Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №34 (июнь) 2016
Разделы: Искусствоведение
Размещена 20.05.2016. Последняя правка: 30.06.2016.
Просмотров - 6845

Развивающая предметно-пространственная среда детства в современном дизайне

Назарова Анастасия Николаевна

студент

Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

кафедра средового и графического дизайна

Депсамес Лидия Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина


Аннотация:
В данной статье рассматриваются проблемы проектирования предметно-пространственной среды детства. Раскрывается понятие «развивающая среда», «предметное содержание», изучаются основные требования к организации предметно-пространственной среды детства, выделяется алгоритм дизайн - проектирования. Особое внимание обращается на способы решения выявленных проблем проектирования на примере отечественного и зарубежного опыта. В заключение подчеркивается сложность создания развивающей предметно пространственной среды детства, как неотъемлемого аспекта дизайна.


Abstract:
This article describes the problems of designing object-spatial environment of childhood. The notion of "developing environment", "objective content", examines the basic requirements for the organization of object-spatial environment of childhood, stands algorithm design - design. Particular attention is drawn to the ways of solving design problems identified by the example of domestic and foreign experience. In conclusion emphasizes the complexity of creating a developmental subject spatial environment of childhood, as an integral aspect of the design.


Ключевые слова:
развитие; пространство; предметное наполнение; художественно-творческая деятельность; развивающая среда; комфорт; ведущая деятельность; личность.

Keywords:
evolution; room; subject filling; artistic and creative activity; developing environment; comfort; leading activity; personality.


УДК 5527

Детство-это особый период жизни человека от рождения до подросткового возраста, включающий в себя младенчество, ранний возраст, дошкольный и младший школьный возраст.  Детство – период, когда происходит интенсивное биологическое, психическое и социальное развитие ребёнка. Для полноценного развития всех видов деятельности: игровой, учебно-познавательной, художественно-творческой, необходимо рационально организовывать пространство, создавать естественную комфортную  обстановку. Данные условия могут быть выполнены только в развивающей предметно-пространственной среде. В педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». [6]

Цель исследования – систематизировать и обобщить имеющийся опыт проектирования развивающей детской предметно-пространственной среды.

Объект исследования – процесс разработки дизайн-проектов детских учебных заведений.

Предмет исследования –  предметно-пространственная развивающая среда детских учебных заведений.

Предметно-пространственная среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н. В. Гусева, Л. П. Буева и др). Именно в предметно-пространственной среде, как целостной социокультурной системе,  ребенок адаптируется к жизненным обстоятельствам. Наличие развивающей предметно- пространственной среды является важнейшим критерием, обуславливающим динамику в процессе становления личности ребёнка. [4]  Правильно организованная среда всегда вызывает новые впечатления, желание играть, способствует развитию воображения, внимания, памяти. [1]Только в условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. (А.В.Запорожец)

Из выше сказанного следует, что главный компонент концептуальной модели развивающей предметно-пространственной среды это её предметное содержание. В. М. Межуев отмечает, что именно в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, общественная биография.

В дизайне предметная среда создается объемно-пространственными структурами, системой их функционального содержания, объединенными в целостность по законам художественного единства. В связи с этим, для удовлетворения потребностей развивающейся личности ребенка дизайнеру, как специалисту, необходимо создать предметно-пространственную среду с особым  художественно-функциональным комфортом, обеспечивающим оптимальное состояние ребенка в процессе его активной жизнедеятельности. [5] Результат проектной деятельности дизайнера должен соответствовать психическим, возрастным, функциональным, индивидуально-личностным возможностям детей, вызывать положительные эмоциональные реакции.  Каждый возрастной период имеет свою ведущую деятельность, социальную ситуацию развития, свои новообразования. [4]  Например, в раннем возрасте (1-3 года) формируется усвоение способов деятельности с предметами, новообразованием является внешнее «я сам», ведущая деятельность – предметная. Внимание ребенка привлекает незнакомое окружение, поэтому необходимо разнообразить предметную среду, используемые материалы. Ребёнок познает мир в процессе предметно-чувственной деятельности (домашний театр, железная дорога и т.п.) Учет гендерной принадлежности детей облегчает задачи проектирования развивающей предметно-пространственной среды, та как девочки и мальчики по-разному воспринимают, чувствуют окружающий мир.

Таким образом, для дизайна, интегрирующего в себе знания технических, гуманитарных, художественно-инженерных наук, формирование развивающей предметно-пространственной среды детства не только является его неотъемлемым аспектом, но и подчиняется определенному алгоритму действий в процессе дизайн – проектирования. Можно выделить следующие этапы проектной деятельности:

  1. 1.     Исследование существующей ситуации:

-       взаимодействие с клиентом,

-       изучение литературы,

-       работа с аналогами и т.д.)

  1. 2.     Разработка идеи – концепции дизайн – проекта:

-       постановка задач,

-       поиск оптимальных вариантов их решения с учетом принципов организации предметно-пространственной среды ( многофункциональность среды, рациональность зонирования, экологичность проекта, разнообразие отделочных материалов, декоративное наполнение, свето-цветовой дизайн и др.);

  1. 3.     Создание дизайн проекта:

-       Эскизная работа,

-       Планировочное решение,

-       Разработка специфики проекта - вариантов трансформирования среды и др.

  1. 4.     Исполнение проекта:

-       передача окончательного результата заказчику,

-       отслеживание процесса реализации дизайн-проекта.

Исключение того или иного компонента из всей системы дизайн-проектирования приводит к её разрушению.

К сожалению, создаваемая предметно-пространственная среда не всегда соответствует предъявляемым к ней требованиям. На основе анализа научных исследований можно выделить ряд проблем проектирования развивающей предметно-пространственной среды:

Первое - недостаток инноваций проектирования в области детской предметно-пространственной среды. Безусловно,дизайн должен выступать как некий проводник человека к современному инновационному миру. [3] Для полной реализации принципов организации детской предметно-пространственной среды не обойтись без применения новых технологий, материалов, методов архитектурного проектирования. Зачастую на практике дизайнер сталкивается с недоступностью многих инноваций. Данную проблему определяет в первую очередь экономический фактор (высокая цена новинок). В результате больший процент современного общества отказывается от качества, экологичности в пользу экономичности окружающего предметного пространства.

Рассмотрим, как решается проблема недостатка инноваций проектирования на примере отечественного опыта. Проект детского образовательного центра от архитектурной мастерской «А-проект» Концерна «КРОСТ» и 70°N arkitektur (фасады) представляет собой уникальный для России тип учебных заведений. Здесь объединены детский сад и начальные классы школы, благодаря чему формируется комплексная образовательная среда наиболее комфортная для детей.


Рис. 1 Детский образовательный центр "А-проект"

Планировочное решение здание представлет собой систему из нескольких функциональных блоков, сгурппированных вокруг внутреннего двора – атриума и еще одного блока детского сада с отдельным входом, несколько отстоящего от основного объема. Благодаря такой компоновке, малыши и школьники практически не пересекаются, за исключением общешкольных мероприятий.Атриум окружен стеклянными стенами, что позволяет наблюдать за явлениями природы внутри здания. Фасад украшают разноцветные прямоугольные окна, основным материалом являются  серыхе фиброцементные панели. В интерьере детского центра активно используется цвет и декоративные элементы.

Следующей значительной проблемой проектирования является создание п. п. с. без учета эргономических требований.

Эргономика - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека для создания оптимальных условий его жизнедеятельности в предметно-пространственной среде. Главные задачи эргономики детской среды –это сохранение здоровья, развитие личности, повышение эффективности деятельности. В процессе проектирования необходимо учитывать важнейшие эргономические характеристики: антропометрические данные, возраст, психо-физиологические факторы, факторы окружающей среды.

Школа-интернат в Кожухово, авторы проекта: АБ «Атриум». Главной целью этого проекта было создание интересного и необычного пространства для воспитанников интерната. Получилось разноуровневое многофункциональное пространство состоящее из внутреннего двора и 5 основных объемов. Двухэтажная галерея соединяет помещения зданий. Элементы фасада повторяются в интерьере, что способствует объединению внутреннего и наружного пространств.

Рис. 2 Школа-интернат в Кожухово, АБ «Атриум»
Интересен опыт зарубежных стран  в создании развивающей предметно-пространственной сред. Например,  детский сад Taka-Tuka-Land, выполненный по проекту студентов-архитекторов (Германия) это безопасная, комфортная, динамичная предметно-пространственная среда. В Taka-Tuka-Land сложно найти твердые поверхности (кроме пола), часть стен выполнена из мягких материалов (ткани, батут).

Рис. 3 Детский сад Taka-Tuka-Land

Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в салатово-желтых тонах, а вход оформлен в виде гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Интересно выполнены конструкции шведских стенок: это не привычные деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами. Идея страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинныйчулок появилась у студентов в результате ежедневных наблюдений за детьми, учета их мнений. Что позволило создать коммуникативное внутреннее пространство и многофункциональный фасад здания без особых затрат на строительство.
Рис. 4 Детский сад Taka-Tuka-Land

Важной проблемой проектирования п.п.с. является свето-цветовой дизайн. Предметно- пространственная среда детства- это уникальный  мир, требующий к себе особенного внимания. Наблюдения и практический опыт показывают, что развитие специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, творческой и др.) оптимизируется при включении в образовательный процесс цвето – и светотерапии как элемента психокоррекционной работы. Дозированное использование цвета и света в интерьере благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует проявлению умственной активности, создает гармоничную среду.

Ярким примером свето-цветового дизайна является Детский сад "Кекец" (Словения) от компании «Архитектура Юрэ Котник». Идея подобного дизайна возникла из-за нехватки оборудования детских игровых площадок в уже существующих детских садах. Новый фасад помогает справиться с этой проблемой, потому что сам является игровым элементом. С одной стороны доски, прикрывающие застеклённый фасад, раскрашены в один из девяти ярких цветов, а с другой – дерево оставлено неокрашенным. У подобного решения есть несколько функциональных назначений: оно служит как элемент, создающий тень, а также как развивающая игра для детей. Во время игры с этими заслонками дети узнают различные цвета и постоянно изменяют внешний вид своего детского сада.
Рис.5 Детский сад "Кекец"

Необычен проект студии RRA (АрАрЭй) (Норвегия). Архитекторы создали уникальный детский сад, состоящий из четырех объемов, которые могут взаимодействовать или функционировать независимо друг от друга. В центре здания расположены кухня и столовая, на верхнем уровне - административная часть. Форма здания экспрессивна, современна: наклонные плоскости образуют необычные входные группы. Главный материал в экстерьере и интерьере – это натуральное дерево, которое чередуется с яркими цветовыми акцентами. Данный детский сад  - пример современной экологической функциональной архитектуры.

Рис. 6  Детский сад от студии RRA (АрАрЭй)

Рассмотрим следующую проблему проектирования: перенасыщение п. п. с. информацией. Для дизайнера важно дать ребенку такой объем информации, который он способен воспринять. Излишнее предметное наполнение среды, агрессивное разделение пространства замедляют процесс психического развития ребенка, познание мира становится односторонним. Правильно организованное жизненное пространство дает возможность не пересекаться разнообразным сферам деятельности ребенка. Задача дизайнера -создать многофункциональное пространство, определив в нем границы каждой зоны, т. е. соблюдать принцип гибкого зонирования. Данная проблема решается не только использованием перегродок, но и предметным наполнением, оборудованием, активизирующими познавательную деятельность: развивающие игры, модули, сенсорные коврики, стена творчества, мастерские, ширмы.[2] Неотъемлемыми средствами зонирования являются декоративные элементы, освещение,  цветовое решение.

Так в проекте детского сада от компании 70°N arkitektur as (Норвегия) создано трансформируемое пространство, за счет его разделения на 4 блока, предназначенные для детей разного возраста. каждом помещении есть большие раздвижные двери, ведущие к общей крытой площадке.


Рис. 7 Детский сад от компании 70°N arkitektur as (Норвегия)

Множество отверстий в комнатах позволяет детям беспрепятственно перемещаться из одной зоны в другую. В блоках имеются читальные уголки, мини-кухни, шарнирные стенки, скалодромы, кукольные театры и т.д. На крыше располагается стеклянный купол, позволяющий наблюдать за явлениями окружающего мира. Концепция данного проекта выражает единение природы с внутренним пространством здания. Именно такая среда способствует развитию творческих, коммуникативных, физических, интеллектуальных навыков ребёнка.

Рис. 8 Детский сад от компании 70°N arkitektur as (Норвегия)
 Еще одним ярким примером, решающим проблему перенасыщения п. п. с. информацией является проект детского образовательного центра Spring от студии Joey Ho Design (Гонконг). Здесь мы не встретим персонажей мультфильмов, множество игрушек, акцент поставлен на обучении и развитии детей. Все помещения образовательного центра оформлены в нейтральной цветовой гамме с доминированием белого, светло-зеленого и бледно-голубого оттенков на фоне натурального дерева. Пространство организованно так, что позволяет сблизить позиции ребёнка и взрослого: к стойке примыкает лестница, по которой ребенок может забраться наверх и наравне общаться со взрослыми; умывальник выполнен в виде фонтана с несколькими уровнями для комфорта разных поколений.
Рис. 9 Детский  образовательный центр Spring от студии Joey Ho Design (Гонконг)

Изучив основные проблемы проектирования развивающей предметно-пространственной среды детства, рассмотрев способы их решения на примере опыта многих стран, можно сделать вывод: сегодня предметно-пространственный мир детства – это особая, сложноорганизованная среда. Проблемы её проектирования требуют повышенного внимания, так как именно среда определяет социально-бытовые, общественные, материальные, духовные условия существования ребенка.  Формирование у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности возможно только в развивающей предметно-пространственной среде. Задача дизайна – создать специально организованное многофункциональное пространство, с использованием материалов, оборудования, предметов в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа, охраны и укрепления  здоровья детей, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Библиографический список:

1. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды / Учеб. пособие. - М.: Архитектура - С, 2008. – 296 с.
2. Депсамес Л. П., Логанова М. А. Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Технология предметно-пространственной среды» - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 35 с.
3. Киреева.Л.Г. Организация предметно-развивающей среды / Из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009, С.143.
4. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда – М.: Центр "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожца, 2001. – 64 с.
5. Поддьяков.Н.Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности / Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.Просвещение, 2001, С.456.
6. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие – Балашов; Николаев, 2005. – 76 с. [Электронный ресурс ] http://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1




Рецензии:

30.06.2016, 10:32 Очилов Фарход Эгамбердиевич
Рецензия: Воспитания детей, создание условия для их образования вопрос актуальный, изучение и решение этой проблемы с учетом возрастные категории и других особенностей необходимо всегда. В статье изучен как отечественный, так и зарубежный опыт по проектирование предметно пространственной среды. Статью рекомендую к публикацию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх