кандидат философских наук
Казахская академия спорта и туризма
доцент
Адерихина И.В преподаватель, Педагогический колледж иностранных языков.
УДК 03.20
Тема Великой Отечественной войны остаётся актуальной и сегодня. Потомки должны знать и помнить, какой ценой досталась Победа. Цель статьи – раскрыть особенности формирования и подготовки резервов и офицерских кадров для Советской армии в годы Великой Отечественной войны на территории Казахстана.
Великая Отечественная война превзошла все предшествовавшие сражения по напряженности и кровопролитию. Первые месяцы войны сложились неудачно для Красной Армии. Тем не менее, планы германского командования разжечь межнациональные конфликты и развалить СССР не удались. Советский народ сплотился перед угрозой порабощения.
В Казахстане, как и во всей стране, обстановка была сложной. Народ ещё не оправился от волны массовых репрессий, активно действовали вражеские агенты и провокаторы. Огромными усилиями обстановка была взята властью под контроль и в короткие сроки была налажена мобилизационная работа. В проведение такой работы пришлось преодолевать значительные трудности, связанные с недостаточным опытом по организации мобилизации таких масштабов, финансовыми трудностями, нехваткой помещений, кадров и т.д.
Особенно большие потери в людях и вооружении Советская Армия понесла к концу 1941 г. По этой причине пришлось расформировать 124 дивизии /1, с. 270/. По данным М. Козыбаева к концу 1941 года Советская Армия потеряла 67% стрелкового оружия, 91% танков и САУ, 90% боевых самолётов, столько же орудий и миномётов/9, с. 54/. Крупные потери и гигантские размеры фронта потребовали развёртывания мобилизационной работы в небывалых масштабах: За пять месяцев войны Советскому Союзу удалось сформировать 291 дивизию, 94 бригады. Из них в Казахстане сформировано и отправлено на фронт 25 соединений и 50 частей различного рода войск. Цифры эти просто фантастичны и показывают огромную мобилизационную работу, проведённую как в целом по стране, так и в Казахской ССР в частности /9, с. 54/.
Важнейшим участком жизни сражающейся страны являлась подготовка резервов для действующей армии. С начала войны в подготовку пополнения для Вооруженных Сил активно включились добровольные спортивные общества (ДСО) и низовые физкультурные коллективы. Республиканский комитет по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме Казахской ССР, советы ДСО и низовых коллективов за 1941 – 1945 гг. подготовили 163 600 значкистов комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (I ступени, 3757 – ГТО II ступени и 86 826 – «Будь готов к труду и о6ороне СССР». Особое внимание уделялось военно-прикладным видов спорта: было подготовлено 159 996 лыжников, 287 717 гранатометчиков, 225 640 бойцов рукопашного боя, 69841 пловец, 7751 автомотоводитель, 15311 связистов – велосипедистов [3, с.59].
Активизировало свою работу и Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Уже к октябрю 1944 г., 1.365.410 человек сдали нормы на значок «Готов к санитарной обороне СССР», 659 760 учащихся – на значок «Будь готов к санитарной обороне СССР». Кроме того, за военные годы в специально созданных школах и на курсах Общество обучило 9585 медсестер запаса, 31 695 сандружинниц и 1 752 санинструктора и санитара. Часть из них по призыву и добровольцами отправилась на фронт [11, с.8].
Организации Общества активно включились в шефство над госпиталями, развернутыми во многих городах и селах Казахстана. Шефы помогали в подборе помещений, их ремонте и приспособлении к новым потребностям, в улучшении питания пациентов, в организации обучения инвалидов новым гражданским специальностям. Общество Красного Креста содействовало укомплектованию кадрами медицинских и санитарно технических работников, налаживанию дежурства у постели тяжелораненых. От 48,8 до 70% раненых войнов вернулись в строй [6, с.7].
Большой вклад в подготовку резервов для фронта внесло Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Казахстанские осоавиахимовцы за военные годы подготовили к сдаче норм комплекса ПВХО свыше пяти миллионов жителей, в т. ч. 1.300 тысяч детей. [11, с. 60].
Но решающим участком деятельности Осоавиахима явилось обучение патриотов различным воинским специальностям, в первую очередь стрелка и пулеметчика. При этом основной формой работы с начала 1942 г. стали не кружки, как было раньше, а учебные подразделения воинского типа. В 1943 г. Осоавиахим Казахстана имел 19 учебных батальонов, 341 роту, 1.860 взводов и 4 454 отделения [11, с.60].
С осени 1941 г. в деятельности Осоавиахима все больше внимания уделялось работе трех учебно-стрелковых центров, 12 стрелковых и кавалерийских клубов, трех школ технической связи. Особо следует сказать о деятельности 5 аэроклубов, выпускники которых поступали в военные училища. В 1941 г. Балхашский аэроклуб подготовил 59 летчиков. 154 – Алма-атинский. Война потребовала концентрации сил и средств страны во всех сферах жизни, и в подготовке летных кадров в частности. Поэтому в первом полугодии войны все аэроклубы республики были закрыты, а Алма-Атинский еще весной 1941 г. реорганизован в военную авиационную школу пилотов первоначального обучения.
За 1941 – 1945 гг. учебные подразделения и организации Осоавиахима Казахской ССР подготовили 736 летчиков, 667 705 стрелков, 16 055 кавалеристов, 42 925 связистов, 18 745 шоферов и мотоциклистов, 8 568 моряков, а всего 753 998 человек [9, с.8].
Заметную роль в военном обучении молодежи сыграло введение в учебные планы школ, учебных заведений трудовых резервов, техникумов и вузов уроков военного дела. Изучение военного дела в республике официально начато с 1 сентября 1940 г., но из-за недостатка военных руководителей (военруков) в школах и инспекторов в районных и областных отделах народного образования, из-за слабости учебно-материальной базы преподавание внедрялось постепенно и повсеместно велось фактически с осени 1942 г.[12, с.67]. Закреплению знаний и приобретению первых навыков воинской службы способствовали 15- дневные лагерные сборы учащихся 8 – 9 классов, проводившиеся летом 1943 и 1944 гг. Этому содействовало и оживление работы оборонных кружков, проведение внутри- и межшкольных военно-технических игр и военизированных походов [14, с.16].
Органы военного управления своевременно обратили внимание на то, что использовавшиеся с довоенных лет формы и методы не могут обеспечить потребности армии в обученных резервах. К тому же подготовка будущего воина в них продолжалась месяцы и годы, а пополнения для фронта требовалось поставлять непрерывно и в больших количествах. Поэтому 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Всевобуч вводился с 1 октября 1941 г., распространялся на мужское население в возрасте от 16 до 50 лет и осуществлялся во вневойсковом порядке, без отрыва обучающихся от производства /6,с.9/. Весь курс обучения продолжался 110 учебных часов, из которых 7 отводилось на изучение уставов, 26 на строевую подготовку, 38 – на огневую, 14 – на рукопашный бой, 7 – на самоокапывание и 18 – на тактику [7, с.10].
Двухнедельный промежуток между принятием постановления и началом учебы, конечно, был коротким, но увеличить его не мог никто: шла война и ее требования были неотложными. Из числа работников военкоматов и офицеров запаса было подобраны 323 инструктора всевобуча в районных и областных, военкоматах. Недостающих 49 офицеров прислал Военный совет САВО. На командно-инструкторские должности для учебных подразделений были привлечены 241 офицер, 711. сержантов и 177 рядовых запаса /7, с.11/. Невысокий уровень военной подготовки командно-инструкторского состава, разумеется, сказывался на содержании и методическом уровне занятий. Но налаженная повсеместно командирская учеба и стремление всех сделать как можно лучше и больше для усиления помощи фронту постепенно повысили уровень занятий.
Обучение осуществлялось на 385 военно-учебных пунктах (ВУПах) созданных во всех районах и на некоторых крупнейших предприятиях и велось по 6 воинским специальностям. После завершения 1-й очереди обучения стрелками стали 24 560 обучавшихся, пулеметчиками – 1 863, истребителями танков – 656, снайперами – 354, минометчиками – 284, мотоциклистами - 206 человек [2, с.9].
Постепенно совершенствовались программы, формы и методы учебной и воспитательной работы в подразделениях, индивидуальных и коллективных видов командирской подготовки. Произошли изменения и в перечне специальностей вместо примитивного усвоения навыков применения гранат и бутылок с горючей смесью в обучении «истребителей танков», стали готовить расчеты противотанковых ружей. Все больше людей осваивали профессии автоматчика и сапера – подрывника.
Повышению качества обучения содействовало увеличение продолжительности учебы: 110-часовая программа теперь лишь предшествовала основному курсу. Помогла и передача подготовки воинов ряда специальностей комсомольским подразделениям Всевобуча, что облегчило их укомплектование людьми с более высоким общеобразовательным уровнем. С февраля 1942, когда впервые появились такие подразделения, и к окончанию войны, в комсомольских формированиях Всеобуча в Казахстане прошло обучение 84 тыс. человек. Содействие комсомола Всевобучу проявилось и в том, что должности заместителей политруков на всех ВУПах занимали штатные комсомольские работники и развитые в общеобразовательном отношении юноши [6, с.47].
Они читали лекции, проводили беседы о ходе войны, о боевых традициях Вооруженных Сил и подвигах защитников Родины, организовывали встречи с фронтовиками, выпускали стенгазеты и боевые листки. Как мы уже замечали, система Всевобуча, комсомол, спортивные и оборонно-массовые организации в подготовке резервов тесно взаимодействовали, а некоторые задания Родины выполняли совместные усилиями. В качестве примера может служить подготовка горных альпийских стрелков. Перёд войной подготовкой альпинистов (не альпийских горных стрелков!) занимались только ДСО. За 1940 г. они обучили 643 альпиниста. В военное время пришлось изменить профиль обучения, а это потребовало подключения к работе военкоматов и осоавиахимовских организаций. Военкоматы взяли на себя создание специальных ВУПов и укомплектование их курсантами, спорткомитеты и общества – общую физическую и специальную альпинистскую подготовку, Осоавиахим – преподавание стрелкового дела и тактики боевых действий. И результаты не замедлили сказаться: за 1941 г. 26 ВУПов горных стрелков Южно-Казахстанской, Джамбульской, Алма-Атинской и Восточно-Казахстанской обл. обучили 2 390 человек, в 1942 г. 1.067. Однако и эти цифры не могли удовлетворить потребности армии. В мае 1942 г. заслуженный мастер спорта М. Т. Погребецкий предложил для обеспечения инструкторами новых учебных пунктов в тех республиках, где имеются горы, открыть Всесоюзную горнострелковую школу. Вскоре она была создана на базе школы инструкторов горной подготовки, работавшей с довоенных .времен в урочище Горельник, вблизи Алма-Аты. За два года существования школа обучила 1 500 инструкторов. В 1943 г. в Казахской ССР ими было обучено 6 684 горных стрелка, в 1944 г. – 4 437, в 1945 - еще 597 человек. Всего за военные годы республика подготовила 16575 горных стрелков, - пополнивших горно-стрелковые части Советской Армии. Они показали высокую боевую выучку и специальную подготовку в горах Кавказа, на Карпатах, в сопках Заполярья и на Большом Хингане [10].
Специального рассмотрения заслуживает вопрос о военном обучении девушек и женщин. На территории Казахстана в 1941 – 1945 гг. было мобилизовано 1109 девушек и молодых женщин из числа врачей и медсестер. По данным Казвоенкомата, к октябрю 1943 г, в республике было обучена 5 882 радисток, 5409 телефонисток, 4 391 стенографистка, 3 372 снайпера, 352 стрелка и автоматчика, 292 шофера, столько же регулировщиц дорожного движения [14, с.54].
Каковы же итоги призыва армию патриоток Казахстана? По донесениям областных военкоматов, к августу 1944 из Казахстана бы мобилизовано, кроме женщин – медиков, в подразделения технического обслуживания авиачастей 2352 женщины и девушки, для войск связи и войсковых курсов связистов – 1335, для стрелковых частей – 251, на курсы снайперов действующей армии – 63, для подразделений ПВО – 61 и в войска НКВД – 12. Всего, по не полным данным, из нашей республики ушло в Действующую армию 5183 женщины и девушки [14, с.55].
Итак, системой Всеобуча, спортивными, оборонно-массовыми и молодёжными организациями Казахстана в годы войны была проделана колоссальная работа по подготовке населения к ПВХО и обучению призывных контингентов, практически всего мужского населения и части женщин к службе в армии. «Разнообразные виды воинского обучения трудящихся, – отмечает историк М.Ф. Вилков, – являлась своего рада первой ступенью массовой подготовки фронтовых резервов, а боевое обучение в запасных и резервных частях – второй» [4, с.50]
В запасных формированиях Советской Армии начиналась воинская служба со всем физическими, морально-психическими нагрузками. На территории республики за время войны дислоцировались три запасные стрелковые бригады, четырёхполковового состава каждая, 4-я кавалерийская бригада, 1-й кавалерийский, 85-й зенитно-артиллерийский, 17-й артиллерийский и 18-железнодорожный полки. [8, с.11]. Через их подразделения прошла значительная часть военнообязанных, призванных в Казахстане и прилегающих районах, а также раненые фронтовики после выздоровления.
Численность личного состава запасных частей непрерывно колебалась: одни подразделения начинали обучение, другие, закончив программу, маршевыми ротами отправлялись в действующую армию. Краткосрочность пребывания людей в запасной части требовала от ее командиров и политработников дополнительного напряжения в труде. И в большинстве своем они справлялись со своими нелегкими обязанностями, Отчасти этому содействовало то, что среди офицеров запасных формирований, особенно с 1943 г., было много раненых фронтовиков.
Следует отметить, что точных сведений о количестве прошедших боевую подготовку в запасных частях, дислоцировавшихся в Казахстане до сих пор нет. Известно, что за..1941 – 1945 гг. военкоматы республики призвали к оружию около 1,2 млн. человек. Из них около полумиллиона проходили действительную службу в мирные годы. Следовательно 700 тыс. человек получили боевую подготовку в запасных частях на территории республики. Цифра впечатляющая. Она, а также сведения об итогах работы подразделений Всевобуча, ячеек Осоавиахима и других добровольных обществ и союзов трудящихся позволяют смело утверждать, что республика сделала все возможное для подготовки резервов сражавшимся армиям. Первым видом такого участия явилась мобилизация офицеров запаса. В 1941 г. было призвано 7 115, в 1942 – 4 541, в 1943 – 3 042, в 1944 (на 1 июня) – 254 офицера всех рангов. Всего из республики за три года ушло на фронт 14 952 офицера запаса, почти вдвое больше, чем состояло на учете к началу войны [8, с.11]. Такое превышение произошло за счет эвакуированных из прифронтовой полосы и выздоравливавших после ранений.
Больше офицеров Республика дала за счет их обучения в военных учебных заведениях. За 1941 – 1944 гг. на укомплектование военных училищ и школ Казахская ССР мобилизовала 42 439 человек, в том числе 8 146 казахов. Часть из них и обучалась на территории республики.
Алма-атинское стрелково-пулеметное училище оказалось первым военным учебным заведением, созданным в Казахстане после расформирования курсов и школ 20-х годов. Оно было основано в июне 1940 г. Опытных, компетентных преподавателей и командиров в училище было немало. К окончанию войны, по неполным данным, 4 из них были отмечены орденами и медалями, 56 – Грамотами Верховного Совета Казахской ССР.[8, с.12].
В 1941 г, училище сделало 5 выпусков, давших армии 2 429 молодых офицеров, в 1942 голу за 8 выпусков было обучено 2 869 человек, в 1943 г. два выпуска дали 154 офицера и в 1944 г. столько же выпусков еще 881 офицера. Всего училище выдало офицерские аттестаты 6 333 молодым патриотам. Кроме того, в курсантских бригадах рядовыми и сержантами на фронт отправились 1 001 человек.
Более полны сведения об Алма-Атинской 22-й военной авиашколе пилотов первоначального обучения, основанной в мае 1941 г. на базе местного аэроклуба. Осложняло учебную работу – началась она 1 августа 1941 г. – то обстоятельство, что вскоре после начала занятий наиболее подготовленная часть командиров, инструкторов – летчиков и инженерно-технических специалистов была передана в сформированные школой 662, 991 и 992-й авиаполки ночных бомбардировщиков. В полки передали и лучшие самолеты [8, с.13].
Необходимо отметить, что начиная с организации аэроклуба, т.е. с 1933 – 1934 года, и вплоть до начала Великой Отечественной войны алма-атинский аэроклуб готовил без отрыва от производства молодежь для военно-воздушных сил Советской Армии. Воспитанники аэроклуба направлялись в военные летные училища после успешного их окончания продолжали совершенствовать летное мастерство и боевую подготовку в частях ВВС.
Перед началом войны аэроклуб закончил очередной выпуск пилотов и передал их военным училищам. Великая Отечественная война потребовала больших людских резервов и в первую очередь технических кадров. На базе аэроклуба с его инструкторским и командным составом была создана 22-я военная школа пилотов первоначального обучения. В трудных условиях военного времени пришлось разворачивать учебно-летную работу. Не хватало техники, оборудования, автотранспорта, жилья. Курсанты жили в палатке для самолетов до января месяца, инструкторский состав – в течение всей зимы. Приходилось одновременно с подготовкой курсантов готовить летчиков-инструкторов. Несмотря на большие трудности и лишения личный состав выполнил задание досрочно. В конце 1941 г. из личного состава школы был сформирован 662-й авиационный полк ночных бомбардировщиков. Командиром полка был назначен капитан Заплетняк. В процессе работы командиры и политработники, преподаватели, летчики – инструкторы, техники и механики добились высоких результатов: в июле 1942г. 493 курсанта сдали экзамены на вождение самолетов У-2 и УТ-2 и отправились в авиационные училища для овладения боевыми самолетами.
Первый выпуск еще готовился к экзаменам, а в школу прибыли 472 новых курсантов. Когда и они закончили обучение, школа 14 сентября 1942 г. была расформирована. Менее чем за полтора года существования она подготовила около тысячи, пилотов, сформировала и отправила на фронт три полка ночных бомбардировщиков [16, с.89].
В августе 1942 года на базе школы были сформированы ещё два авиационных полка ночных бомбардировщиков – 991-й и 992-й. Оба полка были направлены на северо-западный участок советско-германского фронта. Командир эскадрильи, алмаатинец Алексей Долгов в сражении на Северном Донце, будучи подбит немецкой зениткой повторил подвиг Гастелло – направил свою машину в гущу вражеских войск, скопившихся у переправы. И таких случаев массового героизма алмаатинцев – выпускников школы было немало.
В Казахстане в годы войны функционировало почти три десятка военных учебных заведений, эвакуировавшихся из оккупированных районов и прифронтовой полосы. В республике ещё до войны, с 1940 года действовало Алма-Атинское стрелково-пулемётное (с 1941 Алма-Атинское военное пехотное) училище, которое за годы войны дало фронту 6333 офицеров, кроме них на фронтах войны сержантами и рядовыми воевали в составе курсантских бригад и батальонов 7001 воспитанник училищ [16, с.90].
С ноября 1941 до февраля 1945 в Талгаре работало Рязанское артиллерийское училище В последний казахстанский набор училище выпустило 141 офицера. За успешное выполнение заданий по подготовке офицеров–артиллеристов, за долголетнюю и безупречную службу в Вооруженных Силах Президиум Верховного Совета Казахской ССР наградил Грамотой 64 преподавателей, а Президиум Верховного Совета СССР 47 военных педагогов отметил орденами и медалями [16, с.91].
В столицу республики в 1944 г. было переведено Харьковское пограничное кавалерийское училище, около двух лет работавшее в Ташкенте. В Алма-Ате оно к окончанию войны сделало один выпуск офицеров – пограничников [12, с.93].
Документы архивов и периодическая печать упоминают и другие военные учебные заведения, функционировавшие в Казахстане.[5, с.4-5].
Итак, начавшаяся война потребовала большой и многогранной работы по формированию воинских соединений и частей. Слаженными усилиями государственных органов власти и общественных организаций эта задача была успешно решена. Казахстан сформировал 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад и около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. В Алма-Ате было сформировано 5 стрелковых дивизий и одна национальная отдельная бригада, три авиаполка ночных бомбардировщиков. Надо отметить, что 3 кавалерийские дивизии и 2 стрелковые бригады создавались как казахские национальные соединения. Укомплектованы они были в основном из добровольцев, и до отправки в действующую армию содержались за счет бюджета республики и добровольных взносов населения. Президент Казахстана Н. Назарбаев отмечал, что республика тогда превратилась в мобилизационный центр страны.
Особо следует отметить, что в числе мобилизованных было 14952 офицера запаса, а на пополнение офицерского корпуса республика направила в военные училища и школы 42439 человек, среди них 8146 казахов. Часть из них училась в трех десятках военных учебных заведений, работавших в Казахстане.
Обобщая материалы по мобилизации, формированию соединений и частей и подготовке для них резервов и командных кадров, можно сделать следующие выводы.
1. Несмотря на огромные трудности финанасового и организационного характера Республика успешно выполнила все наряды НКО СССР по мобилизации и призыву военнообязанных для развертывания ранее созданных частей по штатам военного времени и для вновь формировавшихся в Казахстане и за его пределами. Были выполнены и наряды на поставку автотранспорта, тракторов, лошадей, обозного инвентаря и всех иных видов имущества.
2. Оборонно-массовые, физкультурные и молодёжные организации, военкоматы своевременно и полностью выполнили задания по всеобщему военному обучению мужского населения, начальной военной подготовке учащихся всех систем образования, а также по подготовке населения к противовоздушной и противохимической обороне.
3. Подготовка к обороне страны требовала колоссальных затрат как в довоенное время, так и в годы войны. Правительство вынужденно было на них идти, так как это требовала политическая обстановка и положение на фронтах.
Призывом молодежи в военные учебные заведения и созданием нормальных условий для трех десятков военных училищ и школ Республика внесла свой вклад в подготовку офицерских кадров, для различных видов Вооруженных Сил и родов войск. Без такой работы в тылу трудно было рассчитывать на победу на фронте.
Рецензии:
28.03.2016, 22:12 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Адерихина С.В., бесспорно, интересная с учетом важности современного повышения обороноспособности России. Статья достойна публикации. Но автору необходимо просмотреть текст еще раз для устранения ошибок и несогласований. Например, 10-е слово текста - «lействующей», в четвертой строке - «1-941», в шестой – «прикладным видов». На мой взгляд, надо указать, что предвоенные затраты на оборону страны были осуществлены правительством вынужденно, несмотря на невысокий уровень жизни.
6.04.2016, 22:21 Балюнов Игорь Валерьевич Отзыв: в тексте есть еще ошибки "Подготовка к обороне страны требовало колосальных затрат как в довоенное время, так и в годы войны. Правительство вынужденно было на них идти, так как это треборвала политическая обстановка и положение на фронтах". |
7.04.2016, 9:33 Адерихин Сергей Владимирович Отзыв: Спасибо за замечания. Исправил. |
14.04.2016, 19:49 Надькин Тимофей Дмитриевич Отзыв: Хорошо. Но хотелось, чтобы перед рекомендацией к публикации статьи, автор все-же в той или иной степени учел высказанные замечания. |
30.04.2016, 21:12 Адерихин Сергей Владимирович Отзыв: Постарался максимально учесть Ваши замечания. В начале статьи внес дополнения по трудностям и проблемам, по обстановке на фронте и в Казахстане. Рамки статьи не позволяют писать об этом слишком подробно. Еще о трудностях говорится в тексте. Например, что курсантом и преподавателям приходилось жить в палатках. О других проблемах, связанных с организацией этой сложной работы я постараюсь остановиться в следующей статье и обязательно сделаю обзор литературы. В Советское время тщательно были изучены архивы. На такие работы я и опирался. А роль партийных органов умалять нельзя. Она была очень важной в деле мобилизации и вдохновения народа. Из "песни" слов не выкинешь. Спасибо за Ваше внимание к моей работе. |
1.05.2016, 19:08 Надькин Тимофей Дмитриевич Отзыв: Полагаю, статью можно рекомендовать к публикации. |