Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №33 (май) 2016
Разделы: Искусствоведение, История
Размещена 28.04.2016. Последняя правка: 05.06.2016.
Просмотров - 3275

Особенности национального платья жительниц Бухары в XIX веке как элемент изучения истории региона

Кадырова Нозима Арифовна

Бухарский Государственный Университет

Преподаватель Изобразительного искусства и инженерной графики

Аннотация:
Статья посвящена подробному описанию характеристик национальной одежды жительниц Бухары в XIX веке, их символическому и практическому значению, а также их ценности в изучении истории.


Abstract:
Article describes characteristics of national clothes of women of Bukhara in XIX century, symbolic and practical features of these clothes, and their importance in learning history of the region.


Ключевые слова:
Бухара; национальная одежда; история.

Keywords:
Bukhara; national dress; history.


УДК 94

Национальная одежда является важным элементом изучения истории народа. Она отражает традиции, социальные отношения, идеологию, религиозные взгляды, нормы культуры и этики людей. Кроме того, в одежде находят своё воплощение этапы жизни человека, окружающая среда, время, сезоны хозяйственных работ, а также радостные и грустные события истории общества в целом, и человека в частности. По мере изменений происходящих в обществе, на ряду с эволюцией быта, языка и взглядов населения, под влиянием внешних и внутренних причин, меняется и стиль одежды, которую это население носит. 

Учитывая что, изменения в элементах мужской одежды менее ярко выражены, чем женской, эту статью я бы хотела посвятить особенностям женского костюма жительниц древней Бухары позапрошлого века, на примере образцов представленных в музеях города. Целью данной статьи является описание разнообразия национального костюма жительниц старой Бухары, отражающего богатый духовный мир горожанок того периода. К слову сказать, некоторые виды одежды XIX века жительницы Бухары носят и сегодня.

Изучив весь доступный мне материал и рассмотрев экспонаты в музеях Бухары я пришла к выводу что, сохранившиеся до наших дней образцы старой национальной одежды, в основном, относятся к концу XIX, началу XX веков. Более ранние экземпляры, к сожалению, крайне редки, так как одежда и ткани, находившиеся в постоянной эксплуатации, использовались до износа. Кроме того, сильное воздействие на натуральные ткани оказывает время.

Среди тех образцов, которые всё же дошли до наших дней большинство, имело религиозное или культурное значение и передавалось из поколения в поколение как реликвия. Сегодня, знания о тканях, методах шитья и украшения одежды Бухарских женщин из прошлого, специалисты черпают из отчетов археологов, образцов тканей, старых рисунков, резных фигурок и прочих исторических артефактов найденных на раскопках дворцов и сооружений таких древних поселений как Афросиёб, Варахша, Панжикент, Болаликтепа, Халчаён, Айртом.

Исследования ученных установили, что ткаческое искусство формировалось и развивалось регионально. Несмотря на схожесть в манере шитья, регионы отличались друг от друга методами подбора тканей и определения цветов. И чем развитей был регион, тем нарядней и богаче были наряды его жительниц.

Сегодня, большинство сохранившихся образцов бухарской национальной одежды прошлых веков можно увидеть на экспозициях в “историческом” зале музея АРК в древней Бухаре, в зале “женской и детской одежды” бывшей резиденции Эмира Бухарского Ситораи Мохи Хоса, а также музее народного прикладного искусства в Ташкенте.

Музей Ситораи Мохи Хоса крайне популярен среди местного населения, особенно людей небезразличных к истории. Коллекция национальной одежды хранящаяся в музее, по своему разнообразию, богатству и исторической ценности является одной из лучших в регионе. Не смотря на то, что основу коллекции составляет одежда относящаяся к периоду позднего феодализма (XIXв.) и периода колонизации Средней Азии, есть в ней и более ранние образцы.

Жемчужинами коллекции являются знаменитые золотошвейные халаты - зарчапон, древние женские платья – мурсак и большое количество редких драгоценных украшений, которыми должна была обладать любая уважающая себя женщина Бухарского эмирата. Ведь на протяжении многих веков Бухара была одним из культурных центров всей Центральной Азии.

Особое место в музее уделено национальным свадебным одеяниям невест. В основном, костюм невесты это белая, широкая, легкая, хлопковая рубашка с вырезом, стоячим воротником и длинными свободными рукавами, поверх неё одевалось более плотное светлое одеяние, вышитый золотом «передник» и ювелирные украшения. Завершающим штрихом был бархатный халат, в основном покрытый рисунками и узорами из золоченой нити. Узором обычно был круг, с цветами, вышитыми в нем по часовой стрелке. Это являлось символом течения времени, и пожеланием безмятежной жизни невесте.

На голову невеста надевала золотошвейный головной убор (пешонабанд), а на него – длинный шелковый платок. Обувь, в основном, кожаные тапочки (махси) с вышитыми узорами. У золотошвейных халатов, которые невесты одевали поверх всей одежды, обычно не было видно ткани, т.к. они были полностью покрыты золоченой нитью. Вес таких халатов достигал 10 кг.

Помимо одежды невест, в музее представлена богатая коллекция одеяний гостей на свадьбе. Различия в одежде зависели от роли человека на свадьбе, его социального статуса и происхождения. Таким образом, коллекция одежды помогает понять, как было устроено общество того периода.

Кроме того, представлено несколько разновидностей коротких сюртуков. В отличие от национальных камзолов, они имели более узкие рукава ушитые подмышками. Чаще всего, сюртуки шились из семи разных видов бархата, сшитых между собой и покрытых богатыми узорами вокруг. Под сюртук, обычно, одевалась легкая, красная рубашка из шелка, с цветами вышитыми золотом. Рукава рубашки были длиннее рукавов сюртука.

Часть коллекции музея посвящена велюровым платьям придворных дам. Обязательным элементом этих платьев были вышитые позолоченной нитью узоры в виде цветов по всей длине платья, с шелковыми элементами по краям. Под эти платья обязательно одевалась белая сорочка. Под стиль узоров и цвета платья изготавливались, также, головные уборы и платки. Для нанесения узоров использовались краски исключительно природного происхождения, при этом, ныне утерянная технология позволяла делать краски, которые не тускнеют уже сотни лет.

Традиционной повседневной одеждой женщин древней Бухары были платья куйлак и шаровары - лозим. Платья были в форме туники, длинные, до щиколоток, прямые, иногда расширяющиеся к низу. В основном из шелка или хлопка. Ворот платьев с вертикальным вырезом обшивался тесьмой из золотого шитья (пешкурта) и украшался вышивкой. Рукава были прямыми и длинными, закрывающими кисть. Позже, в конце XIX века, появились платья с отрезной кокеткой и платья со стоячим воротником и рукавами с манжетами. Глухие шаровары лозим, стягивались на талии поясом из тесьми, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Зачастую шаровары шили из двух видов ткани: нижнюю часть, из более дорогого и нарядного материала, а верхнюю (не видную под платьем) - из более простой и дешевой материи. В более ранний период шаровары были длинными и широкими. Со второй половины XIX века начали появляться и более коротки и сужающиеся к низу варианты. К слову сказать, комплекты платьев и шаровар из знаменитого хан-атласа или яркого шелка являются основной формой национального костюма и по сей день.

В отличии от современных женщин, женщины древней Бухары, поверх платьев одевали халат. В основном это были легкие длинные распашные халаты (румча), слегка прилегающие к талии, со свободными коротким рукавами. Ворот открытый и широкий. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак - распашная в форме туники длинная, в пол, накидка без воротника. Иногда утепленная. Ворот, полы и низ рукавов обшивались тканой тесьмой. Этот вид одежды обязательно присутствовал в приданом каждой невесты. Кроме того, при погребении на носилки усопшей накидывали два мурсака.

По восточной традиции женщины Бухары не могли находиться в обществе с непокрытой головой. До середины XIX века на голову женщины, обычно, одевали платок. Чаще один платок набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В будничные дни голову покрывали платком из белой кисеи, иногда с вышивкой. Платки состоятельных женщин обшивались золоченой, либо посеребренной нитью. С конца XIX века, среди женщин распространение получили вышитые шелком или золотой нитью тюбетейки. Женские тюбетейки существенно отличались от мужских дизайном, формой и узором.

Изучение экспонатов и документов, хранящихся в музее Ситораи Мохи Хоса, показывает что, выходя из дома, женщины Бухары накидывали на голову мурсак или мужской халат. А лицо закрывали специальной сеткой из конского волоса, таким образом скрывая фигуру и лицо от окружающих. Ввиду того, что при такой эксплуатация халата рукава мешали, их закидывали назад. Со временем, халаты для покрытия головы стали шить с фальш-рукавами. Подобного рада паранджа была обязательна для ношения вне дома для женщин и девочек с 9 лет.

В целом, одежда женщин Бухары того периода, весьма самобытна, и при этом включает в себя большое количество элементов орнамента и образцов тканей свойственных как для арабских стран, так и государств Индокитая. И это не удивительно, ведь на протяжении веков, Бухара была в центре пересечения торговых путей Великого шелкового пути, перенимая лучшие достижения, как с Востока, так и с Запада.

Из написанного выше, следует, что Бухара XIX века была богатым регионом со строгими восточными правилами. Женщине в этом обществе уделялось большое внимание и забота, при этом её задачи, в основном, концентрировались на внутрисемейных вопросах, нежели общественной, или иного рода публичной деятельности. 

Библиографический список:

1. Пугаченкова Г.А. Бухара. (Узбекистан) М. Ак.Арх СССР, 1949
2. Абдуллаев Т.А., Хасанова С.А. Одежда узбеков. (XIX нач. XX в). Ташкент, Фан, 1978, (c.7-94)
3. Сухарева О.А. Костюм народов Средней Азии. (Историко-этнографические очерки). М. Наука, 1979
4. Жабборов З.И. Узбек халк этнографияси. Ташкент, Укитувчи, 1994, (c.15-35)
5. Гончарова П.А. Бухоро зардузлик санъати. Альбом- Т. Узб-н. КПМКнинг нашриёти., 1997
6. Наймов Н. Бухорои Шариф. Бухара, Бухоро нашриёти, 1997




Рецензии:

1.06.2016, 21:10 Разуваев Владимир Витальевич
Рецензия: Меня до сих пор удивляет, как такие ... умудряются оставлять рецензии на очень узко специфические работы. Уважаемый Сергей Владимирович, сначала хотя бы защититесь, а потом уже что-то пишите. Тем более по Бухаре. Можете не отвечать - я все равно читать не буду. Статья рекомендуется к публикации.

05.06.2016 1:01 Ответ на рецензию автора Кадырова Нозима Арифовна:
Большое спасибо, Владимир Витальевич, за рецензию. Н.К.

2.06.2016, 10:32 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Уважаемым ученым следует все же воздерживаться от резких выпадов в адрес как авторов статей так и их рецензентов или просто читателей. Что же касается работы Кадыровой Н. А., как ни крути, "Список литературы" нужно оформить в соответствие с имеющимися стандартами, а если есть "Список..." в тексте должны быть сноски на указанную в нем литературу. п.7 в "Списке..." "Архивы и экспонаты музеев АРК (город Бухара), Ситораи Мохи Хоса (город Бухара), Музей народного прикладного искусства (город Ташкент)". Что это за источник? После устранения некоторых недочетов, полагаю, статья может быть опубликована. Кроме того, может у автора есть данные о том как отразилось положение Бухары как центра "пересечения торговых путей Великого шелкового пути" на национальной одежде жительниц этого города?
05.06.2016 1:01 Ответ на рецензию автора Кадырова Нозима Арифовна:
Спасибо, Тимофей Дмитриевич, за рецензию. Внесла корректировки, удалила спорный пункт 7 из списка литературы. В настоящем виде, список полностью соответствует ГОСТ Р 7.0.5 - 2008. Н.К.

4.06.2016, 21:15 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Кадыровой Назимы посвящена истории немногочисленной народности, чей образ жизни и традиции нашли отражение и в одежде. Я поддерживаю мнение уважаемых рецензентов о том, что ссылки на приведенную литературу необходимо сделать. Наверняка, в музеях имеется документальный фонд, который мог быть использован автором и приведен в списке литературы. Текст доступен как широкому кругу читателей, так и педагогическому сообществу. Приведенные сведения представляют научный интерес и практически применимы для преподавания культурологии, истории культуры народа, истории национального костюма. Статья рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

31.05.2016, 10:45 Кадырова Нозима Арифовна
Отзыв: Спасибо за отзыв. Внесла корректировки. Прошу повторной рецензии. Кадырова Н.


Оставить комментарий


 
 

Вверх