Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физика, Искусствоведение, Химия
Размещена 18.06.2016. Последняя правка: 17.06.2016.
Просмотров - 3562

Возможности гальванопластики в кружевоплетении

Кяжева Дарья Константиновна

Студент

Петрозаводский государственный университет, институт педагогики и психологии

студент 3 курса кафедры технологического образования

Власова Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, Петрозаводский государственный университет, институт педагогики и психологии, кафедра технологического образования


Аннотация:
В данной статье рассказывается о таких техниках, как кружевоплетение и гальванопластика. А так же о возможностях применения их вместе.


Abstract:
This article refers to techniques such as the lace making and electroplating. and it talks about the possibilities of using them together.


Ключевые слова:
кружевоплетение; кружева; гальванопластика; металл; техника.

Keywords:
lace making; lace; electroplating; metal; machinery.


УДК 746.2

Актуальность: В наши дни создается множество украшений из кружева, но проблема заключается в том, как повысить прочность и износостойкость этих изделии.

Цель: разработать и апробировать технологию применения гальванопластики в кружеве.

Объект: технология сочетания кружева и гальванопластики

Предмет: аксессуар

Задачи:    1) Изучить новую технологию                

                 2) Изучить свойства текстильных материалов

                 3) Изучить возможности применения гальванопластики в кружеве.

Научная новизна: В работе доказывается, что гальванизировать можно текстильные материалы (но при условии электропроводности и гладкости изделия.)

Кружевоплетение является одним из примеров  декоративно-прикладного творчества  и народного художественного промысла. Признаком кружева можно назвать ажурный узор, который образовывается переплетающимися нитями. Кружево плетут по сколку – иначе,  техническому рисунку.  Он выглядит как рисунок, состоящий из линий и точек, куда в процессе плетения вкалываются булавки. Выплетают кружевные изделия при помощи коклюшек - деревянных палочек, на которые наматываются нитки. Перебирая коклюшки из одной руки в другую в определенном порядке, нитками обвивают булавки, таким образом получается ажурный узор. 

Считается, что техника кружевоплетения была изобретена в Италии во второй половине XV века. В России же кружево стало выплетаться только к  XVII веку, а ранее оно было привозным. Известными центрами кружевоплетения на коклюшках в России к началу XX в. являлись: Вологда, Елец, Киров, Кириши, Белозерск, Ростов Великий.

Как и несколько веков назад, так и сейчас кружевоплетение применяется  в оформлении одежды, например, воротники, манжеты рукавов и нижнее белье. С помощью этой техники выплетаются полотенца, столовое и постельное белье, аксессуары и бижутерия. В наши дни кружева придают нарядный вид самым разнообразным вещам. Начиная от различных емкостей для хранения вещей, декорирования мебели, и заканчивая металлическими конструкциями. Как, пример, можно привести представителей голландской компании Demakersvan. Они попытались соединить несочетаемое: кружева  и металлические конструкции. Из такой вещи как металлическая сетка-рабица представители компании сделали кружевной забор.

Еще одним нестандартным применением кружева занимается американская художница Кэл Лэйн. Она  создает  предметы искусства из того, что люди обычно не берут во внимание в качестве объектов для творчества.  Это лопаты, тачки, старые нефтяные бочки и контейнеры для  мусора.  У нее прекрасно получается превращать огромные куски металла в кружева.

Многие дизайнеры предпринимают весьма удачные попытки сочетать технику коклюшечного кружева и проволоку. Здесь можно назвать такие имена как Хайке Сильвия Мюллер, Ленка Сачнек и др. [1]. Нам стало интересно, какие еще технологии можно было бы совместить с кружевоплетением. Почему бы и не попробовать внести что то новое в эту технику? Изделия из кружева смотрятся восхитительно, но при повседневной носке, например бижутерии, со временем их внешний вид портится. И перед нами становится вопрос, как повысить прочность и износостойкость этих изделии.

В начале XIX века русский ученый Б.С. Якоби провел первые опыты в технике гальванопластика. Гальванопластика - это электрохимический процесс, в результате которого на поверхности какого-либо предмета, форму которого хотят воспроизвести, осаждается слой металла. Основной целью гальванопластики является получение точной металлической копии предмета или воспроизведение формы предмета посредством электролитического осаждения металлов.[2] Толщина осадков равна примерно от 0,25 до 2 мм. Большим значением в технике гальванизации обладает процесс осаждения меди. Он оседает на изделии, как основной слоя металла, так и часто используется в качестве промежуточного слоя. Помимо меди возможно применение  железа, серебра, никеля, золота.

Гальванизировать можно только электропроводные материалы. На материалы не проводящие электрический ток  наносят проводящее покрытие, такое  как графит.

Для процесса гальванизации необходим сосуд для проведения электролиза (стеклянные или пластмассовый) и источник постоянного тока. В сосуд наливают электролит,  в состав которого входит  медный купорос, дистиллированная вода и серная кислота. Химические составы веществ  при золочении, серебрении, бронзировании,  и омеднении могут отличаются друг от друга, но в состав необходимо включить  кислоту, воду, сульфаты или нитраты наносимых металлов. Предмет погружается в этот состав и подключается ток. После оседания достаточного количества металла изделие вынимается.

Возможности использования гальванопластики в промышленности очень разнообразны. Гальванопластика применяется в таких отраслях, как  приборостроение и машиностроение, часовая промышленность, космонавтика и авиация, электротехника и радиоэлектроника, медицинская техника, а так искусство.

К основным направлениям  использования такой техники можно отнести производство  антенн, концентраторов, различных деталей нестандартной формы. При помощи гальванопластики можно точно воспроизвести сложный рельеф. Это свойство помогает в производстве гравюр, печатных стереотипных моделей,  штампов для тиснения и матриц. 

Изучив эти две техники, кружевоплетение и гальванопластику, мы решили провести эксперимент. Предметом этого эксперимента был аксессуар – плетеное перо. Нарисовав сколок, мы приступили к плетению. Для придания уже сплетенному перу электропроводности,  оно было покрыто графитом. Далее происходил сам процесс гальванизации. В вещество, с названием электролит была положена медная пластинка, сплетенное изделие и при помощи такого прибора как лабораторный регулируемый блок питания был подключен ток. В процессе гальванизирования медь с пластинки оседала на пере, делая его более прочным и твердым. Для придания выразительности изделию, оно было запатинировано. Патинированием считается искусственное состаривание  различных материалов, оно придает им изысканную декоративность, антикварность и повышает защитные свойства. Состав для патинирования – серная печень окислила медь и придала ей оттенок «античная бронза». В дальнейшем, для сохранения декоративного покрытия, изделие покрыли акриловым лаком.

После проведения этого эксперимента, мы пришли к выводу, что при помощи гальванизации кружева становятся более прочные, износостойкие и приобретают новый декоративный вид. А значит, само использование гальванизации в кружевоплетении имеет место быть. 

Библиографический список:

1. Власова И.А. Современное прочтение традиционных технологий кружевоплетения. / И.А. Власова // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XVIII-й междунар. науч. конф./ под. Ред Н.М. Калашниковой. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015. – С.156-159
2. Гальванопластика [Ярославль, 2014]. URL: http://арт-металл.рф/tehnologiya.html (дата обращения: 12.06.2016)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх