. Если бы вы читали внимательнее, вы бы обнаружили, что автор наоборот пытается показать различие данной техники и техник НЛП. Упор делается на отнесение техники к когнитивно-поведенческому направлению. Единственная попытка обосновать технику с позиций на НЛП - это указание на субмодальности, и то я ссылаюсь на работы Вильяма Джеймса, а не на работы Бендлера и Гриндера. Не очень понимаю, про какое "Большинство описанных техник" вы говорите. В статье я привожу лишь одну технику. Дайте ссылки тогда на техники схожие с данной, которые уже существуют, и которые бы могли нивелировать новизну статьи. Не очень понимаю, какие выводы нужны в статье. Если суть статьи - это приведение данной методики, и указание на необходимость дальнейших исследований. Было бы бессмыслено в конце статьи вновь повторять основные шаги МБРВ. На актуальность действительно обратил мало внимания. Но дополняя статью, могу сказать, что работа с негативными воспоминаниями по определению не может быть неактуальной (ну либо придется признать, что данная проблема никого не тревожит). По поводу личного опыта, я прекрасно понимаю, что личный опыт не может приводится в качестве аргумента (хотя ссылался не только на свой опыт). Именно поэтому в самой статье я много раз указывал на отсутствие серьезных экспериментальных данных, и на необходимость проведения исследований. По поводу "если негативно все воспоминание". Может я мало работал с людьми, но так получается, что в воспоминании всегда есть переломный момент. В любом случае можно попросить человека вспомнить более ранние события, когда кризисный момент еще не наступил. С другой стороны можно и сразу работать с моментом кризиса. Но данные доводы, также требуют дальнейших исследований. В конце концов, если вся ситуация негативна, можно использовать другие техники. Данная техника не предназначена решить все проблемы на свете. Она предназначена для конкретной ситуации: когда есть воспоминание, которое вызывает негатив. Она также может входит в инструментарий терапевта любого направления (наиболее подходит конечно когнитивно-поведенческому).


24.02.2016, 9:08 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Отвечу по пунктам. 1. Относится психотерапия к медицине или нет - обсуждаемо. Гроф считает, что нет, формально да. По тому, что изложено в статье тоже нет. Все же там изложена не медицинская информация, хотя это не так важно. 2. Что касается ссылок, а как интересно понять это мнение автора, или мнение источника, если нет кавычек, впрочем это претензия к научному руководителю, этому учить надо. 3. Про НЛП смотрите например здесь http://www.effecton.ru/645.html, упоминалась она и в бюлллетенях по защите науки. Если коротко, то ни одна из концепций НЛП научного подтверждения не получила. 4. По поводу техник позже. Но фактически все что предлагается сводится к методам самопрограммирования, а их можно найти где угодно и гештальте и в психоанализе. 5. При отсутствии экспериментальных данных надо писать иначе, надо писать что статья есть суть личный опыт исследователя. 6. Нужно рассмотреть ситуацию когда все воспоминание негативно и написать, то что Вы написали здесь по структуре воспоминания, желательно бы это еще как-то доказать или же сослаться на кого-то. 7. Воспоминание мжно помнить по-разному, можно в деталях, а может оно давнее и помнится с трудом, поэтому Вам нужно обозначить условия при которых это может работать: воспоминание хорошо сохранилось, имеет переломный момент и т.п.. Вот это и будет научная работа. Описание любого метода предполагает обозначение границ его действия.


24.02.2016, 15:04 Авдеев Павел Сергеевич
Отзыв: Понял вас: 1. Отнесение к психотерапии это не обсуждаемый вопрос, это подраздел удк 615 - медицина, 615.851 - психотерапия (вы могли бы ознакомиться с классификатором, перед тем как давать критику по этому вопросу). 2. Я имею определенный опыт научных публикаций в.ч. и ВАК и защиты научных работ и вы первый человек, который говорит мне, что ссылки ставятся только там где есть кавычки и, как мне кажется, сами ссылки указывают на отделения мнения автора статьи от мнения автора на которого ссылаются. Более того, читая книжки и учебники, я там тоже почему то не вижу кавычек через каждую строчку. Если такое требование про кавычки есть в ГОСТе то дайте ссылку, если нет, то не надо выдавать за требование свое личное мнение. 3. Ссылка, которую вы прислали по поводу НЛП, повторяет ровно то, что я сказал про НЛП в прошлом пункте, более того, это ссылка не как не указывает на реальные факты, и на то, что кто-то там признал НЛП не научным, в статье просто указываются позиции различных авторов критикующих НЛП. На данный момент по НЛП за рубежом и у нас пишутся научные работы. НЛП преподается в ряде ВУЗов в рамках курсов по когнитивно-поведенческой терапии. оценивать НЛП в целом также нельзя, поэтому эксперименты проводятся в рамках отдельных техник. Какие-то эксперименты указывают на их эффективность, другие наоборот. Но я согласен с тем, что НЛП ненаучный и малодейственный метод, так как сам обучался НЛП. И именно поэтому, повторюсь: Я НЕ ССЫЛАЮСЬ НА ПОЛОЖЕНИЯ НЛП. В статье я привожу в пример НЛП, так как моя техника очень похожа на ряд техник из НЛП. Соответственно я провожу разграничение и подвожу под технику когнитивно-поведенческое обоснование, чтобы люди просто напросто не путали одно с другим. Кстати приводить в пример то, что говорит Гроф не более научно чем ссылаться на НЛП. 4. Я даже не знаю как можно серьезно воспринимать этот пункт. Я бы еще понял если бы вы техниками самопрограммирования назвали техники гипноза, но называть техниками самопрограммирования техники гештальта и психоанализа... И какие это интересно тогда техники, и когда их стали относить к техника самопрограммирования. Интересно, а если спросить у какого-нибудь гештальтиста является ли гештальт техников самопрограммирования, он вам утвердительно ответит? Вы уж меня извините, но вы либо просто в теме не разбираетесь, либо очень хотите выдать свое мнение за общепринятое. Но пойдем по вашему пути, хорошо техники гештальта и психоанализа - техники самопрограммирования. Я так предполагаю, что тогда и вообще все техники в психологии - это техники самопрограммирования. В таком случае данный фактор вообще можно не учитывать. Ну и в заключении. Я попросил вас указать на такие же или крайне схожие техники с моей, дабы нивелировать научную новизну статьи, вы же сослались на какие-то техники самопрограммирования, не указав на конкретные и тем более не указав, на точно такие же как у меня. Вывод: ваша критика неуместна. 5. Я написал, что серьезно апробации работы не проводилось и, что все что я могу привести в пример это личный опыт и опыт людей посетивших вебинары. Каким образом мне еще указать на то, что это личный опыт автора, чтобы вам стало понятно? Возможно мне стоило это как-то жирным шрифтом выделить и поместить в название статьи? 6. Хорошо, я действительно не указал в статье на ситуацию, когда все воспоминание негативно (хотя я указал на то, что воспоминание может выступать в другом виде и в этом случае надо его раскадрировать на фильм). По поводу структуры воспоминания я ничего не писал. Не следует смешивать понятия структуры воспоминания, как психического феномена и алгоритм выполнения техники. 7. Воспоминание подойдет абсолютно любое. Если вы обнаружите противоречащие факты, можете опубликовать свою критику в научной работе. Важнее психотип человека (соотнесение психотипа, расстройств личности с эффективностью техники требует дальнейшего исследования), его доверие к техники и к терапевту.


25.02.2016, 8:28 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: 1. Ну давайте разберемся. Разумеется нет указаний в ГОСТ на то, что нужно чужие мысли в кавычки помещать, это очевидно. Как тогда отличить мысли автора от мыслей источников? В учебниках этого нет потому что учебники не претендуют на научную новизну, там излагается заведомо известная информация. Я не сказал что ссылки ставятся только там где есть кавычки, я сказал иное, я сказал что ссылки ставятся после каждой чужой мысли, иногда и без кавычек если дана трактовка автора, например, "Согласно словам такого-то все так-то и так-то". 2. Насчет психологии-медицины. Формально это медицина, кто же спорит, я и написал, но по факту обсуждаются не медицинские вопросы. 3. Насчет НЛП, ну пусть будет как Вы сказали, не так это важно. 4. По Вашему свободные ассоциации, толкование сноведений или ролевые игры это самопрограммирование, или может гипноз? Или может методы телесной психотерапии тоже? Техник психотерапии не имеющих отношение к самопрограммированию тьма тьмущая. Но множество основано на изменении восприятия прошлого за счет его анализа и переживания. Нет у меня желания искать что конкретно, может посмотрю потом. 5. Вы не написали там, что работа написана по вашему личному опыту и только. 6. Не о том речь, Вы говорите о специфическом воспоминании где негативен только конец. А бывают воспоминания негативные полностью, как вы не писали насчет структуры? Писали надо найти самый негативный момент. То есть даже в негативном воспоминании есть моменты более острые и менее острые. 7. Любое не подойдет, только то где есть самый негативный момент.


25.02.2016, 16:04 Авдеев Павел Сергеевич
Отзыв: Хорошо, я понял ваши замечания по оформлению, если рецензент их подтвердит, скорректирую статью. Остановимся на содержании. 4. По моему, толкование сновидений и пр. не относится к самопрограммированию. Это вы написали так написали, цитирую "все что предлагается сводится к методам самопрограммирования, а их можно найти где угодно и гештальте и в психоанализе". А я вам как раз возразил на этот счет. Если у вас нет желания искать таких же техник, то не надо постулировать их как существующие. И "изменение прошлого за счет его переживания и катарсиса" это немного не то о чем идет речь. Вы находите общий признак и заявляется, что все одно. Но при этом никто не говорит, что статьи по модифицированным методам свободных ассоциаций не заслуживают внимания. Я думаю, что и вы согласитесь, что существование метода свободных ассоциаций никак не говорит о том, что метод ведения дневника в когнитивно-поведенческой терапии не заслуживает существования, так как оба они основаны на научении. Есть большое количество различий между методами психотерапии: используемые механизмы научения, объект воздействия (вытесненный опыт, убеждения и др.), алгоритм проведения, результат проведения (например, в том же психоанализе - это осознания, но никак не избавление от проблемы), наконец продолжительность (я думаю предпочтительнее потратить на эту технику 5 минут, нежели 5 лет наблюдаться у психоаналитика). Я уж не говорю о таких различиях, как позиции терапевта и клиента, особенности их взаимоотношений и др. Не думаю, что МБРВ совпадает по этим параметрам с любыми другими техниками. Единственной схожей техникой я мог бы назвать технику десенсибилизации движением глаз по Шапиро и другие техники десинсибилизации. В них действительно достигается схожий результат - устранение эмоционального отклика на проблему. Но и здесь есть разница. В МБРВ, помимо устранения отклика человеку присваивается еще и позитивный опыт. 6. и 7. Ну и по поводу негативности всего воспоминания. Еще раз, я писал по поводу алгоритма техники. Вспоминать вы можете событие абсолютно как угодно. Предположим оно у вас все негативное. Хорошо, я просто попрошу вас расширить временной промежуток на более ранний срок, когда ничего плохого еще не случилось. Вот и все решение. Нам же важно изменить отклик именно на негативный момент воспоминания. Можно проработать более широкую ситуацию, и последовательность воспоминания все равно будет изменена, даже если для человека триггером, с которого запускается воспоминание, служит более поздний отрезок времени. Если конечно, у человека вся его жизнь является негативным воспоминанием, то тут наверно стоит задуматься о других техниках. Я же отмечу еще одну хитрость. Когда мы, в качестве терапевта говорим "Подели свое воспоминание на ряд отрезков, до и после кризиса", здесь уже содержится предположение о том, что эти отрезки существуют, соответственно мы создаем установку у клиента, а он вспоминает ровно так как ему было сказано (в большинстве случаев). Хотя в этом пункте конечно могут возникнут осложнения. Например при психотических и невротических расстройствах. Возможно при необычности мышления человека. Например, я бы без предварительных исследований не рекомендовал использовать данную технику с шизофренниками, так как они вообще странно реагируют на работу с субмодальностями. Техника основывается на предположении, что воспоминание - это одно из событий в череде других событий жизни, и нет никакой проблемы расширить одно событие на больший промежуток времени. Противоположных фактов в жизни я не встречал (возможно стоит поискать). Теории это тоже не противоречит, поскольку в любом случае мы изменяем часть последовательности реакции. Однако, в будущем я планирую развивать эту технику и уже изучать особенности ее применения в отдельных случаях. Если будут находится противоречия, будет корректироваться и техника.


25.02.2016, 17:58 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Павел Сергеевич. Вы же специалист. Ну Вы же знаете, что психоанализ не сводится к конкретным техникам толкования сновидений или же свободных ассоциаций. Принципиально, что Вы предлагаете сводится к разного рода околоэзотерическим техникам вроде Луизы Хей и т.п. Там этого сколько угодно. Устранение эмоционального отклика на проблему достигается в психонализе путем катарсиса, то есть вскрытия и повторного переживания этой проблемы. Другое дело, что там еще выявить ее надо. Но суть та же. Работа с прошлым. Я не говорю, что то что Вы предлагаете плохо. Но все это психодинамическое направление психотерапии. И тут надо быть предельно аккуратным, потому что пока мы не поймем границы метода, он вообще не будет методом. То что нечто помогло Вам, не факт что поможет другому. Или статистика или серьезное теоретическое обоснование. С другой стороны, надо же понимать, что если воспоминание долгое, и если оно долго оказывало эмоциональный дискомфорт, то простым его внутренним изменением ничего не сделаешь. Чтобы реально его изменить или уничтожить его действие, нужно приложить силу большую чем вся сила его действия плюс его закрепления. Поэтому логически, просто внутренняя проработка воспоминания эффект давать не должна. Вспомним фобию, один импульс и страх. И ты можешь сколько угодно вспоминать обстоятельства возникновения этого страха и как угодно во внутреннем мире эти обстоятельства изменять, делать с ними что угодно внутри. Это мало поможет, потому что сила вызвавшая этот страх куда как больше. А если мы будем бесконтрольно вызывать негативные воспоминания то может быть и хуже. Потому как мы уже вроде как приспособились с ними жить, у нас есть защитные механизмы против них, а тут мы сознательно их разрушаем. Я бы хорошо подумал стоит ли это делать. Поэтому я и говорю, Вам надо или доказать теоретически, что Ваша техника работает или статистически. Но пока это все не более чем гипотеза, а так как это медицина ( по Вашим же словам), то с не проверенным и необоснованным методом лечения надо быть предельно осторожным. Ибо какой главный принцип врача? Не навреди.


Оставить комментарий


 
 

Вверх