студент
Южно-Уральский государственный медицинский университет
студент
Пирогова Ирина Александровна Студент, 2 курс, Таланова Виктория Федоровна Студент, 4 курс Черных Максим Александрович Студент, 6 курс, Васильева Таисия Валерьевна Студент, 4 курс, Низамова Вероника Дмитриевна Студент, 2 курс, Вождаева Инна Владимировна ассистент, кафедра безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи Пешиков Олег Валентинович Южно-Уральский государственный медицинский университет доцент, кафедра топографической анатомии и опер. хир.
УДК 616-083.98
Введение. Уже в древнее время люди использовали основы искусственной вентиляции легких (ИВЛ). В старых писаниях часто можно встретить идиому "вдохнуть жизнь в кого-либо (или что-либо)", что свидетельствует о методике ИВЛ. ИВЛ проводят не только при реанимационных мероприятиях наряду с непрямым массажем сердца, но и при резких нарушениях внешнего дыхания, например, при механической асфиксии, астматическом шоке и при других состояниях, которые вызывают газовый и метаболический ацидоз.
Актуальность. В последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера. При этом возникающие стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и другими вредными веществами, а также применение в локальных войнах различных видов оружия создают ситуации, опасные для здоровья и жизни населения [5, с. 33]. Эти воздействия становятся катастрофическими, они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Это приводит к необходимости постоянно совершенствовать уровень подготовки специалистов различных профилей с целью грамотного и умелого противостояния проявлениям любой опасности. Поэтому обучение студентов медицинских ВУЗов основам оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является актуальным [2, с. 36, 4, с. 56]. От качества подготовки обученных прямо будет зависеть результативность проводимых мероприятий [14, с. 228].
Базисная сердечно-легочная реанимация является начальным этапом оживления, когда спасатель нередко оказывается один на один с пострадавшим и вынужден проводить реанимационные мероприятия «пустыми руками» [1, с. 183]. Вовремя восстановленные жизненные функции организма могут спасти жизнь или дадут время для устранения причины нарушения дыхания или остановки сердца [6, с. 338, 7, с. 74]. Поэтому изучение основ сердечно-легочной реанимации, в частности искусственной вентиляции легких [16, с. 77, 17, с. 114], становится еще более актуальным в наше время.
Изменения и дополнения в методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий вносятся каждые пять лет [10, с. 50]. В 2010 году Американской ассоциацией сердечных заболеваний (American Heart Association, AHA) были разработаны новые стандарты проведения СЛР – Guidelines CPR ECC 2010. Предложено заменить последовательность основных мероприятий по поддержанию жизнедеятельности A-B-C (освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание, компрессионные сжатия) последовательностью C-A-B [11, с. 370, 12, с. 110]. Так же указано, что соотношение числа компрессий к частоте дыхания, равное 30:2, обеспечивает наиболее оптимальное соотношение между кровотоком и доставкой кислорода, как для одного, так и для двух реаниматоров [3, 13, с. 209]. В отношении методики восстановления проходимости верхних дыхательных путей и проведения искусственной вентиляции легких изменений в алгоритме согласно данному стандарту не вносилось [8, 9, с. 25, 15, с. 97].
Цель исследования определить уровень теоретических знаний студентов-медиков о проведении реанимационных мероприятий, в частности об особенностях проведения искусственной вентиляции легких. Очень важно чтобы будущие врачи знали порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Полученные данные помогут преподавателям корректировать учебную программу, чтобы исключить пробелы в знаниях у людей, работа которых будет заключаться в спасении жизни.
Объект и методы. Проведено перспективное исследование среди 2000 студентов второго, третьего, четвертого и шестого курсов Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ), обучающихся по разным образовательным стандартам. В настоящее время в ЮУГМУ по государственному образовательному стандарту 2 поколения (ГОС II) обучаются студенты 4-6 курса, в программу которого входит изучение сердечно-легочной реанимации только на кафедре анестезиологии и реаниматологии на 5 курсе. По федеральному государственному образовательному стандарту 3 поколения (ФГОС III) обучаются студенты 2 и 3 курса, в программу которого также добавлено изучение сердечно-легочной реанимации на кафедре безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи (БЖД). Однако к моменту проведенного опроса студенты 2 курса еще не освоили тему "Сердечно-легочная реанимация" на практических занятиях, а студенты 3 курса уже сдали экзамен на кафедре БЖД, и, соответственно, владеют необходимыми знаниями о технике проведения сердечно-легочной реанимации.
Были подготовлены анкеты, и на потоковых лекциях студентам было предложено ряд вопросов по технике проведения сердечно-легочной реанимации, в частности по проведению искусственной вентиляции легких с вариантами ответов. Первый вопрос выявлял основное противопоказание для проведения ИВЛ. Второй – выявлял знание особенностей топографической анатомии шеи, необходимых для проведения ИВЛ, в частностипальпация резко выступающего остистого отростка каких шейных позвонков не является противопоказанием для запрокидывания головы. И третий вопрос помогал выяснить уровень знаний о методике проведения ИВЛ с помощью специализированных приспособлений. Затем полученные данные со всех опрошенных курсов были систематизированы и оформлены в таблицах для простоты изучения.
Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием пакета прикладных программ Statistiсa 6,0.
Результаты. По данным опроса выявлено, что большинство студентов – 1285 человек (64,25%) достоверно чаще правильно ответили, что при переломе шейного отдела позвоночника нельзя проводить ИВЛ. 67 студентов (3,35%) считают, что проведению ИВЛ может помешать перелом костей таза и 648 студентов (32,40%) ответили, что помешать может перелом нижней челюсти. Среди опрошенных студентов с разных курсов достоверной разницы в выборе правильного ответа мы не выявили: 333 второкурсника (68,66%), 286 третьекурсников (55,21%), 328 четверокурсников (70,27%) и 338 шестикурсников (70,27%) выбрали верный ответ (табл. 1).
Таблица 1
Мнение студентов разных курсов о клинических ситуациях, при которых нельзя проводить ИВЛ
Курс |
2 |
3 |
4 |
6 |
||||||||
Вариант ответа |
а |
Б |
в |
а |
Б |
в |
а |
б |
в |
а |
б |
В |
Абс |
16 |
333 |
136 |
6 |
286 |
226 |
28 |
328 |
160 |
17 |
338 |
126 |
% |
3,30 |
68,66 |
28,04 |
1,16 |
55,21 |
43,63 |
5,43 |
63,57 |
31,01 |
3,53 |
70,27 |
26,20 |
Примечания: а) перелом костей таза б) перелом шейного отдела позвоночника в) перелом нижней челюсти
Одним из диагностических критериев перелома шейного отдела позвоночника является сильное выстояние остистых отростков. Только пальпация резко выступающего остистого отростка 7 шейного позвонка не является противопоказанием для запрокидывания головы. Проведя анализ полученных результатов (табл. 2), мы не выявили значительных статистических различий между количеством правильных ответов среди студентов второго курса – 307 человек (63,30%), третьего курса – 375 студентов (72,39%), с четвертого курса – 347 студентов (67,25%) и 358 шестикурсников справились с заданием (74,43%). В целом больше половины опрошенных достоверно чаще ответили верно на поставленный вопрос – 1387 студентов (69,35%). Во время обследования больных, применяют специальные методы.
Таблица 2
Мнение студентов разных курсов о противопоказании к запрокидыванию головы перед проведением ИВЛ
Курс |
2 |
3 |
4 |
6 |
||||||||
Вариант ответа |
а |
б |
в |
а |
Б |
В |
а |
б |
в |
а |
б |
В |
Абс |
75 |
103 |
307 |
39 |
104 |
375 |
51 |
118 |
347 |
43 |
80 |
358 |
% |
15,46 |
21,24 |
63,30 |
7,53 |
20,08 |
72,39 |
9,88 |
22,87 |
67,25 |
8,94 |
16,63 |
74,43 |
Примечания: а) CI-CIII б) CIV-CVI в) CVII
По результатам опроса 1659 студентов (82,95%) знают, что для проведения ИВЛ используют воздуховод Сафара (табл. 3). При этом, правильный ответ достоверно чаще выбирают студенты третьего – 474 (91,51%), четвертого – 428 (82,95%) и шестого курсов – 452 (93,97%).
Таблица 3
Мнение студентов разных курсов о вспомогательных средствах для проведения ИВЛ
Курс |
2 |
3 |
4 |
6 |
||||||||
Вариант ответа |
а |
б |
в |
а |
Б |
в |
а |
б |
в |
а |
б |
в |
Абс |
305 |
146 |
34 |
474 |
37 |
7 |
428 |
83 |
5 |
452 |
20 |
9 |
% |
62,89 |
30,10 |
7,01 |
91,51 |
7,14 |
1,35 |
82,95 |
16,09 |
0,97 |
93,97 |
4,16 |
1,87 |
Примечания: а) воздуховод Сафара б) распатор Фарабефа в) крюк Джабара
Выводы: по данным нашего исследования можно сделать вывод, что студенты Южно-Уральского государственного медицинского университета знают основы искусственной вентиляции легких. Программа данного университета дает определенные знания необходимые для качественного и быстрого проведения ИВЛ, студенты уже на ранних курсах имеют представление об особенностях проведения данной процедуры, основываясь на базовых знаниях анатомии и топографической анатомии. Наилучшего метода устранения острой гипоксии медицина еще не придумала и данный способ поддержание основной функции организма-дыхания, является так же доступным для большинства клиник и не требует особых аппаратов для проведения в экстремальных условиях. Эти знания необходимы абсолютно любому специалисту так как ИВЛ является довольно эффективным средством интенсивной терапии, которое могут использовать в различных сферах медицины, как для поддержание жизненных функций организма, так и для лечения. Так же важно заметить, что алгоритм проведения ИВЛ важно знать не только будущим врачам, но и гражданам других профессий так как иногда вовремя проведенная реанимация может спасти жизнь.
Рецензии:
2.03.2016, 12:10 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я
на статью И.А. Пироговой, В.Ф. Талановой, М.А. Черных, Т.В. Васильевой,
В.Д. Низамовой, И.В. Вождаевой, О.В. Пешкова
«Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза»
Представленная статья «Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза» посвящена актуальному вопросу – определению уровня теоретических знаний студентов- медиков по вопросу проведения реанимационных мероприятий, в том числе искусственной вентиляции легких.
Статья построена по принципу оригинального исследования и состоит из: введения; актуальности; цели работы; раздела содержащего описание материалов и методов исследования; раздела посвященного полученным результатам и сделанных на их основании выводам; заключения; библиографического списка, включающего 13 источника специальной литературы, изданных на русском языке.
Материал, представленный в публикации, изложен авторами последовательно, логично. Работа содержит 3 таблицы, которые в значительной мере облегчают восприятие текстовой части раздела «Результаты».
В тоже время к представленной публикации имеется ряд существенных замечаний:
− необходимо расширить аннотацию на английском языке и обязательно отразить в ней цель работы, полученные результаты и вывод;
− технику проведения ИВЛ следует разместить в разделе «Материалы и методы»;
− нуждается в доработке библиографический список: 1) в нем должны быть представлены иностранные источники специальной литературы, подтверждающие актуальность вопроса; 2) ссылки по тексту должны быть оформлены в точном соответствиями с заявленными правилами электронного журнала «SCI-ARTICLE.RU»;
− статья содержит большое число опечаток и неудачных фразеологических оборотов, например, «Твердые вещества выгребают руками или салфетками на зажиме …».
На основании изложенного выше, считаю возможным заключить, что статья И.А. Пироговой, В.Ф. Талановой, М.А. Черных, Т.В. Васильевой, В.Д. Низамовой, И.В. Вождаевой, О.В. Пешкова «Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза» соответствует профилю издания «SCI-ARTICLE.RU», однако нуждается в определенной доработке, после чего может быть рекомендована у публикации.
Заведующая кафедрой хирургической
стоматологии учреждения образования
«Белорусский государственный»
медицинский университет»,
доктор медицинских наук,
профессор И. О. Походенько-Чудакова
02 марта 2016 года
8.03.2016, 8:23 Пирогова Ирина Александровна Отзыв: Благодарю Вас за проведенную работу. Представляю Вам новую версию, исправленную с учетом Ваших замечаний! |