Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №31 (март) 2016
Разделы: Психология
Размещена 29.03.2016. Последняя правка: 01.04.2016.
Просмотров - 5265

Особенности образа физического «я» в сознании девушек - подростков, имеющих пирсинг и татуировки

Крикунова Мария Юрьевна

студентка 4 курса

Крымский Федеральный Университет имени Вернадского, Гуманитарно-Педагогическая Академия (филиал г. Ялта)

Факультет Психологии

Велешко Елена Николаевна, кандидат политических наук, доцент,Крымский Федеральный Университет имени Вернадского, Гуманитарно-Педагогическая Академия (филиал г. Ялта)


Аннотация:
В статье обсуждаются особенности образа физического «я» в сознании девушек - подростков, имеющих пирсинг и татуировки. Выявлено, что у девушек с соматическими модификациями кожных покровов уровень субъективной значимости анатомических характеристик образа физического Я очень высокий, но для коррекции своего образа тела они выбирают не социально приемлемые, а самоповреждающие способы.


Abstract:
The article is discussed the features of the corporal image of the "I" in the consciousness of the girls - teenagers having piercings and tattoo. Revealed that girls with corporal modifications of the skin level of subjective importance of anatomical characteristics of the corporal image of the "I" very tall, but corrected their corporal image they choose self-injurious means, but not socially acceptable.


Ключевые слова:
подростковый возраст; структура самосознания подростков; образ физического «я» девушек – подростков; соматические модификации; эмоциональные переживания.

Keywords:
adolescence; adolescent self-consciousness structure; the the corporal image of the


УДК:159.923.2–055.25–053.6:391.91

Введение. Важной подструктурой самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своём телесном облике, который во многом отражает особенности личности в целом. Параметры образа физического «Я» отражают особенности характера, актуальную проблематику человека, степень напряжения, тревожности, травмы развития и т.п.

Как известно, образ физического Я, отношение к нему формируется в онтогенезе в процессе социализации посредством различных социальных институтов, под влиянием искусства, науки, приобретения личного опыта. При этом, как правило, требования общества, культурные стереотипы относительно телесных проявлений взрослеющего человека и субъективная значимость телесного Я подростка вступают в противоречие, активируя различные варианты экспериментов с собственным телом – социальные (одежда, прическа, макияж), физиологические и анатомические (занятия спортом, диета, соматические модификации и т.п.).

Психологический анализ современных стилей подростковой одежды, например, стиль унисекс, нестандартные проявления во внешнем облике позволяет говорить о наиболее доступном для подростков способе самовыражения своего «Я», что, чаще всего, вызывает непонимание и возражения со стороны родителей и других взрослых. При этом взрослые мало ориентированы на понимание проблем подростков связанных с восприятием своего тела, осознанием собственного физического облика, развитием половой идентичности, соответствием физического облика и психологического состояния. Как психический феномен образ физического «Я» представлен во внешнем и внутреннем планах и отражает осознанные характеристики внешнего физического облика с их оценочным смыслом. Внешнюю привлекательность Я составляют анатомические, функциональные и социальные характеристики. Внутренним аспектом образа физического Я является здоровье, которое рассматривается как важный фактор регуляции поведения и изменения своего физического Я.

Увеличение количества подростков с различными крайними формами самовыражения физического «Я» и немногочисленность психологических исследований в этой области определяет актуальность нашей работы.

Формулировка цели статьи и задач. Адекватность развития и осознания образа физического Я, соматической конституции на этапе подросткового возраста является одним из важных внутренних условий, которое опосредованно, но активно участвует в формировании личности человека. В этой связи выявление и описание особенностей образа физического «Я» девушек - подростков, имеющих соматические модификации в виде пирсинга и татуажа, обеспечивают возможность своевременной психокоррекции отношения к собственному телу у девушек–подростков

Теоретический анализ научной литературы, посвящённой изучению формирования образа «физического «Я» девушек в подростковом возрасте, психологических причин и механизмов соматических модификаций дает основания для проведения эмпирического исследования особенностей физического «Я» девушек - подростков, имеющих пирсинг и татуировки, последующих анализа и психологической интерпретации.

Изложение основного материала статьи.

В психологической науке изучение проблемы самосознания продолжает оставаться актуальным, что обусловлено потребностью современного человека в самоопределении и самотождественности в быстро меняющихся условиях, его возможностями преобразовывать себя и окружающий мир. Самосознание как многокомпонентное образование обеспечивает процесс восприятия и оценки себя в различных ситуациях деятельности, общения [1].

В психологической науке с изучением проблемы самосознания тесно связано изучение физического Я-образа человека, который является одной из его подтруктур. Непосредственным выражением физического Я-образа личности как психологического образования приятно считать ее внешность. При этом большинство ученых сходятся во мнении, что физический Я-образ человека является базовой подструктурой самосознания личности, а его развитие осуществляется на основе взаимодействия с социокультурной средой [6;8;9]. На протяжении всей жизни физический Я-образ личности изменяется и оказывает влияние на особенности ее деятельности и поведения.

На ранних этапах онтогенеза у человека формируется стабильное психическое образование - образ самого себя (схема тела), который позволяет ему более адекватно и эффективно действовать. Особый интерес к собственному телесному Я наблюдается на этапе подростничества. При этом интерес к себе в подростковом возрасте в одних случаях связан с чувством аутосимпатии, а в других с наличием внутренней конфликтности и общего негативного фона по отношению к себе [8].

Как известно, развитие самосознания в подростковом возрасте решает три основные задачи:

- осознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее;

- осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе;

- обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (половой идентификации, профессионального самоопределения, мировоззрения) [5].

Одна из основных проблем, волнующих подростков обоего пола, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. От степени удовлетворённости подростков, особенно девушек, своей внешностью зависят и такие качества личности как жизнерадостность, открытость, общительность [10].

По мнению А.Г. Гусевой образ физического Я представляет собой социальный феномен, который содержит критерии внешней привлекательности, а именно – физический облик человека в совокупности анатомических, социальных и функциональных признаков (характеристик) [3].

Б.В. Ничипоровым показано, что в подростковом возрасте повышается значимость внешнего облика в структуре ценностей, структурируется представление о собственной внешности и ее элементах. В этот период складывается самооценка внешности, приобретая в дальнейшем достаточно устойчивый характер. Образуется и актуализируется в сознании связь между идеалом внешней привлекательности личности и самооценкой внешности. Для здоровых подростков характерно наличие достаточно структурированного идеала внешней привлекательности, но с отсутствием прямой связи между самооценкой внешнего облика, эмоциональным фоном настроения и установкой личности на приятие (неприятие) себя. Опосредованность этой связи задается общением [7].

При этом представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» – образом типичного сверстника своего пола. Так И.С. Кон отмечает, что подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием сверстников и очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу [4]. Однако этот образ никогда не совпадает с «мы» полностью и обязательно включает индивидуальные особенности. Преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отражение индивидуальности усиливается.

Отметим, что в становлении и развитии образа «Я» в подростковом возрасте весомая роль принадлежит процессу выделения своего «Я» из окружения, сравнения себя с ним, наличия эталона как ориентира для самодетерминации. При этом эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания личности подростка, особенности его физического Я-образа.

Приходится констатировать, что в последние годы эталоны физической привлекательности претерпели существенное изменение. А одним из распространенных явлений стали соматические модификации кожных покровов – пирсинг и татуаж, которые выйдя из маргинальных слоев общества превратись в сложное многогранное явление. В рамках современной индустрии моды практика самоизменений приобретает все большую актуальность и новые окультуренные дефиниции – «модификации тела», «декорирование тела», «боди-арт». По мнению И.А. Гринько соматические модификации представляют собой этнографический факт, универсальное явление, которое встречается в той или иной форме почти во всех культурах, выполняя следующие функции:

  • маркирующая (обозначает возраст, гендер, социальную или этническую принадлежность)
  • ритуально-социализирующая
  • эстетическая
  • апотрическая (функция оберега) [2]. 

Другими словами соматические модификации в современной культуре уже превратились в язык, понимание которого доступно посвященным.

Однако как психологический феномен модификации тела – несуицидальное повреждение или изменение тканей тела – представляет собой сложное явление, которое имеет широкий диапазон реализации. От поиска себя, своей идентичности и референтного социального окружения – своеобразной «культурной адаптации» до экстремального девиантного поведения в ситуации вхождения в специфические культурно и идеологически обособленные группы (например, BDSM–субкультура, подростковые субкультуры, сообщества сексуальных меньшинств, взрослых, пострадавших от сексуального насилия и др.).

Особое внимание в этой связи должно быть уделено подросткам. Именно в этом возрасте модификации тела могут быть мотивированы как потребностью привлечь к себе внимание, получением опыта новых ощущений, способом стратификации, так и симптомом искажения в развитии идентичности, дебютом психического расстройства. При этом подростки с негативным телесным образом больше склонны к депрессиям, тревоге, социальной замкнутости и даже суицидальному поведению, чем их сверстники, имеющие адекватную оценку собственного внешнего вида.

Отметим, что в группе подростков, юношей, имеющих модификации тела, наиболее уязвимым оказывается эмоциональный уровень адаптации в сообществе сверстников. В этой связи решение подростком проблем самоуважения и самопринятия, сформированности представлений о собственном теле, принятия культурных эталонов, влияния моды, СМИ, религиозных сект относительно тела и т.д. могут «запустить» психологические механизмы соматических модификаций

Очевидно, что внешний вид подростка – это своеобразное послание миру о том, каким он хочет казаться или стать, и психологический смысл таких экспериментов с собственной внешностью заключается именно в поиске собственного образа Я, так как он активно формируется.

В соответствии с целью и задачами, а также особенностями индивидуально-психологических свойств личности подростков мы нами использовалась «Методика исследования самоотношения к образу физического Я» (МИСОФ) и методика «Рисунок человека» (К. Маховер) (модификация: 5–ти балльная шкала «дифференцированности представления о теле», шкала «артикулированности представления о теле») [11]. В исследовании приняли участие 40 девушек – подростков, 14 – 15 лет, которые были нами разделены на две равные группы – группа девушек с пирсингом и татуажем, группа девушек без пирсинга и татуажа. Результаты эмпирического исследования были подвержены количественной и качественной обработке, применен метод математической статистики (φ-критерий угловое преобразование Фишера).

Нами было выявлено, что при сравнении себя с другими свои анатомические характеристики девушки с телесными модификациями оценивают либо низко (50%), либо высоко (40%); функциональные и социальные характеристики оцениваются чаще на среднем (30%) и высоком (60%) уровне. Личная субъективная значимость вышеперечисленных показателей у девушек с низким и средним уровнем самооценки снижается и имеет тенденцию к компенсации за счет функциональных и социальных характеристик; а у девушек с высоким уровнем самооценки субъективная значимость анатомических характеристик образа физического Я повышается (на 20%), но стремление к компенсации за счет функциональных и социальных характеристик у них невыражено.

В группе девушек без телесных модификаций представление о своем образе физического Я значимо отличается. Так, при сравнении себя с другими свои анатомические характеристики они оценивают низко (40%) или средне (40%); чаще высоко по функциональным (50%) и по социальным характеристикам (40%). Личная субъективная значимость анатомических показателей у девушек с низким уровнем самооценки повышается и компенсируется за счет функциональных и социальных характеристик; а у девушек со средним уровнем самооценки физического Я значимость анатомических и социальных характеристик Образа Физического Я сохраняется на прежнем уровне; у девушек с высоким уровнем самооценки по анатомическим характеристикам увеличивается (на 10%) и является более значимой, чем функциональные и социальные характеристики. Различия между группами достоверны по анатомическим и функциональным показателям (при р ≤0,05).

По шкалам «дифференцированность представления о теле», «артикулированность представления о теле» среди группы девушек с телесными модификациями выявлено, что эти девушки чаще рисуют человекоподобную форму, соблюдают пропорции; оформляют линии тела, головы, шеи, проявляют в рисунке хорошую интеграцию плеч с линией тела, содержательные, обозначенные детали, одежду, ботинки, лицевую экспрессию, детально прорисовывают лицо, волосы, глаза, рот, адекватно открытую шея, фигуру с определенной ролью и с попыткой изображения действия. При этом руки, чаще всего, спрятаны за спиной или в карманы. Эти признаки свидетельствуют о внимании к себе, любознательности, нарциссизме, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих, уходе в себя, самовлюбленности, тщеславии и попытке создать образ социально адаптированной, успешной, обладающей личной энергетикой девушки, чтобы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения, тревожность и сильное внутреннее напряжение, эмоциональную незрелость, что согласуется с результатами полученными по МИСОФ.

По шкалам «дифференцированность представления о теле», «артикулированность представления о теле» среди группы девушек без телесных модификаций выявлено, что они также часто рисуют человекоподобную форму, соблюдают пропорции, но в меньшей процентной доле прослеживаются оформленная линия тела, головы, шеи, хорошая интеграция плеч с линией тела, содержательные, хорошо обозначенные детали, одежда, лицевая экспрессия, в сравнении с рисунками девушек из экспериментальной группы. Различия между группами достоверны (при р ≤0,05). Ноги персонажей нарисованы чаще на носочках или срезаны нижним краем листа, короткие или вяло висящие вдоль тела руки, с острыми пальцами, растущими сразу из руки, глаза-точки, густые волосы, рот изображен одной линией, шея высоко подчеркнута пуловером или другой одеждой. Эти признаки говорят о сдержанности, заботе о собственной внешности, умеренности, тревожности, сексуальном созревании, внутреннем напряжении, обращенности на себя и стремлении держать себя в определенных рамках, т.е. отражают часто наблюдаемые особенности девушек подросткового возраста. Различия между группами достоверны (при р ≤ 0,05). Полученные показатели также согласуются с результатами по МИСОФ.

Отметим, что в старших классах общеобразовательных школ необходимо уделять пристальное внимание развитию образа физического Я молодежи, прежде всего девушек по нашему мнению это будет способствовать формированию гармоничного образа тела будущей женщины, ее Я–концепции, профилактике нежелательных беременностей среди несовершеннолетних, нервной анорексии и ожирения, стабильного психоэмоционального состояния женщины и гармонизации семейных отношений в будущем.

Выводы.

В возрасте 14-15 лет девушки – подростки переживают неуверенность в себе, тревожность из–за выраженной субъективной значимости анатомических характеристик тела, неудовлетворенность их элементами и находятся в активной фазе формирования образа телесного Я. Однако способы гармонизации негативных переживаний относительно собственного физического образа Я значимо различаются. Часть девушек, как правило, начинает использовать для компенсации собственной неудовлетворенности анатомическими характеристиками наиболее достижимые способы с помощью внешнего облика (одежда, аксессуары, косметика, спорт). Другие девушки используют пирсинг и татуаж как неотъемлемый элемент своего имиджа, который приближает их к идеалу, дает уверенность среди сверстников, создавая образ социально адаптированной, успешной, обладающей личной энергетикой девушки.

Библиографический список:

1. Гавриленко, А.А. «Преобразование внешности как адаптационно компенсаторная стратегия гармонизации Я-концепции» / А.А. Гавриленко // Проблемы управления-2008: Материалы 16-ого Всероссийского студенческого семинара. Вып. 2. – М.: ГУУ, 2008
2. Гринько, И.А. Соматические модификации: проблемы типологии / И.А. Гринько // Гуманитарная культура и этноидентификация. Вып.2. – М., 2005. – C.209-215
3. Гусева, А.Г. Особенности восприятия своей внешности студентами / А.Г. Гусева // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознание. – Краснодар: КГУ, 1977. – С. 52–56
4. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
5. Куницына, В.Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка / В.Н.Куницына //Вопросы психологии. – 1968. – №1. – С. 90-99
6. Началджян, А.А. Социально-психическая адаптация/ А. А. Началджян. – Ереван, 1988. – 281 с.
7. Ничипоров, Б.В. Патопсихологический анализ дисморфофобических расстройств у больных шизофренией / Б.В. Ничипоров. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1982. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-10, свободный. (Дата обращения: 02.02.2015 г.)
8. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 215 с.
9. Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М., 1983. – 284 с.
10. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е.С. Шельштейн // Вопросы психологии. – №2., 2000. – С. 76-82.
11. Черкашина, А.Г. Стандартизация методики исследования самоотношения к Образу Физического Я (МИСОФ) / А. Г. Черкашина // Весник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2013. – 1 (13). – С.94-102.




Рецензии:

29.03.2016, 11:31 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья на очень актуальную тему,представлена качественно и доказательно.Полученные результаты достоверны и не вызывают сомнения.Теоретические выкладки подтверждены.Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх