Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 14.03.2016. Последняя правка: 20.12.2016.
Просмотров - 3588

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

Турдыева Шохида Толкуновна

кандидат медицинских наук

Ташкентский педиатрический медицинский институт

доцент

-


Аннотация:
За последнее годы изменились требования к подготовке профессиональных кадров. При подготовке кадров в высших учебных заведениях используются различные методы инновационных педагогических технологии. Статья посвящена проблеме подготовке будущих врачей-педагогов, формированию у них критического мышления. Даны результаты наблюдения за студентами выпускного курса медицинского института.


Abstract:
Over the last decade have changed the requirements for the training of professional personnel. When training in higher educational institutions use different methods of innovative pedagogical technologies. The article is devoted to the training of future doctors, teachers, building their critical thinking. Given the results of observation of final year students of Medical Institute.


Ключевые слова:
врач-педагог; студент; инновационные педагогические технологии; критическое мышление

Keywords:
doctor-teacher; student; innovative educational technology; critical thinking.


УДК 378.147.88/227

Актуальность. За последние годы во всём мире значительно изменилась и усложнилась подготовка педагогических кадров в высших учебных заведениях (ВУЗ). Это, в частности, связано с введением в образовательно-профессиональные программы новых образовательных областей, повышением требований к квалификационным характеристикам бакалавров и магистров, установленных государственными образовательными стандартами. Все это, безусловно, относится и к подготовке педагогов профессионального обучения в институтах и университетах страны. В данных условиях коренным образом изменяются требования к высококвалифицированному специалисту. В частности, в современных условиях от педагога требуется становление творческой личности, способным быть носителем накопленных веками национальных и общечеловеческих ценностей, владеющей инновационными методами педагогической деятельности, искусством профессионального общения, современными информационными технологиям и и знанием иностранного языка [1, с.6].

Цель. Изучение путей формирования критического мышления у студентов медицинских институтов в процессе преподавания клинических дисциплин.

Результат и обсуждение. В последнее десятилетие в системе высшего образования появились новые педагогические тенденции. В частности, изменилась целеполагания в процессе обучения, с усилением личностной ориентации содержания и технологий образования, с преобладанием творческой и развивающей направленности процесса обучения. Данная тенденция привело к изменению и в области преподавания медицинских образовательных учреждениях. В частности, были открыты факультеты по подготовке будущих специалистов-педагогов, орентированных на подготовку кадров-педагогов обучаюшие профессиональным навыкам будуших спецалистов с использованием современных педагогических, духовно-просветительских навыков на фоне общее национальных традиций.

В современном мире подготовка высококвалифицированных специалистов, педагогов-профессионалов является актуальной проблемой любого развитого общества. При этом, образование входит в число основных государственных приоритетных направлений многих развитых и развивающихся стран мира. Большинство из них приступили к радикальным изменениям в системе высшего образования, отвечающих новым требованиям в условиях глобальной конкуренции [2, с.8]. 

В медико-педагогическом факультете медицинских ВУЗов, обучаются будущие специалисты готовые стать не только специалистами в области медицины, но и преподавать в медицинских образовательных учреждениях. Следовательно, к их подготовке удаляется особое внимание.
На сегодняшний день, врача-педагога включает в себя профессиональные мотивы, на основе которых и формируются профессионально-значимые качества, ценностные ориентации, обусловливающие статусную роль и имидж, социальные установки, имеющие определенную общественную выраженность и направленность, как в области медицины, так и в области образования. То есть врач - педагога является личностью не только обучающий основным направлениям специализации, но и помогающий становлению будущего специалиста как личности, имеющего свои стороны «плюсы» и «минусы», помогая ему найти своё место в обществе.

Врач-педагог в современном мире имеет свои специфические функции:

- педагогическую, проведение занятий со студентами медицинского учебного заведения;

- обучающую, подготовка новых специалистов, прошедших обучения в ВУЗе (клинические ординаторы, магистры, молодые педагоги);

- лечебно-обучающую, работая с пациентами одновременно обучать их к основам профилактики и реабилитации заболевания;

- самообучение и самосовершенствование профессиональных навыков.

Следовательно, актуальным становится вопрос о построении и реализации для врача-педагога не только его врачебной, педагогической, но и образовательной деятельности.

Подобно тому, как и сама проблема совершенствования профессионального образования, стала объектом полидисциплинарных исследований, так и характеристику врача-педагога должно составлять междисциплинарное терминологическое поле [4, с. 300]. Следовательно, при подготовке кадров для области здравоохранения, врач-педагог должен использовать современные педагогические технологии в процессе подготовке будущих кадров. Так как именно педагогические технологии являются той частью образования, которая помогает формированию конкурентоспособности специалиста.

Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.

Именно применение инновационных педагогических технологий (ИПТ) в процессе обучения будущих врачей способствует формированию высококачественного специалиста. ИПТ ориентированы на рынок спроса и предложения, стремится к максимально индивидуализированному обучению.

При обучении студентов медико-педагогического факультета применяются различные ИПТ в зависимости от цели, задачи и ожидаемого результата.

Основной задачей организации и проведения занятий с использованием ИПТ - организация обучение так, чтобы студенты каждый раз открывали новое, неизвестное для них параметры профессиональной деятельности, а также повышать их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией. Одной из таких ИПТ методов обучения является совершенствование критического мышления у будущих врачей.

В традиционной практике педагог большую часть занятия объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает задание по образцу и очень мало отводит времени на активизацию познавательной деятельности студентов. Именно познавательная деятельность студента способствует развитию критического мышления, анализированию клинических случаев, логическому подбору необходимых объективно-клинических, лабораторных и инструментальных методов обследования больного, рациональной организации лечебно-профилактических работ. Изначально критически подходя к каждому случаю, студент обучается изначально анализировать деятельность других студентов и при этом, сам обосновывает свою точку зрения.

Это позволит создать условия для успешной самореализации будущих врачей в их дальнейшей деятельности, поскольку данная методика предполагает интеграцию знаний в различных направлениях медицины, творческому подходу, способностей саморазвития и самореализации, овладении коммуникативными умениями, прогрессивными технологиями диагностировании и лечения различных заболеваний.

Как отмечает М.В.Кларин (1997), в своей книге, критическое мышление - это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как свое точки зрения, так и других мнений, умение отказываться от собственных предубеждений. Критические мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

По мнению МакПеку, критическое мышление – это известный скептицизм, сдержанное отношение к сложившемуся порядку вещей, установленными нормам или способам поведения.

Для изучения наиболее эффективных путей развития критического мышления у студентов, нами были проанализированы следующие методы обучения в клинических кафедрах:

1. Неимитационные: проблемная лекция, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинары.

2. Имитационные или игровые: клинические ситуационные задачи,  инсценирование различной деятельности, консультирование трудных больных.

3. Работа с больными.

Как показали наши наблюдения, при организации занятий с будущими врачами, с использованием критического мышления, необходимо следующие условия:

 - студентам изначально даётся задание для подготовки;

-   объяснить студентам, что каждый из них являет одновременно и «конкурентом» другому, и «партнером» при совпадении мнении;

-  каждый студент это – личность, и он должен развивать в себе умение преподносить своё мнение, то есть развивать ораторские способности;

-  каждому студенту должно быть уделено одинаковое количество времени для изложения своего мнения. Даже если студент молчит, нужно подождать, в это время студент будет мыслить, это тоже достижение;

-   не позволять другим студентам прерывать преподносящего своё мнение студента, это отвлекает его, запутывать, он не сможет изложить свою точку зрение. В итоге он чествует не удовлетворённость от занятия и теряет интерес к обсуждению темы;

- каждый студент должен осознать, что его мнение также имеет значение в ходе занятий. То есть остальные студенты изначально должны выслушать мнение каждого, после чего дают свои комментарии;

-  после обсуждения педагог делает заключение, отметив наиболее правильные решения высказанных студентами;

-  целесообразно проводить занятия в мини группах из 8-12 студентов, что позволяет педагогу более рационально обсудить мнение каждого студента.

Для развития критического мышления у студентов медиков очень эффективно применить стратегию «Знаю - Хочу узнать - Узнал», автором которого является Донна Огл (1984), «Талица-синтез», метод индивидуального «мозгового штурма», ролевые игры.

В ходе нашего наблюдения за студентами выпускного курса медицинского института, было отмечено некоторые признаки критически думающего студента. В частности, у студентов в процессе обучения повышается способность:

- формировать свою точку зрения, основываясь на объективных данных;

- выяснять причины и условия возникновения проблемы;

- умение выдвигать свои альтернативные мнения;

- собирать информацию из различных источников и анализировать их качество и достоверность;

- на основе причин проблемы определять пути её решения.
Следует отметить, что критическое мышление студента является пусковым механизмом для достижения поставленных перед ним цели, к которому он должен стримиться, чего мы и достигаем в ходе обучения. Если у студента имееться цель он будеть стримиться к его достижению, но при этом он должень умень оценивать каждый свой шаг, и критически относиться к нему. А научить этому, является обязанностью педагога.

На основании выше сказанных сделано заключить, что в ходе подготовке будущих врачей-педагогов, формирование у них критического мышления способствует вырабатыванию профессиональных качеств, и развивает подагрические навыки необходимых в трудовой деятельности. Для достижения данной цели от врачей-педагогов требуется рационально организовывать учебный процесс с использованием интерактивных педагогических технологии.

Библиографический список:

1. Анисимов В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики// Просвещение, 2007. - 575 с.
2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. — М., 2008.
3. Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии. //М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
4. Толыпина Ю.А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. - С. 300-301.




Рецензии:

14.03.2016, 15:10 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Очень странный текст. Тема актуальная, но при обосновании актуальности автор почему-то говорит не о значимости критического мышления для работы врача профессионала, но о подготовке преподавателей медицинских вузов. Собственно сама необходимость формирования критического мышления будущих врачей в статье так толком и не обоснована. Как и не указано, что собственно такое критическое мышление. Потому что то, что сказано об этом не выдерживает вообще никакой критики. Критическое мышление это совсем другое, а не то, что в статье. Равным образом, толком не ясно каким способом это самое мышление планируется формировать. Исходя из сказанного рекомендую к публикации только после полной переработки текста.

