студентка
Оренбургский Государственный Педагогический Университет
студентка
Научный руководитель: Левченко Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, кафедра общей педагогики
УДК 373.1
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью» (Л.Н. Толстой).
Введение.
Вопрос активизации познавательной деятельности является одним из актуальных вопросов педагогической науки, на который универсального ответа до сих пор не нашли. Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Концептуальные положения, методы, удачные методические приемы предложены Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым и А.В. Хуторским.
Актуальность. Информационные технологии развиваются все быстрее и быстрее, а у школьников появляются новые приоритеты, иные способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать уровень сложности учебного материала. Но чем сложнее ученику воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее удержать его внимание и активность на уроке.
Цель работы – рассмотреть различные методы, приемы и способы активизации познавательной деятельности школьника.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Научная новизна работы заключается в обнаружении зависимости активности учащегося в познавательном процессе от других сфер деятельности.
И.Ф. Харламов рассматривает активность в познании как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями»[1]. А Т.И. Шамова смотрит на познавательную активность как на «качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения»[3].
В активизации познавательной деятельности играет большую роль побуждение учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных тезисов, смысла. Ведь без осмысления учениками структуры материала, понимания хода рассуждений по какой-нибудь проблеме активность учеников будет минимальна. Для этого не исчерпаны возможности традиционных методов активизации познавательной деятельности учащихся:
Деятельность ученика на разных этапах усвоения знаний зависит от физических и умственных способностей, а так же от воспитания ученика. Следовательно, стремление ученика к обучению зависит не только от ученика и учителя, но и от родителей, которые дают основу всего воспитания. Если родители не дают должного воспитания своему ребенку, то учитель может только поправить, но никак не изменить в корне воспитание своего ученика.
Чтобы учащиеся понимали необходимость активности в получении знаний, учитывают различные факторы, побуждающие учеников к активности. Это, например, профессиональный интерес, заключающийся в актуальности проблемы, рассматриваемой на уроке. Для этого учителя стараются составлять план урока таким образом, чтобы ученик был заинтересован в получении им знаний на уроке. Также к этим факторам относятся творческий, игровой характер форм и предлагаемых заданий и состязательность взаимодействия.
Для активизации познания учеников, заинтересованности в учении используют наглядные пособия, ставят различные эксперименты. Констатируем факт, что современные ученики увлекаются различными видами гаджетов, компьютерами, роботами, электроникой. Соответственно, можно выявить пункты взаимодействия современных технологий с давней проблемой активизации познания. Так, планы уроков могут содержать необходимый учебный материал в необычной форме – в форме игры, презентаций на интерактивной доске, которые включали бы в себя анимацию, возможность выбора варианта ответа и другое.
На данный момент разработаны приемы активизации познавательной деятельности, в числе которых прием проблемного обучения, прием алгоритмизированного обучения, прием эвристического обучения, прием исследовательского обучения и прием наблюдения. Перечисленные приемы активизации разнятся по построению урока, так как включают в себя разные способы доведения до учеников информации. Следовательно, и приемы обучения играют большую роль в активизации познавательной деятельности.
Обучение обладает возможностью выявления потенциала у каждого школьника в развитии способности размышления и творческих способностей. Этот потенциал нужно увидеть и раскрыть в каждом человеке, уметь его развивать и применять в нужном обучающем русле. Для этого к активизации познания надо подходить не только с алгоритмической точки зрения, но и с творческой. Творческая деятельность ученика рассматривается как высшая форма проявления познавательной деятельности, которая взаимосвязана с выходом за пределы рассматриваемой проблемы, с поиском новых оригинальных, способов ее решения.
Так какие же способы активизации познавательной деятельности существуют сейчас?
Основными способами активизации познания являются:
Полезно использовать на уроках самостоятельное выделение школьником самого смысла в речи учителя. Это способствует лучшему вниканию в сущность новой темы, мысленно разделять материал на важные логические части. Однако важно, чтобы учащийся самостоятельно занимался саморазвитием.
Используя разные способы, методы и приемы активизации познания школьников, учителю необходимо учитывать возможности учеников, условия обучения в школе, а так же метод обучения, который используется в классе на данный момент.
Для достижения лучшего результата в познавательной деятельности учеников можно использовать не только наглядные пособия и учебники, но и множество достижений науки: интерактивная доска; компьютерные программы, ориентированные на получение знаний, а так же другие инновации.
Заключение.
Таким образом, необходимость мотивирования ученика, активизации его познавательной деятельности в соответствии с его интересами и увлечениями, профессиональной направленностью и мышлением имеет непреходящее значение. Требуется постоянное внимание к данной проблеме не только со стороны ученых, но и педагогов-практиков.
В соответствии с опытом учителя, формируется его профессиональный почерк, при помощи которого раскрывается весь творческий потенциал и мастерство за счет многообразия форм, методов, приемов и способов активизации познавательной деятельности ученика.
Рецензии:
28.06.2016, 16:55 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья написана доступным языком, имеет прозрачную структуру, логически выстроена. Рекомендуется к печати.
28.06.2016, 18:22 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: рекомендуется к печати
28.06.2016, 19:38 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и интересна. Структура работы логична и композиционно завершена. Исправьте в тексте номер ссылки на литературу. Может быть рекомендована к печати.