Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 20.06.2016. Последняя правка: 20.06.2016.
Просмотров - 2718

Модель финансовых циклов крупных корпораций в условиях импортозамещения

Латыпова Дарья Родионовна

бакалавр

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»

студент-магистрант

Бархатов Виктор Иванович, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики отраслей и рынков, Челябинский Государственный Университет


Аннотация:
Каждое предприятие проходит на своем жизненном пути ряд стадий: от зарождения до гибели. И на каждой стадии его поджидают различные ловушки, чтобы их избежать, нужно точно определить на каком этапе находится организация, проанализировав ее жизненный цикл по различным моделям. В данной статье описываются популярные модели жизненного цикла организации, установлены стадии, на которых находятся крупнейшие отечественные корпорации и предложен ряд действий по предотвращению ловушек с учетом внедрения процесса импортозамещения.


Abstract:
Every company goes on its path of life a number of stages, from birth to death. And at every stage he would be awaited by different traps, if he wants to avoid them, it is necessary to accurately determine at what stage is the organization by analyzing its life cycle on different models. This article describes the popular models of organizational life cycle, set the stage on which are the largest domestic corporations and proposed a series of actions to prevent the traps, taking into account the implementation of the import substitution process.


Ключевые слова:
развитие; стадии жизненного цикла; политика импортозамещения; эпоха санкций; грамотное управление; общая цель.

Keywords:
development; lifecycle stage; import substitution policy; the era of sanctions; competent management; a common goal.


УДК 338.12 

Введение

Если задуматься, то все процессы, окружающие нас, цикличны. Времена года сменяют друг друга в определенном порядке, за вечером следует ночь, и даже фазу луны мы можем с легкостью предсказать. Цикличность также не чужда и экономической сфере нашей жизни. Все предприятия от маленьких фирм до крупнейших корпораций проходят стадии от становления до упадка – это называется их финансовым циклом. У крупных известных предприятий длина финансового цикла, как правило, составляет не один десяток лет. И стадия зрелости у таких предприятий длится дольше, чем у остальных. Это естественно, так как зрелость предполагает высокое значение важнейших для предприятия показателей, например, прибыли. Что касается предприятий менее крупного масштаба, то их жизненный цикл в наше время совсем невелик, порядка 12 лет, и его увеличение - важная задача и для собственника, и для ее членов, и для общества в целом, а для этого необходимо знать особенности различных стадий. Как писал Адизес, на каждой новой стадии развития каждая организация сталкивается с уникальным набором вызовов и сложностей. Успех организации определяется способностью менеджеров управлять переходом от одной стадии к другой. 

Актуальность.

На данный момент вопрос о внедрении процесса импортозамещения в российскую экономику особенно актуален, однако существует ряд крупных корпораций с уже установившейся экономической политикой. Повлияет ли импортозамещение на жизненный цикл фирм? Не перейдут ли они в стадию упадка?

Целью данной статьи является исследование влияния процесса импортозамещения на жизненные циклы крупнейших корпораций.

Научная новизна заключается в анализе изменения жизненных циклов корпораций  в условиях импортозамещения и рассмотрении возможности предотвращения упадка показателей.

Если рассматривать бизнес в нашей стране, то необходимо учесть тот факт, что живем мы в «эпоху санкций» - момент, когда все больше и больше продукции участвует в процессе «импортозамещения», особенно это отражается на продуктах питания. Один из ярких примеров – запрет на ввоз сыра в Россию. Наложение данной санкции влияет не только на поставщиков импортного сыра, но и на тех, кто использует данный ингредиент для приготовления блюд, а именно сеть ресторанов и кафе. Известно, что многие популярные блюда требуют определенный вид сыра, который в нашей стране либо не производится, либо изготавливается на недостаточно высоком уровне. Следовательно, приходится убирать определенные пункты из меню, либо значительно снижать их качество – и то и другое скажется на количестве посетителей данного ресторана. А ведь сыр – всего лишь один из примеров, есть  и более используемые продукты, ранее привозимые только из-за границы, и не только продукты питания.

Таким образом, основной проблемой импортозамещения, касательно модели финансовых циклов, является сложность проведения замены продукции на нужном уровне. Из такой проблемы при отсутствии грамотного управленческого решения вытекает следующая, более масштабная  - падение потребительского спроса и следовательно переход в стадию «упадка». И в данной ситуации на руку играет только одно – все предприятия-конкуренты  страны находятся не в лучшем положении.

Многие организации в подобной ситуации прибегнут к такому методу привлечения посетителей, как снижение цен. Однако, здесь необходимо учитывать, что наиболее конкурентоспособные предприятия адаптируются к низкому уровню цен на их продукцию, пытаясь снизить издержки использованием более эффективного оборудования, стремясь повысить производительность труда [2].

Знание того, в какой стадии цикла находится предприятие на данный момент поможет не только избежать опасности, но и спрогнозировать дальнейшие действия, имея ввиду возможный переход в следующую стадию (например, из стадии «зарождения» в стадию «роста»). Такие знания необходимы каждому предпринимателю для успешного и долголетнего ведения бизнеса.

Для того чтобы более точно определить, на каком этапе развития находится организация и какие проблемы у нее могут возникнуть (помимо указанных Адизесом), необходимо, как я считаю, проанализировать организацию по нескольким моделям, так как существующие на сегодняшний день модели, как правило, рассматривают организацию с различных точек зрения с учетом разных аспектов ее развития, а именно:

  • с точки зрения теории развития личности (как модель у Липпита и Шмидта);
  • с точки зрения эволюционных и революционных этапов развития организации, где переход на новый этап основывается на прошлом опыте (как модель Грейнера);
  • с точки зрения менталитета членов организации (как у Торберта);
  • с точки зрения личностной характеристики основателя организации (как у Кимберли);
  • как уже говорилось, с точки зрения роста и старения (как в модели Адизеса);

Г.Липпит и У.Шмидт являлись своего рода первооткрывателями модели жизненных циклов, касаемо частного сектора. Их модель, естественно, довольно проста и конструктивна, включает в себя 3 стадии, последняя из которых – подходящая крупным корпорациям России – зрелость. Суть этой стадии в том, чтобы достичь уникальности и научиться приспосабливаться к условиям окружающей среды. Это означает, что корпорация должна найти способ «держать клиента» за счет особых качеств своей продукции, позволяющей ей выделяться на рынке и делать это в любое время и любом месте. Касательно нашей страны - то в условиях импортозамещения. Главными вопросами в данной ситуации являются: Следует ли организации меняться? Каким образом? Необходимы ли денежные вложения?

Все эти аспекты очень важны, так как неправильный ответ на один из вопросов может привести к негативным последствиям. Слишком большие энергетические, материальные и моральные затраты, потраченные на изменение определенных моментов  корпорации (там где они вовсе не требуются) могут просто не привести к ожидаемым результатам, а то и ухудшить положение. Цель не оправдает средств. Потребитель, привыкший рассчитывать на определенную продукцию и сохранение ее качества, откажется в пользу конкурента. Могут также возникнуть проблемы с творческим персоналом.

Если же наоборот – бездействовать там, где просто необходимо вносить коррективы, можно просто оказаться «выбитым из струи» более дальновидными соперниками.  Обе эти ситуации приведут к потере спроса, прибыли, а в худшем случае – к банкротству.

Модель жизненного цикла организации Л.Гейнера была создана с опорой на теорию европейских психологов и адаптирована под развитие корпораций: будущее предприятия определено его организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Такая модель включает в себя 5 стадий, каждая из которых учитывает не только возраст организации, но и ее масштабы.

Для современных крупных Российских корпораций, на мой взгляд, подходит стадия роста через координацию. Суть этой стадии заключается в том, что организация преодолевает кризис контроля и на данный момент наращивает обороты за счет реструктуризации, долгосрочного планирования, создания новых проектов. Это объясняется тем, что крупной организации необходимо избегать застоев и идти в ногу со временем, периодически необходимы нововведения и модернизация производства. В таком случае без новых проектов не обойтись, а для их внедрения и грамотной реализации, соответственно необходимо долгосрочное планирование. Основным моментом в такой ситуации являются грамотные действия управляющего персонала, касательно разработки и решения по принятию данных проектов. На данный момент управляющие крупных корпорации России вынуждены создавать проектные группы, которые займутся вопросом импортозамещения в организации.

Главным достоинством модели Л.Гейнера является фокусировка на кризисах, которые поджидают предприятие на каждом этапе жизненного цикла. Также Гейнер уделил внимание возможным путям выхода из них, перечислив факторы, рост которых необходим для дальнейшего развития организации.

У. Торберт в своей модели, на мой взгляд, углубляется во внутреннюю среду организации, а конкретно в ментальность ее работников. Начальную стадию жизненного цикла организации Торберт видит, как разрозненную среду, в которой у каждого есть свои идеи, свои способности и желания их реализовывать. Само по себе соотношение групп в обществе и степень учёта их интересов не являются достаточным условием экономического роста. Индивидуальные цели чаще всего не совпадают с вектором общественного развития [1]. Однако, Торберт считает, что если предприятие стремится к развитию, то все его члены должны постепенно прийти к единой цели, каждый находит свое место в нише общего производства. Различные элементы организации могут функционировать по отдельности, при этом хорошо справляться со своими задачами, но если предприятие находится на высокой стадии развития и стремиться прогрессировать, то единение всех его подсистем просто необходимо. Чтобы добиваться высоких результатов за более короткие сроки, каждый должен стремиться не к своей личной цели, а к общей.

В модели Торберта можно выделить 8 стадий. Развитые предприятия России находятся на 5 (Стадия предопределения производительности) и 6 (Стадия свободного выбора структуры). Каждый работник корпорации фиксируется на определенной задаче, поставленной руководителем, существует определенная иерархия власти и закреплен устав – все это моменты присущие 5 стадии в модели Торберта. Большая часть крупных отечественных корпораций находится на 6 стадии, основными чертами которой являются – сотрудничество между ступенями иерархии, новые творческие подходы, стремление к достижению более масштабных целей организации. В «эпоху санкций» сотрудники развитых отечественных предприятий направляют всеобщие возможности на создание и реализацию новых идей, которые помогут организации оставаться на должном уровне. На таких предприятиях практикуется методика мозгового штурма, объединяющая коллектив и создающая возможность предприятию перейти на 7 стадию – Стадию возникновения общности.

Дж.Кимберли долгое время занимался изучением создания и развития медицинских школ. Его модель жизненных циклов предприятия отличается от всех прочих. Кимберли считает, что установить первую стадию цикла организации можно еще до ее образования. На первой стадии формируется видение предприятия в целом, его правила и строй. С каждой новой стадией данная идея обрастает материальными факторами – наем рабочих, закупка оборудования, формирование конкретных правил, которые к 4 стадии (конечной) становятся более жесткими. Предприятие приобретает стабильность, четкую и предсказуемую политику, выстраивает отношения с внешней средой и конкурентами.

Развитым предприятиям России присуща конечная стадия в модели жизненных циклов Кимберли. Однако, в связи с текущим положением дел, устоявшуюся политику организациям придется сменить на политику импортозамещения, сохранив при этом отношения с внешней средой (в лице потребителей) и не уступив конкурентам.

Теория И.Адизеса, на мой взгляд, является самой проработанной и расширенной. Говоря о жизненных циклах организации, люди, как правило, имеют ввиду именно эту теорию. Модель жизненных циклов Адизеса, в отличие от всех остальных, включает в себя последнюю стадию – смерть. Я нахожу это логичным, так как все, что зарождается в определенный момент, погибает, и любая организация через какое-либо время прекратит работать, даже самая крупная. Предприятия не могут «стареть» вечно и  в определенный момент их ресурсы закончатся, и будет просто нечем выплачивать сотрудникам зарплату. 

Всего стадий в жизненном цикле по Адизесу – 10, больше чем в любом другом. Сам цикл разделен на две части – рост и старение. Первая стадия, как и предсказывал Кимберли, у Адизеса заключается в формировании идеи и различных ее проверок. Четвертая стадия – расцвет, является завершающей в процессе роста. Эта стадия характеризуется значительным ростом всех важнейших для предприятия показателей, таких как выручка, прибыль, производительность. Все члены организации разделяют ее видение, поощряется креативный подход, взаимодействие работников между собой более развито, чем на предыдущих стадиях.

После роста кривой жизненного цикла по И.Адизесу наступает старение, начинающееся со стадии стабильности. Я не вижу данную стадию, как начало упадка сил организации. Стабильность практически всегда является наиболее долговременным этапом. Показатели не обязательно ухудшаются, они просто перестают расти. Заканчиваются креативные идеи, но на том, что было выстроено ранее, на заработанном статусе, при сохранении должного качества, и существует большинство Российских предприятий по сей день. Естественно в настоящий момент, в условиях политики импортозамещения, таким стабильным организациям придется несколько менять свои устои – искать новых поставщиков, возможно менять производство. Главное, сделать это так, чтобы все проведенные изменения не сказались отрицательно на качестве и количестве продукции.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что сам процесс импортозамещения не является таким ужасающим, как видят его некоторые. Вопрос об импортозамещении в России является далеко не новым. Многие эксперты считают, что его осуществление началось еще после девальвации в 1998 году, когда в потребительской корзине некоторые импортные товары стали заменяться отечественными (объём импорта сократился на 20 %, в 1999 году — ещё на 28%). Я же вижу плюс импортозамещения в резком сокращении расходов на экспорт ресурсов – за счет этого можно снизить цену на продукцию, что сделает ее доступнее для разных слоев населения. Выросший поток потребителей поможет отечественным организациям выйти из фазы застоя и продолжить расти.

Библиографический список:

1. Бархатов В. И. Человек как активный субъект экономического роста: к проблеме человеческого капитала и роли элит // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №8 (363). Экономика. Вып. 48. С. 7-13.
2. Бычкова Л.С. Идентификация фазы экономического цикла в 2014 году в России// Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №11 (366). Экономика. Вып. 49. С. 40-47.11.
3. Ивашковская И.В., Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации. // Российский журнал менеджмента. 2014. № 2 (4). С. 19–34.




Рецензии:

20.06.2016, 21:58 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Проблема, поднятая в статье, весьма актуальна в свзи стем, что процесс импортозамещения продвигается не совсем успешно в силу различных причин. Вопрос о плюсах импортозамещения, связанных с резким сокращением расходов на экспорт ресурсов – за счет которого можно снизить цену на продукции, тоже спорный. В целом статья написана хорошим языком. Вполне может быть опубликована. С уважением В.Н.Боровский

22.06.2016, 1:37 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия:  Тема очень интересная. Однако совсем непонятно как автор предлагает определять на каком этапе развития находится организация.Судя по заголовку речь идет о крупных корпорациях.И еще более непонятно относительно стадий жизненного роста,когда речь идет о замещении равнозначных товаров,например картошку на картошку.Предлагаю автору отказаться от перечислений достоинств и недостатков существующих моделей различных стадий жизненного роста и написать про импортозамещение. К тому же статья полностью лишена цифрового материала и иллюстраций.В таком виде статью публиковать нельзя

22.06.2016 22:22 Ответ на рецензию автора Латыпова Дарья Родионовна:
В данной статье я сделала акцент на известные теории о жизненных циклах, рассмотрев их в контексте политики импортозамещения. Статья получилась довольно объемная, даже без приведения признаков стадий жизненного цикла (о которых у меня есть отдельная статья) и графических отображений, которые, на мой взгляд, характерны для статей о конкретном объекте и его динамике. С Уважением, Д.Р.Латыпока

23.06.2016, 11:47 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Тогда измените заголовок статьи и сделайте ее обзорной.А так, говоря казенным языком, в статье отсутствует формулировка гипотезы исследования, само исследование, его результаты, практические рекомендации.Проще нет модели финансовых циклов и даже самого понятия финансовый цикл

6.07.2016, 13:23 Мизанбекова Салима Каспиевна
Рецензия: В качестве замечания: подходит ли модель финансовых циклов для крупных корпораций отраслей экономики.Статья рекомендована к печати. Мизанбекова СалимаКаспиевна. д.э.н., профессор



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх