Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №33 (май) 2016
Разделы: Физическая культура
Размещена 13.05.2016. Последняя правка: 16.05.2016.
Просмотров - 3514

Особенности дифференцированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры

Власюк Роман Анатольевич

асистент

Тернопольський национальный педагогический университет им. В.Гнатюка, Украина

асистент кафедры теоретических основ и метод. ф.в.

Огнистый Андрей Владимирович,кандидат наук физического воспитания и спорта, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Тернопольський национальный педагогический университет им. В.Гнатюка, Украина


Аннотация:
В статье определено место дифференцированного подхода в подготовке будущего учителя физической культуры и обоснованы педагогические условия его реализации в процессе преподавания гимнастики.


Abstract:
In the article the place of a differentiated approach in preparing future teachers of physical culture and grounded pedagogical conditions for its implementation in teaching gymnastics.


Ключевые слова:
будущий учитель физической культуры; профессиональная подготовка; дифференцированный подход.

Keywords:
future teacher of physical education; vocational training; differentiated approach.


УДК 378

Введение. За последние годы система высшего педагогического образования существенно обновилась. В то же время, изменился контингент студентов, которые поступают в вузы для овладения профессией специалиста по физической культуре и спорту. Уменьшилось количество часов по основным профессионально-ориентировочным дисциплинам, в том числе и по теории и методике преподавания гимнастики. В связи с этим возникла необходимость реализации новых подходов к организации подготовки будущего педагога, способного найти методы и приемы, которые адекватно соответствуют цели и способны формировать компетентного специалиста.

Новые подходы высшего профессионально-педагогического образования смещают акценты с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на многовекторное, интеллектуально-духовное развитие личности студента с учетом его личностных особенностей [2; 3].

От специалиста по физической культуре требуются не только естественные задатки, но и большой ум, физические и эмоционально-волевые усилия. Он должен отличаться высоким уровнем интеллектуального развития, культурой движений, умениями правильно и красиво организовывать и проводить занятие, квалифицированно управлять деятельностью учеников.

Проблема повышения эффективности преподавания спортивно-педагогических дисциплин в вузе требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из таких актуальных вопросов является использования  дифференцированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры, как одно из условий оптимизации учебного процесса.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучение научно-методической литературы свидетельствует о наличие научных публикаций и методических работ, посвященных организации физической культуры на основе дифференцированного подхода (Аксенова, А.Н. [1], Богданова, В.А. [4], Журавина М. Л. [5], Гавердовский Ю.К. [9], Петров П.К. [8],Кurt Knirsch [12], Harald Lange [11] показывает, что данный вопрос исследуем и актуален. Однако условия организации методики дифференцированного подхода в процессе преподавания спортивно-педагогических дисциплин исследовано недостаточно.

Цель исследования: теоретическое обоснование использования дифференцированного подхода в процессе подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту.

Задачи исследования:

1. Теоретико-методический анализ научно-методической литературы по вопросам использования дифференцированного подхода в профессиональной подготовке студентов.

2. Раскрыть  особенности  использования дифференцированного подхода в процессе преподавания гимнастики.

Для решения поставленных задач нами использовались такие методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение данных научно-методической литературы по проблемам педагогики, психологии, физического воспитания и спорта.

Результаты исследования. На необходимость в использовании дифференцированного подхода указывали выдающиеся ученые и педагоги, такие как: Я. А.Коменский, К. Д. Ушинский, Ж.-Ж. Руссо, Б. А. Ананьев.

Некоторые ученые трактуют дифференцированный подход как компонент управления обучением, в котором во время распределения студентов по группах предлагается учитывать не только уровень физического развития, но и психологические особенности, функциональные возможности, вид спортивной специализации [10].

А. А. Менг определил, что метод разучивания по частям более эффективен для обучения упражнениям студентов со слабой нервной системой, а метод разучивания в целом – для формирования навыков студентов с сильной нервной системой [7, с. 86].

При дифференцированном обучении существенной является возможность обнаружить у разных студентов «зоны возможного развития», условия их перехода с одного уровня развития на другой и, как результат, переход каждого к более полноценному качеству знаний и способов их получения [6].

В структуре подготовки специалиста по физическому воспитанию важное место занимает гимнастика. Проблема повышения эффективности занятий на факультете физического воспитания требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из таких актуальных вопросов является использование дифференцированного подхода как важного условия оптимизации учебного процесса на занятиях по гимнастике с одной стороны, и выработать у студентов практические навыки по применению его в будущей профессиональной деятельности с другой.

Сложность отмеченной проблемы заключается в том, что программа «знаний – умений – навыков» в любой дисциплине должна быть оптимальной для студентов разных категорий (сильных, средних, слабых). При этом все категории студентов в учебном процессе должны находиться в постоянном поступательном движении и постепенно переходить к более высокому по знаниям и умениям уровню. Самая эффективная реализация дифференцированного обучения в вузе будет возможна только при работе преподавателя с одной академической группой от набора до выпуска.

Предлагаемые нами подходы к использованию дифференцированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры предполагают систему целенаправленного педагогического воздействия, осуществляемого на протяжении всего периода обучения в вузе.

Анализируя проблему дифференцированного подхода на занятиях по гимнастике мы рассматриваем его как педагогический процесс, который предусматривает комплексное изучение индивидуальных особенностей студентов.

Успешное осуществление дифференцированного подхода на занятиях по гимнастике, направлено не только на формирование профессиональных умений и навыков студентов, а и на развитие личности в целом, что возможно при наличии и взаимосвязи всех сторон его деятельности (Рис. 1).

Анализ литературы позволил нам выделить структурные компонентами системы организации дифференцированного подхода на занятиях по гимнастике в педагогическом вузе: индивидуальные особенности студентов и управление их деятельностью.

Индивидуальные особенности студентов определяли: пол, возраст, данные медицинского контроля, данные тестирования физической подготовки.

В структуре управление деятельностью студентов нами применялись методы физического воспитания,  которые можно разделить на группы:

  • словесные методы (с помощью которых мы рассказывали технику упражнений,  создавали у студентов представление о движение, управляли ими во время выполнения физических упражнений);
  • методы наглядной демонстрации (мы использовали для создания правильного представления о движении, в чем нам помог непосредственно показ упражнений или их отдельных частей, наглядные пособия, предметные ориентиры, видеоматериалы);
  • практические методы (формировали у студентов прочные навыки в овладении средствами гимнастики).

Отдельной группой в нашей структуре идут методы обучению двигательным действиям, в которых выделяют методы разучивания упражнений в целом и по частям.

Правильное сочетание выше перечисленных методов позволяет нам более полноценно использовать индивидуальный подход к студентам и качественно осуществлять процесс обучения.

На основании изложенного выше можно сформулировать такие выводы:

1. Использование дифференцированного подхода в процессе преподавания спортивно-педагогических дисциплин дает возможность осуществлять целеустремленное управление учебной деятельностью, позволяет в ходе формирование личности студентов и их развития вносить своевременные коррективы в соответствии с выбранной специальностью.

2. Эффективность любой формы обучения зависит от интенсивности взаимодействия студента и учебной среды; основным условием такого изменения существующей системы подготовки должно стать создание среды взаимодействующего обучения, в процессе которого преподаватель будет подходить к студенту как к индивидуальной личности.

Изучение и анализ литературы позволил установить, что недостаточно широко изучен вопрос использования дифференцированного подхода в процессе преподавания спортивно-педагогических дисциплин в частности гимнастики и его влияние на формирование педагогического мастерства будущих специалистов. Предметом дальнейших исследований являются особенности использования дифференцированного подхода студентами во время прохождения учебной и педагогической практик.

Библиографический список:

1. Аксенова, А.Н. Дифференцированный подход в совершенствовании двигательных качеств у школьниц с различным соматотипом [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.04 / А.Н. Аксенова. — Омск, 2006. — 26с.
2. Ахметов С.М. Инновационные процессы в системе профессионального образования по физической культуре (лицей колледж - вуз) // Теория и практика физической культуры, 2004. - 282 с.
3. Ахметжанова Г.В. Инновационный подход к организации учебной деятельности студентов ВУЗа: монография / Ахметжанова, Г.В., Павлова Е.С. Тольятти: 2010.-160 с.
4. Богданова В.А. Дифференцированный подход в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / В.А. Богданова— Тюмень, 2001. 23 с.
5. Гимнастика: учебник / Под ред. М. Л. Журавина; Под ред. Н. К. Меньшикова. — Москва: Академия, 2010. — 448 с.: ил. — Высшее образование
6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культу- ры. М., 1991
7. Менг А.А. Типологические различия влияния мотиваций на формирование двигательных навыков школьников [Текст] // Тезисы докл. IV Всесоюзной конф. Н.С.О. психологов. – Пермь, 1969. – С. 86.
8. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений. -М.: Гуманист; Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.
9. Теория и методика спортивной гимнастики. Учебник в 2-х томах. Том 1. 2014г, изд Советский спорт, 368стр. Автор: Гавердовский Ю.К.
10. Унт Т. И. Индивидуализация и дифференциация обучения / Унт Т. И. – М. : Педагогика, 1990. – 192 с.
11. Harald Lange, Esther Klenk Attraktive Bewegungsspiele für Grundschulkinder 1. Auflage 2014, 128 S
12. Knirsch, Kurt U.A.: Turnen in der Schule. Stuttgart 2001. – 30 с.




Рецензии:

13.05.2016, 22:38 Божик Николай Владимирович
Рецензия:  Статья соответствует по структуре требованиям, а тема является актуальной. Авторы доступно раскрывают особенности использования дифференцированного подхода в процессе преподавания гимнастики, что значительно улучшит управление учебной деятельностью, позволит в ходе формирования личности студентов вносить своевременные коррективы в соответствии с выбранной специальностью. Рекомендуется к публикации!!!

14.05.2016 23:23 Ответ на рецензию автора Власюк Роман Анатольевич:
Уважаемый Николай Владимирович, я очень благодарен за положительную рецензию. Спасибо за потраченное время и анализ публикации.



Комментарии пользователей:

15.05.2016, 11:16 Власюк Роман Анатольевич
Отзыв: Уважаемый Сергей Владимирович,благодарю Вас за детальный анализ данной работы. Спасибо за отзыв. Уже работаем над исправлением ошибок.


Оставить комментарий


 
 

Вверх