магистр психологии
МБОУ "СОШ № 2 г. Суздаля"
учитель русского языка и литературы
УДК 81
Введение
Современное общество сегодня находится в динамичном состоянии, подвергаясь различным изменениям. Изменения не обходят стороной и сферу образования. Так в последни годы наблюдается процесс системных преобразований в школах России. Вот почему такое пристальное внимание обращает на себя ЕГЭ.
Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) — единый экзамен для всех школ проводимый в Российской Федерации.
Актуальность статьи обусловлена тем, что выпускники школ недостаточно готовы к написанию Единого Государственного Экзамена, а также слабой теоретической разработанности данной проблемы и методических рекомендаций, направленных на оптимизацию результатов выполнения заданий ЕГЭ. Мы предприняли попытку проанализировать методические требования к части «С» ЕГЭ по русскому языку.
Цель статьи: изучить уровень готовности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к сдаче ЕГЭ, анализ требований к сочинениям части «С» ЕГЭ, рекомендации для устранения трудностей при написании сочинеений-рассуждений.
Конкретными исследовательскими задачами выступают следующие:
Изучение представленных вопросов позволит сформировать собственное мнение, выбрать определенные методы работы на уроках русского языка, сформировать свой взгляд к затронутой проблеме в связи с реформой образования.
Научная новизна данного исследования заключается в систематизации накопленных знаний по изучаемому вопросу, сбору и созданию классификации материала.
На сегодняшний день преподавание русского языка осуществляется в сложных условиях: замечается резкое снижение уровня культуры населения, повсеместно наблюдается сознательное и бессознательное нарушение норм русского литературного языка, в речи все больше и больше встречаются заимствованные слова, профессионализмы и жаргонизмы, ненормативная лексика. Педагоги, филологи, методисты обращают свое внимание на то, что в преподавании русского языка сегодня не все так гладко и благополучно, как это может показаться на первый взгляд. Свидетельством этого факта являются выпускные и вступительные экзамены выпускников школ и использование языка как средство общения. Особо следует обратить внимание на Единый Государственный Экзамен, так как он является единой формой сдачи выпускного экзамена в школе. Кимы по русскому языку прежде всего проверяют реальный уровень сформированности у современного выпускника средней школы трех основных компетенций:
- языковой;
- лингвистической;
- коммуникативной [5: 27].
По итогам прошедших лет наблюдается тенденция того, что для многих выпускников школ наибольшую сложность и затруднительность вызывают задания части «С». Задания этого уровня ориентированы на проверку сформированности коммуникативной компетенции учащихся, которая направлена на правильность понимания прочитанных текстов, на умение формулировать проблему (-ы), затронутую автором, на умение выражать свое собственное мнение, а также приводить аргументацию с опорой на жизненный и литературный опыт абитуриента. Работа, связанная с выполнением части «С», не подразумевает никакого выбора ответа и носит творческий характер. [3:39]. Замети, что выполняя эту часть экзаменационной работы, учащийся открыто демонстрируется реальное состояние своих практических речевых умений, что в дальнейшем позволяет сделать качественный анализ сформированности навыков монологической письменной речи, умение выражать и аргументировать свою точку зрения, а также помогает составить речевой портрет современного выпускника. Такие наблюдения позволяют проследить динамику роста/спада речевых умений школьников, разработать методические рекомендации по ликвидации проблемных зон и усовершенствования программ по работе преподавания русского языка в основной школе. Проанализировав творческие работы учащихся, можно дать наглядное представление общего развития социума, нравственного состояния и социальной зрелости не только какого-то конкретного ребенка, но и показать уровень культуры современной молодежи.
Часть «С» Единого Государственного Экзамена по предмету русский язык представляет собой написание небольшого (не менее 150 слов) сочинения-рассуждения, которое проверяет уровень сформированности следующих компетенций у учащихся:
задача коммуникативной компетенции определяется умением воспринимать прочитанный текст, грамотно и четко строить его анализ, давать собственное обоснование текста, выбирая для этого необходимый стиль и тип речи с соблюдением норм и правил русского языка;
Формулировка заданий к части «С» ЕГЭ по русскому языку может иметь различные варианты, например:
Объем творческой работы должен представлять не менее 150 слов.
Для достижения хорошего результата при выполнении задания части «С» - написание сочинения-рассуждения, необходимо детально проработать предложенный текст, производя его анализ на всех языковых уровнях. Следует заметить, что многоаспектному анализу по предложенному тексту предшествуют отдельные элементы из тестовой части [1:105].
Предлагаем ознакомиться с основными требованиями к экзаменационному сочинению-рассуждению:
Высокая оценка по этому критерию ставится, если:
а) учащийся правильно понимает основное содержание теста, выявляет проблему (-ы), дает верный комментарий, избегая при этом фактических ошибок;
б) учащийся верно и четко сформулировал позицию автора, выявил одну или несколько проблем, дал оценку и комментарий хотя бы одной из затронутых проблем.
2. В сочинении-рассуждении присутствует собственное отношение пишущего к поднятым в тексте проблемам или проблеме, сформулирована позиция выпускника, которая может категорически не совпадать с авторской, дается ее обоснование и приводятся соответствующие аргументы. Текст сочинения построен в соответствии с логикой изложения материала.
Положительная оценка по этому критерию может быть поставлена, если позиция пишущего:
а) сформулирована четко, логически выстроена, с соблюдением всех этических норм;
б) позиция выпускника аргументирована с привлечением нескольких аргументов, используя литературные примеры и примеры из жизни.
3. В работе выпускника дается анализ языковых средств выразительности, указана их роль и значение в данном тексте. Учащийся может рассчитывать на высокий балл по этому критерию, если в его сочинении четко отражены языковые особенности исходного текста, дается их точное объяснение, приведены соответствующие примеры.
4. Смысловая цельность текста не нарушена, речь связана и последовательна. Такое требование подразумевает:
а) логичность, последовательность, выделение смысловых частей создаваемого текста, законченность мысли;
б) композиционные части текста.
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если:
- текст выстроен связно и имеет все основные компоненты;
- присутствует деление на композиционные части;
- связность;
- абзацное членение текста. [3:56].
5. Точность, богатство словаря учащегося, использование средств языковой выразительности в соответствии с выбранным стилем повествования, отсутствие грубых ошибок.
Положительная оценка за сочинение может быть поставлена, если в работе учащегося присутствуют разнообразные грамматические формы, проявлен богатый словарный запас учащегося, использованы средства выразительности.
Задание части «С» помогают экспертам проверить не только умения и знания за курс русского языка основной школы, но и показывают наглядную картину уровня развития общей культуры молодежи. Таким образом, итоговая оценка за сочинение-рассуждение формируется за счет того, насколько глубоко и полно в тексте учащегося отражена основная мысль исходного текста, а также корректность, самостоятельность и оригинальность в изложении своих собственных суждений.
Требования, предъявляемые к выполнению части «С» ЕГЭ, можно условно определить с помощью 3 составляющих:
Сегодня перед школой становятся огромные задачи, связанные с качественной подготовкой выпускников для сдачи ЕГЭ по русскому языку и в частности выполнения задания части «С». Прежде всего, одним из ключевых вопросов остается вопрос с необходимостью выполнения многоаспектного анализа текста, его информационная переработка, а также создание новой системы подготовки к написанию сочинения-рассуждения с опорой на жизненные ценности и приоритеты молодежи, не опуская важность многовековой литературной культуры.
Заключение
В данной статье мы проанализировали методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования. Анализ показал, что проблема выполнения части «С» ЕГЭ по русскому языку актуальна на сегодняшний день.
Изучение сочинений-рассуждений, а так же определения психологической готовности учащихся к сдаче ЕГЭ востребовано практикой школы, остро нуждающейся в конкретных данных по подготовке всех участников ЕГЭ.
ЕГЭ – как один из новых методов контроля выпускников средних школ, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Реальная картина такова, что ЕГЭ прочно вошел в систему образования, а значит, важно не столько оценивать его целесообразность, сколько искать возможные пути поддержки выпускников для успешного преодоления таких трудностей.
Успешность сдачи экзаменов зависит от системы обучения в целом. Подготовка к ЕГЭ должна быть направлена на сформированность тех навыков и функций, которые необходимы выпускнику при сдаче именно такой формы экзамена, а также на сформированность основных видов компетенций, необходимых для жизненно успешной личности.
Рецензии:
15.07.2016, 14:33 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Статья нуждается в доработке. Во-первых, необходима правка текста. Во-вторых, на мой взгляд, отсутствует новизна исследования (заявленная автором новизна не соответствует содержанию материала). Автор перечисляет всем известные требования к части «С» ЕГЭ и не предлагает собственных методических разработок по подготовке школьников к подобным заданиям. В данном виде статья не рекомендуется к публикации. С уважением, Закирова О.В.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий