Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 18.05.2016.
Просмотров - 5055

Измерение уровня внушаемости у студенческой молодежи

Волкова Дарья Александровна

Курганский Государственный Университет

бакалавр

Лунева Елена Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры Организация работы с молодежью, Курганский Государственный Университет


Аннотация:
В данной статье описано исследование, в рамках которого было проведено измерение уровня внушаемости студенческой молодежи методикой оценки суггестивности. Исследование показало, что уровень внушаемости зависит не от социально-психологических особенностей молодежи, а от личностно-ситуативных факторов, в которых оказывается человек. Также описаны характеристики степеней внушаемости и разработаны способы защиты от манипуляции.


Abstract:
This article describes a study which was conducted to measure the degree of suggestibility of the student youth assessment methodology of suggestively. The study showed that the level of suggestibility does not depend on socio-psychological characteristics of youth, and from personal and situational factors in which it appears. Also describes the characteristics of the degree of suggestibility and the methods of protection against manipulation.


Ключевые слова:
молодёжь; внушаемость; уровни внушаемости; оценка суггестивности;манипуляция.

Keywords:
youth; suggestibility; suggestibility levels; assessment of suggestibility; manipulation.


УДК 159.9.07

В современном мире стоит проблема манипулирования в обществе. Скрытое управление людьми выступает не только как средство достижения цели, но и как изящно построенная схема манипулирования. Разрабатывается множество способов, методов и программ манипулирования, которые способны внушить человеку все, что угодно манипулятору.

Актуальность работы заключается в том, что молодёжь, представляет собой наиболее активную и динамичную часть населения, готовую к освоению новых ролей, навыков, профессий, культурно-интеллектуальной информации, но в силу своих социально-психологических особенностей является уязвимой частью населения перед психологическим манипулированием.

Цель работы заключается в том, чтобы измерить уровень внушаемости студенческой молодёжи.

Нами поставлены следующие задачи:
Подобрать методику оценки внушаемости.
Провести исследование.
Подвести итоги исследования и сделать выводы.
Научная новизна исследования заключается в опровержении данных о том, что молодёжь в силу социально-психологических характеристик является уязвимой перед манипулированием.

Внушение является одним из компонентов манипулирования. Внушение (или суггестия — от лат. suggestio — внушение)— это психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (или эмоциональные) конструкции.

Нами было проведено исследование, в рамках которого была использована методика оценки суггестивности, взятая из «Практикума по психологии личности» О.П. Елисеева. Методика заключается в тесте, состоящего из 5 заданий. Задания выполняются быстро, не предусматривается достаточного количества времени для обдумывания ответов, необходимо оперативно обозначить напротив номеров заданий то, что придёт в голову, когда эти задания прочитываются. Повтор заданий не предусмотрен, если участник не успевает понять их смысл или не успевает ответить на очередное задание, оно пропускается. Конец и начало задания обозначается словом "внимание", после которого немедленно читается новое задание. Обработка результатов происходит следующим образом: если при выполнении задания указывается именно тот пример, который в нем предлагается, ставится 4 балла. Если испытуемый написал ответ достаточно близкий по смыслу — ставится 3 балла. Скорее далёкий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла; и совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу. Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов по следующей формуле:

S(суггестивность) = (О1 + О2 + О3 + О4 + О5)х 3 + 20 =...

Полученные оценки внушаемости связаны с тем или иным характером активности человека. Выделяются следующие диапазоны: 20-30 — пониженная внушаемость, является хорошим показателем; 31-45 — средняя внушаемость; 46 и более — повышенная внушаемость, это негативный показатель.

Психологами характеризуются уровни внушаемости следующим образом:
Низкий уровень внушаемости характеризует людей, обладающих недостаточно развитым уровнем самоконтроля. Для них характерна энергетическая расслабленность, спокойствие, внутренняя удовлетворённость своим положением, в большей степени зависят от поведения коллектива.
Люди со средним уровнем внушаемости по большинству факторов занимают промежуточное место между высоко – и низковнушаемыми людьми, они являются открытыми, прямыми, естественными и непосредственными людьми, им присуще независимость, ориентация на собственные решения, предприимчивость, а также собранность, энергичность, напряжённость.
Высоковнушаемые люди – это люди с выраженной жизнерадостностью, восторженности в общении, обладают высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, склонны к романтизму и художественному восприятию мира. Высоковнышаемым людям характерно богатое воображение, ориентированность на свой внутренний мир, мечтательность и богемность. У таких людей отмечается изысканность, умение вести себя в обществе, проницательность, осторожность и хитрость, эмоциональная чувствительность.

В исследовании приняло участие 35 студентов высших учебных заведений города Кургана.

Результаты исследования показывают, что двадцать шесть (74%) человек имеют средний уровень внушаемости, и только девять (24%) человек обладают низким уровнем внушаемости, высокий уровень внушаемости не выявлен.

Проанализировав полученный данные, можно сделать вывод, что большая часть молодых людей обладает средним уровнем внушаемости, так как уровень внушаемости личности зависят от личностных и ситуативных факторов, таких как:
1) Личностные качества субъекта – к ним относятся интеллект, находчивость, воля, уверенность в себе, кругозор и компетентность;
2) Содержания внушения - зависит от характера внушаемой информации, её места в информационном потоке, если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50, в середине – в 30, в конце – в 70.
3) Аудитории - легко внушаема толпа. Чем больше аудитория, тем уровень внушаемости выше.

На основе проведённого исследования сформулированы следующие способы защиты молодёжи от психологического манипулирования:
1) Необходимо работать над повышением собственных знаний и уровня образования.
2) Следует быть предельно внимательным, вслушиваться в то, о чем говорят.
3) Во время беседы не стоит стесняться выяснять смысл «достигнутых договорённостей».
4) Необходимо воспитывать собственную уверенность в себе и верить в себя.
5) Также необходимо усилить свой волевой контроль.
6) Следует быть спокойным, не поддаваться на провокации.
7) Нужно контролировать информацию, исходящую от любого человека, то есть любой человек это противник, и его надо воспринимать всерьёз.
8) Можно взять паузу, если от собеседника идёт большой поток информации, чтобы сбить манипулятора с заданного им темпа. Для этого можно разыграть непонимание какого-то вопроса и «тупого» переспрашивания, и тому подобное.

Итак, большая часть молодых людей обладает средним уровнем внушаемости (74%) , что объясняется личностно-ситуативными факторами, а не наличием определённых социально-психологических особенностей, которые характерны молодёжи. Результаты нашего исследования совпадают с исследованием учёных, которое показывает, что низкая степень внушаемости встречается в 20% случаев, средняя степень наблюдается в 80% случаев, а высокий уровень внушаемости явление крайне редкое. Из чего следует вывод, что перед манипулированием уязвим любой другой человек в независимости от пола, возраста, образования и прочих характеристик. Для того чтобы избежать попытки манипулирования собой, необходимо работать над своими качествами.

Библиографический список:

1. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001.
2. Паков М. М. Психологические свойства личности с разным уровнем внушаемости. — Москва, 2013.




Рецензии:

19.05.2016, 8:48 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Двойственное впечатление от Вашей статьи,хотелось бы глубже и достовернее.

19.05.2016, 21:09 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: В статье актуальность представлена не достаточно полно, следовало бы сослаться на фамилии ученых, которые занимались данной проблемой. Отсутствуют сноски на использованные источники литературы. Использование одной методики не дает возможность сделать объективные выводы. Следовало бы уточнить возраст испытуемых, чтобы можно было судить о факторах, оказывающих влияние на проявление внушаемости. На мой взгляд статью необходимо доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх