Институт экономики и управления (СП) ФГУАО ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» Кафедра государственных финансов и банковского дела
студент 2 курса магистратуры
Рогатенюк Элана Владимировна, Институт экономики и управления (СП) ФГУАО ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», Республика Крым, г. Симферополь, к.э.н., доцент кафедры государственных финансов и банковского дела
УДК 338.2
ВВЕДЕНИЕ. Современные условия ведения хозяйственной деятельности предприятиями обусловливает необходимость поиска новых способов управления. Становится необходимым усовершенствование учета, контроля, анализа и планирования на предприятии. Также на сегодняшний день важным аспектом является комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия с целью поиска и устранения слабых мест предприятия, а также поиска сильных сторон и скрытых резервов предприятия, что позволит повысить эффективность функционирования предприятия.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Ключевые показатели эффективности необходимы для того, чтобы иметь возможность управлять бизнес-процессами и персоналом на предприятии, вносить необходимые изменения в работу предприятия, а также принимать управленческие решения, которые позволят повысить эффективность деятельности предприятия.
ЦЕЛЬ. Основной целью статьи является рассмотрение ключевых показателей эффективности для различных предприятий и их структуры и выявление основных этапов, задачи и эффективность от внедрения ключевых показателей на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
Материалы и методы: исследования и последующие выводы были построены на основании изученного материала, законодательных актов, учебников и научных статей отечественных и зарубежных ученых по соответствующей проблематике.
В процессе написания статьи нами были использованы следующие методы научного познания:
РЕЗУЛЬТАТЫ. По мнению С.В. Сысоева, Г.Г. Крок, «ключевой показатель эффективности» (КПЭ) – это показатель, по которому оценивается результативность и эффективность действий, процессов, функций управления, эффективность конкретной деятельности» [1, с.353]. По мнению Р. Каплан, Д. Нортон [2], Д. Парментер [3], У. Эккерсон [4], ключевые показатели эффективности (КПЭ) или KPI (Key Performance Indexes) являются важным инструментом для оценки эффективности и совершенствования управления бизнес-процессами крупных предприятий или организаций. По мнению С.Н. Сахнова, ключевые показатели эффективности (КПЭ) являются основным инструментом эффективного управления, которые сфокусированы на всех аспектах деятельности предприятия, учитывающие влияние и потребности внешней среды, и, главным образом, внутренних показателей [5].
При разработке ключевых показателей эффективности для предприятий необходимо выделить следующие основные критерии:
1) достоверная и полная информация для анализа и оценки деятельности предприятия;
2) взаимосвязь и согласование ключевых показателей эффективности между собой, а также их соответствие с нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
3) простота расчета показателей и их количественная измеримость;
4) экономическая обоснованность ключевых показателей эффективности;
5) максимальная привязка к той отрасли, в которой функционирует предприятие;
6) использование зарубежного и отечественного опыта, а также применение наилучших современных методик по разработке ключевых показателей эффективности для предприятий данного сегмента рынка.
Цели разработки и применения ключевых показателей эффективности представлены в таблице 1.
Виды эффективности |
Сферы применения ключевых показателей эффективности |
Цели разработки и применения ключевых показателей эффективности |
1 |
2 |
3 |
1) экономическая эффективность; |
1) в сфере финансов: |
- повышение рентабельности деятельности предприятия; - снижение уровня издержек предприятия; - увеличение объема продаж; - повышение показателей оборачиваемости; - повышение показателей ликвидности деятельности предприятия; |
2) управленческая эффективность; |
2) в сфере управления: |
- решение основных проблем в деятельности предприятия; - снижение рисков деятельности предприятия; |
3) маркетинговая эффективность; |
3) в сфере маркетинга: |
- повышение удовлетворения потребностей клиентов предприятия; - увеличение количества новых и постоянных клиентов предприятия; - сокращение количества бракованной и некачественной продукции, которая возвращается предприятию; |
4) эффективность персонала. |
4) в сфере персонала: |
- повышение производительности труда работников предприятия; - снижение текучести кадров; - повышение заинтересованности персонала в повышении эффективности деятельности предприятия. |
Источник: составлено автором
С целью создания системы ключевых показателей эффективности на предприятии, а также с целью максимального эффекта от использования ключевых показателей эффективности целесообразно выделить этапы и задачи ключевых показателей эффективности. Основные этапы, задачи и эффективность от внедрения ключевых показателей на предприятии представлены в таблице 2.
Этапы ключевых показателей эффективности |
Задачи ключевых показателей эффективности |
Эффективность от внедрения ключевых показателей эффективности |
1 |
2 |
3 |
1) определение стратегии развития предприятия; 2) разработка системы сбалансированных показателей для оценки деятельности предприятия; 3) выбор системы ключевых показателей эффективности в зависимости от формы собственности, сферы деятельности, доли на рынке, конкурентных преимуществ, отраслевых и собственных особенностей функционирования предприятия; 4) определение ключевых показателей эффективности для оценки функционирования предприятия и определение их целевых значений; 5) создание отчетности по ключевым показателям эффективности и оценка деятельности предприятия в зависимости от выбранных показателей, их целевых значений и критериев. |
1) анализ деятельности предприятия с различных сторон; 2) оценка влияния факторов внешней и внутренней среды предприятия; 3) оценка деятельности предприятия с помощью выбранных ключевых показателей эффективности; 4) поиск наиболее и наименее эффективных подразделений предприятия; 5) выявление взаимосвязей между различными подразделениями, а также поиск факторов внутри предприятия, влияющих на эффективность их деятельности; 6) разработка и обоснование принимаемых управленческих решений в зависимости от выбранных ключевых показателей эффективности; 7) использование ключевых показателей эффективности для стимулирования работы различных подразделений и различных работников предприятия. |
1) сокращение времени на осуществление оценки и анализа деятельности предприятия; 2) повышение объективности оценивания и снижение субъективности при оценке деятельности предприятия и принятия управленческих решений; 3) быстрота подготовки различных документов и отчетов о деятельности предприятия по запросу руководителей предприятия или руководителей подразделений, участвующих в принятии управленческих решений; 4) наблюдение за динамикой развития предприятия и различных его подразделений; 5) согласованность используемых показателей с оперативными и стратегическими целями предприятия. |
Источник: составлено автором
При разработке системы ключевых показателей эффективности необходимо учитывать нормативно-правовое поле, в котором функционирует предприятие, специфику его деятельности, технологические преимущества и особенности работающего на предприятии персонала. Поэтому для каждой отрасли, в которой функционирует предприятие, существуют свои ключевые показатели эффективности, помогающие дать оптимально точную оценку и провести наиболее точный анализ деятельности предприятия с целью выработки правильных и обоснованных управленческих решений.
При разработке системы ключевых показателей эффективности важным является не просто определение ключевых показателей эффективности, но и выбор и их огромного количества оптимальных и самых эффективных. Только выбор правильного и оптимального количества ключевых показателей эффективности позволит, с одной стороны, получить наиболее точные данные оценки и анализа деятельности предприятия, но и, с другой стороны, не давать излишнюю нагрузку на лиц, осуществляющих анализ и оценку функционирования предприятия. Это позволит получать наиболее достоверную информацию и принимать правильные управленческие решения в тот или иной момент функционирования предприятия на рынке.
ВЫВОДЫ. Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день оптимальной оценкой всех аспектов деятельности предприятия является система ключевых показателей эффективности. Данная система позволяет определить внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия, определить основные тенденции развития предприятия, а также выявить степень достижения тактических и стратегических целей предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Немаловажным для повышения эффективности деятельности предприятия является управление персоналом, уточнение функций каждого работника, а также осуществление контроля деятельности работников в рамках разработанных функций. Важнейшим также является контроль деятельности предприятия, контроль персонала, контроль достижения тактических и стратегических целей, а также используемые для этого методы, способы и инструменты.
Рецензии:
23.06.2016, 14:57 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статья очень хорошая но : Я являюсь доцентом этого университета, поэтому не имею права на рецензию научной статьи коллеги. С уважением Боровский В.Н.
23.06.2016, 16:59 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации.
23.06.2016, 20:13 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Статью можно публиковать.Существенных замечаний нет
6.07.2016, 13:24 Мизанбекова Салима Каспиевна
Рецензия: Статья рекомендована к печати. Мизанбекова Салима каспиевнад.э.н., профессор
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий