Аспирант
Классический приватный университет
Старший методист Приемной комиссии
Покатаева О.В., доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор, Первый проректор Классического приватного университета
УДК 354:330.341.1
Введение. Инновационная политика играет центральную роль во многих развитых странах, и в тех развивающихся странах, где содействие инновациям является одним из основных элементов планов и стратегий развития, а также ключевым фактором при решении острых социальных проблем, таких как загрязнение окружающей среды, проблемы в сфере здравоохранения, бедности и безработицы и так далее. Тщательно скоординированная политика в области инноваций, основанная на четких целях и соответствующей институциональной инфраструктуре, служит неоспоримым средством достижения успеха.
Актуальность. В настоящее время в Украине остро назрела необходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить разнообразие производимых в стране инновационных продуктов, а с другой стороны — сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий. Повышение конкурентоспособности экономики страны возможно на основе технологической модернизации промышленности за счет отечественных разработок и импорта передовых инновационных решений.
Совершенствование методов предпринимательской деятельности – это взаимосвязь предпринимательства с научной деятельностью и работой научных учреждений, что является сложной задачей, стоящей перед Украиной. В то время как значительные ресурсы часто направляются на привлечение иностранных многонациональных корпораций и инвестиций, разработчики инновационной политики в стране должны рассмотреть способы максимально эффективного использования позитивных вторичных эффектов в национальной экономике.
Поэтому на современном этапе инновационного развития Украины некоторые специалисты считают, что дальнейший рост невозможен без усиления регулирующей функции государства. Одним из действенных инструментов государственной поддержки инновационной деятельности предлагается использовать маркетинг. Маркетинг, как механизм государственного регулирования, дает возможность создать новую систему методов государственного регулирования инновационного развития, которые смогут сформировать благоприятную инновационную среду.
Использование маркетинга в государственном управлении дает много возможностей. Так в индустриально развитых странах правительства используют маркетинг для активизации социально-экономического, инновационного развития. Например, в США правительство и администрация штата Пенсильвания использовали технологии маркетинга для трансформации экономической структуры Питтсбургской агломерации. Сегодня Питтсбург — это регион индустрии сервиса, образования, здравоохранения, прецизионных технологий, легкой промышленности, сталелитейного производства. И все это создавалось на основе использования современных инноваций. Подобный опыт был использован во многих странах мира — Норвегия, Ирландия, Турция и др. [6]
Как видим, область использования маркетинга достаточно велика и имеет тенденцию к постоянному расширению. Поэтому сегодня в маркетинге выделяются отдельные направления исследования: промышленный, аграрный, микро-, макромаркетинг, международный и др. Также существует понятие, как "инновационный маркетинг".
По утверждению Д. Акимова многие западные и украинские специалисты в своих научных работах выделяют такое понятие, как "государственный маркетинг", который в свою очередь является одним из типов социального маркетинга.
Исследование концептуальных основ государственного маркетинга рассматриваются в работах Б. Братанич, Е.Ромат, Д. Акимова и других отечественных и зарубежных исследователей.
Есть ряд специалистов, которые в принципе отрицают возможность использования маркетинга в государственном управлении. К примеру российский специалист Е. В. Новаторов утверждает, что многие администраторы возражают против его применения, считая, что маркетинговая ориентация государственных организаций "разъест" социальную и гуманную миссию некоммерческих организаций и приведет к их коммерциализации. В свою очередь ряд украинских ученых и практиков, в целом приветствуя использование маркетинговых подходов в государственном управлении, считают, что важнейшей функцией маркетинга выступает необходимость усиления роли государственного регулирования. Так, Б. Братанич указывает на то, что с помощью инструментария маркетинга следует стимулировать экономический рост, формировать и обеспечивать реализацию национальных приоритетов и так далее.
Еще один вариант - необходимость использования государственного маркетинга выборочно, учитывая, что не всегда его применение на уровне государства может признаваться безусловно необходимым; более того, следует учитывать обстоятельство, что государство, защищая интересы общества в целом, иногда вынуждена использовать и "репрессивные" меры. Так считает Е. В. Ромат, который в целом является сторонником развития государственного маркетинга [1].
В свою очередь Ф. Котлер четко акцентирует свое внимание на использовании маркетинга в государственном управлении в книге "Маркетинг для государственных и общественных организаций". Он утверждает, что маркетинг - это не просто очередная статья расходов и отнюдь не только коммуникации, а целый комплекс мер по повышению уровня жизни граждан. Конечная цель этих мероприятий - это увеличение доходной части бюджета государственной структуры и уменьшение расходной [5].
Основным лейтмотивом, который определяет актуальность темы государственного маркетинга, является определение пригодности и целесообразности использования тех или иных инструментов маркетингового регулирования органами государственной власти в инновационном развитии. При этом очень важно проанализировать соотношение рыночного механизма, маркетинговых технологий и государственного регулирования в инновационной деятельности. В целом во многих передовых странах можно проследить тенденцию развертывания экономических функций государства и их переплетение с рыночными элементами в единый механизм социально-ориентированной рыночной экономики. Поэтому в основе маркетизации государственного управления в Украине должен быть процесс адаптации традиционных форм деятельности органов государственной власти к новым потребностям в инновационной сфере.
Цель статьи. Главной целью этой работы является анализ понятия "государственный маркетинг" и использования его как механизма государственного регулирования инновационной деятельности.
Задача статьи. Обосновать существование и использование государственного маркетинга в инновационной деятельности Украины.
Методы. При написании статьи были изучены учебные пособия, научные статьи, был проведен анализ научных исследований в сфере государственного маркетинга, сделаны некоторые выводы.
Основная часть. Анализ мнений специалистов по использованию маркетинговых подходов в государственном управлении позволяет выделить три подхода в понимании данного вопроса:
Подытоживая все мнения, Д. Акимов дал определение государственного маркетинга. Государственный маркетинг - это специальная концепция рыночного регулирования отношений между субъектами государственного управления различными объектами, созданная для установления взаимосвязей между ними на основе отношений обмена. Это система, характеризующаяся общей направленностью на достижение целей, которые стоят перед субъектами государственной власти путем удовлетворения потребностей объектов маркетинга в обмен на их усилия, возможности поддержки и другие ресурсы [1].
Поэтому, опираясь на данное определение, мы считаем, что существует критическая необходимость использования государственного маркетинга в инновационной деятельности и что главной задачей государственного маркетинга в инновационной деятельности — это формирование инновационного рынка в стране на макроуровне с помощью рыночного механизма (спроса, предложения, цены, конкуренции), экономических законов, маркетинговых технологий и государственного регулирования на основе взаимоотношений основных игроков инновационного сектора — государства, производителей и покупателей инноваций.
Понятие «маркетинг» и «рыночный механизм» между собой неразрывно связаны. Рынок можно рассматривать как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время и в определенном месте, и важнейшим базовым отношением субъектов рынка являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Все это в свою очередь является сутью маркетинга, поэтому в процессе применения маркетинговых технологий анализируются и используются все элементы рыночного механизма.
Конкурентоспособность страны все больше определяется не только возможностями обновлять ассортимент продукции и услуг, но и умением создавать для себя новые рынки. Поэтому цель инновационной политики в контексте государственного маркетинга - это изучение и правильное использование факторов инновационного развития, как факторов экономического роста, которые в свою очередь являются частью маркетинга и рыночного механизма. Факторы инновационного развития не имеют четких границ - одни и те же условия и причины могут характеризовать и спрос, и предложение, и конкуренцию, и ценовую политику (табл.1).
|
|||
Факторы предложения |
Факторы спроса |
Факторы конкуренции |
Факторы цены
|
|
|
|
|
Считается, что государство, не удовлетворяя непосредственно потребности потребителей, должно регулировать все государственные процессы и оказывать содействие эффективному достижению компромисса интересов с минимальными затратами для общества. Однако инновационная деятельность имеет свою особенности, то есть может быть не только сферой государственного регулирования и государственных интересов, но и коммерческой сферой влияния и интересов украинского бизнеса. Поэтому, по нашему мнению, нужно отметить, что государство является, по сути, уникальным игроком инновационного рынка, то есть государство может быть производителем, потребителем и одновременно регулятором, и таким образом влиять на инновационную деятельность за счет механизмов государственного регулирования.
Мы считаем, что государственный маркетинг — это использование технологий маркетинга в формировании или влиянии на определенные сектора, сегменты и ниши экономики и государственной деятельности, при этом маркетинг используется государством в качестве механизма государственного регулирования. Использование государственного маркетинга, как одного из механизмов государственного регулирования позволило бы государству не только вкладывать средства в инновационную деятельность, оказывать поддержку инновационным предприятиям, но и получать прибыль от коммерциализации инноваций.
Государство сегодня не может на прямую брать на себя основные финансовые обязательства по развитию инноваций и влиять на инновационную деятельность страны, поэтому оно должно создать такие условия, при которых, с одной стороны, государство может быть активным участником в инновационном секторе наравне с другими, а с другой стороны - использовать непрямые методы государственного регулирования для создания благоприятной ситуации на рынке инновационных технологий. В данном случае, мы считаем, что государственный маркетинг должен в первую очередь выполнять следующие функции:
Таким образом достигается социальный эффект государственного маркетинга, который заключается в социальной направленности деятельности государства в процессе регулирования отношений на инновационном рынке и предоставлении им социально-экономической ориентации.
Сердцевиной государственного маркетинга в инновационной деятельности является стимулирование инновационного развития всех отраслей народного хозяйства для максимально эффективного удовлетворения потребностей людей в контексте обеспечения их качества жизни, что приводит в конечном счете к максимизации социального эффекта. В целом государственный маркетинг может выступать основным механизмом интеграции рыночно-коммерческого и социального векторов инновационного развития современного украинского общества.
Мы считаем, что существуют блоки заданий и вопросов, на которых должен строиться государственный маркетинг инновационной деятельности, и с которыми, с целью оптимизации должны работать специалисты, возможно, будущих государственных маркетинговых отделов (табл.2).
Блок 1. |
|
Блок 2. |
|
Блок 3. |
Аспекты и факторы конкуренции: |
Блок 4. |
|
Блок 5. |
|
Блок 6. |
1. Интеллектуальная собственность и ее трансформация в инновационный продукт. |
Блок 7. |
|
Блок 8. |
|
Блок 9. |
|
Заключение. Считаем, что на сегодня, в связи с обострением конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой потребность в использовании государственного маркетинга в области инновационного развития особенно чувствуется. Государственный маркетинг мог бы повысить обоснованность принимаемых решений по различным вопросам управленческой, экономической, научно-производственной, финансовой и правовой деятельности в инновационном секторе. Это находит отражение в рационализации процесса коммерциализации инноваций, совершенствование практики прогнозирования инновационного развития. Государственный маркетинг позволил бы найти средство смягчения и устранения кризиса в инновационной сфере, обеспечивая соответствие спроса и предложения.
Таким образом государственный маркетинг позволил бы:
Рецензии:
13.04.2016, 16:39 Беззубко Лариса Владимировна
Рецензия: Статья соответствует требованиям . можно рекомендовать к опубликованию.
16.04.2016, 3:37 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Рецензия на научную статью
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО МАРКЕТИНГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНЫ
1. Оценить актуальность содержания статьи: соответствует ли уровень изложенного в ней материала современным достижениям научного знания.
Средняя
2. Оценить значимость полученных результатов исследований (научных, практических).
Средняя
3. Указать, насколько учтены требования к оформлению материала элементов статьи: корректность аннотации на русском и английском языках, наличие списка литературы и ссылок на него в тексте и др.
Соответствует
4. Оценить полноту и достоверность приводимых сведений.
Средняя
5. Оценить правильность и точность используемых (или вводимых) определений и формулировок.
Хорошая
6. Дать оценку литературного стиля изложения материала.
Хорошая
7. Дать обоснованные выводы о статье в целом, замечания, при необходимости – рекомендации по ее улучшению.
Не соответствуют заголовку. Название статьи не соответствует изложенному материалу. В статье речь идет об использовании государственного маркетинга в инновационной деятельности Украины. Понятие механизма вообще не рассматривается. Необходимо доработать заголовок статьи.
Статья рекомендована к публикации при условии устранения замечаний по пункту 7.
К.э.н., доцент Федоров В.А.
16.04.2016, 3:46 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: 1. Оценить актуальность содержания статьи: соответствует ли уровень изложенного в ней материала современным достижениям научного знания.
Средняя
2. Оценить значимость полученных результатов исследований (научных, практических).
Средняя
3. Указать, насколько учтены требования к оформлению материала элементов статьи: корректность аннотации на русском и английском языках, наличие списка литературы и ссылок на него в тексте и др.
Соответствует
4. Оценить полноту и достоверность приводимых сведений.
Средняя
5. Оценить правильность и точность используемых (или вводимых) определений и формулировок.
Хорошая
6. Дать оценку литературного стиля изложения материала.
Хорошая
7. Дать обоснованные выводы о статье в целом, замечания, при необходимости – рекомендации по ее улучшению.
Не соответствуют заголовку. Название статьи не соответствует изложенному материалу. В статье речь идет об использовании государственного маркетинга в инновационной деятельности Украины. Понятие механизма вообще не рассматривается. Необходимо доработать заголовок статьи.
Статья рекомендована к публикации при условии устранения замечаний по пункту 7.
17.04.2016, 21:52 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО МАРКЕТИНГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНЫ" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации в разделе "Управление. Организация" как минимум по нижеследующим основаниям:
1) отсутствует однозначное выделение автором (а) теоретико-методологической основы КОНКРЕТНОЙ отрасли наук - математической, психологической или технической (в которых известны теории управления и теории организации); (б) значимости и новизны; (в) личного вклада автора;
2) отсутствуют соответствующие разделу "Управление. Организация" научные источники или ссылки на таковые в тексте статьи;
3) незначительные орфографические ошибки и стиль требуют авторской вычитки и корректировки (например, - "считаем, что..." для Заключения неприемлемо, формулировка вывода "позволил бы.." также неприменима в научной статье);
4) авторский результат как научный д.б. аргументирован однозначно, в сравнении с известными НАУЧНЫМИ решениями.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий