-
Ташкентский педиатрический медицинский институт
ассистент
УДК 378.147.227:88/095
Актуальность. Организация и проведение эффективного обучения студентов медицинских ВУЗов остаётся одним из актуальных направлений, как в области общей педагогики, так и медицинского образования [1, с.24]. При этом, системный подход является одним из главных условий современной педагогической технологии в процессе обучения будущих кадров [4, с. 248]. В последние годы в педагогике высшего образования разработаны ряд новых подходов обучения, направленных на обеспечение активной деятельности студентов в процессе обучения [3, c. 862].
В частности, в данную группу входят проблемное обучение, деловые игры, ролевое разыгрывание, контекстное обучение и др. Следует отметить, что подготовка каждого такого занятия представляет собой настоящее исследование, требующее высокого профессионализма, творческого подхода и значительных затрат времени [2, с.15].
Цель. Изучение особенностей использование педагогического метода анализа конкретной ситуации (кейс метода), в процессе преподавания студентам медицинского ВУЗа.
Материалы и методы. Были проанализированы 48 литературных источников, посвящённых проблеме использования интерактивных методов преподавания в процессе обучения на медицинских образовательных учреждениях. В частности, из них 27 литературных источников были посвящены кейс методу, как одному из часто используемых методов педагогической технологии. Одновременно, были проанализированы эффективность данного метода в процессе преподавания на кафедре «Амбулаторная медицина, клиническая радиология» Ташкентского педиатрического медицинского института, студентам выпускного курса. Оценивание эффективности данного метода проводилось путём тестирования, сравнения текущих оценок, результатов промежуточного оценивания.
Результат и обсуждение. Во многих литературных источниках одним из методов анализа конкретных ситуаций описывается - кейс метод (КМ).
Данный метод имеет следующую характеристику:
v По технологии применения - относится к методу решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.
v Главный акцент - при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.
КМ был применён в ходе обучения студентов выпускного курса, на цикловом занятии по предмету «Поликлиническая педиатрия с реабилитологией», на кафедре «Амбулаторная медицина, клиническая радиология» Ташкентского педиатрического медицинского института. Были привлечены 6 академических групп, составляющих общей сложностью из 62 студентов.
При проведении КМ студентам давались клинические случи, которые они должны были решить исходя из полученных знаний и имеющихся возможностей. В частности, решить клинические случи (задачи) используя возможности семейной поликлиники, при этом особое внимание уделялся навыкам консультирования и работы с трудно консультируемыми пациентами.
Как показали наши наблюдения, даваемая студентам клиническая задача доложена была удовлетворять следующим требованиям:
Перед использованием конкретных клинических задач, каждая проходила рецензирование у группы специалистов, и после этого рекомендовалась для использования в педагогической деятельности.
При организации и проведении КМ мы обращали внимание на следующие основные организационные особенности обучающего метода: корректная постановка проблемы, наличие альтернатив путей ращения.
Следует отметить, что в ходе проведения КС, были выделены ряд критерий, показывающие эффективность работы по данному методу. К ним относились: обучающиеся работают как единая учебная группа, где обсуждение конкретной клинической ситуации осуществлялся по типу ученик-ученик; высокая степень участия всех. При этом, обсуждение велся на трех уровнях: обсуждение чужой проблемы; роль одного из героев КС; студенты по собственной инициативе проецируют события на себя. Но самое главное при этом, преподаватель является направляющим лицом, а не управляет обсуждением.
В данном исследовании студентам были даны группа больных с определенной патологией. Студенты должны были провести не только общее клинические обследования пациентов, но должны были выявить причины заболеваемости, изучить анкетные и анамнестические данные, при необходимости обоснованно назначить, проконтролировать и интерпретировать клинико-лабораторные и инструментальные исследования.
В ходе наблюдение за действием студентов нами было отмечено, что студенты, для решения конкретной клинической ситуации, стремятся самостоятельно прочесть дополнительные литературные источники. Также, используя Inter-NET, стремятся более подробно узнать о новых методах лечения и реабилитации конкретной патологии у наблюдаемых пациентов.
Учитывая, что обучаемые нами студенты являются обучаемыми выпускного курса медицинского института, они самостоятельно разрабатывали план лечения пациентов, но под наблюдением педагога. В течение 3 дней студенты должны были проконтролировать эффективность назначенной терапии. На проведении данного метода, учитывая специфику обучения, отводилось 6 дней. Одновременно, учитывая, что на проведение КМ, отводились в основном учебные часы из самостоятельной работы, длительность проведения метода не шёл в противовес с основной учебной работой.
В конце обучения КМ, студенты предоставляли презентацию с указанием цели и задач, поставленных перед ними, со списком литературных источников, где они получили дополнительную информацию о заболевании, результаты своих наблюдении, выводов и рекомендации. При этом студентам давалось возможность самим разрабатывать реабилитационные мероприятия.
После проведение данного метода обучения, проводили анализ усвоения проеденного материала студентами путём тестирования и методом блиц-опроса, одновременно оценивали полученные знания в процессе промежуточного опроса. Как показали наши наблюдения, применение кейс метода в процессе практических занятий и часы самостоятельной работы студента, способствует более стойкому укреплению пройденного материала по отношению к тематикам, проеденным традиционными путями преподавания.
Учитывая, что данный метод требует определённого времени организации и проведения, мы рекомендуем использовать КМ на практических занятиях, рассчитанных на 6-8 учебных часов. Также данный метод может быть использован в процессе самостоятельной работе студентов, с внесением итогов работы на обсуждение во время аудиторной работы.
Вывод. Использования кейс метода на учебных занятиях в медицинских ВУЗах, позволяет студентам выпускного курса раскрывать и демонстрировать свои способности, повышает навыки работы на командной основе, а также повышает эффективность учебного процесса.
Рецензии:
15.03.2016, 21:12 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Толково. Единственное что ну все же исправьте стилистические ошибки. "При этом, системный подход является главным отличительным признаком педагогической технологии от других подходов к обучению будущих кадров [4, с. 248].". Это не по-русски написано. А так после исправления ошибок к публикации рекомендую. Я сам, в силу того, что интересуюсь методикой обучения будущих врачей давно уже говорю что кейс метод это то, что требуется. В принципе статья имеет большой потенциал развития, там еще много о чем написать можно. Но как начальный этап, если исключить ошибки очень не плохо.
23.03.2016, 11:48 Шайхова Мунира Икрамовна Отзыв: Хорошая актуальная статья. |
19.12.2016, 13:20 Носирова Гульмира Рамзитдиновна Отзыв: Статья хорошая |