Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №32 (апрель) 2016
Разделы: История
Размещена 28.03.2016. Последняя правка: 02.05.2016.
Просмотров - 3722

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В АЛМА-АТЕ

Адерихин Сергей Владимирович

кандидат философских наук

Казахская академия спорта и туризма

доцент

Адерихина И.В преподаватель, Педагогический колледж иностранных языков.


Аннотация:
Цель статьи – раскрыть особенности формирования и подготовки резервов и офицерских кадров для Советской армии в годы Великой Отечественной войны на территории Казахстана. В задачи работы входило показать как проходил формирования военных кадров для армии в различных военных учебных заведениях и добровольных обществах во время войны, выделить небывалый патриотический подъём среди простых граждан в деле защиты Родины. Выводы работы могут применяться в учебной деятельности преподавателей и студентов, при дальнейшем изучение хода и итогов ВОВ.


Abstract:
The purpose of the article - to reveal features of the formation and training of reserves and officers for the Soviet Army in the Great Patriotic War on the territory of Kazakhstan. The objectives of the work was to show how the passing of formation of military personnel for the army in various military educational institutions and voluntary societies during the war, highlight the unprecedented patriotic upsurge among ordinary citizens in the defense of the motherland. Conclusions of the work can be used in educational activity of teachers and students in the further study of the progress and outcome of the Second World War.


Ключевые слова:
резервы; кадры; спортивные общества; военные училища.

Keywords:
staff; sports organizations; military schools.


УДК 03.20

Тема Великой Отечественной войны остаётся актуальной и сегодня. Потомки должны знать и помнить, какой ценой досталась Победа. Цель статьи – раскрыть особенности формирования и подготовки резервов и офицерских кадров для Советской армии в годы Великой Отечественной войны на территории Казахстана.

Великая Отечественная война превзошла все предшествовавшие сражения по напряженности и кровопролитию. Первые месяцы войны сложились неудачно для Красной Армии. Тем не менее, планы германского командования разжечь межнациональные конфликты и развалить СССР не удались. Советский народ сплотился перед угрозой порабощения.

В Казахстане, как и во всей стране, обстановка была сложной. Народ ещё не оправился от волны массовых репрессий, активно действовали вражеские агенты и провокаторы. Огромными усилиями обстановка была взята властью под контроль и в короткие сроки была налажена мобилизационная работа.  В проведение такой работы пришлось преодолевать значительные трудности, связанные с недостаточным опытом по организации мобилизации таких масштабов, финансовыми трудностями, нехваткой помещений, кадров и т.д. 

Особенно большие потери в людях и вооружении Советская Армия понесла к концу 1941 г.  По этой причине пришлось расформировать 124 дивизии /1, с. 270/. По данным М. Козыбаева к концу 1941 года Советская Армия потеряла 67% стрелкового оружия, 91% танков и САУ, 90% боевых самолётов, столько же орудий и миномётов/9, с. 54/. Крупные потери и гигантские размеры фронта потребовали развёртывания мобилизационной работы в небывалых масштабах: За пять месяцев войны Советскому Союзу удалось сформировать 291 дивизию, 94 бригады. Из них в Казахстане сформировано и отправлено на фронт 25 соединений и 50 частей различного рода войск. Цифры эти просто фантастичны и показывают огромную мобилизационную работу, проведённую  как  в целом по стране, так и в Казахской ССР в частности /9, с. 54/. 

Важнейшим участком жизни сражающейся страны являлась подготовка резервов для действующей армии. С начала войны в подготовку пополнения для Вооруженных Сил активно включились добровольные спортивные общества (ДСО) и низовые физкультурные коллективы. Республиканский комитет по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме Казахской ССР, советы ДСО и низовых коллективов за 1941 – 1945 гг. подготовили 163 600 значкистов комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (I ступени, 3757 – ГТО II ступени и 86 826 – «Будь готов к труду и о6ороне СССР». Особое внимание уделялось военно-прикладным видов спорта: было подготовлено 159 996 лыжников, 287 717 гранатометчиков, 225 640 бойцов рукопашного боя, 69841 пловец, 7751 автомотоводитель, 15311 связистов – велосипедистов  [3, с.59].

Активизировало свою работу и Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Уже к октябрю 1944 г., 1.365.410 человек сдали нормы на значок «Готов к санитарной обороне СССР», 659 760 учащихся – на значок «Будь готов к санитарной обороне СССР». Кроме того, за военные годы в специально созданных школах и на курсах Общество обучило 9585 медсестер запаса, 31 695 сандружинниц и 1 752 санинструктора и санитара. Часть из них по призыву и добровольцами отправилась на фронт [11, с.8].

Организации Общества активно включились в шефство над госпиталями, развернутыми во многих городах и селах Казахстана. Шефы помогали в подборе помещений, их ремонте и приспособлении к новым потребностям, в улучшении питания пациентов, в организации обучения инвалидов новым гражданским специальностям. Общество Красного Креста содействовало укомплектованию кадрами медицинских и санитарно технических работников, налаживанию дежурства у постели тяжелораненых. От 48,8 до 70% раненых войнов вернулись в строй [6, с.7].

Большой вклад в подготовку резервов для фронта внесло Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Казахстанские осоавиахимовцы за военные годы подготовили к сдаче норм комплекса ПВХО свыше пяти миллионов жителей, в т. ч. 1.300 тысяч детей. [11, с. 60].

Но решающим участком деятельности Осоавиахима явилось обучение патриотов различным воинским специальностям, в первую очередь стрелка и пулеметчика. При этом основной формой работы с начала 1942 г. стали не кружки, как было раньше, а учебные подразделения воинского типа. В 1943 г. Осоавиахим Казахстана имел 19 учебных батальонов, 341 роту, 1.860 взводов и 4 454 отделения [11, с.60].

С осени 1941 г. в деятельности Осоавиахима все больше внимания уделялось работе трех учебно-стрелковых центров, 12 стрелковых и кавалерийских клубов, трех школ технической связи. Особо следует сказать о деятельности 5 аэроклубов, выпускники которых поступали в военные училища. В 1941 г. Балхашский аэроклуб подготовил 59 летчиков. 154 – Алма-атинский. Война потребовала концентрации сил и средств страны во всех сферах жизни, и в подготовке летных кадров в частности. Поэтому в первом полугодии войны все аэроклубы республики были закрыты, а Алма-Атинский еще весной 1941 г. реорганизован в военную авиационную школу пилотов первоначального обучения.

За 1941 – 1945 гг. учебные подразделения и организации Осоавиахима Казахской ССР подготовили 736 летчиков, 667 705 стрелков, 16 055 кавалеристов, 42 925 связистов, 18 745 шоферов и мотоциклистов, 8 568 моряков, а всего 753 998 человек [9, с.8].

Заметную роль в военном обучении молодежи сыграло введение в учебные планы школ, учебных заведений трудовых резервов, техникумов и вузов уроков военного дела. Изучение военного дела в республике официально начато с 1 сентября 1940 г., но из-за недостатка военных руководителей (военруков) в школах и инспекторов в районных и областных отделах народного образования, из-за слабости учебно-материальной базы преподавание внедрялось постепенно и повсеместно велось фактически с осени 1942 г.[12, с.67]. Закреплению знаний и приобретению первых навыков воинской службы способствовали 15- дневные лагерные сборы учащихся 8 – 9 классов, проводившиеся летом 1943 и 1944 гг. Этому содействовало и оживление работы оборонных кружков, проведение внутри- и межшкольных военно-технических игр и военизированных походов [14, с.16].

Органы военного управления своевременно обратили внимание на то, что использовавшиеся с довоенных лет формы и методы не могут обеспечить потребности армии в обученных резервах. К тому же подготовка будущего воина в них продолжалась месяцы и годы, а пополнения для фронта требовалось поставлять непрерывно и в больших количествах. Поэтому 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Всевобуч вводился с 1 октября 1941 г., распространялся на мужское население в возрасте от 16 до 50 лет и осуществлялся во вневойсковом порядке, без отрыва обучающихся от производства /6,с.9/. Весь курс обучения продолжался 110 учебных часов, из которых 7 отводилось на изучение уставов, 26  на строевую подготовку, 38 – на огневую, 14 – на рукопашный бой, 7 – на самоокапывание и 18 – на тактику [7, с.10].

Двухнедельный промежуток между принятием постановления и началом учебы, конечно, был коротким, но увеличить его не мог никто: шла война и ее требования были неотложными. Из числа работников военкоматов и офицеров запаса было подобраны 323 инструктора всевобуча в районных и областных, военкоматах. Недостающих 49 офицеров прислал Военный совет САВО. На командно-инструкторские должности для учебных подразделений были привлечены 241 офицер, 711. сержантов и 177 рядовых запаса /7, с.11/. Невысокий уровень военной подготовки командно-инструкторского состава, разумеется, сказывался на содержании и методическом уровне занятий. Но налаженная повсеместно командирская учеба и стремление всех сделать как можно лучше и больше для усиления помощи фронту постепенно повысили уровень занятий.

Обучение осуществлялось на 385 военно-учебных пунктах (ВУПах) созданных во всех районах и на некоторых крупнейших предприятиях и велось по 6 воинским специальностям. После завершения 1-й очереди обучения стрелками стали 24 560 обучавшихся, пулеметчиками – 1 863, истребителями танков – 656, снайперами – 354, минометчиками – 284, мотоциклистами - 206 человек [2, с.9].

Постепенно совершенствовались программы, формы и методы учебной и воспитательной работы в подразделениях, индивидуальных и коллективных видов командирской подготовки. Произошли изменения и в перечне специальностей вместо примитивного усвоения навыков применения гранат и бутылок с горючей смесью в обучении «истребителей танков», стали готовить расчеты противотанковых ружей. Все больше людей осваивали профессии автоматчика и сапера – подрывника.

Повышению качества обучения содействовало увеличение продолжительности учебы: 110-часовая программа теперь лишь предшествовала основному курсу. Помогла и передача подготовки воинов ряда специальностей комсомольским подразделениям Всевобуча, что облегчило их укомплектование людьми с более высоким общеобразовательным уровнем. С февраля 1942, когда впервые появились такие подразделения, и к окончанию войны, в комсомольских формированиях Всеобуча в Казахстане прошло обучение 84 тыс. человек. Содействие комсомола Всевобучу проявилось и в том, что должности заместителей политруков на всех ВУПах занимали штатные комсомольские работники и развитые в общеобразовательном отношении юноши [6, с.47].

Они читали лекции, проводили беседы о ходе войны, о боевых традициях Вооруженных Сил и подвигах защитников Родины, организовывали встречи с фронтовиками, выпускали стенгазеты и боевые листки. Как мы уже замечали, система Всевобуча, комсомол, спортивные и оборонно-массовые организации в подготовке резервов тесно взаимодействовали, а некоторые задания Родины выполняли совместные усилиями. В качестве примера может служить подготовка горных альпийских стрелков. Перёд войной подготовкой альпинистов (не альпийских горных стрелков!) занимались только ДСО. За 1940 г. они обучили 643 альпиниста. В военное время пришлось изменить профиль обучения, а это потребовало подключения к работе военкоматов и осоавиахимовских организаций. Военкоматы взяли на себя создание специальных ВУПов и укомплектование их курсантами, спорткомитеты и общества – общую физическую и специальную альпинистскую подготовку, Осоавиахим – преподавание стрелкового дела и тактики боевых действий. И результаты не замедлили сказаться: за 1941 г. 26 ВУПов горных стрелков Южно-Казахстанской, Джамбульской, Алма-Атинской и Восточно-Казахстанской обл. обучили 2 390 человек, в 1942 г. 1.067. Однако и эти цифры не могли удовлетворить потребности армии. В мае 1942 г. заслуженный мастер спорта М. Т. Погребецкий предложил для обеспечения инструкторами новых учебных пунктов в тех республиках, где имеются горы, открыть Всесоюзную горнострелковую школу. Вскоре она была создана на базе школы инструкторов горной подготовки, работавшей с довоенных .времен в урочище Горельник, вблизи Алма-Аты. За два года существования школа обучила 1 500 инструкторов. В 1943 г. в Казахской ССР ими было обучено 6 684 горных стрелка, в 1944 г. – 4 437, в 1945 - еще 597 человек. Всего за военные годы республика подготовила 16575 горных стрелков, - пополнивших горно-стрелковые части Советской Армии. Они показали высокую боевую выучку и специальную подготовку в горах Кавказа, на Карпатах, в сопках Заполярья и на Большом Хингане [10].

Специального рассмотрения заслуживает вопрос о военном обучении девушек и женщин. На территории Казахстана в 1941 – 1945 гг. было мобилизовано 1109 девушек и молодых женщин из числа врачей и медсестер. По данным Казвоенкомата, к октябрю 1943 г, в республике было обучена 5 882 радисток, 5409 телефонисток, 4 391 стенографистка, 3 372 снайпера, 352 стрелка и автоматчика, 292 шофера, столько же регулировщиц дорожного движения [14, с.54].

Каковы же итоги призыва армию патриоток Казахстана? По донесениям областных военкоматов, к августу 1944 из Казахстана бы мобилизовано, кроме женщин – медиков, в подразделения технического обслуживания авиачастей 2352 женщины и девушки, для войск связи и войсковых курсов связистов – 1335, для стрелковых частей – 251, на курсы снайперов действующей армии – 63, для подразделений ПВО – 61 и в войска НКВД – 12. Всего, по не полным данным, из нашей республики ушло в Действующую армию 5183 женщины и девушки [14, с.55].

Итак, системой Всеобуча, спортивными, оборонно-массовыми и молодёжными организациями Казахстана в годы войны была проделана колоссальная работа по подготовке населения к ПВХО и обучению призывных контингентов, практически всего мужского населения и части женщин к службе в армии. «Разнообразные виды воинского обучения трудящихся, – отмечает историк М.Ф. Вилков, – являлась своего рада первой ступенью массовой подготовки фронтовых резервов, а боевое обучение в запасных и резервных частях – второй» [4, с.50] 

В запасных формированиях Советской Армии начиналась воинская служба со всем физическими, морально-психическими нагрузками. На территории республики за время войны дислоцировались три запасные стрелковые бригады, четырёхполковового состава каждая, 4-я кавалерийская бригада, 1-й кавалерийский, 85-й зенитно-артиллерийский, 17-й артиллерийский и 18-железнодорожный полки. [8, с.11]. Через их подразделения прошла значительная часть военнообязанных, призванных в Казахстане и прилегающих районах, а также раненые фронтовики после выздоровления.

Численность личного состава запасных частей непрерывно колебалась: одни подразделения начинали обучение, другие, закончив программу, маршевыми ротами отправлялись в действующую армию. Краткосрочность пребывания людей в запасной части требовала от ее командиров и политработников дополнительного напряжения в труде. И в большинстве своем они справлялись со своими нелегкими обязанностями, Отчасти этому содействовало то, что среди офицеров запасных формирований, особенно с 1943 г., было много раненых фронтовиков.

Следует отметить, что точных сведений о количестве прошедших боевую подготовку в запасных частях, дислоцировавшихся в Казахстане до сих пор нет. Известно, что за..1941 – 1945 гг. военкоматы республики призвали к оружию около 1,2 млн. человек. Из них около полумиллиона проходили действительную службу в мирные годы. Следовательно 700 тыс. человек получили боевую подготовку в запасных частях на территории республики. Цифра впечатляющая. Она, а также сведения об итогах работы подразделений Всевобуча, ячеек Осоавиахима и других добровольных обществ и союзов трудящихся позволяют смело утверждать, что республика сделала все возможное для подготовки резервов сражавшимся армиям. Первым видом такого участия явилась мобилизация офицеров запаса. В 1941 г. было призвано 7 115, в 1942 – 4 541, в 1943 – 3 042, в 1944 (на 1 июня) – 254 офицера всех рангов. Всего из республики за три года ушло на фронт 14 952 офицера запаса, почти вдвое больше, чем состояло на учете к началу войны [8, с.11]. Такое превышение произошло за счет эвакуированных из прифронтовой полосы и выздоравливавших после ранений.

Больше офицеров Республика дала за счет их обучения в военных учебных заведениях. За 1941 – 1944 гг. на укомплектование военных училищ и школ Казахская ССР мобилизовала 42 439 человек, в том числе 8 146 казахов. Часть из них и обучалась на территории республики.

Алма-атинское стрелково-пулеметное училище оказалось первым военным учебным заведением, созданным в Казахстане после расформирования курсов и  школ 20-х годов. Оно было основано в июне 1940 г. Опытных, компетентных преподавателей и командиров в училище было немало. К окончанию войны, по неполным данным, 4 из них были отмечены орденами и медалями, 56 – Грамотами Верховного Совета Казахской ССР.[8, с.12].

В 1941 г, училище сделало 5 выпусков, давших армии 2 429 молодых офицеров, в 1942 голу за 8 выпусков было обучено 2 869 человек, в 1943 г. два выпуска дали 154 офицера и в 1944 г. столько же выпусков еще 881 офицера. Всего училище выдало офицерские аттестаты 6 333 молодым патриотам. Кроме того, в курсантских бригадах рядовыми и сержантами на фронт отправились 1 001 человек.

Более полны сведения об Алма-Атинской 22-й военной авиашколе пилотов первоначального обучения, основанной в мае 1941 г. на базе местного аэроклуба. Осложняло учебную работу – началась она 1 августа 1941 г. – то обстоятельство, что вскоре после начала занятий наиболее подготовленная часть командиров, инструкторов – летчиков и инженерно-технических специалистов была передана в сформированные школой 662, 991 и 992-й авиаполки ночных бомбардировщиков. В полки передали и лучшие самолеты [8, с.13].

Необходимо отметить, что начиная с организации аэроклуба, т.е. с 1933 – 1934 года, и вплоть до начала Великой Отечественной войны алма-атинский аэроклуб готовил без отрыва от производства молодежь для военно-воздушных сил Советской Армии. Воспитанники аэроклуба направлялись в военные летные училища после успешного их окончания продолжали совершенствовать летное мастерство и боевую подготовку в частях ВВС.

Перед началом войны аэроклуб закончил очередной выпуск пилотов и передал их военным училищам. Великая Отечественная война потребовала больших людских резервов и в первую очередь технических кадров. На базе аэроклуба с его инструкторским и командным составом была создана 22-я военная школа пилотов первоначального обучения. В трудных условиях военного времени пришлось разворачивать учебно-летную работу. Не хватало техники, оборудования, автотранспорта, жилья. Курсанты жили в палатке для самолетов до января месяца, инструкторский состав – в течение всей зимы. Приходилось одновременно с подготовкой курсантов готовить летчиков-инструкторов. Несмотря на большие трудности и лишения личный состав выполнил задание досрочно. В конце 1941 г. из личного состава школы был сформирован 662-й авиационный полк ночных бомбардировщиков. Командиром полка был назначен капитан Заплетняк. В процессе работы командиры и политработники, преподаватели, летчики – инструкторы, техники и механики добились высоких результатов: в июле 1942г. 493 курсанта сдали экзамены на вождение самолетов У-2 и УТ-2 и отправились в авиационные училища для овладения боевыми самолетами.

Первый выпуск еще готовился к экзаменам, а в школу прибыли 472 новых курсантов. Когда и они закончили обучение, школа 14 сентября 1942 г. была расформирована. Менее чем за полтора года существования она подготовила около тысячи, пилотов, сформировала и отправила на фронт три полка ночных бомбардировщиков [16, с.89].

В августе 1942 года на базе школы были сформированы ещё два авиационных полка ночных бомбардировщиков – 991-й и 992-й. Оба полка были направлены на северо-западный участок советско-германского фронта. Командир эскадрильи, алмаатинец Алексей Долгов в сражении на Северном Донце, будучи подбит немецкой зениткой повторил подвиг Гастелло – направил свою машину  в гущу вражеских войск, скопившихся у переправы. И таких случаев массового героизма алмаатинцев – выпускников школы было немало.

В Казахстане в годы войны функционировало почти три десятка военных учебных заведений, эвакуировавшихся из оккупированных районов и прифронтовой полосы. В республике ещё до войны, с 1940 года действовало Алма-Атинское стрелково-пулемётное (с 1941 Алма-Атинское военное пехотное) училище, которое за годы войны дало фронту 6333 офицеров, кроме них на фронтах войны сержантами и рядовыми воевали в составе курсантских бригад и батальонов 7001 воспитанник училищ [16, с.90].

С ноября 1941 до февраля 1945 в Талгаре работало Рязанское артиллерийское училище В последний казахстанский набор училище выпустило 141 офицера. За успешное выполнение заданий по подготовке офицеров–артиллеристов, за долголетнюю и безупречную службу в Вооруженных Силах Президиум Верховного Совета Казахской ССР наградил Грамотой 64 преподавателей, а Президиум Верховного Совета СССР 47 военных педагогов отметил орденами и медалями [16, с.91].

В столицу республики в 1944 г. было переведено Харьковское пограничное кавалерийское училище, около двух лет работавшее в Ташкенте. В Алма-Ате оно к окончанию войны сделало один выпуск офицеров – пограничников [12, с.93].

Документы архивов и периодическая печать упоминают и другие военные учебные заведения, функционировавшие в Казахстане.[5, с.4-5].

Итак, начавшаяся война потребовала большой и многогранной работы по формированию воинских соединений и частей. Слаженными усилиями государственных органов власти и общественных организаций эта задача была успешно решена. Казахстан сформировал 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад и около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. В Алма-Ате было сформировано 5 стрелковых дивизий и одна национальная отдельная бригада, три авиаполка ночных бомбардировщиков. Надо отметить, что 3 кавалерийские дивизии и 2 стрелковые бригады создавались как казахские национальные соединения. Укомплектованы они были в основном из добровольцев, и до отправки в действующую армию содержались за счет бюджета республики и добровольных взносов населения. Президент Казахстана Н.  Назарбаев отмечал, что республика тогда превратилась в мобилизационный центр страны.

Особо следует отметить, что в числе мобилизованных было 14952 офицера запаса, а на пополнение офицерского корпуса республика направила в военные училища и школы 42439 человек, среди них 8146 казахов. Часть из них училась в трех десятках военных учебных заведений, работавших в Казахстане.

Обобщая материалы по мобилизации, формированию соединений и частей и подготовке для них резервов и командных кадров, можно сделать следующие выводы.

1. Несмотря на огромные трудности финанасового и организационного характера Республика успешно выполнила все наряды НКО СССР по мобилизации и призыву военнообязанных для развертывания ранее созданных частей по штатам военного времени и для вновь формировавшихся в Казахстане и за его пределами. Были выполнены и наряды на поставку автотранспорта, тракторов, лошадей, обозного инвентаря и всех иных видов имущества.

2. Оборонно-массовые, физкультурные и молодёжные организации, военкоматы своевременно и полностью выполнили задания по всеобщему военному обучению мужского населения, начальной военной подготовке учащихся всех систем образования, а также по подготовке населения к противовоздушной и противохимической обороне.

3. Подготовка к обороне страны требовала колоссальных затрат как в довоенное время, так и в годы войны. Правительство вынужденно было на них идти, так как это требовала политическая обстановка и положение на фронтах.

Призывом молодежи в военные учебные заведения и созданием нормальных условий для трех десятков военных училищ и школ Республика внесла свой вклад в подготовку офицерских кадров, для различных видов Вооруженных Сил и родов войск. Без такой работы в тылу трудно было рассчитывать на победу на фронте.

Библиографический список:


1. Белан П.С. На всех фронтах. А., 1995. –336 с.
2. Бороздин М. Я. Партийное руководство деятельностью военных комиссариатов Казахстана в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.г.). Автореф. канд. ист. наук. Алма-Ата, 1979. – 12 с.
3. Брусиловский М. Б. Очерки истории физической культуры и спорта в Казахстане. Алма-Ата, 1959. - 159 с.
4. Вилков М. Ф. Коммунистическая партия – организатор массовой подготовки боевых резервов для фронта //Украинский исторический журнал. 1974. № 6. С. 50.
5. Дзержинцы (Сб. очерков). Алма-Ата, 1975. С. 4 - 5;
6. Еремик В. Г., Искаков П. Ф. Молодежь в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. 247 с.
7. Ешимханов С. Е. Воспитание юных патриотов. Алма-Ата, 1976.С.9.
8. Исмаилов А. И. И русские, и нерусские: Из опыта подготовки офицерских кадров в Среднеазиатском военном округе в годы войны //Военно-исторический журнал. 1988. № 11. С. 11 – 18).
9. Казахстан в Великой Отечественной войне. Сб., докладов и выступлений на Международной конференции, посвящённой 55-летию Победы над фашистской Германией. Алматы, 2000. - 254 с.
10. Коваленко Н. Готовилось воевать в горах //Красная Звезда.– 1986, 1 ноября.
11. Кузнецов А. И. Герои не умирают. Алма-Ата, 1963. – 340 с.
12. Осокин Г. Военное обучение населения в ходе Великой Отечественной войны //Военная мысль. 1962. № 9. С. 67.
13. Паремский Ю. М. Жизнь на границе. Алма-Ата, 1988. – 190 с.
14. Пешков И. А., Баринов А. С. Ленинский Всеобуч в годы Великой Отечественной войны. М., 1986 – 160 с.
15. Пешков И. А. Коммунистическая партия - организатор Всеобуча. М., 1975. 250 с.
16. Прилепкин С.Н Казахстан – кузница резервов и офицерских кадров в годы Великой Отечественной войны. //Казахстан в Великой Отечественной войне. Сб., докладов и выступлений на Международной конференции, посвящённой 55-летию Победы над фашистской Германией. Алматы, 2000. – С. 89-95




Рецензии:

28.03.2016, 22:12 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Адерихина С.В., бесспорно, интересная с учетом важности современного повышения обороноспособности России. Статья достойна публикации. Но автору необходимо просмотреть текст еще раз для устранения ошибок и несогласований. Например, 10-е слово текста - «lействующей», в четвертой строке - «1-941», в шестой – «прикладным видов». На мой взгляд, надо указать, что предвоенные затраты на оборону страны были осуществлены правительством вынужденно, несмотря на невысокий уровень жизни.

29.03.2016 11:11 Ответ на рецензию автора Адерихин Сергей Владимирович:
Благодарен за рецензию. Просмотрел ещё раз текст и внёс необходимые изменения с учётом Ваших замечаний.

7.04.2016, 10:13 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Статья, несомненно, актуальна и интересна исходя из понимания вклада каждой республики бывшего СССР в разгром гитлеровской ГЕРМАНИИ. Но у меня возникло несколько замечаний и вопросов к автору: 1. В начале статьи можно было бы больше места уделить трудностям в начале в стране в связи со сложившейся ситуацией на фронтах; несколько предложений посвятить самому Казахстану накануне и начале войны. 2. Полагаю, что но ориентация автора на публикации 1950-х - 1980-х гг. накладывает свой отпечаток на стиль изложения и выводы. Неужели в 1990-е - 2000-е гг. не появилось, кроме одной, работ посвященных данной теме? 3.За рамками статьи остались и проблемы, с которыми столкнулась республика, в ходе организации столь важной работы. Констатация, что все задания были выполнены, мало о чем говорит. Если автор подумает и внесет кое-какие правки, это только украсит данную работу.
14.04.2016 18:18 Ответ на рецензию автора Адерихин Сергей Владимирович:
Замечания правильные и будут учтены в следующих работах. Рамки данной работы не позволяют охватить все проблемы.



Комментарии пользователей:

6.04.2016, 22:21 Балюнов Игорь Валерьевич
Отзыв: в тексте есть еще ошибки "Подготовка к обороне страны требовало колосальных затрат как в довоенное время, так и в годы войны. Правительство вынужденно было на них идти, так как это треборвала политическая обстановка и положение на фронтах".


7.04.2016, 9:33 Адерихин Сергей Владимирович
Отзыв: Спасибо за замечания. Исправил.


14.04.2016, 19:49 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: Хорошо. Но хотелось, чтобы перед рекомендацией к публикации статьи, автор все-же в той или иной степени учел высказанные замечания.


30.04.2016, 21:12 Адерихин Сергей Владимирович
Отзыв: Постарался максимально учесть Ваши замечания. В начале статьи внес дополнения по трудностям и проблемам, по обстановке на фронте и в Казахстане. Рамки статьи не позволяют писать об этом слишком подробно. Еще о трудностях говорится в тексте. Например, что курсантом и преподавателям приходилось жить в палатках. О других проблемах, связанных с организацией этой сложной работы я постараюсь остановиться в следующей статье и обязательно сделаю обзор литературы. В Советское время тщательно были изучены архивы. На такие работы я и опирался. А роль партийных органов умалять нельзя. Она была очень важной в деле мобилизации и вдохновения народа. Из "песни" слов не выкинешь. Спасибо за Ваше внимание к моей работе.


1.05.2016, 19:08 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: Полагаю, статью можно рекомендовать к публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх