Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №34 (июнь) 2016
Разделы: Искусствоведение
Размещена 02.06.2016. Последняя правка: 01.06.2016.
Просмотров - 3872

АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Гончарова Ксения Васильевна

Академия маркетинга и социально - информационных технологий ИМСИТ

студент

Научный руководитель: Мирошникова Вера Михайловна, доцент кафедры дизайна Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар).


Аннотация:
Статья рассматривает взаимосвязь характера формообразования объектов ювелирного искусства и стиля мышления на примере основных парадигм ХХ века, таких как модернизм и постмодернизм. Различие подходов в проектировании ювелирных украшений связывается с тенденциями культуры, которая задает символическое основание композиционным приемам. Новизна работы в осмыслении истоков композиционного формообразования при проектировании современных ювелирных украшений, включающих арсенал художественных средств, разработанных в дизайне ХХ века.


Abstract:
Paper examines the relationship of character shaping objects of jewelry and style of thinking on the example of the basic paradigms of the twentieth century such as modernism and postmodernism. The difference between the approaches in the design of jewelry is associated with cultural trends, which sets the symbolic foundation of compositional techniques. The novelty of the work in understanding the origins of the composite forming the design of modern jewelry, including an arsenal of artistic means developed in the design of the twentieth century.


Ключевые слова:
формообразование; методы проектирования; взаимосвязь стиля мышления и искусства; концепции в дизайне; дизайн ювелирных украшений; модернизм; органический стиль; постмодернизм; художественный образ; метафора в ювелирных украшениях.

Keywords:
shaping; design techniques; relationship style of thinking and art; design concept; design jewellery; modernism; organic style; postmodernism; artistic image; metaphor in jewelry.


УДК 745.03

Введение

Ювелирные изделия, появившись в глубокой древности, и в наши дни сохраняют свои символические, эстетические и культурные значения, выполняя функцию оберегов и подчеркивая социальный статус владельца. Украшения являются так же способом самовыражения и выявления индивидуальности их обладателей.  Процесс разработки и создание ювелирных украшений мы можем отнести как к виду декоративно-прикладного искусства, подчеркивая рукотворный характер этих предметов, так и виду дизайнерской практики, подразумевая использование современных технологий и массовый характер производства.

Культура ХХ века внесла большое многообразие в модификацию форм и видов ювелирных украшений, наметила принципиальные различия в композиционных подходах к их проектированию. Широкий спектр видов изделий и разнообразие форм современных объектов ювелирного искусства, на первый взгляд, не позволяет провести систематизацию подходов в их проектной разработке. Отсутствие систематизации методов композиционного формообразования на примере современных ювелирных украшений стало поводом для написания данной статьи.

Исследуя композиционное формообразование объектов материальной культуры на примере ювелирных украшений, мы исходим из основных концептуальных подходов формообразования архитектуры и дизайна ХХ века, а именно, двух основных парадигм, модернизма и постмодернизма.

Актуальность.  Исследуя композиционное формообразование объектов материальной культуры на примере ювелирных украшений, мы исходим из основных концептуальных подходов формообразования архитектуры и дизайна ХХ века.

Целью данной статьи является, выявление общих композиционных приемов дизайна ХХ века на примере проектирования украшений.

Основные задачи исследования: проследить смену эстетических концепций в мировоззрении ХХ века, проанализировать основные методы художественного формообразования ювелирных украшений в соответствии с принципами модернизма и постмодернизма, выявить основные тенденции  формообразующих факторов в проектировании ювелирных украшений на примере работ современных дизайнеров.

Теоретической базой для данной работы стали исследования в области философии, культурологии, истории дизайна. При написании статьи были использованы следующие методы: анализ научной литературы, культурологический анализ, структурный анализ художественной композиции.

Научная новизна. Выбранная нами тема, позволяет более подробно ознакомиться с композиционными приемами при  проектировании ювелирных украшений.

Со времен больших художественных стилей актуальная для социума форма возникала как визуальная реализация главенствующих на определенном  историческом отрезке идеологических установок и философских парадигм [1, с.113]. В ХХ века на основные концепции формообразования в композиции различных видов дизайна  повлияли такие течения как модернизм и постмодернизм.

Рождение модернизма обозначило важную грань в развитии художественного сознания человечества и решительный разрыв с предшествующими этапами искусства. Культура модернизма явила многообразие художественных поисков, направленных на  рациональное осмысление действительности и адекватных новому миру прогресса и технологии художественных выразительных средств. Лишенная эмоционально-чувственной окраски композиционная форма являла приоритет функции и четкой логики построения. Напротив, созданная и воплощенная постмодернизмом художественная «пародия» на все предшествующие эпохи проявилась в стремлении осмыслить все творческие проявления как игровую сферу, не создавая барьера между художественной деятельностью и философской картиной мира. Таким образом, эстетический подход модернизма несомненно противостоит творчеству постмодернизма с его игрой уже состоявшимися художественными формами. 

Рассматривая историю дизайна ХХ века А.Н. Лаврентьев прослеживает смену тенденций формообразования в дизайне (архитектуре, изобразительном искусстве и пр.) в соответствии с изменяющимися представлениями о мире и трансформацией его идеальной (мыслительной) модели [2, с. 19]. Эти тенденции обозначаются как, геометрическая, органическая и метафорическая. Первые две концепции развиваются в духе модернистского подхода, а метафорическая отражает характер постмодернизма.

В основе геометрической концепции лежит мир идеальных универсальных форм. Художественные элементы этого направления – плоские или объемные геометрические формы. Художественные средства композиции учитывают модульность, масштабность, ритм, контраст, статику, динамику и т. д. Все подчинено логике, структурной гармонии, соподчинении форм и создают основу рационального подхода в формообразовании. Геометрическая концепция, появившись в дизайне двадцатых годах ХХ века, наиболее активно проявилась в период послевоенного интернационального стиля. В дизайне ювелирных украшений ХХI века такой композиционный подход не теряет актуальности в силу своей эстетической безупречности.

Примером разработки ювелирных украшений в геометрическом направлении, может явиться творчество современного американского дизайнера Джона Бреварда. Взяв за основу концепцию геометрии, он создал свой неповторимый стиль в индустрии ювелирных украшений. Ювелирные украшения Бреварда это, прежде всего эстетика и чистота геометрии. Философия его дизайна — элегантность, смелые футуристические формы и четкая структура композиции [3].

В 50-е годы ХХ века с появлением органического направления в дизайне побеждает эстетика мягких, гибких форм, «подсмотренных» у объектов живой природы, пика своего развития достигает в 70-е с освоением пластичных материалов.

Популярным современным дизайнером, использующим органическою концепцию формообразования при создании ювелирных украшений, является Татьяна Чернов.  Ювелир не имитирует природу, а берет ее объекты в качестве источника вдохновения. Это не стилизация природных форм, а поиск композиционных построений по принципу органического мира. Такой подход близок идеям синергетики, основанной на представлениях о системности, целостности мира и научного знания о нём, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности (многовариантности и необратимости) развития, глубиной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Синергетика даёт новый образ предметов, вещей мира, который сложно организован не только в природе, но и материальной и духовной культуре человечества, в том числе и дизайне [4].

Следующее направление формообразования в дизайне сложилось ко второй половине 80-х годов и принципиально отличается от двух предыдущих. Если прежде исходным прообразом композиции были первичные формы неживой или живой природы, то «метафорическое» направление опирается на символическое значение вещи, вписывающее ее в культуру. Материальные объекты становятся носителями смысла этой культуры. Каждый элемент структуры вещи, помимо выполнения функционально-конструктивных задач, визуально работает на общий сюжет. Вещь как бы собирается из значений, смыслов. Элементы этой конструкции, визуально выстроенной смысловой скульптуры, подстраиваются под возможное функциональное значение. Постмодернистский подход в дизайне вообще, и в дизайне ювелирных украшений в частности, имеет большое количество последователей. Такая свобода авторского самовыражения позволяет в визуальной композиционной форме высказываться и эстетически рефлексировать, отсылать смысловые послания своему адресату-потребителю. Девиз этого направления: «Все есть игра культурных смыслов» [2].

Наш современник, дизайнер Павел Рыженков создает украшения именно в такой  метафорической концепции.  В материальных формах его изделий закодированы определенные смыслы-метафорами, для считывания которых необходим достаточно развитый кругозор, понимание эстетических и культурных смыслов.

Результаты. В результате анализа приемов композиции на примере проектирования ювелирных украшений нами разработана база систематизации. Основанием для ранжирования для самых разнообразных приемов ювелирного дизайна могут быть три принципиально отличные группы подходов: геометрический, органический и метафорический. Нами была показана связь этих приемов в формообразовании ювелирных украшений с культурными парадигмами и основными направлениями в дизайне  ХХ века. Предложенная систематизация не претендует на всесторонний охват аспектов в дизайне ювелирных украшений, но способствует вычленению основных композиционных приемов, как наиболее значимых в эстетической оценке предметов данной сферы дизайна. 

Заключение

Предпринятая попытка провести систематизацию подходов композиционного формообразования на примере дизайна современных ювелирных украшений, показала, что художественные выразительные средства могут стать основанием для классификации такого многообразного направления деятельности как авторское проектирование предметов материальной культуры. Рассмотрев трансформацию подходов композиционного формообразования объектов ювелирного искусства, можно сделать вывод, что основные принципы модернизма и постмодернизма, сложившиеся в разные периоды ХХ века не исчезли бесследно. Эти композиционные подходы применяются и на современном этапе развития дизайна, но каждый из них есть выражение определенного миропонимания, сложившегося в недрах культуры ХХ века.

Библиографический список:

1. Мирошников В.В., Мирошникова В.М. Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне. // Путь науки. 2014. № 10 (10). С. 113-114.
2. Розенсон И.А. Основы теории дизайна / Санкт- Петербург. «Питер». 2014.
3. Биографии дизайнеров: [Электронный ресурс]. М., 2007–2012 F2F Magazine. URL: F2F-mag.ru ( Дата обращения: 12.05.2016)
4. Медведев В.Ю. Сущность дизайна / Санкт- Петербург. − СПб.: СПГУТД, 2009.




Рецензии:

3.06.2016, 21:36 Очилов Фарход Эгамбердиевич
Рецензия: Рекомндую к публикацию



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх