кандидат педагогических наук, доцент
Хмельницкая гуманитарно-педагогическая академия
доцент кафедры педагогики и психологии
УДК 371.136 /. 373.3: 001.89(045)
Изменения, которые происходят в начальной школе (внедрение новых Государственных стандартов, учебных программ и учебников, требований к оцениванию учебных достижений учащихся начальных классов), актуализируют проблему повышения уровня профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Сегодняшний учитель должен быть исследователем, готовым к проектированию, творчеству, поиску эффективных и одновременно здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания младших школьников. Главная цель его деятельности – обеспечение качества начального образования, требования к которому постоянно растут. Необходимость подготовки учителя к исследовательской деятельности подтверждается и требованиями Государственного стандарта высшего педагогического профессионального образования. Среди общих характеристик образованности специалиста выделяют навыки овладения современными методами поиска, обработки и использования информации в профессиональной деятельности.
В научных исследованиях уделяется соответствующее внимание профессиональной подготовке учителей начальной школы: теоретическим и методологическим основам подготовки будущих учителей начальной школы (К. Авраменко, Ш. Амонашвили, А. Мороз, А. Савченко, В. Сухомлинский и др.); особенностям подготовки будущих учителей начальной школы к проведению научно-исследовательской работы (С. Балашова, П. Горкуненко, Л. Коржова, С. Мартыненко, А. Мельник и др.). Однако требуют дополнительного и более глубокого изучения вопросы совершенствования методов и форм подготовки учителя-исследователя на основе компетентностного подхода.
Цель нашей статьи – осветить и проанализировать результаты опроса учителей начальных классов и определить те аспекты подготовки будущих учителей к исследовательской деятельности, которые требуют усовершенствования.
Процесс подготовки будущих учителей-исследователей на основе компетентностного подхода предусматривает приобретение ими в процессе обучения интегрированной способности, состоящей из исследовательских знаний, опыта, ценностей и отношения, которые могут целостно реализовываться на практике.
Однако без эмпирического описания (с последующим анализом) реального состояния исследовательской деятельности в практической работе учителей начальных классов невозможно определить новые концептуальные основы их подготовки к исследовательской деятельности. Соглашаясь с мнением В.В. Краевского, что без связи педагогической науки с педагогической практикой "любые методологические (и специально-научные) представления неизбежно станут абстрактными, оторванными от действительности" [3, с. 24], была определена необходимость изучить состояние готовности учителей начальных классов к проведению педагогических исследований в современной начальной школе.
Нами было опрошено 426 учителей начальных классов г. Хмельницкого и Хмельницкой области, г. Житомира и Житомирской области. Надежность результатов опроса обеспечивалась соблюдением требований к оформлению выборки, а именно: репрезентативностью и однородностью.
Репрезентативность выборки достигалась путем ее формирования методом стратифицированной случайной выборки. Для этого вся генеральная совокупность была разбита на группы по стажу и опыту работы в общеобразовательном учебном заведении. Таким образом было выделено пять групп опрошенных учителей: со стажем от 1 до 5 лет (43 человека); от 5 до 10 лет (56 человек); от 10 до 20 лет (81 человек); от 20 до 30 лет (210 человек); и со стажем более 30 лет (36 человек). Во-вторых, сохранялось требование адекватности объема выборки цели исследования. Однородность выборки обеспечивалась благодаря тому, что к опросу привлекались только учителя начальных классов. Для сравнения выводов результаты анкетирования подавались в процентах, поскольку количество респондентов в каждой группе отличалась, наименее представленной была последняя.
Работа над составлением анкеты проходила в несколько этапов. Сначала был создан первый вариант вопросов, который прошел апробацию среди учителей г. Хмельницкого. Анализ процесса анкетирования и результатов опроса позволил установить недостатки предложенного материала. После существенной доработки содержания вопросов проводился повторный выборочный опрос, который помог усовершенствовать содержание анкеты. Был разработан окончательный вариант, который и распространялся среди учителей указанных выше местностей через областные институты последипломного педагогического образования и высшие учебные заведения (Житомирский государственный университет имени Ивана Франка и Хмельницкая гуманитарно-педагогическая академия), осуществляющих подготовку учителей начальных классов посредством заочной формы обучения.
Объективность собранной информации обеспечивалась также соблюдением правил разработки анкеты, в которой были разные по форме (открытые, закрытые, полярные) и по видам (входные, основные, дополнительные) вопросы. В содержательном плане в структуре анкеты можно выделить несколько категорий вопросов (всего их было разработано 11).
Вопросы № 1, 2, 3 позволяли получить информацию о аксиологической сфере деятельности учителя, его профессиональной направленности, мотивах деятельности, способностях учителя принимать гуманистические ценности.
О готовности учителей к выполнению профессиональных функций, в частности исследовательской, направлений деятельности, внедрению инноваций можно было узнать на основе ответов на вопросы № 4, 5, 6.
Вопрос № 7 направлено на выявление полноты знаний о индивидуальных особенностях своих учеников.
Вопрос № 8 касался непосредственно трудностей в проведении педагогических исследований.
О осведомленности педагогов с задачами исследовательской деятельности в начальной школе сделан вывод по результатам ответов на вопросы № 9,10, 11.
На первый вопрос анкеты: "Если бы Вы снова выбирали профессию, стали бы учителем начальных классов?" – первая группа респондентов предпочла ответ "трудно сказать" (71%), во второй группе большинство опрашиваемых (68%) дала ответ "да", а в третьей, четвертой и пятой почти все учителя ответили "да" (96%). Эти результаты, по нашему мнению, свидетельствуют о трудностях адаптации молодых учителей к педагогической профессии в новых условиях. Индивидуальные беседы, проведенные с рядом молодых специалистов, показали, что причинами их разочарований является сложный контингент детей, родителей, некачественные реформы в начальном образовании, большие затраты времени и энергии на подготовку к проведению учебно-воспитательной работы, низкая заработная плата. Некоторые из них отмечают о намерениях оставить педагогическую деятельность. Считаем, что именно несоответствие представлений молодых специалистов с реалиями педагогической практики является свидетельством недостаточной подготовки в современных педагогических заведениях мотивационной сферы студентов, несформированности у большинства из них такого профессионального качества, как любовь к профессии и детям.
Логичными являются ответы учителей, которые имеют педагогический стаж более 10 лет. Именно любовь к детям и профессии является основным фактором их профессиональной стабильности, о чем свидетельствуют ответы на следующий вопрос анкеты.
Анализ ответов на второй вопрос анкеты: "испытываете ли Вы удовольствие от работы с детьми?" – помог нам определить индекс удовлетворенности педагогической работой с младшими школьниками.
В трудах Н.В. Кузьминой подается определение понятия "удовлетворенность профессией". Она отмечает, что "этот параметр характеризует силу эмоционального отношения человека к своей профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности и чем успешнее он решает педагогические задачи, тем более глубоким, позитивным, устойчивым является его отношение к профессии. И, наоборот, чем больше аспектов в деятельности не нравится педагогу или раздражает его, чем хуже он решает педагогические задачи, чем хуже результаты, тем больше усиливается его негативное отношение к этому" [6, с. 99] (табл. 1).
Группировка педагогов |
Педагогический стаж |
Индекс удовлетворенности |
1 группа |
До 5 лет |
0,42 |
2 группа |
От 5 до 10 лет |
0,61 |
3 группа |
От 10 до 20 лет |
0,88 |
4 группа |
От 20 до 30 лет |
0,92 |
5 группа |
От 30 лет |
0,95 |
Как видим, индекс растет по мере увеличения педагогического стажа, то есть овладение педагогическим мастерством. В первой группе 53% опрашиваемых выбрали такие ответы, как "скорее неудовлетворенность" и "полное неудовлетворение". Во второй группе 64 % учителей выбрали ответ "скорее удовольствие", в третьей группе 80% – "скорее удовольствие" или "полное удовлетворение", а в четвертой и пятой группах 90 % – "полное удовлетворение". Эти факты, несомненно, указывают на то, что молодые специалисты получили недостаточную подготовку к инновационной педагогической деятельности. Также далеко не все из них пришли в школу по призванию.
Ответы на третий вопрос анкеты: "Что больше всего восхищает Вас в профессии учителя?" помогли нам выяснить мотивы профессиональной деятельности учителей разных возрастных групп. В первой группе респондентов преобладает такой мотив: "возможность чувствовать себя авторитетным, уважаемым человеком" (79 %), тогда как большинство учителей других групп (90 %) руководствуются такими внутренними гуманистическими мотивами, как "возможность общаться с детьми, помогать им в решении их проблем" и "возможность учить детей, передавать им свои знания". В то же время, такие мотивы профессиональной деятельности, как "возможность заниматься исследовательской деятельностью" и "возможность помочь детям вырасти добрыми и честными людьми" были отмечены лишь 6 % респондентов. Все это свидетельствует, по нашему мнению, о недостаточной целемотивационной подготовке молодых учителей, а также недооценке опытными учителями исследовательской и воспитательной функции учителя, что подтвердилось ответами на четвертый вопрос анкеты: "К выполнению каких функций Вы менее всего готовы?" Респонденты всех групп преимущество предоставили исследовательскую (64 %) и воспитательную (23 %) функции (табл. 2).
№№ |
Профессиональные функции учителя |
Количество учителей |
||||
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
||
1. |
Обучающая |
26 |
19 |
3 |
- |
- |
2. |
Воспитательная |
56 |
34 |
14 |
7 |
3 |
3. |
Развивающая |
36 |
21 |
10 |
4 |
- |
4. |
Исследовательская |
81 |
75 |
63 |
57 |
43 |
5. |
Организаторская |
32 |
12 |
- |
- |
- |
Из таблицы видно, что с увеличением педагогического стажа увеличивается показатель готовности учителей к выполнению профессиональных функций. Однако готовность к исследовательской функции является недостаточной у учителей разных возрастных групп.
Анализ ответов на пятый вопрос анкеты: "Какие направления деятельности учителя вызывают у Вас трудности?" – помог выделить те аспекты, которые являются самыми сложными (проблемными) в работе учителей с разным педагогическим стажем: анализ и обобщение собственного опыта работы, теоретическое обоснование собственных педагогических находок и его оформление (66 %), изучение семей и особенностей семейного воспитания (38 %), использование инновационных технологий обучения и воспитания (23 %) (табл. 3).
№ |
Направления деятельности учителя |
Количество учителей |
||||
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
||
1. |
Изучение личностных особенностей младших школьников |
33 |
23 |
15 |
8 |
- |
2. |
Планирование учебно-воспитательной работы |
38 |
7 |
2 |
- |
- |
3. |
Создание и воспитание ученического коллектива |
34 |
9 |
5 |
- |
- |
4. |
Выбор содержания, методов и форм организации обучения |
10 |
2 |
1 |
- |
- |
5. |
Использование инновационных технологий обучения и воспитания |
8 |
13 |
27 |
36 |
39 |
6. |
Изучение уровня воспитанности и развития ученического коллектива |
16 |
10 |
7 |
5 |
2 |
7. |
Анализ и обобщение собственного опыта работы, теоретическое обоснование собственных находок и его оформление |
8 |
56 |
63 |
74 |
79 |
8. |
Изучение семей и особенностей семейного воспитания |
48 |
35 |
41 |
45 |
49 |
9. |
Взаимодействие с родителями |
61 |
38 |
34 |
25 |
19 |
Такие проблемы в деятельности современного учителя объясняются, на наш взгляд, недостаточной подготовленностью учителей к исследовательской деятельности, которая предполагает изучение, внедрение, анализ, обобщение, оформление результатов учебно-воспитательной работы с целью ее усовершенствования.
Ответы респондентов на шестой вопрос анкеты: "Сегодня учитель имеет возможность выбирать учебные программы, педагогические технологии. Какую реакцию такая ситуация вызывает у Вас?" помогли нам выявить отношение учителей и их готовность к демократическому, творческому, исследовательскому подходах в профессиональной деятельности. Было определено, что с ростом педагогического стажа возрастает желание учителей к творчеству, к разработке своей авторской методики. У молодых учителей со стажем работы до 5 лет преобладает реакция раздражения, внутреннего напряжения в связи с неопределенностью.
Ответы на седьмой вопрос анкеты: "удовлетворены ли Вы полнотой знаний об индивидуальных особенностях, отличиях своих учеников?" показали, что учителя имеют низкий уровень готовности (60 % опрошенных) к диагностической деятельности. Такой вывод совпадает с результатами последних исследований С. Мартыненко по проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к диагностической деятельности [5].
Следующий вопрос анкеты был направлен на определение трудностей в педагогической деятельности.
Опыт изучения трудностей и проблем, которые испытывают учителя в профессиональной деятельности, описанный в работах Ю.К. Бабанского, І.Д. Беха, Н.В. Кузьминой, А.Я. Савченко, С.А. Сысоевой, Н.М. Тарасевич и других, помогает понять сущность этого феномена. С одной стороны, мы имеем дело с объективным фактором – трудности являются атрибутом любой деятельности; а с другой стороны, содержание труда всегда субъективно и характеризуется неуверенностью, напряжением, недовольством, психоэмоциональным дискомфортом, появлением различных барьеров – гностических, коммуникативных, поведенческих и т. п [1; 2; 8; 9; 10].
По мнению Н.В. Кузьминой, причины трудностей, возникающих в процессе педагогической деятельности, вызванные внешними факторами и зависят от образовательной, нравственной и физической готовности человека к осуществлению этой деятельности [4, с. 183]. На основе этого Т.С. Полякова устанавливает индикаторную функцию труда, которая рассматривается ею как положительное в деятельности учителя. Благодаря индикаторной функции во время изучения причин затруднений можно установить слабые стороны организации обучения в высшем учебном заведении, определить актуальность того или иного аспекта педагогической деятельности, фиксировать изменения, которые происходят в структуре педагогического труда [7, с. 14].
Индикаторная функция определяет основную исследовательскую ценность трудностей. В связи с этим была поставлена цель установить, какие именно аспекты практической работы, связанные с исследовательской деятельностью, вызывают затруднения у педагогов, какие действия порождают наибольшие проблемы, то есть являются доминирующими. Поскольку трудности обусловлены внешними факторами, считаем недостаточно зафиксировать лишь сам факт их существования. Важно определить причины появления осложнений, установить их интенсивность и типичность, связь объективных факторов и субъективных причин.
По мнению ученых, наиболее адекватным способом исследования трудностей является метод самооценки, потому что "затруднительное положение – это субъективное психологическое состояние человека, глубина которого не всегда поддается стороннему наблюдению. Результаты самооценки можно считать надежными, если сама задача оценивания своих трудностей устраняет фактор престижности формулировок по сравнению с оценкой в сходных характеристиках (ошибок, неудач, недостатков)" [7, с. 26].
Исходя из указанной цели, учителям было предложено восьмой вопрос анкеты: "Какие из перечисленных профессиональных действий вызывают у Вас трудности?" Им предлагалось оценить по 10-бальной шкале степень трудностей, которые возникали у них во время выполнения некоторых профессиональных действий (мы не акцентировали внимание на том факте, что эти действия входят в состав исследовательской деятельности). Бал 10 соответствовал высказыванию "имею значительные трудности".
Результаты опроса представлены в табл. 4.
Педагогический стаж |
Трудности в исследовательской деятельности (средний бал по 10-бальной шкале) |
Удовлетворенность от профессиональной деятельности (в %) |
|||
когнитивные действия |
технологические действия |
полная |
частичная |
довольно незначительная |
|
1-5 лет |
7,7 |
4,7 |
11,2 |
72,8 |
11,2 |
5-10 лет |
7,6 |
5,7 |
11,5 |
49,8 |
8,3 |
10-20 лет |
6,4 |
4,6 |
50,4 |
46,8 |
3,6 |
20-30 лет |
6,1 |
4,6 |
48,5 |
38,5 |
12 |
более 30 лет |
5,6 |
6,2 |
57,8 |
31,4 |
– |
Анализируя результаты первых двух граф таблицы можно отметить, что учителя, педагогический стаж которых более 30 лет, больше всего трудностей испытывают во время выполнения технологических действий. Тогда как младшие по возрасту и опыту деятельности педагоги указывают на трудности, связанные с когнитивными действиями. Было установлено, что снижение показателей удовлетворения от профессии затрудняет восприятие учителем задач исследовательской деятельности.
Анализ дал возможность определить структуру трудностей в исследовательской деятельности учителя начальных классов. Наибольшие трудности учителя испытывают во время анализа информации, собранной в процессе наблюдений, прогнозировании результатов педагогического взаимодействия, построения гипотез типа: образовательная ситуация изменится, если...; анализе и оценке целесообразности педагогических средств; предвидении трудностей, которые могут понести ученики в учебной деятельности, выявлении проблем, связанных с личностным развитием учащихся.
Результаты опроса показали, что даже учителя, имеющие большой педагогический стаж и опыт работы в школе, достаточно высоко оценивают степень затруднений в исследовательской деятельности. На этой основе мы пришли к выводу: несмотря на то, что учитель со временем овладевает исследовательской деятельностью, она все равно вызывает в его работе определенные трудности.
Анализ ответов на девятый, десятый и одиннадцатый вопрос анкеты подтвердил гипотезу о том, что с увеличением педагогического стажа учителя лучше понимают необходимость проведения педагогических исследований в начальной школе, готовы давать советы по совершенствованию подготовки учителя-исследователя в ВУЗе. Так, в ответах на девятый вопрос: "Почему, по Вашему мнению, учитель начальных классов должен проводить педагогические исследования?", респонденты со стажем более 20 лет отмечают: с целью прогнозирования будущих результатов работы, предвидение трудностей в работе с детьми определенного класса, для выбора оптимальных методов и приемов работы, для проверки эффективности педагогической технологии, для повышения результатов учебно-воспитательной работы. Учителя отмечают, что сегодня при аттестации требуется наличие у учителей печатных материалов (научных статей, методических рекомендаций, учебных пособий), в которых представлены собственные результаты исследовательской работы.
Отвечая на последний вопрос, педагоги указывают, что в учебном процессе ВУЗа незначительное внимание уделялось практическим и лабораторным занятиям по педагогическим дисциплинам, а именно: во время таких занятий формируются исследовательские знания, умения и навыки, развивается положительная мотивация к профессиональной исследовательской деятельности. Респонденты выразили также дельные предложения по совершенствованию форм и методов профессионально-педагогической подготовки современного учителя начальных классов к исследовательской деятельности. Их суждения приведены в табл. 5.
№ п/п |
Содержание предложений |
Количество (%) |
1. |
Направленность всех видов учебных занятий на овладение педагогической профессией |
32,4 |
2. |
Обучение студентов на лекциях поиску эффективных подходов, методов и форм работы |
13,4 |
3. |
Проведение семинаров-тренингов, практических, лабораторных занятий, студенческих конференций по актуальным проблемам начального образования |
25,1 |
4. |
Организация самостоятельной работы студентов, направленная на поиск и обоснование новых и эффективных педагогических средств, методов и форм работы |
9,2 |
5. |
Выполнение посильных исследовательских задач во время педагогической практики |
24,6 |
6. |
Другие ответы |
4,3 |
Из представленной таблицы видно, что учителям во время обучения в ВУЗе не хватало практической подготовки, активных форм и методов проведения учебных занятий, осуществления исследовательского подхода к изучению теоретического и практического материала.
Итак, анализ результатов опроса учителей начальных классов показал недостаточный уровень их готовности к проведению педагогических исследований. Вместе с тем проведенная работа позволила:
определить структуру трудностей в исследовательской деятельности учителя начальных классов. Наибольшие трудности учителя испытывают во время изучения субъектов учебно-воспитательного процесса, анализа собранной информации, прогнозировании затруднений и результатов учебно-воспитательной работы, проектировании изменений, направленных на совершенствование работы;
выявить доминирующие трудности во время исследовательской деятельности (анализ и обобщение собственного опыта работы, теоретическое обоснование собственных педагогических находок и их оформление, изучение семей и особенностей семейного воспитания, использования инновационных технологий обучения и воспитания);
установить, что снижение показателей удовлетворения от профессии затрудняет восприятие учителем задач исследовательской деятельности;
выяснить, что основной причиной трудностей является не только недостаток у молодого учителя педагогического опыта, а также несформированность у учителей еще на этапе профессионально-педагогической подготовки исследовательской компетентности.
Результаты констатирующего эксперимента помогли выявить недостатки в мотивационном, содержательном и операционно-деятельностном компонентах подготовки будущих учителей начальных классов к проведению педагогических исследований.
Следующим этапом нашего исследования является разработка инновационной модели подготовки будущих учителей начальных классов к исследовательской деятельности на основе компетентностного подхода.
Рецензии:
24.03.2016, 17:26 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати.
24.03.2016, 17:55 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Шквар Оксаны Леонидовны ценна даже показом практической полезности эмпирической социологии в режиме анкетного опроса респондентов. Никто не станет умалять работу школьного учителя над собой не только в направлении сбора дополнительных научных и методических сведений, но и обогащения их. Но вопрос в том, что может стимулировать дополнительный труд кроме своего удовольствия найти для всех что-то новое. При следующем опросе стоит выяснять, а знают ли школьные педагоги о защите магистерских работ, кандидатских диссертаций, за что выдаются дипломы с предоставлением возможности работать в бакалавриате, даже в магистратуре? Если нет, нужно им об этом сообщать. Статья рекомендуется к печати. |