магистрант
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Институт образования
Н. В. Петрова, ассистент кафедры информационнных и коммуникационных технологий в образовании
УДК 81
На сегодняшний день одним из условий успешности современного образования является использование технологий электронного обучения, к которым относятся сервисы веб 2.0. Особенность сервисов веб 2.0. заключается в организации коллективной деятельности: совместный поиск и хранение информации, совместное использование фотоматериалов, медиа-материалов, совместное создание и редактирование гипертекстов, совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, карт и схем. Рассматривая возможности блог-технологии, можно отметить, что блог раскрывает свой методический потенциал преимущественно при обучении иноязычной письменной речи.
Актуальность темы определяется тем, что блог-технология имеет уникальные особенности, которые могут быть использованы при обучении письменной речи, которая является довольно сложной задачей для учащихся. Несмотря на интерес ученых к теме развития умений иноязычной письменной речи с помощью сервиса «блог» (П. В. Сысоев, C. B. Титова, Л. K. Раицкая, A. B. Филатова и др.), можно выявить ряд недостаточно изученных проблем, требующих дополнительного изучения. В большинсте своем они связаны с внедрением социального сервиса блог в учебно-воспитательный процесс. Нами были выделены следующие проблемы:
1) слабая адаптация учебного блога для образовательных целей в рамках школьного обучения;
2) недостаточная информированность учащихся и учителей о возможностях эффективного использование функций учебного блога для развития различного вида умений;
3) отсутствие у учеников необходимых навыков использования блогов с образовательной целью, с целью развития учебных умений.
Цель данного исследования заключается в анализе дидактических возможностей использования блогов для формирования умений иноязычной письменной речи учащихся. Задачи данного исследования: выделить свойства блогов, которые можно использовать при написании письменных работ учащимися; рассмотреть возможности различных видов блогов для их использования в рамках технологии веб 2.0; показать возможности технологий 2.0 для развития умений иноязычной письменной речи учащихся на примере сервиса по созданию блогов Lang-8.
Научной новизной исследования является рассмотрение социального сервиса блогов в рамках технологии веб 2.0, которая позволяет учащимся выйти на совершенно новый уровень обучения, неразрывно связанного с межличностным общением и взаимодействием с носителями языка, в тоже время позволяющего им развивать умения иноязычной письменной речи.
Термин «блог» происходит от английского слова, обозначающего действие – web-logging – вход во всемирную паутину, в которой человек ведет свою коллекцию записей. Как правило, это личные записи, напоминающие дневник [1, 63]. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к записи или своих блогах) [2, 17]. В данной работе мы придерживаемся мнения П. В. Сысоева, который считает, что блог-технология – это одна из технологий Веб 2.0, позволяющая любому пользователю сети Интернет создать личную страничку, блог (от англ. blog или weblog), в виде дневника или журнала [3, 3].
Согласно исследованию П. В. Сысоева блоги обладают следующими свойствами: публичность, интерактивность, линейность и мультимедийность [3, 2]. Публичность для формирования навыков иноязычной письменной речи может быть использована для участия в письменной Интернет-дискуссии (обсуждение просмотренного фильма, прочитанной книги, проблемных вопросов) и подготовки письменных работ на английском языке. Особую значимость имеет подготовка личных писем и эссе, которые включены в государственную итоговую аттестацию и единый государственный экзамен.
Интерактивность проявляется в возможности для учителя оставлять комментарии, а для учащихся - анализировать ошибки друг друга. Свойство линейности заключается в размещении информации в хронологической последовательности, что позволяет просматривать письменные работы за весь период их подготовки и отслеживать прогресс формирования навыков иноязычной письменной речи.
Свойство мультимедийности позволяет добавлять на страницы блога аудио и видеозаписи, аутентичные тексты и составлять краткое содержание прослушанного, просмотренного или прочитанного материала. Таким образом, учитель может отслеживать развитие навыков аудирования и чтения посредством блогов.
С. Лоу рекомендует использовать блоги как внеклассное веб-пространство, при этом выделяют блог учителя, блог класса и личный блог учащегося. Учитель может создать свой блог, где будут содержаться образцы и правила составления письменных работ на английском языке. Блог класса (в нашем случае группа блога) предназначен для организации совместной дискуссии и позволяют излагать содержание прочитанного, прослушанного иноязычного материала, аргументировать свою точку зрения. Личный блог учащегося позволяет сформировать навыки письма личного характера, навыки подготовки эссе, рецензий к фильмам и книгам. Работа в блогах не требует специальных навыков учащихся и является интуитивно понятной.
Для проведения практической части исследования, мы выбрали сервис по созданию блогов Lang-8, специально предназначенный для изучения иностранных языков (в нашем исследовании рассмотрены возможности для английского и китайского языков). Выбор данного сервиса обоснован следующими возможностями: редактирование письменных работ носителями языка, возможность исправлять работы на родном языке, находить новых друзей и общаться с ними на иностранном языке, детально разработанные критерии по оцениванию активности ведения и редактирования работ, в соответствии с которыми пользователям начисляются L-поинты. От их количества зависит расположение сообщений пользователя в общей ленте новостей.
Нами выялено, что L-поинты начисляются за следующие виды письменных работ, в ходе написания которых всесторонне развиваются умения иноязычной письменной речи учащихся, в то же время развивая навыки межличностного общения и коммуникативные навыки:
– использование необходимых языковых средств для представления в письменной форме личной информации о себе (автор блога) способствует развитию умений письменной иноязычной монологической речи;
– использование необходимых языковых средств, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блога) способствует развитию умений письменной иноязычной монологической речи;
– использование необходимых языковых средств для выражения мнения, проявления согласия, несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников и студентов) способствует развитию умений письменной иноязычной монологической и диалогической речи;
– аргументирование своей точки зрения с использованием различных языковых средств (при комментировании блога одноклассника или одногруппника) способствует развитию умений письменной иноязычной монологической и диалогической речи;
– подготовка писем личного характера (способствует развитию умений письменной иноязычной монологической речи, готовит учащихся к выполнению
задания С1 в структуре единого государственного экзамена);
– подготовка эссе различного типа (готовит учащихся к выполнению задания С2 в структуре единого государственного экзамена);
– подготовка рецензий к фильмам и книгам (готовит учащихся к выполнению задания С2 в структуре единого государственного экзамена).
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что использование блогов для подготовки письменных работ на иностранном языке способствует развитию умений иноязычной письменной речи учащихся и позволяет организовать интерактивное взаимодействие по обсуждению содержания письменных работ, проводить рефлексию собственного прогресса в формировании умений иноязычной письменной речи, формировать навыки критического мышления, что повышает качество данной подготовки. Установлено, что в ходе ведения блога ученик не только развивает навыки межличностного и межкультурного обещния, но и приобретает знания лингвострановедческого характера, которые усваиваются им в ходе взаимодействия с носителями языка. Написание письменных работ проходит в интерактивной форме, что дает возможность личностного самовыражения и высказывания своей позиции по тому или иному вопросу.
Рецензии:
27.06.2016, 21:33 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Название статьи соответствует содержанию. Соблюдены структура статьи, чёткость и логичность в изложении. Нужно ещё раз внимательно прочитать, потому что попадаются незначительные ошибки типа "В ходи исследования". Рекомендуется к публикации.
17.07.2016, 18:12 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич Отзыв: Если руководитель и студент имеют в виду термин в дистанционном обучении "БЛОГ", используемый в качестве одного из вариантов принципа дидактики системно-деятельностного характера, включающего интерактивность, но в то же время распределённую по времени, то рецензент не возражает против публикации. Если же это не так (а похоже, что они претендуют на какую-то универсальность, большую даже, чем выразил рецензент), то другие, уже действующие методы использования электронных средств учебного назначения, включая мультимедийные инструменты, скайп-обмен, электронные микро-словари справляются и без интерпретации их как некий "блог", который привязан исключительно к Интернет-общению. Хотя имеющиеся программные средства типа Lang-8 надо осваивать для ведения собственной "истории" освоения языка. И всё же главное - это вербальное качество освоения иностранных языков. Как-то поскромней бы, поменьше "винегрета". С замечаниями Г.В. Поповой согласен, что технологии электронного обучения и блог-технологии не одно и то же. |