Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №34 (июнь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 25.06.2016. Последняя правка: 24.06.2016.
Просмотров - 5597

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФНС РФ И МВД РФ В ЦЕЛЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Быков Роман Сергеевич

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)

студент

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


Аннотация:
В статье рассматриваются основные формы взаимодействия Федеральной налоговой службы РФ и правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок и контроля в области взимания налогов и сборов, определяются ключевые направления совершенствования совместной работы указанных органов исполнительной власти в целях пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.


Abstract:
The article discusses the main forms of interaction Federal Tax Service of Russia and law enforcement agencies in conducting field tax audits and control in the collection of taxes and fees, identifies key directions for improving joint work of these bodies of executive power in order to prevent violations of tax legislation.


Ключевые слова:
налоги; налоговый контроль; налоговые проверки; налоговые правонарушения и преступ-ления

Keywords:
taxes; tax control; tax inspections; tax offenses and crimes


УДК 336.221

Введение
Постоянный рост потребностей государства в финансовых ресурсах требует, в том числе, наличия эффективного механизма взимания налогов и сборов.
Часто на практике выявляется ряд налоговых правонарушений, которые неизбежно приводят к уменьшению поступлений обязательных платежей в бюджет. В связи с этим становится актуальной проблема повышения эффективности и совершенствования контроля над правильностью, своевременностью и полнотой взимания законно установленных налогов и сборов.

Цели и задачи написания работы сводятся к выявлению основных форм взаимодействия Федеральной налоговой службы РФ и правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок и контроля в области взимания налогов и сборов, и определению ключевых направлений совершенствования совместной работы указанных органов исполнительной власти в целях пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС РФ) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федераль­ными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов РФ, органами местного само­управления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Одним из наиболее значимых и результативных направлений является совместная работа ФНС РФ с органами внутренних дел.

Под взаимодействием налоговых органов и Министерства внутренних дел (далее – МВД РФ) следует понимать основанное на законе и нормативно-правовых актах эффективное сочетание их полномочий, методов работы и средств, присущих каждому из этих органов, в целях предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений и преступлений законодательства, регулирующего  финансовую, предпринимательскую и торговую деятельность.

Согла­шением от 13 октября 2010 г. № 1/8656, ММВ-27-4/11 установлены основ­ные формы взаимодействия ФНС РФ и МВД РФ (рис.1). В частности, к таковым относятся:

-      планирование и проведение (совместно или самостоятельно по запросу одной из сторон) мероприя­тий, способствующих обеспечению полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему и предотвра­щение нарушений действующего законодательства РФ;

-      взаимный обмен необходимыми для осуществления деятельности органов исполнительной власти сведениями, в т.ч. в электронном виде с помощью информационно-аналитических систем, представляющими интерес для обоих ведомств и непосредственно свя­занными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательством РФ;

-      проведение совместных экспертиз и консультаций по вопросам разработки новых и совершенствовании имеющихся нормативно-правовых актов.

Рисунок 1 – Основные формы взаимодействия ФНС РФ и МВД РФ при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах



Наиболее важной и эффективной формой сотрудни­чества Федеральной налоговой службы и МВД РФ явля­ются совместные выездные налоговые проверки. Органы внутренних дел могут принимать участие в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках непосредственно по запросу налоговых органов. Порядок организации таких налоговых проверок определен совмест­ным приказом ФНС РФ и МВД России от 30 июня 2009 г. № ММ-7-2-347, 495. Функцию общей коор­динации осуществляемых в процессе проведения выездных налоговых проверок мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы, который является должностным лицом ФНС РФ.

Проводится совместная выездная налоговая проверка на основании соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае наличия у налогового органа постановления следователя, при проведении выездной налоговой проверки учитыва­ются предложения по характеру, сроку и объему проверки, содержащиеся в постановлении, с учетом ограничений, установленных НК РФ.

В таблице ниже представлен перечень основных мероприятий, осуществляемых в рамках налогового контроля ФНС РФ и МВД РФ (табл. 1).

Таблица 1 - Основные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля налоговыми и правоохранительными органами

Как видно из таблицы, перечень опера­тивно-розыскных мероприятий, которые мо­гут быть проведены правоохранительными органами в рамках осуществления налогового кон­троля, гораздо шире полномочий непосредственно ФНС РФ (чем и обусловлена необходимость сотрудничества вышеуказанных органов исполнительной власти). Тем не менее, детальная рег­ламентация проведения вспомогательных форм налогового контроля при осуществлении взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел отсутствует.

Согласно официальным статистическим данным, за 2015 год правоохранительными органами было выявлено почти каждое третье налоговое преступление (рис. 2), что свидетельствует о достаточно высокой эффективности деятельности МВД РФ в сфере предотвращения экономических преступлений. При этом 69% было раскрыто сотрудниками ФНС РФ и 2% - Следственным комитетом (СК РФ).

Рисунок 2 – Статистика выявления налоговых преступлений органами исполнительной власти РФ (2015 г.)

Анализ действующего российского законодательства, регламентирующего компе­тенции ФНС РФ и правоохранительных органов в сфере борьбы с нало­говыми правонарушениями и преступлениями, позволяет сделать вывод о том, что в нормативно-правовых актах нет согласованности правовых норм, слабо проработаны вопросы о должностных лицах комплексных групп и их ответственности.

Следует отметить, что сотрудничество ФНС РФ с правоохранительными органами осуществляется на протяжении всего нескольких лет, в связи с чем существует ряд перспективных направлений совершенствования механизма взаимодействия. Рассмотрим наиболее действенные из них.

1. Повышение эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями посредством всемерного улучшения организаторской работы, составной частью которой является организация взаимодействия между отделом экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК УМВД) и подразделениями Федеральной налоговой службы.

2. Осуществление обмена опытом в целях повышения квалификации кадров, занимающихся деятельностью по выявлению нарушений в сфере налогов и сборов (с участием ФНС РФ, МВД РФ и ФТС РФ).  Достижение цели возможно посредством  проведения совместных семина­ров (конференций) и стажировок, созда­ния адаптивной образовательной среды и мно­гоуровневой системы подготовки,  осуществления совместных исследований проблем, свя­занных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений.

3. Создание единой информационно-аналитической базы данных Федеральной налоговой службы и других государственных органов исполнительной власти РФ с целью оптимизации процесса отслеживания оплаты налогов.

Так, например, информационная интеграция ФНС РФ и Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ (ГУВМ МВД РФ), начавшаяся с 2016 года, позволит контролировать уплату иностранными гражданами законно установленных налогов и сборов на территории России. Одним из этапов объединения баз данных стало обязательное требование получения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) иностранными гражданами. Именно по этому индивидуальному номеру иностранец сможет оплатить налоги в РФ (в том числе ежемесячный авансовый платеж НДФЛ за патент) и именно по ИНН иностранца формируется вся история его налоговых платежей в РФ (система фиксирует прошедшие оплаты автоматически, а данные получают и налоговая и ГУВМ).

Заключение
Таким образом, объединение баз позволит Управлению по вопросам миграции еще на границе сделать проверку своевременности оплаты НДФЛ по патенту за период, когда иностранный гражданин пребывал и трудился на территории России. В случае выявления нарушения сроков и условий пребывания иностранных граждан в России, в частности нарушения процесса постановки на миграционный учет, получения трудового (миграционного) патента и его ежемесячной оплаты, иностранный гражданин может получить запрет на въезд в РФ.

Принимая во внимание качественный и количественный рост преступ­лений в сфере налогообложения, все больше функций по борьбе с правонарушениями, в т.ч. по их предотвращению, возлагается на долю органов и подразделений МВД РФ. Применение качественно новых приемов аналитической работы и приня­тие решений с использованием информаци­онных (телекоммуникационных) технологий призвано способствовать эффективной координации деятельности пра­воохранительных и налоговых органов, выделять приори­теты в организации контрольных мероприятий. Совместная работа ФНС РФ и МВД РФ представляется одним из наиболее дей­ственных инструментов нейтрализации не­гативных явлений для экономики РФ. Совершенствование механизмов и форм взаимодействия органов исполнительной власти позволит более качественно выполнять работу по обеспечению соблю­дения законодательства и экономической безопасности РФ.

Библиографический список:

1. Сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 13.06.2016).
2. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] URL: http://info.minfin.ru/kons_doh.php (дата обращения: 13.06.2016).
3. Сайт Министерства внутренних дел РФ [Электронный ресурс] URL: https://мвд.рф/ (дата обращения: 13.06.2016).
3. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 13.04.2016) // "Российская газета", N 219, 06.10.2004.
4. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) // "Российская газета", N 173, 16.09.2009.
5. Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой" (утв. МВД РФ N 1/8656, ФНС РФ N ММВ-27-4/11 13.10.2010)
6. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник для бакалавров М.: Издательство Юрайт, 2014. 406 с.
7. Чухнина Г.Я. Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции при осуществлении налогового контроля // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2012. №2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-nalogovyh-tamozhennyh-organov-i-politsii-pri-osuschestvlenii-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 13.06.2016).
8. Джафарова З. К., Мильтзихова З.И., Джафаров А.А. Особенности и пути повышения эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №28. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-puti-povysheniya-effektivnosti-vzaimodeystviya-nalogovyh-i-pravoohranitelnyh-organov (дата обращения: 13.06.2016).
9. Кондрашов И.Б., Карагодин А.В., Михайликов В.Л. Взаимодействие налоговых органов и полиции при осуществлении отдельных мероприятий налогового контроля // Вестник БелЮИ МВД России. 2014. №2-1. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-nalogovyh-organov-i-politsii-pri-osuschestvlenii-otdelnyh-meropriyatiy-nalogovogo-kontrolya (дата обращения: 13.06.2016).




Рецензии:

25.06.2016, 18:57 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья написана на актуальную тему. в ней отражена современная информация. она иллюстрирована. имеет свежую библиографию. считаю, что статья может быть опубликована.

26.06.2016, 8:38 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статья написана на востребованную, на данной стадии социально-экономического развития РФ тему, т.к. на сегодняшний день перед налоговыми службами возникает важная задача - контроль за надлежащим исчислением, полнотой и сроками взимания налогов. Актуальность статьи выражается в необходимости разработки концепции совершенствования механизма и порядка проведения налоговых проверок – одной из важнейших основ осуществления государственного налогового контроля. Было бы не плохо несколько подробнее остановиться на выявление проблем функционирования современного налогового контроля, выявление наиболее перспективных направлений усовершенствования действующих форм и методов налогового контроля. С этой точки зрения особо важным процессом выступает организация контрольной деятельности, направленная на гармоничное функционирование налогового контроля в целом. Налоговые контроль выступает в качестве элемента налогового процесса, состоящего их трех основных элементов – налогово-учетной деятельности, камеральных и выездных налоговых проверок и как дополнение взаимодействие Федеральной налоговой службы РФ и правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок и контроля в области взимания налогов. Статья написана грамотным языком, вполне соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям и рекомендуется к публикации. С уважением В.Н.Боровский



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх