студентка 4 курса
Крымский Федеральный Университет имени Вернадского, Гуманитарно-Педагогическая Академия (филиал г. Ялта)
Факультет Психологии
Велешко Елена Николаевна, кандидат политических наук, доцент,Крымский Федеральный Университет имени Вернадского, Гуманитарно-Педагогическая Академия (филиал г. Ялта)
УДК:159.923.2–055.25–053.6:391.91
Введение. Важной подструктурой самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своём телесном облике, который во многом отражает особенности личности в целом. Параметры образа физического «Я» отражают особенности характера, актуальную проблематику человека, степень напряжения, тревожности, травмы развития и т.п.
Как известно, образ физического Я, отношение к нему формируется в онтогенезе в процессе социализации посредством различных социальных институтов, под влиянием искусства, науки, приобретения личного опыта. При этом, как правило, требования общества, культурные стереотипы относительно телесных проявлений взрослеющего человека и субъективная значимость телесного Я подростка вступают в противоречие, активируя различные варианты экспериментов с собственным телом – социальные (одежда, прическа, макияж), физиологические и анатомические (занятия спортом, диета, соматические модификации и т.п.).
Психологический анализ современных стилей подростковой одежды, например, стиль унисекс, нестандартные проявления во внешнем облике позволяет говорить о наиболее доступном для подростков способе самовыражения своего «Я», что, чаще всего, вызывает непонимание и возражения со стороны родителей и других взрослых. При этом взрослые мало ориентированы на понимание проблем подростков связанных с восприятием своего тела, осознанием собственного физического облика, развитием половой идентичности, соответствием физического облика и психологического состояния. Как психический феномен образ физического «Я» представлен во внешнем и внутреннем планах и отражает осознанные характеристики внешнего физического облика с их оценочным смыслом. Внешнюю привлекательность Я составляют анатомические, функциональные и социальные характеристики. Внутренним аспектом образа физического Я является здоровье, которое рассматривается как важный фактор регуляции поведения и изменения своего физического Я.
Увеличение количества подростков с различными крайними формами самовыражения физического «Я» и немногочисленность психологических исследований в этой области определяет актуальность нашей работы.
Формулировка цели статьи и задач. Адекватность развития и осознания образа физического Я, соматической конституции на этапе подросткового возраста является одним из важных внутренних условий, которое опосредованно, но активно участвует в формировании личности человека. В этой связи выявление и описание особенностей образа физического «Я» девушек - подростков, имеющих соматические модификации в виде пирсинга и татуажа, обеспечивают возможность своевременной психокоррекции отношения к собственному телу у девушек–подростков
Теоретический анализ научной литературы, посвящённой изучению формирования образа «физического «Я» девушек в подростковом возрасте, психологических причин и механизмов соматических модификаций дает основания для проведения эмпирического исследования особенностей физического «Я» девушек - подростков, имеющих пирсинг и татуировки, последующих анализа и психологической интерпретации.
Изложение основного материала статьи.
В психологической науке изучение проблемы самосознания продолжает оставаться актуальным, что обусловлено потребностью современного человека в самоопределении и самотождественности в быстро меняющихся условиях, его возможностями преобразовывать себя и окружающий мир. Самосознание как многокомпонентное образование обеспечивает процесс восприятия и оценки себя в различных ситуациях деятельности, общения [1].
В психологической науке с изучением проблемы самосознания тесно связано изучение физического Я-образа человека, который является одной из его подтруктур. Непосредственным выражением физического Я-образа личности как психологического образования приятно считать ее внешность. При этом большинство ученых сходятся во мнении, что физический Я-образ человека является базовой подструктурой самосознания личности, а его развитие осуществляется на основе взаимодействия с социокультурной средой [6;8;9]. На протяжении всей жизни физический Я-образ личности изменяется и оказывает влияние на особенности ее деятельности и поведения.
На ранних этапах онтогенеза у человека формируется стабильное психическое образование - образ самого себя (схема тела), который позволяет ему более адекватно и эффективно действовать. Особый интерес к собственному телесному Я наблюдается на этапе подростничества. При этом интерес к себе в подростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а в других с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона по отношению к себе [8].
Как известно, развитие самосознания в подростковом возрасте решает три основные задачи:
- осознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее;
- осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе;
- обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (половой идентификации, профессионального самоопределения, мировоззрения) [5].
Одна из основных проблем, волнующих подростков обоего пола, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. От степени удовлетворённости подростков, особенно девушек, своей внешностью зависят и такие качества личности как жизнерадостность, открытость, общительность [10].
По мнению А.Г. Гусевой образ физического Я представляет собой социальный феномен, который содержит критерии внешней привлекательности, а именно – физический облик человека в совокупности анатомических, социальных и функциональных признаков (характеристик) [3].
Б.В. Ничипоровым показано, что в подростковом возрасте повышается значимость внешнего облика в структуре ценностей, структурируется представление о собственной внешности и ее элементах. В этот период складывается самооценка внешности, приобретая в дальнейшем достаточно устойчивый характер. Образуется и актуализируется в сознании связь между идеалом внешней привлекательности личности и самооценкой внешности. Для здоровых подростков характерно наличие достаточно структурированного идеала внешней привлекательности, но с отсутствием прямой связи между самооценкой внешнего облика, эмоциональным фоном настроения и установкой личности на приятие (неприятие) себя. Опосредованность этой связи задается общением [7].
При этом представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» – образом типичного сверстника своего пола. Так И.С. Кон отмечает, что подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием сверстников и очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу [4]. Однако этот образ никогда не совпадает с «мы» полностью и обязательно включает индивидуальные особенности. Преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отражение индивидуальности усиливается.
Отметим, что в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте весомая роль принадлежит процессу выделения своего «Я» из окружения, сравнения себя с ним, наличия эталона как ориентира для самодетерминации. При этом эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания личности подростка, особенности его физического Я-образа.
Приходится констатировать, что в последние годы эталоны физической привлекательности претерпели существенное изменение. А одним из распространенных явлений стали соматические модификации кожных покровов – пирсинг и татуаж, которые выйдя из маргинальных слоев общества превратись в сложное многогранное явление. В рамках современной индустрии моды практика самоизменений приобретает все большую актуальность и новые окультуренные дефиниции – «модификации тела», «декорирование тела», «боди-арт». По мнению И.А. Гринько соматические модификации представляют собой этнографический факт, универсальное явление, которое встречается в той или иной форме почти во всех культурах, выполняя следующие функции:
Другими словами соматические модификации в современной культуре уже превратились в язык, понимание которого доступно посвященным.
Однако как психологический феномен модификации тела – несуицидальное повреждение или изменение тканей тела – представляет собой сложное явление, которое имеет широкий диапазон реализации. От поиска себя, своей идентичности и референтного социального окружения – своеобразной «культурной адаптации» до экстремального девиантного поведения в ситуации вхождения в специфические культурно и идеологически обособленные группы (например, BDSM–субкультура, подростковые субкультуры, сообщества сексуальных меньшинств, взрослых, пострадавших от сексуального насилия и др.).
Особое внимание в этой связи должно быть уделено подросткам. Именно в этом возрасте модификации тела могут быть мотивированы как потребностью привлечь к себе внимание, получением опыта новых ощущений, способом стратификации, так и симптомом искажения в развитии идентичности, дебютом психического расстройства. При этом подростки с негативным телесным образом больше склонны к депрессиям, тревоге, социальной замкнутости и даже суицидальному поведению, чем их сверстники, имеющие адекватную оценку собственного внешнего вида.
Отметим, что в группе подростков, юношей, имеющих модификации тела, наиболее уязвимым оказывается эмоциональный уровень адаптации в сообществе сверстников. В этой связи решение подростком проблем самоуважения и самопринятия, сформированности представлений о собственном теле, принятия культурных эталонов, влияния моды, СМИ, религиозных сект относительно тела и т.д. могут «запустить» психологические механизмы соматических модификаций
Очевидно, что внешний вид подростка – это своеобразное послание миру о том, каким он хочет казаться или стать, и психологический смысл таких экспериментов с собственной внешностью заключается именно в поиске собственного образа Я, так как он активно формируется.
В соответствии с целью и задачами, а также особенностями индивидуально-психологических свойств личности подростков мы нами использовалась «Методика исследования самоотношения к образу физического Я» (МИСОФ) и методика «Рисунок человека» (К. Маховер) (модификация: 5–ти балльная шкала «дифференцированности представления о теле», шкала «артикулированности представления о теле») [11]. В исследовании приняли участие 40 девушек – подростков, 14 – 15 лет, которые были нами разделены на две равные группы – группа девушек с пирсингом и татуажем, группа девушек без пирсинга и татуажа. Результаты эмпирического исследования были подвержены количественной и качественной обработке, применен метод математической статистики (φ-критерий угловое преобразование Фишера).
Нами было выявлено, что при сравнении себя с другими свои анатомические характеристики девушки с телесными модификациями оценивают либо низко (50%), либо высоко (40%); функциональные и социальные характеристики оцениваются чаще на среднем (30%) и высоком (60%) уровне. Личная субъективная значимость вышеперечисленных показателей у девушек с низким и средним уровнем самооценки снижается и имеет тенденцию к компенсации за счет функциональных и социальных характеристик; а у девушек с высоким уровнем самооценки субъективная значимость анатомических характеристик образа физического Я повышается (на 20%), но стремление к компенсации за счет функциональных и социальных характеристик у них невыражено.
В группе девушек без телесных модификаций представление о своем образе физического Я значимо отличается. Так, при сравнении себя с другими свои анатомические характеристики они оценивают низко (40%) или средне (40%); чаще высоко по функциональным (50%) и по социальным характеристикам (40%). Личная субъективная значимость анатомических показателей у девушек с низким уровнем самооценки повышается и компенсируется за счет функциональных и социальных характеристик; а у девушек со средним уровнем самооценки физического Я значимость анатомических и социальных характеристик Образа Физического Я сохраняется на прежнем уровне; у девушек с высоким уровнем самооценки по анатомическим характеристикам увеличивается (на 10%) и является более значимой, чем функциональные и социальные характеристики. Различия между группами достоверны по анатомическим и функциональным показателям (при р ≤0,05).
По шкалам «дифференцированность представления о теле», «артикулированность представления о теле» среди группы девушек с телесными модификациями выявлено, что эти девушки чаще рисуют человекоподобную форму, соблюдают пропорции; оформляют линии тела, головы, шеи, проявляют в рисунке хорошую интеграцию плеч с линией тела, содержательные, обозначенные детали, одежду, ботинки, лицевую экспрессию, детально прорисовывают лицо, волосы, глаза, рот, адекватно открытую шея, фигуру с определенной ролью и с попыткой изображения действия. При этом руки, чаще всего, спрятаны за спиной или в карманы. Эти признаки свидетельствуют о внимании к себе, любознательности, нарциссизме, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих, уходе в себя, самовлюбленности, тщеславии и попытке создать образ социально адаптированной, успешной, обладающей личной энергетикой девушки, чтобы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения, тревожность и сильное внутреннее напряжение, эмоциональную незрелость, что согласуется с результатами полученными по МИСОФ.
По шкалам «дифференцированность представления о теле», «артикулированность представления о теле» среди группы девушек без телесных модификаций выявлено, что они также часто рисуют человекоподобную форму, соблюдают пропорции, но в меньшей процентной доле прослеживаются оформленная линия тела, головы, шеи, хорошая интеграция плеч с линией тела, содержательные, хорошо обозначенные детали, одежда, лицевая экспрессия, в сравнении с рисунками девушек из экспериментальной группы. Различия между группами достоверны (при р ≤0,05). Ноги персонажей нарисованы чаще на носочках или срезаны нижним краем листа, короткие или вяло висящие вдоль тела руки, с острыми пальцами, растущими сразу из руки, глаза-точки, густые волосы, рот изображен одной линией, шея высоко подчеркнута пуловером или другой одеждой. Эти признаки говорят о сдержанности, заботе о собственной внешности, умеренности, тревожности, сексуальном созревании, внутреннем напряжении, обращенности на себя и стремлении держать себя в определенных рамках, т.е. отражают часто наблюдаемые особенности девушек подросткового возраста. Различия между группами достоверны (при р ≤ 0,05). Полученные показатели также согласуются с результатами по МИСОФ.
Отметим, что в старших классах общеобразовательных школ необходимо уделять пристальное внимание развитию образа физического Я молодежи, прежде всего девушек по нашему мнению это будет способствовать формированию гармоничного образа тела будущей женщины, ее Я–концепции, профилактике нежелательных беременностей среди несовершеннолетних, нервной анорексии и ожирения, стабильного психоэмоционального состояния женщины и гармонизации семейных отношений в будущем.
Выводы.
В возрасте 14-15 лет девушки – подростки переживают неуверенность в себе, тревожность из–за выраженной субъективной значимости анатомических характеристик тела, неудовлетворенность их элементами и находятся в активной фазе формирования образа телесного Я. Однако способы гармонизации негативных переживаний относительно собственного физического образа Я значимо различаются. Часть девушек, как правило, начинает использовать для компенсации собственной неудовлетворенности анатомическими характеристиками наиболее достижимые способы с помощью внешнего облика (одежда, аксессуары, косметика, спорт). Другие девушки используют пирсинг и татуаж как неотъемлемый элемент своего имиджа, который приближает их к идеалу, дает уверенность среди сверстников, создавая образ социально адаптированной, успешной, обладающей личной энергетикой девушки.
Рецензии:
29.03.2016, 11:31 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья на очень актуальную тему,представлена качественно и доказательно.Полученные результаты достоверны и не вызывают сомнения.Теоретические выкладки подтверждены.Рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий