Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)
студент
Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
УДК 336.221
Введение
Постоянный рост потребностей государства в финансовых ресурсах требует, в том числе, наличия эффективного механизма взимания налогов и сборов.
Часто на практике выявляется ряд налоговых правонарушений, которые неизбежно приводят к уменьшению поступлений обязательных платежей в бюджет. В связи с этим становится актуальной проблема повышения эффективности и совершенствования контроля над правильностью, своевременностью и полнотой взимания законно установленных налогов и сборов.
Цели и задачи написания работы сводятся к выявлению основных форм взаимодействия Федеральной налоговой службы РФ и правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок и контроля в области взимания налогов и сборов, и определению ключевых направлений совершенствования совместной работы указанных органов исполнительной власти в целях пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС РФ) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Одним из наиболее значимых и результативных направлений является совместная работа ФНС РФ с органами внутренних дел.
Под взаимодействием налоговых органов и Министерства внутренних дел (далее – МВД РФ) следует понимать основанное на законе и нормативно-правовых актах эффективное сочетание их полномочий, методов работы и средств, присущих каждому из этих органов, в целях предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений и преступлений законодательства, регулирующего финансовую, предпринимательскую и торговую деятельность.
Соглашением от 13 октября 2010 г. № 1/8656, ММВ-27-4/11 установлены основные формы взаимодействия ФНС РФ и МВД РФ (рис.1). В частности, к таковым относятся:
- планирование и проведение (совместно или самостоятельно по запросу одной из сторон) мероприятий, способствующих обеспечению полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему и предотвращение нарушений действующего законодательства РФ;
- взаимный обмен необходимыми для осуществления деятельности органов исполнительной власти сведениями, в т.ч. в электронном виде с помощью информационно-аналитических систем, представляющими интерес для обоих ведомств и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательством РФ;
- проведение совместных экспертиз и консультаций по вопросам разработки новых и совершенствовании имеющихся нормативно-правовых актов.
Рисунок 1 – Основные формы взаимодействия ФНС РФ и МВД РФ при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах
Наиболее важной и эффективной формой сотрудничества Федеральной налоговой службы и МВД РФ являются совместные выездные налоговые проверки. Органы внутренних дел могут принимать участие в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках непосредственно по запросу налоговых органов. Порядок организации таких налоговых проверок определен совместным приказом ФНС РФ и МВД России от 30 июня 2009 г. № ММ-7-2-347, 495. Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения выездных налоговых проверок мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы, который является должностным лицом ФНС РФ.
Проводится совместная выездная налоговая проверка на основании соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае наличия у налогового органа постановления следователя, при проведении выездной налоговой проверки учитываются предложения по характеру, сроку и объему проверки, содержащиеся в постановлении, с учетом ограничений, установленных НК РФ.
В таблице ниже представлен перечень основных мероприятий, осуществляемых в рамках налогового контроля ФНС РФ и МВД РФ (табл. 1).
Таблица 1 - Основные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля налоговыми и правоохранительными органами
Как видно из таблицы, перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут быть проведены правоохранительными органами в рамках осуществления налогового контроля, гораздо шире полномочий непосредственно ФНС РФ (чем и обусловлена необходимость сотрудничества вышеуказанных органов исполнительной власти). Тем не менее, детальная регламентация проведения вспомогательных форм налогового контроля при осуществлении взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел отсутствует.
Согласно официальным статистическим данным, за 2015 год правоохранительными органами было выявлено почти каждое третье налоговое преступление (рис. 2), что свидетельствует о достаточно высокой эффективности деятельности МВД РФ в сфере предотвращения экономических преступлений. При этом 69% было раскрыто сотрудниками ФНС РФ и 2% - Следственным комитетом (СК РФ).
Рисунок 2 – Статистика выявления налоговых преступлений органами исполнительной власти РФ (2015 г.)
Анализ действующего российского законодательства, регламентирующего компетенции ФНС РФ и правоохранительных органов в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями, позволяет сделать вывод о том, что в нормативно-правовых актах нет согласованности правовых норм, слабо проработаны вопросы о должностных лицах комплексных групп и их ответственности.
Следует отметить, что сотрудничество ФНС РФ с правоохранительными органами осуществляется на протяжении всего нескольких лет, в связи с чем существует ряд перспективных направлений совершенствования механизма взаимодействия. Рассмотрим наиболее действенные из них.
1. Повышение эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями посредством всемерного улучшения организаторской работы, составной частью которой является организация взаимодействия между отделом экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК УМВД) и подразделениями Федеральной налоговой службы.
2. Осуществление обмена опытом в целях повышения квалификации кадров, занимающихся деятельностью по выявлению нарушений в сфере налогов и сборов (с участием ФНС РФ, МВД РФ и ФТС РФ). Достижение цели возможно посредством проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок, создания адаптивной образовательной среды и многоуровневой системы подготовки, осуществления совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений.
3. Создание единой информационно-аналитической базы данных Федеральной налоговой службы и других государственных органов исполнительной власти РФ с целью оптимизации процесса отслеживания оплаты налогов.
Так, например, информационная интеграция ФНС РФ и Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ (ГУВМ МВД РФ), начавшаяся с 2016 года, позволит контролировать уплату иностранными гражданами законно установленных налогов и сборов на территории России. Одним из этапов объединения баз данных стало обязательное требование получения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) иностранными гражданами. Именно по этому индивидуальному номеру иностранец сможет оплатить налоги в РФ (в том числе ежемесячный авансовый платеж НДФЛ за патент) и именно по ИНН иностранца формируется вся история его налоговых платежей в РФ (система фиксирует прошедшие оплаты автоматически, а данные получают и налоговая и ГУВМ).
Заключение
Таким образом, объединение баз позволит Управлению по вопросам миграции еще на границе сделать проверку своевременности оплаты НДФЛ по патенту за период, когда иностранный гражданин пребывал и трудился на территории России. В случае выявления нарушения сроков и условий пребывания иностранных граждан в России, в частности нарушения процесса постановки на миграционный учет, получения трудового (миграционного) патента и его ежемесячной оплаты, иностранный гражданин может получить запрет на въезд в РФ.
Принимая во внимание качественный и количественный рост преступлений в сфере налогообложения, все больше функций по борьбе с правонарушениями, в т.ч. по их предотвращению, возлагается на долю органов и подразделений МВД РФ. Применение качественно новых приемов аналитической работы и принятие решений с использованием информационных (телекоммуникационных) технологий призвано способствовать эффективной координации деятельности правоохранительных и налоговых органов, выделять приоритеты в организации контрольных мероприятий. Совместная работа ФНС РФ и МВД РФ представляется одним из наиболее действенных инструментов нейтрализации негативных явлений для экономики РФ. Совершенствование механизмов и форм взаимодействия органов исполнительной власти позволит более качественно выполнять работу по обеспечению соблюдения законодательства и экономической безопасности РФ.
Рецензии:
25.06.2016, 18:57 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья написана на актуальную тему. в ней отражена современная информация. она иллюстрирована. имеет свежую библиографию. считаю, что статья может быть опубликована.
26.06.2016, 8:38 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статья написана на востребованную, на данной стадии социально-экономического развития РФ тему, т.к. на сегодняшний день перед налоговыми службами возникает важная задача - контроль за надлежащим исчислением, полнотой и сроками взимания налогов.
Актуальность статьи выражается в необходимости разработки концепции совершенствования механизма и порядка проведения налоговых проверок – одной из важнейших основ осуществления государственного налогового контроля.
Было бы не плохо несколько подробнее остановиться на выявление проблем функционирования современного налогового контроля, выявление наиболее перспективных направлений усовершенствования действующих форм и методов налогового контроля.
С этой точки зрения особо важным процессом выступает организация контрольной деятельности, направленная на гармоничное функционирование налогового контроля в целом.
Налоговые контроль выступает в качестве элемента налогового процесса, состоящего их трех основных элементов – налогово-учетной деятельности, камеральных и выездных налоговых проверок и как дополнение взаимодействие Федеральной налоговой службы РФ и правоохранительных органов при проведении выездных налоговых проверок и контроля в области взимания налогов.
Статья написана грамотным языком, вполне соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям и рекомендуется к публикации. С уважением В.Н.Боровский
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий