кандидат медицинских наук
Ташкентский педиатрический медицинский институт
доцент
-
УДК 378.147.88/227
Актуальность. За последние годы во всём мире значительно изменилась и усложнилась подготовка педагогических кадров в высших учебных заведениях (ВУЗ). Это, в частности, связано с введением в образовательно-профессиональные программы новых образовательных областей, повышением требований к квалификационным характеристикам бакалавров и магистров, установленных государственными образовательными стандартами. Все это, безусловно, относится и к подготовке педагогов профессионального обучения в институтах и университетах страны. В данных условиях коренным образом изменяются требования к высококвалифицированному специалисту. В частности, в современных условиях от педагога требуется становление творческой личности, способным быть носителем накопленных веками национальных и общечеловеческих ценностей, владеющей инновационными методами педагогической деятельности, искусством профессионального общения, современными информационными технологиям и и знанием иностранного языка [1, с.6].
Цель. Изучение путей формирования критического мышления у студентов медицинских институтов в процессе преподавания клинических дисциплин.
Результат и обсуждение. В последнее десятилетие в системе высшего образования появились новые педагогические тенденции. В частности, изменилась целеполагания в процессе обучения, с усилением личностной ориентации содержания и технологий образования, с преобладанием творческой и развивающей направленности процесса обучения. Данная тенденция привело к изменению и в области преподавания медицинских образовательных учреждениях. В частности, были открыты факультеты по подготовке будущих специалистов-педагогов, орентированных на подготовку кадров-педагогов обучаюшие профессиональным навыкам будуших спецалистов с использованием современных педагогических, духовно-просветительских навыков на фоне общее национальных традиций.
В современном мире подготовка высококвалифицированных специалистов, педагогов-профессионалов является актуальной проблемой любого развитого общества. При этом, образование входит в число основных государственных приоритетных направлений многих развитых и развивающихся стран мира. Большинство из них приступили к радикальным изменениям в системе высшего образования, отвечающих новым требованиям в условиях глобальной конкуренции [2, с.8].
В медико-педагогическом факультете медицинских ВУЗов, обучаются будущие специалисты готовые стать не только специалистами в области медицины, но и преподавать в медицинских образовательных учреждениях. Следовательно, к их подготовке удаляется особое внимание.
На сегодняшний день, врача-педагога включает в себя профессиональные мотивы, на основе которых и формируются профессионально-значимые качества, ценностные ориентации, обусловливающие статусную роль и имидж, социальные установки, имеющие определенную общественную выраженность и направленность, как в области медицины, так и в области образования. То есть врач - педагога является личностью не только обучающий основным направлениям специализации, но и помогающий становлению будущего специалиста как личности, имеющего свои стороны «плюсы» и «минусы», помогая ему найти своё место в обществе.
Врач-педагог в современном мире имеет свои специфические функции:
- педагогическую, проведение занятий со студентами медицинского учебного заведения;
- обучающую, подготовка новых специалистов, прошедших обучения в ВУЗе (клинические ординаторы, магистры, молодые педагоги);
- лечебно-обучающую, работая с пациентами одновременно обучать их к основам профилактики и реабилитации заболевания;
- самообучение и самосовершенствование профессиональных навыков.
Следовательно, актуальным становится вопрос о построении и реализации для врача-педагога не только его врачебной, педагогической, но и образовательной деятельности.
Подобно тому, как и сама проблема совершенствования профессионального образования, стала объектом полидисциплинарных исследований, так и характеристику врача-педагога должно составлять междисциплинарное терминологическое поле [4, с. 300]. Следовательно, при подготовке кадров для области здравоохранения, врач-педагог должен использовать современные педагогические технологии в процессе подготовке будущих кадров. Так как именно педагогические технологии являются той частью образования, которая помогает формированию конкурентоспособности специалиста.
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.
Именно применение инновационных педагогических технологий (ИПТ) в процессе обучения будущих врачей способствует формированию высококачественного специалиста. ИПТ ориентированы на рынок спроса и предложения, стремится к максимально индивидуализированному обучению.
При обучении студентов медико-педагогического факультета применяются различные ИПТ в зависимости от цели, задачи и ожидаемого результата.
Основной задачей организации и проведения занятий с использованием ИПТ - организация обучение так, чтобы студенты каждый раз открывали новое, неизвестное для них параметры профессиональной деятельности, а также повышать их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией. Одной из таких ИПТ методов обучения является совершенствование критического мышления у будущих врачей.
В традиционной практике педагог большую часть занятия объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает задание по образцу и очень мало отводит времени на активизацию познавательной деятельности студентов. Именно познавательная деятельность студента способствует развитию критического мышления, анализированию клинических случаев, логическому подбору необходимых объективно-клинических, лабораторных и инструментальных методов обследования больного, рациональной организации лечебно-профилактических работ. Изначально критически подходя к каждому случаю, студент обучается изначально анализировать деятельность других студентов и при этом, сам обосновывает свою точку зрения.
Это позволит создать условия для успешной самореализации будущих врачей в их дальнейшей деятельности, поскольку данная методика предполагает интеграцию знаний в различных направлениях медицины, творческому подходу, способностей саморазвития и самореализации, овладении коммуникативными умениями, прогрессивными технологиями диагностировании и лечения различных заболеваний.
Как отмечает М.В.Кларин (1997), в своей книге, критическое мышление - это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как свое точки зрения, так и других мнений, умение отказываться от собственных предубеждений. Критические мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
По мнению МакПеку, критическое мышление – это известный скептицизм, сдержанное отношение к сложившемуся порядку вещей, установленными нормам или способам поведения.
Для изучения наиболее эффективных путей развития критического мышления у студентов, нами были проанализированы следующие методы обучения в клинических кафедрах:
1. Неимитационные: проблемная лекция, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинары.
2. Имитационные или игровые: клинические ситуационные задачи, инсценирование различной деятельности, консультирование трудных больных.
3. Работа с больными.
Как показали наши наблюдения, при организации занятий с будущими врачами, с использованием критического мышления, необходимо следующие условия:
- студентам изначально даётся задание для подготовки;
- объяснить студентам, что каждый из них являет одновременно и «конкурентом» другому, и «партнером» при совпадении мнении;
- каждый студент это – личность, и он должен развивать в себе умение преподносить своё мнение, то есть развивать ораторские способности;
- каждому студенту должно быть уделено одинаковое количество времени для изложения своего мнения. Даже если студент молчит, нужно подождать, в это время студент будет мыслить, это тоже достижение;
- не позволять другим студентам прерывать преподносящего своё мнение студента, это отвлекает его, запутывать, он не сможет изложить свою точку зрение. В итоге он чествует не удовлетворённость от занятия и теряет интерес к обсуждению темы;
- каждый студент должен осознать, что его мнение также имеет значение в ходе занятий. То есть остальные студенты изначально должны выслушать мнение каждого, после чего дают свои комментарии;
- после обсуждения педагог делает заключение, отметив наиболее правильные решения высказанных студентами;
- целесообразно проводить занятия в мини группах из 8-12 студентов, что позволяет педагогу более рационально обсудить мнение каждого студента.
Для развития критического мышления у студентов медиков очень эффективно применить стратегию «Знаю - Хочу узнать - Узнал», автором которого является Донна Огл (1984), «Талица-синтез», метод индивидуального «мозгового штурма», ролевые игры.
В ходе нашего наблюдения за студентами выпускного курса медицинского института, было отмечено некоторые признаки критически думающего студента. В частности, у студентов в процессе обучения повышается способность:
- формировать свою точку зрения, основываясь на объективных данных;
- выяснять причины и условия возникновения проблемы;
- умение выдвигать свои альтернативные мнения;
- собирать информацию из различных источников и анализировать их качество и достоверность;
- на основе причин проблемы определять пути её решения.
Следует отметить, что критическое мышление студента является пусковым механизмом для достижения поставленных перед ним цели, к которому он должен стримиться, чего мы и достигаем в ходе обучения. Если у студента имееться цель он будеть стримиться к его достижению, но при этом он должень умень оценивать каждый свой шаг, и критически относиться к нему. А научить этому, является обязанностью педагога.
На основании выше сказанных сделано заключить, что в ходе подготовке будущих врачей-педагогов, формирование у них критического мышления способствует вырабатыванию профессиональных качеств, и развивает подагрические навыки необходимых в трудовой деятельности. Для достижения данной цели от врачей-педагогов требуется рационально организовывать учебный процесс с использованием интерактивных педагогических технологии.
Рецензии:
14.03.2016, 15:10 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Очень странный текст. Тема актуальная, но при обосновании актуальности автор почему-то говорит не о значимости критического мышления для работы врача профессионала, но о подготовке преподавателей медицинских вузов. Собственно сама необходимость формирования критического мышления будущих врачей в статье так толком и не обоснована. Как и не указано, что собственно такое критическое мышление. Потому что то, что сказано об этом не выдерживает вообще никакой критики. Критическое мышление это совсем другое, а не то, что в статье. Равным образом, толком не ясно каким способом это самое мышление планируется формировать. Исходя из сказанного рекомендую к публикации только после полной переработки текста.
23.03.2016, 11:46 Шайхова Мунира Икрамовна Отзыв: Статья охватывает одну из актуальных направлений в процессе обучения будущих врачей. Статья мне понравилась. Рекомендую к публикации. |
9.09.2016, 15:14 Турдыева Шохида Толкуновна Отзыв: Благодарю всех рецензентов за отзывы. Ваше замечания будут учтены. |
19.12.2016, 13:16 Носирова Гульмира Рамзитдиновна Отзыв: Мне статья понравилось. Я не рецензент, но рекомендую к открытой публикации. |