15.03.2016 9:09 Ответ на рецензию автора Турдыева Шохида Толкуновна:
Уважаемый Леонид Борисович, спасибо за отзыв. В данной статье, я отразила свой взгляд на проблему формирование критического мышления студентов с точки зрения врача-педагога. Проблема обучения студентов критическому мышлению имеет более широкий педагогический аспект, в данной статье отражена только частица данного аспекта. В будущем намечается подготовка методической рекомендации посвященной данной тематике. Но, ещё раз благодарю за рецензию, Ваши замечания будут учтены и статья будет переработана.

14.03.2016, 15:30 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Замысел автора интересен, тема актуальная, но требуется отработка фактологического материала, системная концептуализация, устранение ошибок. После этого статья может быть рекомендована к публикации.

14.03.2016, 16:32 Джулай Лариса Ивановна
Рецензия: Джулай Лариса Ивановна В статье не раскрыты ключевые слова - поэтому необходимо подумать или над названием статьи, или над ее содержанием. Нет логических переходов между абзацами.Требуется пояснение термина «Талица-синтез» и др. Статья требует как содержательной, так и стилистической доработки, а также грамматической вычитки, после чего может снова рассматриваться на предмет публикации.

14.03.2016, 21:55 Утягулов Марат Мирсаитович
Рецензия: Тема, поставленная автором актуальна. Но все же поставленная задача не выполнена полностью. Либо повествование только о подготовке преподавателей медицинского вуза. При этом есть странная выкладка "врач-педагог должен использовать современные педагогические технологии в процессе подготовки будущих кадров.Так как именно педагогические технологии являются той частью образования, которая помогает формированию конкурентоспособности специалиста". Постарайтесь объяснить понятие "формирование конкурентоспособности специалиста", тем более врача. И при этом хочу добавить, что в педагогике под понятием "критическое мышление" подразумевается мышление самостоятельное, требующее аргументации, гибкости ума, самокоррекции и поиска компромиссных решений и, следовательно, четкое обоснование собственных мыслей и идей. Статья должна быть пересмотрена и скорректирована в направлении поставленных задач, исправлена грамматически и логически связаны абзацы. В этом случае можно претендовать на публикацию. Из статьи уберите абзацы: "Современная система высшего образования в развитых странах мира складывалась в результате длительного накопления коллективного опыта многими университетами Европы и США. Подготовка высококвалифицированных специалистов, педагогов-профессионалов является актуальной проблемой любого развитого общества. В частности, множество стран мира активно занимаются совершенствованием образовательной системы. Эти тенденции отчетливо проявляются в образовательной политики ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества и развития, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)". Это совершенно не нужно. С уважением Утягулов М.М.
15.03.2016 9:09 Ответ на рецензию автора Турдыева Шохида Толкуновна:
Уважаемый Марат Мирсаитович спасибо за рецензию. Мы врачи-педагоги должны готовить конкурентоспособных кадров для различных отраслей здравоохранения, то есть врачей различных специальностей, некоторая часть из них в будущем займут наши места и станут сами врачами-педагогами. Следовательно, качество подготовки будущих врачей и врачей-педагогов зависит от организации учебного процесса. Спасибо за замечания, абзац будет убран из статьи в процессе переработка Ещё раз благодарю за рецензию

16.03.2016, 0:03 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Наличие сформированного критического мышления является показателем самостоятельности специалиста в профессиональной деятельности, поэтому тема статьи очень актуальна. Но в научном плане статья имеет много недоработок, многие из которых уже указаны. Замечания: 1.Статье не хватает научной логики, а также чёткости. Нужно было кроме цели выделить задачи статьи. Это помогает научно излагать материал и делать соответствующие выводы.2. Встречаются смысловые неточности, а также такие выражения, которые заставляют усомниться в качестве обучения будущих врачей. Например, "В ходе нашего наблюдения за студентами выпускного курса медицинского института, было отмечено некоторые признаки критически думающего студента". Думаю, над статьёй нужно поработать. После исправлений статью можно рекомендовать к публикации.
17.03.2016 9:09 Ответ на рецензию автора Турдыева Шохида Толкуновна:
Спасибо за рецензию, Ваши замечания будут учтены.



Комментарии пользователей:

23.03.2016, 11:46 Шайхова Мунира Икрамовна
Отзыв: Статья охватывает одну из актуальных направлений в процессе обучения будущих врачей. Статья мне понравилась. Рекомендую к публикации.


9.09.2016, 15:14 Турдыева Шохида Толкуновна
Отзыв: Благодарю всех рецензентов за отзывы. Ваше замечания будут учтены.


19.12.2016, 13:16 Носирова Гульмира Рамзитдиновна
Отзыв: Мне статья понравилось. Я не рецензент, но рекомендую к открытой публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх